Что такое церковь и при чём тут Христос

Башко Максим
В данной заметке постараюсь порассуждать на тему церкви. Что это такое, почему это понятие ныне у многих неправильно ассоциируется, например, только лишь со зданием или самой религиозной организацией. Однако учение Христа и Его апостолов содержало и содержит совсем другое понимание самой сути Церкви Божией.

Итак, в Библии слово "церковь" упоминается, если я правильно посчитал, 107 раз, слово "церковный" - 1 раз. Ещё в нескольких местах речь идёт о церкви, но самого слова нет.

И во всех без исключения случаях (если не принимать во внимание погрешности Синодального перевода в сравнении с подстрочником с греческого) под церковью понимается собрание верующих, верующих во Христа, то есть христиан. Кстати, в переводе с греческого слово "экклесия" и означает собрание.

"Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. " - Матфея, 18:15-17

Здесь мы видим чёткий посыл от Спасителя обращаться к собранию, некой общности людей, последователей Христа. Под церковью понимается сообщество единомышленников в количестве более двух людей.

"Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви." - Деяния, 2:47

Прилагал к церкви - значит, присоединял к тому сообществу уверовавших во Христа, а вовсе не вынужденных ходить в какое-то здание и совершать непонятные ритуалы и обряды, а ещё иногда и на незнакомом языке.

"Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу." - Деяния, 12:5

Итак, везде, где ни встречалось бы это слово, имеется чёткий отсыл именно к сообществу людей, а не организации и зданию.

В некоторое заблуждение, по-моему, могут ввести отдельные фразы из посланий Павла, например:

"Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас. Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его. Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы." - Колоссянам, 4:14-16

"Павел и Силуан и Тимофей - Фессалоникской церкви в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа." - 2-е Фессалоникийцам, 1:1-2

В них слово "церковь" употребляется вместе с прилагательным, обозначающим местность: Лаодикия, Нимфан, Фессалоника (Салоники) и т.д. Естественно, Павлу было легче вести диалог не с "толпой" верующих, а через рукоположенных им же или другими апостолами и учениками Христа служителей - епископов, пресвитеров, пасторов.

Конечно же, уже "тогдашняя" церковь имела таких сопастырей. Однако всем таким "сопастырям" было заповедано лишь присматривать и наставлять "стадо", а вовсе не подменять собой Господа. Вот, что писали апостолы Павел и Иоанн о таких случаях:

Павел:
"Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею. Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;" - Деяния, 20:26-29

Иоанн:
"Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами и не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви." - 3-е Иоанна, 1:9-10

Здесь видно, что уже в первоапостольские времена появлялись люди, желавшие заполучить себе славу, которая принадлежит только Господу.

 Логично предположить, что под словом "экклесия" можно было бы понимать и здание, в котором собиралась паства. В Синодальном переводе это можно увидеть (если захотеть) в следующих строках:

"Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит. Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих; ибо неприлично жене говорить в церкви." - 1-е Коринфянам, 14:34-35

Но, если принимать во внимание значение слова "экклесия" как "собрание", то станет понятно, что имеется в виду вовсе не здание, а встреча верующих, например, с целью молитвы, заслушивания посланий, преломления хлеба или просто для бесед на тему спасения и веры в Иисуса. Таким образом, данные стихи можно рассматривать как не совсем точно переведенные ("жены ваши в церквах да молчат" --> лучше "жены ваши в ходе собраний церквей да молчат"; "ибо жене неприлично говорить в церкви" --> "ибо жене неприлично говорить в собрании церкви").

Один из наиболее "уязвимых" стихов в плане возможной интерпретации "эккслесии" как здания, является следующий:

"Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины."

В редакции Восточного перевода смыслового (CARS): "чтобы, если я и задержусь, ты бы знал, как следует вести себя в доме Всевышнего. Этот дом - святой народ верующих, принадлежащий живому Богу, опора и утверждение истины... ) - 1-е Тимофею, 3:14-15

Здесь можно подумать, на основе Синодального перевода, что дом - это церковь. Но на самом-то деле Павел говорит о том, как надобно Тимофею вести себя на собрании церкви, то есть верующих. И месту собрания тут вовсе не придаётся значения, но самому факту.

Итак, Церковь - это собрание. А что же, в свою очередь, означает церковь, как собрание людей, для Господа Бога?

Сообразно тому, как наше тело состоит из частей, вместе скрепленных, так и церковь является ничем иным, как Телом Христа. Вспомним, как писал об этом апостол Павел:

"...и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем." - Ефесянам, 1:19-23

"Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь, которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие..." - Колоссянам, 1:24-25

Остался ещё один стих, который вообще не связан со зданиями, но на котором, возможно, построена одна из доктринальных основ Католической церкви - это "первоапостольство", якобы данное Петру Христом. Поводом является вот этот стих:

"...и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют ее" - Матфея, 16:18

Конечно же, дословное цитирование, на первый взгляд, безоговорочно говорит о том, что Церковь якобы стоит и построена на Петре-камне. Однако, не впадая в горячку прочитанного и вырванного из контекста, постепенно анализируя, можно придти к выводу, что речь идёт вовсе не на Петре, а на истине, том "камне", который сам Пётр изрёк: "Ты — Христос, Сын Бога Живого" (Матфея, 16:16). Далее просто идёт своеобразная игра слов: Пётр - Petroz, камень - petra. Именно petra, а не Petroz, имеется в виду под словом "камень", на котором будет основана Церковь. То есть не Пётр, а истина, которую он сказал. Более того, нигде в новозаветных книгах не упоминается Пётр как основа церкви, но всюду только верующие и только Иисус. Ведь Пётр - такой же сослужитель, как и другие апостолы, равный всем.

Кстати, данной точки зрения придерживаются не только протестанты, но также православные, "недолюбливающие" католицизм за его фактические стремление делать непогрешимым папу римского... В том числе не в последнюю очередь по причине этого стиха.

Подводя краткий итог своему небольшому исследованию, скажу следующее. Под словом "церковь" в Библии понимается собрание, сообщность верующих во Христа, то есть христиан.

В то же время в некоторых местах в Библии церковь, по сути - народ Божий, сравнивается также с образом невесты Христа. Вот, например, как Иоанн пишет в Откровении:

"И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. ... И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога."- Откровение, 21:2, 9-10

Для тех, кто не сильно вдумывается в смысл сказанного через апостолов, может показаться, что они ... .мммм.... бредят. Один говорит, что церковь - это Тело Христа, другой - что это Невеста Агнца. Однако таких мыслей не возникнет у того, кто внимательно читает Библию, исследует её, а не просто листает, выискивая "удобные" для себя стихи.

Вот, что сказано ещё в ветхозаветные времена про мужчину и женщину, про жениха и невесту, про мужа и жену:

"И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть." - Бытие, 2:23-24

Таким образом, никакого противоречия нет и быть не может. Тело Христа - это Церковь, которая в настоящее время пребывает на Земле. Её оставил от себя здесь Иисус, посеяв Её семя для произрастания. Это - все истинно верующие в Спасителя, принявшие Его и ожидающие момента, когда Он придёт, чтобы взять себе Невесту, навечно соединившись с Ней. И тогда наступит истинное Царствие Христа, как описано в книге Откровения.

Здоровья и мира всем. Аминь.