Даниил Гранин и вопрос врасплох

Валентина Чепига
   
   Как  давно  это  было... Много  лет  назад,  а  точнее - в  ХХ-веке. 
Тогда я  была совсем ещё молодой девушкой,  мне не  было и восемнадцати  лет. Я работала  заведующей  читальным  залом одного  из  Подмосковных  клубов,  относящихся  к  Оборонной  промышленности.
   
   В нашем читальном  зале проводились  различные  мероприятия: это  были и читательские  конференции  с  авторами  книг,   и встречи  с  интересными  людьми, в том числе встречи  с  актёрами только  что  вышедших на  экраны кинофильмов. К  каждому  запланированному  мероприятию к  нам  приезжали  писатели,  поэты,  актёры.   Всегда  был  полный  аншлаг!  Кого  только  у  нас  не  побывало: актёры Переверзев, Лановой,  Коренев,  Лидия  Смирнова,  Георгий  Вицин  и  многие  многие  другие.
 
   Из  писателей особенно  запомнился мне Даниил  Гранин  со своим на тот момент новым произведением  "ИДУ  НА  ГРОЗУ". 
   Примерно  за  месяц  до  встречи  с ним  в  читальный  зал  из  Дома  Пропаганды   Москвы  поступило  шесть  экземпляров  его  книги. Мы  буквально  по  списку  раздавали  читателям  эти  книги,    жаждущим  принять  участие  в  читательской  конференции.  Книги  ходили по  рукам.

  Многие  читатели  прочитали  его  новый  роман. Каждый  хотел  высказать  своё  мнение  и  дать  оценку  этому  произведению  автора. Однако  небольшой Читальный  зал  не  мог разместить всех  желающих.

   И  вот  наступил  день,  когда  должна была состояться   читательская конференция.
 
   С  утра директор  Дома  Культуры  Татьяна  Николаевна  Беляева  сказала мне,  что  я  должна  поехать  в  Москву в  гостиницу  "Москва"  и  привести  Даниила  Гранина! (Он  тогда  приехал  в  Москву  из  Ленинграда и  остановился в  этой  гостинице  на  месяц).
               
   Представляете  мои  чувства   и  моё настроение?  Сердце  колотилось. Трепетало. Мне  казалось,  что  я  не  достойна  этого.  Не  имею  права  с  позиций  моего  возраста,  даже  рядом  стоять  с ним.

   Вместе  с  тем,  мне  так  хотелось  увидеть  этого  Великого  Человека, писателя,  который  назвал  свою  книгу  "ИДУ  НА  ГРОЗУ".

   Я  родилась  и  выросла  в  деревне.  Помню,  какие  у  нас  были  грозы  и  как  мы,  детвора,  боялись  грозы.  Нам   было  очень  страшно,  когда  гремел  Гром,  сверкала  Молния,  а  тут  -  "ИДУ  НА  ГРОЗУ".

   И  вот  я  в  гостинице  "МОСКВА", на  седьмом  этаже.  Сердце  трепещет.  Стучусь  в  номер. Открывается  дверь, и на  пороге  стоит  обаятельный,  добрый человек в  возрасте и  приглашает  широким  жестом  войти  в  номер.

   Я  стою,  мешкаюсь,  и  наконец,  выговариваю:  "Вы  простите  меня,  пожалуйста,  я  понимаю  и  чувствую,  что  молодая  девушка  не  должна  входить  в  номер  гостиницы  к  мужчине,  но  я  никогда  ещё  не  была в   гостинице  и  не  имею  представления  как  здесь.  Мне  очень  хочется  посмотреть,  чтобы  увидеть своими глазами.  Пожалуйста,  пусть  дверь  будет  открытой,  я  только  одним  глазком  взгляну  и  выйду,  а  потом  буду  ждать  Вас  у  двери".

   Даниил  Гранин  широким  жестом   и,  как  мне  показалось, по-доброму  пригласил  меня  в  номер.

   Я  мгновенно  оглядела  всё  и  выскочила  в  холл, замерла  возле  двери. Думала  только  о  том,  чтобы  никто  не  подумал  ничего  плохого.

   А  из  увиденного  в  номере,  мне  запомнился  один  огромный  письменный  стол (наверное  потому,  что  для  Гранина  это  была  самая  главная  мебель).

   Потом  он  вышел  из  номера,  и мы  в  лифте  спустились  на  первый  этаж. У станции метро "Проспект  Маркса"  сели  в  машину  "ГАЗ-69" и поехали  к  нам  в город  на  встречу  с  читателями.  Я  долго  извинялась, что  наш  заместитель директора  по  транспорту  Лев  Аронович  Кац  не  дал  легковую  машину,  чтобы  достойно  встретить  и  привести его  к  нам, на  что  Даниил Гранин ответил:
   
   - ГАЗ-69 - прекрасная  машина,  я  на  ней  проездил  всю  войну. Знаете  какое  преимущество  этой  машины?"
   - Конечно  нет, - ответила я, откуда  мне  было знать  в  моём  возрасте.
   -У  неё все колеса  ведущие -  и  передние, и  задние, на  этой  машине  не  застрянешь  нигде...

   Я  запомнила  это  на  всю  жизнь.

   Мы  ехали  молча.  Я  старалась  не  потревожить  его  ни  одним  словом,  не    отвлекать от  хода  его  мыслей.

   И  вдруг  он неожиданно задаёт  мне  вопрос: "А  Вы  умеете  делать  котлеты?"

   Вопрос  был  настолько  неожиданным, что  застал  меня  врасплох.  Мне  так  не  хотелось  ударить  в  грязь  лицом,  что  я  ответила: "Да,  умею",  хотя я  ещё  никогда  в  жизни  не  готовила  котлеты.  Я  покраснела,  мне  стало  так  стыдно,  что  я  была  готова  заплакать  и  от  стыда провалиться  сквозь землю.
 
   Тогда Даниил Гранин опять  спрашивает  меня: "А из  какого  фарша Вы  делаете  котлеты  -  из  сырого  или  из  варёного?".

   "Из  варёного..."  - тихо и  неуверенно  ответила  я, а он глубокомысленно  замолчал.

   Мне  было  очень  стыдно.  Я  поняла, что Гранин  меня  уличил. Он услышал  меня  и  всё  понял,  а  потом  сказал: "Не  расстраивайтесь.  Вы  ещё  научитесь  делать  котлеты."

   С тех  пор  прошло  много  времени. Я  давно  научилась делать котлеты. И когда ко мне приходят гости, мне кажется, что  мои  котлеты - самые  вкусные на  столе...