Исповедь несостоявшегося романтика

Даная Дан
Как ни трогательна романтика, увы, она не бывает долговечной. Не хватает динамики. В ней, динамике, вся жизнь. Насколько сильно увлечение, насколько интересно быть в собственном увлечении, столько и живет оно. Все имеет свои сроки жизни, и измеряются они не часами, днями, годами, а прожитым - насколько динамичен был тот или иной отрезок жизни. В людских жизнях это, когда  яркое воспринимается ярким, черное - черным, все внутри и снаружи имеет значение, события запоминаются, а дни пролетают с неимоверной быстротой, в которых и сон - не сон, а провал в никуда - отключение тела и мозга от эмоционального перегрева и физической усталости. Бывает и паралич сознания, когда душа переполненная болью, а мозг - горечью и отчаянием, на пике страданий отключают нас от мира бренности и уносят в спасительное забытье - в сон, пусть и тяжелый, некрепкий, но все же в круг спасения. И это тоже динамика, другая - не эйфория, не радостное возбуждение, не парадно осмысленный день полный идей и решимости осуществить их, но бьющая тем же ключом эмоций, только в ином исполнении -  в аккордах траура по потерянному. Жить в постоянной динамике невозможно: изнашивается мозг, душа, тело. Такая жизнь, если и существует, заканчивается ранней смертью или заболеванием психики. Наше подсознание знает об этом, и, идя на поводу случая, перестраивает наш интерес на другое, менее динамичное - на безопасный ритм жизни. Безумцам же и подсознание (интуиция) - не указ. Безумцы вольны доводить себя до эмоционального истощения, реже - до физического, расплата - жизнь или психиатрическая клиника. У каждого своя история жизни, свои динамический всплески и свои воспоминания - яркие картины прожитого, самого значимого и дорогого для сердца.  Да, жизнь измеряется не прожитыми днями, годами, а самим прожитым, но как мало значится это прожитое... больше говорим об успехе, достижениях, падениях и неудачах. Парадокс? Нет. Обычное воззрение на жизнь - возможность получения прибыли. Прибыль ведь может быть не только материальной. Хотя большую часть нематериальное интересует не более, чем досуг. Бывает, что досуг становится частью жизни и направлением жизни, но это другая история отношений с жизнью, наше же - романтические отношения с ней и почему динамика определяет время жизни этих отношений.

Итак, что есть динамика? Согласно энциклопедическим справочникам, это - состояние движения, ход развития, изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов; означает - силу, мощь. В музыке - совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. А есть и динамика растительности: процесс постепенной трансформации растительных сообществ под действием внешних и внутренних факторов. И есть популяционная динамика старения, это уже относится к теме возрастного состава популяций стареющих организмов и изменений этой зависимости в зависимости от типа организма и условий окружающей среды. Но в чем либо не прослеживалась динамика, речь идет о движении и силе и мощи этого движения. В нашем случае - о движении романтических отношений с жизнью. Сами отношения могут иметь разный характер. Это и  уход от детального восприятия действительности, при котором игнорируются объективные причинно-следственные связи, с акцентом внимания сознания на предмете страстного желания, и эмоциональная возбудимость в ходе поиска или предвкушения приключений, и поглощение самого себя фантастическими грезами. Мечтательное умонастроение, проникнутое идеализацией действительности или желание пережить приключение некоторого рода осуществляется разной по силе и мощи динамичности. Иногда эта мощь бывает столь высока, а сила направления столь далека, что романтики одному становится много - человек свои эмоциональные переживания начинает изливать в прозе, стихах, музыке, картинах. Каждое приключение, не будь оно запоминающимся событием, без оглашения такового другим останется лишь частным эпизодом жизни. Поэтому, чаще всего приключения или эмоциональные переживания продолжают жить в кино и книгах.  И чем динамичнее эти переживания, тем сильнее сила их притяжения. Я не стану приводить в примеры великих романистов - и так понятно, что все мировое искусство построено на эмоциональных переживаниях авторов гениях. Ведь гениальность это не только ум и изобретательность, но и новизна в стиле, новая идея, свежая струя в жизнь надоевшего старого. Процесс взаимодействия с жизнью бесконечен, обусловлено изменением самой жизни и измененными представлениями жизни. Динамике же отведена роль ускорять или затормаживать процесс взаимодействия. А что влияет на саму динамику, на ее экспрессивную или репрессивную форму? Яркое проявление чувств, настроений, мыслей (экспрессия) - как отражение душевного состояния - позитивно сказывается на романтических отношениях с жизнью и могут быть долгими, если в интерес добавлять динамики - увеличивать силу притяжения. Вот тут и лежит подводный камень. Мощь заряда можно исчерпать за один присест, зависит от силы направленности и количества накопленной энергии. Все, что работает на отдачу, это излишки энергии. А как их нет (заканчиваются), так и эмоциональное притяжение пропадает. Интерес сменяется безразличием, порой, и физической усталостью. И противоположное состояние (репрессия) может быть очень динамичным и сама динамика быть разрушительной, но в выборе музыки человек - сам себе господин, ему и налаживать отношение с жизнью под фон выбранного. Приходилось ли вам читать оглушающую прозу, динамика которой столь мощна, что слова словно туман расстилались по сознанию, каплями чувств оседали в глубинах разума и там, собираясь в воды эмоций, изливались потоком в сердце и, по истечении времен, продолжали звучать все тем же накалом? А картины великий мастеров? Их давно нет, а эмоции - их душевные переживания все изливаются и изливаются с полотнищ...  и нет этому края. Динамика в эмоциях смертна, но если эмоции переложить в картины, прозу, стихи, иль музыку, то им уготовано бессмертие. Все зависит от динамики вложения, плюс - мастерства гения.

Динамика... она есть во всем. И в нелепости, и в примитивности. Слабо выраженная, навевающая скуку или угнетающая, раздражающая.... И мусор может быть динамичным. Это о профанации в искусстве. Признак другой культуры. Раздражает нелепость самовыражения в месте предназначенном для иных целей. Когда ребенок через творчество пытается изложить несформировашийся навык, то его деятельность вызывает теплые чувства. Вспоминается собственное детство: неумеха, жаждущий приобщиться ко взрослому опыту - показать миру свои способности. Но неовладевший навыком в чем-то взрослый и пытающийся миру представить это направление как проявление своих выдающихся способностей вызывает противоположные чувства. Что бы вы подумали о взрослом, рисующем на асфальте мелками рожицы, черточки, безграмотные письмена? Ладно, мелки - чье-то нелепое искусство - смоет первый дождь, а то что издается, звучит в эфире, с театральных подмостках и телеэкранов не смоешь и моющими средствами. Это все те же рожицы, черточки, нарисованные неокрепшим сознанием, и не мелками, а красками - только новый слой битума закроет художество графомана. Так любители дешевой романтики заявляют о себе через искусство. Что искусство для избранных - им не то что неведомо - они приспосабливают сие таинство под свои способности. Мусор в искусстве постепенно будет хорониться другим мусором, и мусор сверху ожидать еще мусора, чтобы быть захороненным. Все как в жизни щебня и битума. И это тоже романтика, только в цене пониже и качеством хуже. Бывает романтика в обнимку с диваном. И в распитии пива есть романтика. А кто-то строит романтические отношения с жизнью через клоаку мира. Не мир полный дураков, а отношения различаются классом. Пирамида в основании широка...  и эту нишу нужно заполнить чем попало, иначе не будет лестницы в небо. Классом ниже интеллект, духовное и культурное развитие.... классом выше - кто определяет класс? Сам человек вписывает себя в формирование схожих ему людей - по восприятию мира. Восприятие - начало отношений. На уровне класса восприятия и класс романтики. Можно было бы на этом закончить свое повествование, оставляя в тайне, почему я - несостоявшийся романтик. Но попытка облечь необтекаемое в обтекаемое - интерес к новой форме жизни. Поэтому, продолжу.

Я - бегун на короткие дистанции. Выкладываюсь быстро, мощно, скоро. Дистанция - это опыт. Кому-то нужно пробежать сотню километров для освоения чего-то, а кому - сотню метров. Время - фактор. Чем быстрее бежишь, тем быстрее приходишь к финишу. Для разных людей разные дистанции и проходное время для усвоения определенного опыта. Познания - один из величайших опытов. И романтические отношения с жизнью - и есть познание мира. Нет интереса к миру - не будет познаний. Но если интерес исчерпан - изведано как устроен мир, - то и романтика на этом заканчивается. Что есть в остатке? Немного. Ирония, сарказм. Кто-то подумает, что моя исповедь похожа на соло философа. Но нет же. Размышление о жизни. Мысли вслух - не более. Философия - это гениальный бред, порожденный изощренным умом тронутого романтика, мастерски срывающего детали действительности в изложении своих идей.  Не то, что он их не видит. Нет, он осознанно уводит читателя от реальности, предоставляя вместо нее картину собственного мира, в котором детали несуществующего отчетливо прорисованы, дабы не возникало сомнения в нереальности предоставленного. В философии нет правды - это восприятие одной личности, гениально поданной как истина. Да и может ли правда существовать в чистом виде? Если не существует чистого вакуума, то как возможно существование голой правды? Все относительно чего-то. И в этой относительности существует множество вариаций правды, каждая из которых - тупик в рассмотрении деталей действительности, без чего действительность - не действительность. Философия - правдоподобный бред, не дающий ответы на вопросы. И в этом суть философии - не отрицать, но и не открывать правды. Каждый сам откроет свою истину. Ведь все дано и по вере и по мере восприятия.

Коль сердце не смеется и не плачет - душа пуста... Я - не пессимист и не оптимист. Я - реалист, ищущий реальность и в романтике. Оттого и мои романтические отношения с жизни особенно не долговечны. Стоит только в романтике открыть реальность, до времени скрывающуюся под эмоциональной возбудимостью, как в душе образуется брешь пустоты, и она растет по мере открывания другой - реальной картины, пока не заполнит собой все душевное пространство. От романтики не остается ни следа, в памяти - лишь зря потраченное время, упущение возможности исполнения другой увертюры, приносящей прибыл и оседающей в жизни достатком и успокоением достигнутого. Блажен кто верует.... и блаженны не верящие в действительность. Их динамика не сильна, не мощна, но стабильность амплитуды продлевает жизнь веры. Ведь и безверие или отрицание какой-либо действительности это тоже  вера, вера в несуществование деталей действительного, без чего действительность - иллюзия в частном восприятии, еще одна фантазия из темы грез, романтическое отношение с предметом страсти. Я - несостоявшийся романтик. И может сожалею о своей психической особенности наблюдать детали в действительности. Как было бы просто не замечать боковые стороны жизни. Открывающаяся перспектива в узком пространстве воззрения продлевала бы динамику в достижении цели. Чем уже цель, тем больше шансов на успех. Детали отвлекают, порой - уводят от цели или наделяют ее бессмысленностью. Это как фоновая музыка - она тиха, но глубоко проникает в сознание, и реальность, в такт музыкального исполнения,  открывается в том виде, в каком жанре озвучена динамика.

Море начатого и незаконченного у ног моих.
Бездна неисполненных желаний надо мной.
Философский камень где-то между зарыт -
Меж незаконченного и неисполненного...


28. 11. 2014