О фильме Григорий Р

Аркадий Костерин
(И о месте Григория Распутина в истории).

  Сперва оценка зрительская. — Фильм, в общем-то, получился интересный. Режиссёрская работа, хоть и не вполне оригинальная, но добротная. Это «костюмный» исторический сериал, на уровне «Гибели империи». Актёры работают дружно, на одном дыхании, и в общем, хорошо. Главная же роль сыграна Владимиром Машковым просто великолепно. Можно сказать, что весь фильм сделан под него. Распутин в фильме получился мощный, мрачный (я бы даже сказал, демонический) и совершенно живой. Думаю, прочтение роли актёром глубже и вернее сценарного замысла. Возможно, этому помогло прежнее участие Машкова в экранизациях Достоевского. Что-то есть в этом образе и от Емельяна Пугачёва, сыгранного им в «Капитанской дочке».  И здесь Машков сумел неподражаемо передать неимоверную душевную широту русского характера, ту широту, которую которую по выражению Ивана Карамазова «хорошо бы сузить».

   По-моему, удалось актёру и то, чего в сценарии нет — показать историческую и даже духовную роль этой зловещей фигуры нашей истории. Потому что, независимо от своих личных намерений и качеств, Григорий Распутин сыграл в истории России роль предтечи антихриста. Судите сами — он чудовищно подорвал авторитет монаршей власти, вернее, им, как слепым орудием, подрывали эту власть, все, кому не лень. Его сделали притчей во языцех, символом падения аристократической элиты. Можно ли винить неграмотного, совершенно не развитого мужика, попавшего в «свет», что он был втянут в интриги двора, в борьбу честолюбий, в грязную и неприличную возню вокруг трона? — Как обычного человека, крестьянина Григория Распутина упрекать в этом трудно. Но, если уж он претендовал на роль духовидца, святого и пророка, то судить его не только можно, но и нужно. Был бы он святой — почувствовал бы всю мерзость и стыд этой ситуации, бежал бы из столицы в затвор, или, по крайней мере, ограничился бы  целительством.

   Но, нет, Распутин этого не сделал. Видимо, соблазн гордыни и тщеславия был для него непреодолим. И поэтому, он упивался своей властью, силой и авторитетом. Не было искренне кающегося, смиряющегося Распутина! Убеждён, что не только в фильме, а и в истории, — такого Григория Распутина не было. Добрый он бывал, но не кающийся. Правда, других заставлял каяться, это входило в его «роль» старца. Ведь именно эту роль он хотел играть. Соглашусь, пожалуй, что у Распутина, был дар любви к людям, как это показано в фильме. В сочетании с его «экстрасенсорными» способностями, это претворялось в чудотворение. Но великий этот дар не мог принести добра ни людям ни стране, потому что не был подкреплён и направлен истинной верой. Настоящей, святой веры не было! Можно сказать, что Григорий Распутин всю жизнь искал Бога, но, судя по ужасающим итогам его деяний, так и не нашёл Его.

   В подкрепление сказанному, нужно вспомнить и о другом великом ущербе, который был нанесён России Распутиным в тот критический момент истории, — о подрыве авторитета церкви. Прежде всего это был удар по авторитету церковного священноначалия. Не было бы Распутина, глядишь, ещё долго мог бы верить народ в добропорядочность  своих архипастырей. А при нём, с лёгкой руки либеральной интеллигенции, стали всех епископов называть «распутинскими». Не без причины — ведь он активно участвовал в назначениях Синода. Всем священникам перестали в народе верить, хотя было в то время в России немалое число честных, просвещённых и мудрых пастырей. (Это показали последующие годы гонений.) Не хочу преувеличивать влияние Распутина. Потому что «нет дыма без огня», и не один Распутин виноват в упадке веры и в позоре церкви. Но, его вклад в эти гибельные для России явления очень весом.
   
   Однако, вернёмся к фильму. По-моему, можно вполне обоснованно назвать его «лакировкой действительности». Этим современный фильм похож на советский фильм «Агония», который был снят Э. Климовым в 1981 году. Тот фильм был зеркально похож на нынешний. Он тоже показывал действительные события совершенно односторонне, правда, с противоположным знаком. И точно так же, тот, идеологизированный фильм, вытянул великолепный исполнитель главной роли —  Алексей Петренко. Он тоже показал личность Распутина по-человечески выпукло и ярко, сделал его образ намного богаче идеологической сценарной схемы. По-моему, оба выдающихся актёра — Машков и Петренко, чутьём уловили суть личности Распутина — его неимоверную психическую энергию и широту, необузданную душевную силу, бросающую его из рая в ад, мятущуюся, ненасытную, неисстребимую...

  По фильму получается, что Распутин оправдан. Но, думаю, суд истории будет, всё-же, иным. Странник Григорий Распутин не нашёл Бога и никого не привёл к Нему. Однако, фигура Распутина представляется мне глубоко символичной. Его трагические метания, страсти и заблуждения повторил, в большинстве своём весь русский народ. Точно так же не нашёл он Бога в своём мятежном странничестве, а увлечённый лжепророками повернул на путь самонадеянного утверждения земного рая. И этот путь стоил ему неимоверных лишений, жертв и потерь. Смутное время продолжалось для России весь ХХ век, хотя русский народ не утратил своего героического характера и в разгаре трагедии сумел исполнить миссию спасения человечества. Но силы его были подорваны, а утопический обман не мог питать его дух. Советская империя рухнула, а вместе с ней разрушилось равновесие в мире. И сейчас, возрождающейся российской империи приходится заново отвоёвывать своё место под солнцем. Но, это уже другая история...


Ноябрь 2014.