14
К лету 1967 года я закончил восьмой класс и решил поступать в Херсонское мореходное училище торгового флота. Это было старейшее учебное заведение города, которому исполнилось на то время уже гораздо более ста лет. Основано оно было в 1843 году генерал-губернатором Новороссии графом Воронцовым.
Да, да, именно тем самым, у которого юный Пушкин служил чиновником для поручений. Александр Сергеевич был гением и, по совместительству, любимцем женщин и баловнем судьбы. А у гениев, как известно, характер часто далеко не ангельский.
Ну скажите, какому начальнику понравится, когда юный повеса волочиться за его красавицей женой, да ещё и строчит на него самого едкие и злые эпиграммы?!
Посылаешь его, например, в Херсон с поручением расследовать, чего там натворила саранча, а он тебе вместо подробного доклада стишком отписывается:
« Саранча прилетела, всё съела и дальше полетела».
Ой! Куда это меня занесло? Мы ведь не про Пушкина, а о мореходке вроде бы начинали. Ну так вот: во вновь учреждённое учебное заведение принимались юноши из портовых городов Причерноморья, отменного здоровья и с начальными знаниями письма, чтения и арифметики. Так как в те времена основным двигателем был ветер, а движителем – парус, то и специальность имелась всего одна – судоводительская.
Очень кстати было и то, что в городе располагались судостроительные верфи, строившие небольшие купеческие суда – так называемые «дубки», занимавшиеся в основном перевозкой различных грузов между портами Чёрного моря. Капитаны этих судёнышек в большинстве случаев являвшиеся одновременно и их же судовладельцами, охотно брали к себе практикантами будущих Магелланов и Колумбов.
Шли годы. Флот менялся, обновлялся: появились пароходы, а затем и теплоходы. Изменялось и морское учебное заведение, основанное графом Воронцовым. Менялось его название, появились новые морские специальности, а само училище стало гордостью горожан и визитной карточкой Херсона.
Появилась даже у него своя легенда. Очевидцы утверждали, что 31-го марта (13-го апреля) 1904-го года, в день гибели броненосца «Петропавловск», на портрете, висевшем в вестибюле училища, из глаз вице-адмирала Степана Осиповича Макарова потекли слёзы. Такое бывает только у чудотворных икон.
Итак, к моменту моей попытки попасть в питомцы сего почтенного заведения в нём уже имелось четыре морских специальности: судоводительская судомеханическая, электромеханическая и радиотехническая. Лично я выбрал для себя судомеханическую. Полный же титул его звучал теперь так: «Херсонское мореходное училище министерства морского флота». А чуть позже к нему ещё добавиться: «имени лейтенанта Шмидта».
Пётра Петровича Шмидта в училище, да и в самом Херсоне, вообще-то никто никогда и не видел. А вот отец его – контр-адмирал и тоже Пётр Петрович Шмидт, как градоначальник города Бердянска и начальник Бердянского порта, часто бывал председателем Государственной экзаменационной комиссии на выпускных экзаменах в Херсонской мореходке.
Но не могли же при советской власти назвать училище именем царского адмирала, верно? Так что приходилось теперь херсонским курсачам зваться детьми лейтенанта, а не адмирала Шмидта.
Зато потом, со временем, они сами становились адмиралами и начальниками пароходств, капитанами и старшими механиками океанских судов, а также доцентами, академиками и прочими знаменитостями. Чтобы не быть голословным приведу только несколько имён и фамилий.
Выпускник 1883-го года – вице-адмирал Коломейцев Николай Николаевич: 1902-1903 гг. – капитан ледокола «Ермак»; 1905г. – командир отличившегося в Цусимском сражении эсминца «Буйный»; в 1914году командовал бригадой крейсеров Балтийского флота.
Выпускник 1917-го года – контр-адмирал Дёмин Леонид Александрович: доктор географических наук, автор Морского атласа.
Выпускник 1932-го года – вице-адмирал Щедрин Григорий Иванович: герой Советского Союза, командир подлодки С-56; после войны – заместитель начштаба ВМС СССР.
Выпускник 1936-года – контр-адмирал Колесник Павел Степанович: участник войны, орденоносец; 1962-1971гг. – помощник командующего Балтийским флотом.
Само мореходное училище не имело компактного расположения, и было несколько разбросано. Главный учебный корпус – помпезное здание послевоенной постройки находилось в центре города и протянулось под прямым углом одним крылом по улице Перекопской, а другим – по проспекту Ушакова. Второй учебный корпус – с парадным крыльцом со ступенями, колонами и здоровенными чёрными якорями по бокам, располагался на том же самом проспекте Ушакова, только на противоположной его стороне, напротив парка Ленина, и отстоял от первого на квартал вниз к Днепру. Имелся ещё так называемый экипаж – обще-училищная спальня, но он находился аж за Комсомольским парком, и граничил с двумя одноэтажными историческими районами города: Военкой и Мельницами.
Конкурс в мореходку был огромный, по 15-20 человек на место. Ещё бы! Как раз именно здесь давалась путёвка не просто в жизнь, а в целый мир. Ведь только моряки (не считая дипломатов, журналистов-международников и крупных партийных бонз) могли его увидеть не в телевизионном клубе путешествий, а вживую. Ну какой мальчишка не мечтал о таком счастье?! Я – тоже.
Всё лето я грыз гранит наук, хотя если честно, то грызть его, с такой настойчивостью, надобно было во время учебного года.
Итак, все необходимые документы сданы в приёмную комиссию. Известен и день первого экзамена, в первом потоке абитуриентов, в который я угодил. Теперь мы не просто выпускники восьмого класса, а «абитура», – так немного презрительно величают нас, изображающие из себя «морских волков», оставленные «без берега» залётчики, несущие вахту в училище в эти жаркие душные дни.
Увы и ах! На первом же экзамене – сочинению по русскому языку, я вылетел из этой самой «абитуры» как пробка из шампанского. Чёрт меня дёрнул попасть в злосчастный первый поток. Оказывается, его выкашивали практически на девяносто процентов, расчищая путь второму, и особенно третьему потокам. Уж больно много было желающих стать Магелланами и Колумбами. Впрочем, если положить руку на сердце, то на следующих экзаменах по физике и математике, согласно моим в них достижениям, шансы сдать их были равны практически нулю.
----------------
На фото из интернета Главный учебный корпус Херсонской мореходки
Продолжение следует.