Гипатия

Яхья Мустафаоглу
ГИПАТИЯ. ИЗ СЕРИИ БИОГРАФИИ ГЕРОИЧЕСКИХ ЖЕНЩИН

Гипатия (Ипатия) (370 – 415 гг.) родом из Александрии. Гипатия считается первой в мире женщиной ставшей одновременно философом, астрономом, математиком… Её труды по этим дисциплинам, к сожалению, до нас не дошли.  Из сохранившегося списка ее сочинений, хранящегося в византийском словаре Свиды стали известны названия ее трактатов.

Отец Гипатии – известный греческий философ и математик - Теон (Феон) сам учил свою дочь в Александрийском мусейоне. Так же она брала уроки и у других мыслителей. Гепатия поехала в Афины специально чтобы изучать небесную философию Платона! Но и Аристотель ей был интересен, несмотря на свое заземленное мышление. В Александрию она возвратилась уже будучи весьма глубоким философом. Она начала преподавать в Александрийском мусейоне астрономию и математику, как неотъемлемые части философии! А философию она понимала как науку о Наивысшей Истине!.. По своей огненной устремленности к постижению наивысшей Истины и высочайшей мудрости она давно опередила и отца и других современников… Ее блестящие комментарии к трудам других философов были не только глубокими и убедительными, но и изящными и привлекали чувством возвышенной красоты!

Гипатию любили ее слушатели, она умела не только заинтересовать аудиторию, но и во всем находить и показывать необходимость и важность философского мышления в обыденной жизни. К ней стали приезжать учиться даже из других стран... Александрийское общество высоко ценило ученость Гипатии, ее красноречие и способность улаживать общественные дела города. Многие философы и граждане Александрии считали Гипатию ярчайшим философом своего города и достойной почитания наравне с неоплатониками всей Эллады. Гепатия надолго стала главой неоплатоников Александрии. Эта необыкновенная женщина, - прекрасная душой и телом, высоко духовная, мужественная, смелая и бесстрашная - была редким образцом героического энтузиазма, направленного не только на постижение вечной Истины, но и на применении высочайшей мудрости в повседневных делах общества и каждого человека.

Один из ее учителей – Плутарх, научивший ее премудростям концептуального знания и ораторскому искусству, мог бы гордиться своей ученицей: она затмевала в спорах и диспутах всех, желавших с ней поспорить, в том числе и проповедников христианских доктрин в Северном Египте. Эти действительно мудрые диалоги и мировоззренческие взгляды Гипатии были ею самой записаны в книги, которые сгорели во время пожара Александрийской библиотеки.

Она написала так же ряд коментариев к важным на ее взгляд сочинениям некоторых мылителей: это комментарии к “Астрономическому канону”, к “Арифметике” Диофанта, а также к “Коническим сечениям” Аполлония из Пергама. Мощь и утонченность ее интеллектуальных прозрений собирала множество слушателей на ее лекции, особенно она была любима молодежью. Ее совета просили даже в инженерных изобретениях. Так ее преданный друг - Синезий, епископ Птолемея, просил ее помощи в конструировании астролябии и гироскопа, прибора, который по достоинству был оценен только в ХХ веке.

Учение Иисуса Христа, ставшее к тому времени в устах многих христиан догматическим, требовало очищения. И Гипатия по своему это делала, показывая общую основу и суть всякого, в том числе и христианского знания – Высшую Истину!.. Поэтому многие не предвзято мыслящие христиане лучше понимали основы Учения Иисуса Христа через учение Гипатии и переходили на ее сторону. Она даже могла показать подлинную природу и философскую основу так называемых чудес христианской догмы, чего не могли сделать слепо верящие, необразованные последователи веры… Она всегда опиралась на фундаментальные законы мироздания и потому была убедительна!..

Александрийский епископ Кирил, - якобы основатель доктрины Христианской Троицы, (хотя эта доктрина существовала задолго до него, уходя своими корнями в древнее язычество…) и после канонизированный за слепую фанатичную «веру», - из зависти и гордыни усмотрел в учении Гипатии угрозу своей популярности и власти. И стал ее скрытым врагом. Он – не способный к высоко интеллектуальному и духовному понимаю, обвинил Гипатию в том, что она находится в сговоре с дьяволом. Иначе он не мог объяснить ее ораторский успех, который на самом деле, конечно же, имел основой ее глубочайшие духовные знания, любовь и уважение народа к ее мужественному и прекрасному подвигу Познания Истины, Свободы и Справедливости…

Но История даже через века показывает, что Гипатия была чистейшим философом в истинно пифагореистском смысле этого понятия. Слово Философия состоит из двух слов – Фило – Любовь и София - Божественная Мудрость: Философия – Любовь к Высочайшей Божественной Истине и Мудрости! В своем преданном устремлении к Истине и Мудрости Гипатия парила высоко за рамками любого интеллектуального понимания – в горней обители самого Бесконечного Духа!.. Истина, которой была предана Гипатия была по сути той же самой Истиной, о которой Иисус Христос сказал:

Я есмь Истина.
Я есмь Жизнь.
Я есмь Путь!..

(До сих пор мало кто способен понять истинный смысл этих великих слов – эту Эзотерическую Формулу Высшего Духовного Бытия! Ведь для этого надо быть таким же высоко духовным, как и сам Иисус Христос. А таких людей очень мало. Обычно ее понимают умственно, буквально, что не соответствует Сути).

Но бездуховный и безнравственный фанатик Кирил требовавал от своих религиозных последователей слепой веры в его собственный «непогрешимый» авторитет и «его слово». Он пылал неистовой ненавистью ко всякому Истинному Познанию и носителю такого Познания.  Так он передал свою лютую ненависть к Гепатии своим фанатичным и невежественным последователям и многих недалеких фанатиков направил против этого истинного Носителя Высочайшего Света Истины, сделав ее величайшей из мучениц в истории!

И вот, группа монахов из Нитрийской пустыни, под предводительством Петра, -именуемого Читателем – необразованного и злобного человека, - набросились на Гипатию, ехавшую из Академии домой, прямо на дороге. Вытащив беззащитную женщину из колесницы они волокли ее по каменистой дороге до самой церкви Цезаря. Потом сорвав с нее одежды, фанатики насмерть закидали ее камнями. Но этого им показалось мало, они раковинами содрали с нее кожу и плоть с костей и отнесли изувеченные останки к месту, называемому Киндрон и там полностью сожгли.

Так в 415 году погибла Гипатия – Возвышенный Дух и величайшая из посвященных, женщина – преданно любившая Истину! С ее уходом, Александрийская школа неоплатоников стала увядать.

Поэт Паллад - современник Гипатии так запечатлел ее светлый и прекрасный образ:

Когда ты предо мной, я слышу речь твою,
Благоговейно взор в обитель чистых звезд
Я возвожу, – так все в тебе, Гипатия,
Небесно – и дела, и красота речей,
И чистый, как звезда, науки мудрой свет.

Мир и сейчас помнит и всегда будет помнить и почитать подвиг духовности и познания Истины, ярким воплощением которого была Гипатия. Мало героев, готовых отдать свою жизнь за Истину! Но именно такие как она Носители Света Истины бессмертны подобно звездам, ибо бессмертны их великие подвиги! И как звезды они манят, зовут и  вдохновляют героев новых эпох и указывают им Путь к Вечной Истине!..