Часть45

Кузьмин Иван Николаевич
20 марта 2003 года скоропостижно умер мой близкий друг В.Н.Марков. На гражданской панихиде в Центральной клинической больнице В.С.Черномырдин нашел удивительно глубокие и безупречные в литературном отношении слова в память этого замечательного человека.

Конец 2003 и начало 2004 года ознаменовались моим тяжелым и продолжительным заболеванием. В связи с неудачным приемом нового лекарства у меня открылось желудочное кровотечение, и я был доставлен машиной скорой помощи в хирургическое отделение госпиталя ФСБ. Там  в результате двухнедельного лечения был достигнут положительный результат, однако одновременно ухудшилась работа сердца, и я был на три недели переведен в кардиологическое отделение. 14 января  был выписан из госпиталя. И тут, дома, буквально на следующий день, у меня, совершенно внезапно, случился инсульт. Также и в этот раз я был срочно доставлен в госпиталь ФСБ, теперь уже в неврологическое отделение, где в течение недели находился в блоке реанимации и интенсивной терапии. Затем до 23 февраля последовало обычное лечение, к которому подключалась доктор Мацкевич. Она ежедневно проводила сеансы терапии Су Джок непосредственно в палате госпиталя. После выписки из госпиталя я до конца февраля находился под контролем врачей и был освобожден от работы.

В феврале  меня дома несколько раз посетил В.Грабовский. Он предложил мне принять участие в организации научной конференции о положении в ГДР в последний год ее существования, то есть в 1990 году. Грабовский сказал, что на эту конференцию следовало бы пригласить Х.Модрова и Л.де Мезьера, которые  в 1990 году являлись председателями совета министров ГДР; их принципиальное согласие участвовать в такой конференции уже есть.

Обсуждая вопросы организации конференции, Грабовский предложил мне написать и издать работу о развитии событий в ГДР в 1990 году и о роли Х.Модрова и Л. де Мезьера в это время. Поскольку у меня было достаточно исходных материалов для такой работы, я согласился.

Ректор Дипломатической академии Ю.Е.Фокин поддержал идею организации научной конференции,  назначил дату ее проведения на 21 декабря 2004 года и поручил мне написать вступительное слово на открытии конференции.

Я с энтузиазмом выздоровевшего человека приступил к работе, и в июне передал Грабовскому на одобрение текст брошюры “41-й год Германской Демократической Республики. Ханс Модров и Лотар де Мезьер” объемом в 5 печатных листов (125 страниц).

В июле я прошел трехнедельный курс реабилитационного лечения в госпитале ФСБ на Щукинской, после чего продолжил работу по подготовке конференции. В начале ноября моя брошюра была отпечатана минимальным тиражом в 100 экземпляров (с намерением ее распространения только среди участников конференции).

Научная конференция прошла на самом высоком уровне во всех отношениях. В ней приняли участие наиболее авторитетные российские “германисты“ – И.Ф.Максимычев, А.А.Ахтамзян, Н.В.Павлов, А.М.Филитов, ответственные сотрудники МИД России, депутаты Государственной думы, видные журналисты. С германской стороны участвовали несколько политологов, близких к фонду Розы Люксембург.  Х.Модров и Л. де Мезьер  выступили с развернутыми сообщениями. Блестящий доклад сделал бывший заместитель министра иностранных дел СССР Ю.А.Квицинский, его дополнил бывший посол СССР в ФРГ В.П.Терехов.

Помимо работы в связи с организацией научной конференции, я участвовал в рутинной работе по линии аспирантуры – принимал экзамены,  осуществлял научное руководство аспирантами, принимал участие в работе диссертационных советов.
Много времени в 2004 году отняло посещение врачей в связи с оформлением мне инвалидности. Правда, основная тяжесть в этом деле легла на плечи моей дочери Елены, которая к концу года добилась определения моего статуса как инвалида второй группы на льготных условиях.

В 2005 и 2006 годах интенсивность моей работы значительно сократилась. В дополнение к моим сердечно-сосудистым болезням обнаружилась мучительная болезнь мочевого пузыря. В январе 1975 года  в Боткинской больнице мне сделали операцию и установили цистостому, что резко ограничило мою способность к передвижениям. Одновременно изменился и мой статус в Дипломатической академии: я был оформлен  как сотрудник с 50-процентной ставкой оклада, то есть ежедневное появление на работе стало необязательным. К тому же после капитального ремонта в здании института я лишился своего постоянного рабочего места.

С учетом всех этих обстоятельств я, в основном, ограничивался работой по линии аспирантуры – осуществлял научное руководство работой аспиранта Юдина, который защитился в 2005 году. Принимал кандидатские экзамены, участвовал в заседаниях диссертационных советов.

13 октября 2005 года при содействии моих дочерей в Дипломатической академии прошел большой банкет по случаю моего 80-летия. Присутствовали более 30 человек: руководство академии, мои родные и друзья, почти весь состав института актуальных международных проблем, сослуживцы из КГБ и ГРУ. Обстановка была очень теплой и сердечной. Банкет надолго остался в памяти.

В 2006 году я выступал в качестве официального оппонента Е.В.Андреева (МГИМО) и опубликовал в журнале “Обозреватель” статью “Германская политика СССР (1989-1990 г.г.)”.

В  2007 году сменился директор Института актуальных международных проблем. Новый директор профессор Галумов, который одновременно являлся директором издательства “Известия“, своим распоряжением вывел личный состав института за штаты. Тем самым закончилась и моя работа в Дипломатической академии.