О поэме Сергея Христовского Емельян Пугачёв

Вячеслав Орлов Рязанец
О поэме Сергея Христовского  «Емельян Пугачёв».

     Наш сервер огромен, как океан, а потому встречи на нём по преимуществу – случайны, но может быть, от того они иногда приобретают особенный оттенок. Случайной была и моя встреча с поэмой Сергея Христовского «Емельян Пугачёв.  Сначала я хотел просто просмотреть её – не получалось, поэма затягивала в себя. Я заметил это, и прочитал её медленно. Понравилось! Через несколько дней я  вздумал перечитать её ещё раз  - поэма выдержала повторное чтение. Через месячц мне снова захотелось  вернуться к ней, и перечитать ещё разок – она и в этот раз выдержала!
    Друзья мои! Те из вас, кто надумает почитать «Емельяна Пугачёва» в интерпретации Сергея Христовского буду иметь дело с вещью, которая легко выдерживает неоднократное прочтение – это уже немало. Чем же поэма хороша?
    Я не знаком с Сергеем Христовским лично. По заявленной на сервере информации, он – рижанин, другие детали не раскрываются. Я не знаю, кто он по национальности, но поэма поражает своим истинно русским песенным строем. Если Христовский русский – ура очередному проявлению глубинного национального песенно-поэтического духа, если он не русский – остаётся восхититься его проникновению в суть русского чувственного мировосприятия.
    Вот я писать так, как это делает Христовский не могу – не умею. Я зарядился – и пошёл заданным размером, так же делает и большинство остальных. А вот у Сергея  в поэме идёт постоянная смена  внутреннего ритма: то у него крутится могучая воронка энергетического мужского хоровода, то у него слышится что-то извечное, горестное и заунывное, то звучат какие-то переборы,  при этом у автора нет никакого стремления к внешней гладкости, и в то же самое время – всё  в стихах течёт, всё органично и слаженно. Короче говоря, с точки зрения поэтического мастерства поэма находится на довольно высоком уровне. Это, безусловно, не классическое русское стихотворчество девятнадцатого века – это современная поэзия,  впитавшая в себя двухсотлетний литературный опыт.
    Как пишет Сергей Христовский – я сказал. Я не сказал  о том, что он пишет, не сказал о методологии его произведения. «Емельян Пугачёв» представляет из себя монолог главного героя, раскрывающий всю историю его жизни. От начала и до конца. Обязан обратить внимание читателя на полное совпадение версии автора с существующей исторической литературой. По собственному опыту знаю о том, какой труд  стоит только за одной этой стороной произведения – для того, чтобы сделать такую поэму Христовский наверняка  был обязан изучить не только биографию Пугачёва, но и русскую историю восемнадцатого века, и биографии  основных исторических фигур, сопряжённых с деяниями Пугачёва, и автор сделал это, и за внешней непринуждённостью изложения сумел скрыть свой труд  исследователя.
    Мировоззрение Пугачёва раскрыто очень свободно, прерывистыми импрессионистскими мазками. Поэму писал  русский поэт, читавший Достоевского – Пугачёв и велик и мелок, но не одновременно – ведь именно так пишет Достоевский своих героев. Человек в определённой степени фрагментарен в своём мышлении, величие и мелкость могут не сопрягаться в нём, но замечательно могут уживаться в одной и той же личности – это не случайность, а закономерность. Христовский  это знает, а ещё он знает Карнеги, или знает от кого-то другого то, что знает Карнеги – преступник никогда не обвиняет себя в содеянном преступлении – по его мнению, он всегда лишь восстанавливает  некую  нарушенную справедливость – именно этой категорией и мыслит Пугачёв Сергея Христовского, а ещё – он потрясающе чувственен, этот герой этого поэта. Он не мог быть другим, иначе бы Пугачёв никогда бы не решился на то, на что он решился.
    Хочу сказать, что я представлял и представляю Пугачёва немного другим, но образ, созданный Сергеем Христовским силён и впечатляющ, он захватывает, и приходится согласиться: мог! – мог быть и таким Емелька Пугачёв, и тягучая река русской жизни, мастерски написанная рукой поэта могла вынести из своих пучин и такую глыбину!
    Необходимо подперчить написанное, и отметить, что есть в тексте поэмы несколько небольщих помарок или спорных сравнений, но тут же следует оговориться:  человек, который оказался в состоянии написать вещь  такого качества, безусловно при желании сам, без нашей помощи сможет подправить свою же работу.
    Пожелаем Сергею Христовскому дальнейших успехов, терпения, и трудолюбия – может быть, он нас ещё чем-нибудь порадует через годик-другой!

                Вячеслав Орлов (рязанец).