17. Князь Довмонт. Псковский чудотворец. XIV век

Ирина Воропаева
ГОРОД  БАРСА. Сборник очерков, посвященных истории Пскова.

                «В славном и Богом хранимом граде Пскове…»
                Псковская летопись.
**********
Иллюстрация: - Святой воин. Фресковая роспись в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова м-ря на Вологодчине. Дионисий. XV век.
- Псков, Троицкий собор. Рака с мощами Псковских чудотворцев. Современный вид.
- князь Довмонт и княгиня Мария, псковская икона, XV век (Третьяковская галерея, Москва).
Надпись на иконе: «благоверный князь Довмонт во святом крещении Тимофей. благоверная княгиня Мария во иноцех Марфа».
**********
          17. КНЯЗЬ  ДОВМОНТ. ПСКОВСКИЙ  ЧУДОТВОРЕЦ. XIV ВЕК.   
               
    В этой главе рассказывается о судьбе супруги князя Довмонта Марии и о том, как  после своей кончины князь Довмонт, наряду с князем Всеволодом-Гавриилом Псковским, был возведен псковичами в статус небесного защитника города, который оберегал с мечом в руках до последнего вздоха при жизни. 

                СУДЬБА  КНЯГИНИ  МАРИИ. 1317.

«Княгиня Мария после смерти мужа постриглась в монастырь, а после своей смерти была также причислена к лику святых. Она почитается как образец любящей, верной, добродетельной супруги».
         Житийная литература.

                Что снегу-то, снегу на церковном пороге
                Нанесено ногами людскими.
                Лики святых на иконах строги.
                И ты, и я теперь между ними.


    Псковские краеведы XIX столетия считали, что вдова Довмонта, княгиня Мария,  умерла через год после своего мужа, то есть в 1300 году. Если это так, то ее жизнь, вероятнее всего, забрал тот же мор. Однако это вряд ли справедливо. Недавно московская исследовательница Л.В. Столярова вновь обратилась к изучению рукописного Служебника начала XIV века, изготовленного в Пскове. В его тексте имеется плохо прочитываемая запись, которая была сделана вскоре после написания этой рукописной книги и содержала сообщение о кончине благоверной княгини Марии. Дефектный текст, по мнению исследовательницы, следует читать следующим образом: «В лето 1317 преставися раба божия княгиня Мария Домонтовая ноября в 6 на память святого Павла Исповедника».

Таким образом, можно заключить, что «княгиня Домонтовая» на 18 лет пережила своего мужа. Второй раз замуж она не выходила, по обычаю знатных русских женщин приняла постриг в псковском монастыре, где и скончалась в 1317 году. Сколько она прожила лет, также можно только гадать, ведь дата ее рождения неизвестна. Если она была дочкой Александра Невского, то лет 60. Если внучкой – лет на пятнадцать меньше.

    В старину даже богатые и знатные женщины жили жизнью весьма суровой. Они выходили замуж по воле родителей, во всем подчинялись мужу, занимались домом, рожали и растили детей, молились… они много молились…  оставшись «госпожами на вдовьем стольце» и вырастив детей, то есть до конца выполнив свой долг, постригались в монастырь, где молитва оставалась уже их единственным времяпрепровождением – до самой смерти…

    Княгиня Мария приняла постриг и была похоронена в псковском Рождества Иоанна Предтечи (Ивановском) женском монастыре в Завеличье, основанном, согласно согласно не подтвержденному церковному преданию, теткой ее мужа, княгиней Евфросиньей-Евпраксией Рогволдовной, возле собора, строительство которого по данным исследований датируется XII-тым веком… и с самых давних времен монастырь превратился в место пребывания и погребения представительниц псковских княжеских семей. Гробница Марии располагалась возле южной стены собора. Рядом с нею, немного ближе к алтарю, находилась гробница невестки Марии, жены ее сына Давида – Наталии.
    В поздних синодиках Мария именуется иноческим именем Марфа. В «Описаниях» Иоанно-Предтеченского монастыря позапрошлого столетия приводится запись, гласившая: «Гробница под спудом благоверной княгини схимонахини Марфы. Память ей совершается ноября 8 числа. Поется всенощная за упокой. Також литургия за упокой. По церквам раздается на поминовение 40 пометок. А в пометках пишется четыре имя. Мощи не свидетельствованы».

    Бесспорно, что  благоверная княгиня пользовалась местным почитанием… еще бы – ведь она была женой особенно знаменитого князя, его слава распространилась и на нее… в конце концов она превратилась в местночтимую святую. Есть и ее иконы. Конечно, они совершенно условны… вот, к примеру, на одной из современных икон Мария изображена симпатичной смуглянкой лет 30-ти, облаченной в черное монашеское платье. Самое древнее ее изображение помещено на уже не раз упомянутой Мирожской иконе. Позднее ее также рисовали вместе с мужем, подписывая ее изображение и мирским, и монашеским  именем. И сочинили ее Житие, которое только и может огласить, что жила, вышла замуж, была хорошей, верной, терпеливой, любящей женой… и умерла в свой черед, и не забыта… и это справедливо, потому что жены занимают в жизни даже самых великих людей важное место, созидая домашний очаг, где можно отдохнуть и отогреться душой, и потому достойны всяческого уважения. Верные жены делили с мужьями и радости, и беды – кому что было суждено…

    Княгиня Мария Псковская, жена князя Довмонта, имела свою собственную судьбу, свое собственное лицо. И хотя ее житийный образ идеализирован, и никто теперь не знает и не скажет, какой на самом деле была эта столь далекая от нас средневековая княгиня, какой внешностью, каким характером она обладала, была умна или глупа, добра или зла, красива или не очень, но как не признать, что и ей также выпала не самая безоблачная доля, не самый легкий крест – но она пронесла его на своих плечах через всю свою жизнь. Легко ли быть женой человека, главный долг которого – рисковать своей жизнью в бою, защищая других, чей меч всегда лежит рядом с его изголовьем… а она была его женой. Она провожала мужа и в его последнюю битву… В одной статье сказано, что «на подвиг защиты Русской земли и Православной Церкви князя Довмонта вдохновляла и его супруга княгиня Мария, внучка Александра Невского». И ведь это отнюдь не преувеличение.
    Память святой благоверной княгини Марфы совершается 8 ноября (по новому стилю – 21 ноября). Этот день выбран для ее поминания как день ее кончины. Кроме того, она поминается в Соборе Псковских Святых (третья неделя по Пятидесятнице, июль).

                ПСКОВСКИЙ  ЧУДОТВОРЕЦ. XIV  ВЕК.

Память благоверного князя Довмонта (во святом крещении Тимофея) Псковского 20 мая (2 июня) в день преставления и в Соборе Псковских Святых.      


    Главным основанием для причисления к лику святых (канонизации) является дар чудотворения. Чудеса могут проистекать и от мощей усопшего. Святые делятся церковью на лики (разряды). По отношению к великим князьям, членам великокняжеской и царской семьи используется определение «благоверный», то есть исповедующий истинную веру.   
    Старинная Повесть о Довмонте не содержит описания связанных с ним послесмертных чудес, рассказав только о его прижизненных деяниях. Составитель более поздней, так называемой Распространенной редакции Повести – его церковного Жития, отчасти исправил этот пробел - через 300 лет после кончины князя. Житие cвятого князя Довмонта: «Исходит от честных мощей блаженного вместо мира благовонная теплота некая и видна бывает, как зимой в оконцах храма, в скважинах гроба, измерзает, в белый иней чудно превращается». Древние каменные соборы строились холодными, иней зимой расписывал их стены поверх фресковых картин… белый, пушистый, полупрозрачный иней… 
         
    Князь Довмонт был защитником Пскова, в городе уважали и ценили его еще при жизни, а после смерти всем ой как стало его не хватать. Святость представляется прерогативой церковной, но не даром великие подвиги называют священными, а память людей, их совершивших со всем самоотвержением и беззаветной храбростью, окружают благоговейным почитанием, относясь ко всему, что связано с ними, как ко святыне.   

    Местное почитание князя Довмонта началось в Пскове практически сразу же после его кончины, еще в 14-том веке, и достигло апогея в веке 15-ом. В конце концов он был официально канонизирован, что превратило его в общерусского святого. Когда мощи Довмонта перенесли с прежнего места его погребения из Тимофеевской церкви в Троицкую, летописи не говорят, но однажды это было сделано, - и князь Довмонт с честью упокоился в главном городском соборе. Были сочинены приличествующие церковные песнопения, молитва к к святому князю Довмонту гласит:
 
«и ныне во свете Пресвятыя Троицы предстоя,
моли Христа Бога сохранити и спасти православныя люди
и град твой от безбожных агарян,
и латин нашествия…»
   
                СЕВЕРНАЯ НЕДРЕМЛЮЩАЯ СТРАЖА.

    У сильной Псковской республики все должно было быть свое – и свобода, и финансы, и войска, и святыни, и святые тоже. В этом отношении прославление и без того некогда прославленных князей служило возвеличиванию Пскова как нельзя лучше. Это следует иметь в виду.   
    Однако первоначальное послесмертное почитание князя Довмонта было, конечно, больше связано не с чудесами исцелений, как повествует церковное предание, проистекавшими от его гроба (как и не с обретением его мощей, которого, видимо, и не было – перенос гроба к обретению не прировняли), а с той ролью защитника Пскова, которую он исполнял при жизни, – и, как хотели верить, как верили псковичи, продолжал исполнять после смерти… они видели в нем своего небесного могущественного заступника, продолжающего охранять русскую землю от врагов и бедствий. Недаром и в церковном почитании Довмонт был прославлен именно в лике святых воинов.

    На русском севере, в глубинках, сохранились до наших дней очень древние, построенные семь и восемь веков назад каменные церкви – и в них уцелели настенные росписи. Таких церквей мало, можно сосчитать по пальцам, но они есть – Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове (XII век), Георгиевский собор в крепости  Старой Ладоги (XII век), церковь Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре на Вологодчине (XV век). В этих произведениях древнерусского искусства присутствует одна общая особенность - среди персонажей храмовых фресок много изображений святых воинов.
    «В ладожском крепостном Георгиевском храме из сохранившихся фигур святых, изображенных отдельно, вне композиций, абсолютное большинство принадлежит святым воинам-мученикам. Среди них — святые Савва Стратилат (военачальник) и Евстафий Плакида на откосах арки дьяконника, святой Христофор на южном склоне этой же арки, святой Агафон на южной стене храма и святой Иаков Перский (Персидский) на той же стене, под сценами «Страшного Суда». Составляя единый комплекс со сценами жития святого Георгия, которому посвящен храм, эти и другие, не сохранившиеся, фигуры святых воинов  представляли собой мощный пласт воинских изображений».
    В Рождественской церкви Ферапонтова монастыря на Вологодчине, где творил свои бессмертные шедевры знаменитый Дионисий, восемь изображений святых воинов. Исследователи пишут, что «Изображения святых воинов в церквах выражают чаще всего идею защиты. В Древней Руси со святыми воинами связано много преданий, в которых они выступают как спасители от всякого рода напастей или нечистой силы (смущающей праведников), как помощники русских воинов в борьбе с врагами, как герои, побеждающие страшных чудовищ. Подвиги святых воинов – персонифицированное выражение народного духа. Восемь святых воинов изображены на столпах храма Рождества Богородицы. Своим обликом – в ратном облачении, со щитами, мечами, копьями, луками и стрелами – воины призваны не устрашать, напротив, эти образы пробуждают в людях благородное желание защищать справедливость».
    («Дионисий. Фрески церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря».   Е.Андрюшина.) 

    Прежде, чем быть прославленными в лике святых, эти воины совершали свои ратные подвиги и подвиги веры при своей земной жизни, и их ряды неуклонно пополнялись. Северная недремлющая стража. Изображенные на фресках, в доспехах, с оружием в руках, они выглядят так, будто и доныне несут свою службу, всегда готовые к бою по первой тревоге. 

    Согласно вере и преданиям псковичей, своими благодеяниями благоверный князь Довмонт не оставлял Псков и после своей смерти. Житие: «И по сей день говорят, благоверный великий князь Гавриил-Всеволод, чудотворец, и всеблаженный князь Тимофей-Домант Бога молят о спасении Пскова от нашествия иноплеменников удерживают». По давней традиции приписывая победы помощи сверхъестественных сил, летопись повествует, что молитвами благоверного князя Довмонта были одержаны победы псковичей над немцами в 1341 и 1343 годах.
    Хотя помощь требовалась и ранее, и позднее – войны не прекращались.
(Декабрь 2012г.)
**********
Продолжение: http://www.proza.ru/2014/11/28/468

Содержание сборника «Город Барса»: http://www.proza.ru/2014/11/27/844