Сделка

Валерий Брусков
СДЕЛКА

                Не  меняются  только  самые  мудрые  и  самые  глупые.       
                Конфуций
       Дьявол осторожно наколол на крайнюю иглу своего трезубца великолепный белый гриб, стоящий на пригорке, аккуратно, как учили, отодрал его от родной грибницы, и с трезубцем в вытянутой лапе пошёл к Борису Абрамовичу.
       Рабинович, уже привыкший не благодарить вслух своего необычного спутника по тихой охоте, лишь слегка кивнул головой, снял предложенный ему подарок с опалённого огнями Ада трезубца, и положил в свою корзинку.
      Они пошли рядом и Дьявол, сдвинув на узком лбу кустообразные рыжие брови, снова зарыскал интересующимся взглядом по сторонам, выискивая новую добычу. Он слегка прихрамывал, припадая на правую, человеческую ногу, босая ступня которой была уже основательно исколота сосновыми иглами и сучьями, а левая, с козлиным копытом, регулярно проваливалась в мягкий и толстый лесной мох.
       Рабинович всегда по-дружески сочувствовал козлорогому и козлобородому, привыкшему ходить по гладкому и каменистому дну родной Преисподней.
       - Сколько ты уже потерял?.. – спросил вдруг Дьявол.
       - Чего?.. – сразу не понял Борис Абрамович. – Грибов?..
       - Да денег же, конечно! – возмутился Дьявол его тоже традиционной непонятливости, казавшейся ему всегда слишком демонстративной.
       - Ты - классный провокатор… - погрозил Рабинович Дьяволу пальцем. – Ты хронически нарушаешь условия нашего договора…
       - Нет, я всего лишь пытаюсь хоть слегка реабилитировать свою профессиональную пригодность… - легко нашёлся Владыка Ада.
       Рабинович хмыкнул, засовывая в корзинку очередной гриб.
       - Я считаю не деньги, а идеи, и ты это давно прекрасно знаешь.
       - Идеи стоят дёшево, если они дорого не оплачиваются… - у Дьявола это было уже на уровне инстинктов.
       - Опять – двадцать пять…
       - Извини, инерция мышления… - ничуть не смутился Дьявол. – Я всё никак не могу понять человека, который регулярно посылает максимум финансовых сторон своей жизни на минимум букв русского алфавита…
       - А чего тут понимать? На иврите количество букв в соответствующем выражении несколько больше…
       Дьявол тоже хмыкнул.
       - А я вот на досуге подсчитал. С последней, Нобелевской премией, от которой ты традиционно отказался, тебе не досталось около пяти миллионов долларов. И не жалко?..
       - Чего? Денег или премий?
       - Денег, разумеется!
       - Нет! – веско сказал Рабинович, ни секунды не подарив раздумьям сомнений. – Диплом мне вручают в любом случае, а деньги…
       Он посмотрел непонятливому Дьяволу в его горящие красным алчным пламенем глаза.
       - Да, любой из этих премий хватило бы мне на всю оставшуюся жизнь, но мне все эти годы никак не удаётся внушить тебе слишком элементарные вещи. Для меня мои открытия гораздо важнее причитающихся за них денег! Денег мне хватает!
       - На что?.. – насмешливо поинтересовался Дьявол. - На метро, сигарету с фильтром, банку пива и бутерброд с доперестроечным сыром?.. А как же шикарные иномарки, роскошные коттеджи, омары и ананасы в шампанском?.. Ты бы мог позволить себе гораздо большее!
       - У нас с тобой разные уровневые категории Бытия,  – терпеливо читал Рабинович свою главную многолетнюю нотацию. – Моя пенсия, моя профессорская зарплата и мои гонорары за лекции – этого вполне достаточно человеку, уже вырастившему детей.
       - А машина?.. А вилла? А поездки за рубеж?!
       - Машина?.. – рассеянно переспросил Рабинович. – Вилла?.. Поездки на симпозиумы мне оплачивает Академия Наук, а что касается остального… Для нормальной человеческой жизни мне хватает и моей двухкомнатной квартиры, а машина больше нужна тому, кому нечем занять голову кроме запчастей, гаража, бензина и правил дорожного движения. Я свободен от всего этого для Чистой Науки, поскольку, как ты знаешь, люблю ходить пешком и потому могу забивать свою голову до отказа Высшими Материями.
       - И это всё?.. – опять недоверчиво хмыкнул Дьявол.
       - Этого ДОСТАТОЧНО для полноценной Жизни!
       Дьявол, не прокомментировав чужой пафос, опять ушёл в свободный поиск и вернулся с очередным грибом.
       - В прошлый раз тебе дали премию за это, как его… - он морщил косматый лоб от непривычной для его мозгов работы. – Синь… Син… В бозе?..
       - Сингулярность и бозоны – носители квантов гравитации… - уточнил Рабинович.
       - А теперь – за какие-то струны?.. – Дьявол пытался демонстрировать свою осведомлённость.
       - За струнное строение Пространства Вселенной, - вдохновенно загорелся Рабинович без спичек, от одной искры костра Ада.
       - Но ты же раньше долдонил мне про кварки или шкварки, из которых жарится и парится всё в этом мире, включая и мою Преисподнюю…
       - Всё это разные проявления одного явления. Когда надо, это кварки, когда не особо – струны.
       - Ещё десяток твоих отказных премий и я брошу свою грязную работу с вредными условиями труда, уйду на пенсию по горячей сетке, и устроюсь к тебе младшим лаборантом, тем паче, что кое-что в физике я с твоей помощью уже усекаю. Возьмёшь?..
       - Возьму, почему бы и нет? – рассеянно сказал Рабинович, параллельно думавший о гораздо более серьёзных вещах. – Только вот когти тебе придётся обстричь, а то кнопки нажимать не сможешь…
       Дьявол совершенно машинально посмотрел на свои мохнатые и корявые лапы, годные только для удержания трезубца.
       - Ты знаешь… - сказал он задумчиво. – Когда-то я заключил с тобой сделку, будучи абсолютно уверенным в собственном успехе, но за эти годы ты меня, похоже, перевербовал, и я теперь готов подписать с тобой трудовой договор на любых ТВОИХ условиях…
       - А что… - поддакнул Рабинович. – В Серпухове на новом ускорите жуткий дефицит хороших кадров. Ты – башковитый малый, и под моим чутким руководством…
       - Знаешь, а ведь ты – мой первый сбой за целую Вечность… - вздохнул Дьявол, но без слишком уж заметного огорчения. – Люди продавали  мне души, получая исключительные способности и обретая соответствующие им деньги, которыми и утешались, теряя взамен и души, и те же способности… А вот с тобой нашла моя коса на твой камень…
       - Да не страдай ты так! – Рабинович панибратски похлопал ретивого служаку Ада по дремучей шерстью спине. – И на старуху бывает сексуальный маньяк… Один шанс на миллиард или даже на триллион. Пойми ты, адский дурашка, заключая с тобой сделку, я думал о двух вещах: Наука и Слава. То и другое я теперь имею, и буду иметь до самой своей смерти, а Славу – и после неё. А деньги… Деньги есть только до первого уличного грабителя или очередного дефолта…
       - Я всё понял! – сдался Дьявол. – Но нисколько не огорчён, если тебя эта малосущественная деталь интересует. Мой до Идеала отточенный профессионализм впервые расквасил себе нос, но мне почему-то нравится утирать после тебя кровавые сопли…
       Рабинович насмешливо посмотрел собеседнику в красные глаза, взгляд которых уже не казался ему демоническим.
       - Так тебе зарезервировать место в моей лаборатории?..
       Дьявол оскалился, но с не вполне понятной интонацией.
       - Кто знает…
       Он посмотрел себе под ноги – копыта.
       - Ладно, мне пора… Дела заждались… С теми, кто тебе – не чета… У тебя свои главные функции, у меня свои регулярные обязательства. Пока!
       - До встречи! – Рабинович привычно отвернулся, взялся рукой за ствол молодой сосны, чтобы не потерять равновесие, и задержал дыхание.

       …За спиной трескуче сверкнул огонь, отбросив его тень на деревья; земля качнулась, раскалываясь, как он подозревал, трещиной до глубин Ада, и всё вернулось на круги своя.
       Дотерпев до истощения запасов кислорода в лёгких, Рабинович сделал новый вдох.
       Серой пахло не особо: лесной воздух быстро разбавил её своими свежими фитонцидами.
       Рабинович обернулся, но вокруг уже не было никого. Борис Абрамович вздохнул со сложным настроением, и продолжил сбор грибов.
       Он ЗНАЛ, что до его следующей встречи с Дьяволом времени осталось совсем немного…

                Чёрт –
                с  вами!
                Если  ему
                так  надоело
                быть  со  мной…