6. Ярослав, брат Александра Невского

Ирина Воропаева
ГОРОД  БАРСА.  Сборник очерков, посвященных истории Пскова.

                «В славном и Богом хранимом граде Пскове…»
                Псковская летопись.
**********
Иллюстрация: Старая Ладога. Крепость и Георгиевский собор с фресками XII века.
**********
                6. ЯРОСЛАВ, БРАТ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО.   
               
    В этой главе рассказывается о младшем брате Александра Ярославича Невского – Ярославе Ярославиче, князе Тверском. В 1263 году Ярослав унаследовал великое княжение Владимирское после смерти старшего брата, но еще он известен тем, что с его именем и памятью связана самая красивая старинная любовная повесть.

                ЕЩЕ  ОДИН  ЯРОСЛАВ. 1243-1253.
                ТВЕРЬ - ОТРОЧЬ  МОНАСТЫРЬ. ЛАДОГА. ПСКОВ.

    В 1243 году хан Батый, правитель западной части татаро-монгольской державы - Золотой Орды, вручил ярлык на великое княжение в покоренных им русских землях князю Владимирскому Ярославу Всеволодовичу, отцу Александра Невского. Восточная Русь выбрала свой путь. 
    Подчинение татаро-монгольским захватчикам сильно изменило внутреннюю жизнь восточных русских  земель, русские князья потянулись на поклон в Орду – и в ближнюю, на Волгу, и в дальнюю, старшую – в самый монгольский Каракорум. А возвратиться из этой дали живыми выпадало не всем.
    В 1245 году на Русь вернулся заложник Ярослава Всеволодовича, один из его сыновей – Константин, и передал отцу приказ Батыя снова приехать в Сарай. Из Сарая Ярослав должен был отправиться в Каракорум (в русских летописях Кановичи – от «каан» - великий хан), где, согласно преданию, весьма правдоподобному, его отравила мать великого хана Гуюка ханша Туракина… поев в ее шатре, Ярослав почувствовал себя плохо и через неделю умер, 30 сентября 1246 года, причем тело его посинело… действие яда… эти подробности историки черпают из донесения Плано Карпини, посланника римского папы Иннокентия III, совершившего путешествие ко двору великих ханов и не только видевшего князя Ярослава лично, но и, вероятно, общавшегося с ним… Умирая, Ярослав не знал, что десять дней назад, 20 сентября, в волжской Орде был зверски убит его родственник и соперник за влияние на русском севере, князь Михаил Всеволодович Черниговский… согласно Житию прославленного в лике святых князя Михаила, причиной его казни стал его отказ выполнить языческий огненный обряд татар («все поганые проходили через огонь и кланялись солнцу и идолам»), но историки предполагают, что у Михаила было мало  шансов уцелеть, так как он всеми силами пытался организовать сопротивление власти Орды и ездил во Францию, в Лион с целью устройства Крестового похода на татар… так что огненный обряд, возможно, был тут и не при чем – князя казнили за попытку сопротивления.
    «И тут приехали убийцы, соскочили с коней и, схватив Михаила и растянув ему руки, начали бить его кулаками по сердцу. После этого повергли ниц и стали избивать ногами. Так продолжалось долго. И вот некто, бывший прежде христианином, а потом отвергшийся христианской веры и ставший поганым законопреступником, по имени Доман, отрезал голову святому мученику Михаилу и отшвырнул ее прочь.»
    После старого князя (Михаилу было уже за 60) был убит и его спутник… Святой благоверный князь Михаил Черниговский и боярин его Федор… их останки позднее верные их памяти люди выкопали из тайной могилы и перенесли на Русь, в Черниговский собор Спаса Преображения (и там они покоились до тех пор, пока не были со всем почтением перевезены в Москву – уже при Иване Грозном).
 
    Что же касается князя Ярослава Всеволодовича, то его тело из Каракорума привезли для погребения на родину весной следующего 1247 года… княжеский гроб проделал длинный и долгий путь. Поскольку современные нам исследователи старины, смело ломая привычные стереотипы и пытаясь рассказать историю заново, ищут порой Орду в местах, далеких от Монголии (в соседней Литве, например, или на самой Руси), то в этом месте рассказа о судьбе князя Ярослава Всеволодовича замечают, что если бы мертвеца пришлось в самом деле везти во Владимир на Клязьме из Монголии, то делать бы этого не стали, захоронив его где-нибудь по дороге… на самом деле подобное мероприятие было вполне осуществимо, и не так уже чтобы проблематично, и проделывалось много раз, чему имеется много примеров…  существовали ведь и способы консервации трупов – положить тело в мед, в соль… зимой хранить во льду… наконец, везти в засмоленном гробу… так что этот случай никак не может опровергать наличие столицы империи Чингизидов в монгольском Каракоруме, где она на самом деле и находилась.

    Убийство великого князя Ярослава Туракиной, правительницей при сыне, верховном хане Гуюке, объясняется тем, что Ярослав являлся ставленником Батыя, а Батый и Туракина враждовали… она требовала приезда хана с Волги в Монголию, а он не ехал, ссылаясь на нездоровье, поскольку в Каракоруме его бы ждала смерть… крайним в этой вражде по воле случая оказался не Батый, а Ярослав…

    После смерти отца Александр Невский и его брат Андрей (причем кто из двух братьев был старшим - точно неизвестно) поехали на Волгу к хану Батыю, а затем в Каракорум, чтобы решить свой спор о великом княжении - «пря велия о великом княжении».  Туракина, расправившись с князем Ярославом, требовала к себе его сына Александра (все-таки он, наверное, был старше брата Андрея, да к тому же более знаменит), но тот не поехал (иначе его ждала бы участь отца), а между тем Туракина сама пала жертвой яда… безвременно умер и ее сын верховный хан Гуюк, которого сменили его малолетние сыновья и вдова Огул-Каймиш, как ее описывают -
 бестолковая и суеверная женщина, шагу не делавшая без совета шаманов… Смена власти в Каракоруме была благоприятна для Батыя и для братьев - Ярославичей.

    Батый, как говорят, не был против того, чтобы сделать великим князем Владимирским Александра, но согласно завещанию Ярослава приоритет принадлежал Андрею, который и получил ярлык из рук нового великого хана. Желание покойного великого князя почему-то решили уважить в точности. По какой причине Ярослав хотел, чтобы великим князем стал Андрей – непонятно. Александру же дали Киев, однако Киев, разоренный и нищий, был ему не нужен даже с титулом великого князя Киевского, вследствие чего он туда и не поехал, отправившись обратно в Новгород.

Пока братьев не было на Руси (а они отсутствовали два года), там утекло немало воды и произошло немало событий – их родственники, дядя Святослав и брат Михаил Хоробрит, удельный князь Московский, сами поделили между собой власть во Владимиро-Суздальских землях, причем первенство досталось Михаилу, который и провозгласил себя великим князем Владимирским, но вскоре погиб во время литовского нападения, на реке Протве в 1248 году… это тот самый литовский поход, который прошел до того неудачно, что его последствия вылились в затяжную междоусобную войну в Литве, обострившую также отношения с соседями, - вот тогда-то великий князь Литовский Миндовг и решил стать католиком, на время (а заодно королем – навсегда). Походом руководили племянники  Миндовга Товтивил и Эрдивид и дядя Товтивила, князь Викинт из Жемайтии, причем на льготных условиях – «кто что возьмет себе держит», но они не преуспели, так как после Протвы возле Зубцова были настигнуты и разбиты в пух и прах… Далее в Литве началась уже упомянутая междоусобица, при активном участии Галицко-Волынских князей, закончившаяся вынужденным союзом Миндовга с Тевтонским орденом (путем уступки тевтонам Жемайтии) и помпезной коронацией Миндовга и его жены на поле возле Новгородка, то есть Новогрудка… Шла активная борьба за сферы влияния – папа римский сулил королевскую корону и помощь против татар Даниилу Галицкому, а тот пытался найти эту помощь в русских пределах и обвенчал свою дочь с великим князем Владимирским Андреем… Переговоры между папской курией и Александром Невским тоже заняли какое-то время, причем Невский в какой-то момент стал вроде бы склоняться к сотрудничеству с Римом и пообещал построить католический храм в Пскове (где же еще, в самом деле)… эти подробности содержатся во втором письме папы, а всего писем и было два… однако колебания князя Александра закончились в 1251 году, когда он дал решительный ответ папским послам, посетившим его в Новгороде (согласно версии Жития: «от вас учения не приимаем»).
 
    Власть великого князя Владимирского распространялась на земли Северо-Восточной Руси, которая состояла из Владимирского, Ростовского, Ярославского, Переяславского, Угличского, Юрьевского, Суздальского, Тверского, Стародубского, Галицкого, Дмитровского, Костромского, Городецкого, Белозерского и Московского княжеств. Господин Великий Новгород, имевший в своем составе Псковщину, также вынужденно признавал авторитет Невского, хотя всеми силами стремился от него избавиться. Рязань и Смоленск лавировали по бурному морю, стараясь сохранить независимость, и их князья гордо именовали себя великими. Часть западно-русских земель (Черная Русь – белорусское Полесье) уже перешли под власть Литвы (в 1240-х годах – Новгородок, Вослоним, Здитов, Волковыск; в 1252 году – Городен и вся Городенщина; затем Туров и Пинск), и то же самое произошло с Полоцком и Витебском, зажатыми между враждебными им Псковом и Ригой. Политические и экономические связи княжеств Северо-Восточной Руси с южными русскими землями — Киевщиной, Галичем, Волынью в это время поневоле ослабели.
    Сопротивление против порабощения татарами Андрея Ярославича в союзе с младшим братом Ярославом, удельным князем Тверским, захлебнулось в крови Неврюевой рати, и Андрей потерял великое княжение, вообще все потерял, включая жену, попавшую в татарский плен, и через Новгород бежал в Швецию. Это было в 1253 году. Ярослав Ярославич остался в Ладоге, на Новгородчине…   
    Ярослав Ярославич был из младших сыновей князя Ярослава Всеволодовича, примерно седьмым по счету (а за ним было еще по крайней мере три, и это не считая дочерей)… видимо, Ярослав Всеволодович в какой-то момент уже не знал, как называть своих многочисленных отпрысков и потому назвал этого сына в свою честь, чего ранее не делалось… создав тем самым новую традицию. Ярослав Ярославич один среди братьев носил не только христианское имя (его крестили как Афанасия), но и старинное языческое. Потом Ярославу Ярославичу дали в удел маленькую, так сказать «провинциальную» Тверь… тогда еще никто не мог себе представить, какую мощь приобретет через несколько десятилетий этот затерянный в лесах и междуречьях городишко…

                Повесть об основании Отроча монастыря. 

     О пребывании Ярослава в Твери в годы его юности сохранилось предание, позднее записанное и получившее название «О зачатии Отроча монастыря»… это очень лирическое предание, оно повествует об истории любви молодого («яко двадисяти лет») князя и красивой девушки по имени Ксения («узре ту девицу зело прекрасну, и яки бы лучам от лица ея сияющим»)… хотя князь и дочка пономаря были никак не ровня, но влюбленный юноша («возлюби бо ю зело») все же женился на ней, и этой искренней взаимной любви, и счастью молодых покровительствовали сами небеса – как сказала умница Ксения: «бог свое строит»…  В этой истории повествуется о том, как не людским разумением, не через греховные страсти, которые ведут к гибели телесной и духовной, но по божьему велению был разрешен конфликт из-за женщины между двумя мужчинами, – первый жених Ксении, княжий отрок Григорий, признав в сватовстве князя к своей невесте промысел божий, то есть проявление высшей справедливости, не стал противиться божьей воле и ушел в монастырь… по этой же причине (на все божья воля) ничто не помешало Ксении и Ярославу чувствовать себя полностью правыми и счастливыми. Основанная таким и впрямь чудесным образом в окрестностях Твери монашеская обитель, отстроенная «божией помощью и великого князя повелением», называлась с тех пор Отрочим монастырем – в память об отроке Григории, ее первом иноке, и всех этих удивительных событиях… «Бысть же ту на освящении церкве Успения пресвятыя богородицы сам великий князь Ярослав Ярославичъ и с супругою великою княгинею Ксениею и со всем своим княжим сигклитом»…

    Когда читаешь эту древнюю повесть, честное слово, душа очищается, и будто слышишь пленительный гимн, поющий славу истинной любви,– в самом деле, в повести нет ничего злого и темного, мир прекрасен, люди добры, а любовь, пылающая в сердцах молодых людей, благородна и чиста, она  возвышает и их самих, и всех, кто об этом слышит и знает, - князь забывает свой титул перед поразившей его красавицей и даже тень греховных помыслов о доступности простолюдинки для него, господина, не оскверняет его чувства, так что он честнейшим образом ведет ее под венец, возвеличивая перед всеми как свою богоданную супругу… отвергнутый жених «той в нощи положил мысль свою на бога и на пречистую богоматерь, да яко же восхотят к которому пути, тако и наставят» и в самом деле находит свой особый путь, и это путь благочестивого служения богу, служения истине и добру, путь достойнейший и благороднейший… а девушка, несмотря на состоявшееся сватовство Григория еще только ждущая своей судьбы, своего настоящего жениха, пророчески говоря Григорию о том, что он только ее сват («да еще у меня будет гость незванной, а лучше всех и званных гостей»), немедленно узнает своего настоящего возлюбленного, когда он входит только в ее дом – голос сердца подсказывает ей, кто стоит перед нею… и всем им помогают вещие сны, сродни особенному озарению… «в ту бо нощь великий князь сон видел… В нощи же той возляже опочинути и в сон тонок сведен бысть, и видит… свет великий, яко некую лучу божественную сияющу»… Свет – вот что главное в этой повести, ясный и радостный свет, наполняющий все души и осеняющий все судьбы… приближающий земное к небесному, а человеческое к божественному… 

    Из скудных летописных данных известно, что князь Ярослав Ярославич Тверской был женат дважды, - имя и происхождение первой его жены не сохранилось, а вторую звали Ксения. Первая жена Ярослава была убита татарами в 1253 году во время Неврюевой рати в разоренном Переславле- Залесском, а дети его (двое сыновей, Святослав и Михаил) попали в плен. На настоящей, не легендарной Ксении Ярослав женился во время своего последующего пребывания в русских северных пределах, она была дочерью новгородского боярина Юрия Михайловича и родила мужу двух дочерей и еще одного сына, тоже названного Михаилом (он родился последним и уже после кончины отца – «погробовник», как тогда говорили). Этот второй брак с новгородской боярышней  рассматривают как политический – Ярославу требовалось привлечь к себе симпатии новгородцев и заручиться новыми родственными связями, которые могли ему очень пригодиться. 

                Ладога. 1253. Псков. 1255.

    Итак, Ярослав Ярославич после нового татарского погрома сумел зацепиться в Ладоге, городе в устье Волхова при впадении его в Ладожское озеро, тогда центре Водьской пятины Новгородских владений… Ладога, Альдейгья древних скандинавов, возможно, место первоначального княжения Рюрика и, таким образом, самая старая из всех известных столиц Древней Руси. Еще в VIII веке ладожане активно торговали с арабскими купцами и имели собственные деньги – стеклянные шарики, бусины, которые называют «глазки» и которые стоили очень дорого (за «глазок» можно было купить раба). Говорят, именно здесь, а вовсе не в Киеве, похоронили Вещего Олега… Этот город вместе с окрестностями (Ижорской землей) Ярослав Мудрый определил на содержание своей супруги, шведской принцессы Ингигерды-Ирины, когда заключал с нею брак, согласно брачной договоренности (вено – приданое, которое давал не отец дочери, а жене муж)… земля Ингерманландия, вот что это такое… и Ладога была тогда сильным и богатым городом… а ведь ныне это просто небольшое село, окрестностям которого сообщают особый мрачноватый колорит земляные волны внушительных древних курганов, высоких и протяженных. От былинных времен здесь помимо курганов сохранились стены и башни Староладожской крепости, отстроенной в камне аж на заре XII века… суровые глухие стены, огромные приземистые башни… много раз на протяжении веков Ладогу, охранявшую подступы к Новгороду, осаждали шведские военные отряды, крепость была единственным форпостом новгородцев против шведов в этих местах… а последний штурм относится к XVIII веку… да еще внутри крепостных стен уцелел древний Георгиевский собор, стройный высокий однокупольный храм, в котором даже сохранились фрески, датируемые все тем же XII веком… и светозарные ангелы все также парят под куполом на солнечных крылах… «Ныне ангелы получили то, чего давно желали; узрели наше естество блистающим на престоле царском, сияющим славою и красотою бессмертною»… так сказал Иоанн Златоуст… чудо из чудес…
    Георгиевский собор Старой Ладоги замечателен еще и тем, что это настоящий военный храм. Конечно, как же иначе, ведь Ладога была русским военным форпостом в этих землях. Среди персонажей храмовых фресок много изображений святых воинов. В доспехах, с оружием в руках, они выглядят так, будто и доныне несут свою службу, всегда готовые к бою по первой тревоге. Северная недремлющая стража…
    В 2003 году в Старой Ладоге была торжественно отпразднована ее 1250-летняя годовщина. Хотя на самом деле она может быть и древнее.

    Какое-то время князь Ярослав Ярославич, найдя пристанище в Ладоге, возможно, сидел не у дел, но не долго – псковичи позвали его к себе князем.
      
    После разгрома и бегства Андрея Ярославича великим князем Владимирским стал Александр Невский. Есть темное пятно в биографии героя, о котором спорят историки – в 1252 году накануне (или во время) набега Неврюя Александр вновь ездил в волжскую Орду… он мог способствовать организации карательного похода на брата… но доказательств тому нет, если не считать за таковое замечание первого русского историка - Татищева… хотя на поверку оно признано мало основательным… точно известно только одно – Александр держался в политике татарской стороны и стал для татарских ханов желанным ставленником во Владимире - и верным подданным, и союзником… у ханов ведь имелись свои проблемы, единая империя вскоре развалилась на свои составные части, Золотая Орда сделалась независимым государством, и претенденты на ее трон тоже грызлись за власть... 

                Три короля и две короны. 1253-1263.

    Иностранцы называли великого князя Владимирского королем. Он бы на самом деле мог получить королевский титул, завязав отношения с папской курией, там очень этого добивались. Не добились.
    В других землях у Рима получилось лучше, - по крайней мере, начало обнадеживало.

    В 1253 году летом великий князь Литовский Миндовг принял из рук папского легата королевскую корону. Церемония, скорее всего, прошла в Новгородке (Новогрудке), окрестности которого были разорены минувшей зимой Даниилом Галицким (войны и праздники чередовались очень тесно – такое было время). В этом же году литовцы снова напали на пограничный с владениями русских князей Торопец, поход новгородцев против них возглавил старший сын князя Александра Невского Василий, оставленный отцом княжить в Новгороде… и было ему 13 лет… конечно, князь-мальчик еще никем не командовал и ничего не решал… также как и не правил на самом деле, а только учился это делать… но он должен был номинально находиться во главе войска, что и было исполнено… так в те времена воспитывали будущих правителей и воинов… а псковичи тогда же трудились изо всех сил на той же бранной ниве, отбивая нападение тевтонов (в смысле ливонцев или лифляндцев, что одно и то же) – первое со дня заключения мира в 1243 году. Поскольку они вполне удачно справились с задачей (рыцари не смогли взять Псков и были разбиты), то не преминули развить успех, и вместе с новгородцами и карелами, присланными им в помощь Невским, вторглись во владения рыцарей на реке Нарове и там хорошенько похозяйничали…  после чего был заключён новый мир, на всей воле новгородской и псковской (в летописи – плесковской), что в данном случае естественно.

    В январе 1254 года князь Даниил Галицкий был коронован в городе Дорогичине, по дороге в военный поход на ятвягов. Отныне он носил титул короля, а в средневековой Европе появилось новое государство – Русское королевство, которое также называли на Западе Малой Русью… Малороссия… Правда, планы Рима в этом регионе все же провалились, - не получив военной помощи против татар, Даниил расторг отношения с папской курией.
    В 1255 году, новгородцы попытались выйти из-под власти Невского и зашли в этом направлении весьма далеко, изгнав Василия Александровича из Новгорода (тот спешно перебрался в Торжок) и пригласив вместо него все того же Ярослава из Пскова… «выбежа князь Ярослав Ярославич на зиму из Низовскои земли, и посадиша его в Плескове -выведоша новгородци ис Плескова Ярослава Ярославича»… Но великий князь Александр пошёл против брата войной, и тот вынужден был все бросить и бежать… бежать куда глаза глядят… позднее он вернулся в свой первоначальный удел – Тверь, но когда это произошло, неизвестно… точно не сразу после псковско-новгородской авантюры… а где он мотался длительное время, прячась от грозного брата – бог весть… В это время новгородцы вынужденно примирились с Невским и приняли его сына Василия обратно, причем был смещен, как сказано в одной статье, «поборник новгородской вольности» посадник Анания, замененный на некоего Михалка Степановича, готового служить великому князю.
    В 1256 году Невский снова воевал со шведами, а также недавно подчиненными ими  племенами ямь и сумь (предки современных финнов), - шведы взялись возобновлять свою крепость Нарву на реке Нарове, которая была заложена ими еще в 1223 году, новгородцы обратились к Невскому за помощью, и результатом стал совместный военный поход суздальцев и новгородцев. Об этом походе рассказывают, что он был совершен зимой, пешим способом, на лыжах. Шведы не ожидали от русских такой сноровки и были деморализованы нежданным появлением врага, вследствие чего потерпели решительное поражение. 
    В следующем 1257 году в землях Восточной Руси (Владимирской, Муромской, Рязанской) прошла затеянная завоевателями-татарами перепись населения, имевшая целью определить количество следуемой дани (тамга и десятина), однако в Новгороде против этого мероприятия вспыхнуло народное возмущение. Партия «больших людей», с посадником Михалкой во главе, уговаривали новгородцев согласно приказу великого князя Александра Ярославича покориться воле хана, но «меньшие» и слышать о том не хотели. И Михалко был убит. 17-летний князь Василий Александрович, родившийся на Новгородчине и там же и выросший, а потому, возможно, сделавшийся в душе настоящим новгородцем, по своим взглядам являлся единомышленником партии «меньших», но не осмелился поддержать их открыто, так как это означало бы выступить против отца… однако он не желал выступать и против них… при приближении к Новгороду суздальского войска он счел за лучшее ретироваться из Новгорода – в Псков. Несмотря на эту слабую дипломатическую увертку, Василий и его окружение не избежали суровой кары. Когда Невский явился в Новгород самолично, и с татарскими послами, новгородцы вынужденно  покорились и откупились от татар щедрыми дарами… Невский расценил поступок сына как предательство и сослал его в «низ» (низовские земли, Суздальщина)… с тех пор о Василии практически ничего слышно не было… летописцы оставляли очень краткие сообщения о тех людях, которые делали что-то значительное, играли какую-то роль в современных им событиях… хоть какую-то роль… Василий не играл больше никакой роли, навсегда лишившись доверия и расположения отца, и прожил еще 14 лет, до 1271 года, совершенно пусто и бессмысленно, всегда оставаясь слугой других, старших князей… а ведь он еще легко отделался, - его приближенным и некоторым новгородцам, из числа недовольных политикой великого князя, так не повезло, - в отношении них Невский устроил хотя и ограниченный числом жертв своего гнева, но жестокий террор: «овому носа урезаша, а иному очи выимаша»… Вместо погубившего себя в отцовских глазах Василия новгородцы получили другого князя, снова малолетку, - следующего по старшинству сына Невского, Дмитрия, которому было всего 7 лет… еще один чисто номинальный князь, сидевший на новгородском престоле в то время, когда делами войны и правления  занимались верные великому князю люди, выполнявшие его приказы.    
    В 1258 году Александр снова ездил в волжскую Орду, где появился новый хан - Улавчий. В это же время там побывали другие князья и младший брат Невского, Ярослав, причем его хорошо приняли – «со многою честью» и безвредно отпустили княжить в Тверь. Возможно, именно там, в Орде, оказался урегулирован конфликт между братьями. В том же году, во время отсутствия князя Александра, русские опять воевали с литовцами – те вторглись на Смоленщину и подступили к Торжку. Торжок не устоял, был взят и разграблен, разорен. И тогда, в отместку, на Литву напали татары… поход Бурундая, заставившего вместе с ним идти на литовцев подчиненных Орде галичан и волынян… вот в чем состояли преимущества дружбы русских князей с татарскими ханами… 
    В 1259 году Невский под угрозой татарского набега заставил новгородцев согласиться на перепись и установление дани. Новгородцы покорились необходимости платить татарам дань, однако ни татарских баскаков (откупщиков дани, дравших с населения семь шкур), ни воевод, какие были в других княжествах, они к себе не приняли – ни в Новгород, ни в Псков.         
    Затем наступил 1260 год, и в прибалтийской Курляндии в битве при озере Дурба ливонские рыцари потерпели сокрушительное поражение от жемайтов, которыми командовал племянник короля Миндовга Тренята (на Руси он был известен как Тройнат Жмудьский). В захваченных крестоносцами землях началось повсеместное восстание, которое затем перекинулось в Пруссию. Миндовг поддержал жемайтов и отрекся от католичества и всех связей с Орденом и папой римским… Теперь ему нужен был новый союзник, и им стал Александр Невский. Следствием договора, заключенного между русским великим князем и литовским королем в конце 1261 года, должен был стать совместный поход на ливонских рыцарей. Но грандиозные планы сорвались, - в 1262 году на Руси началось восстание против татар. В результате литовцы воевали в Ливонии одни, они дошли до самого Вендена, но затем, не дождавшись помощи русских союзников, повернули обратно, не став штурмовать орденскую столицу. Все, что мог сделать Невский в рамках договора, - несколько позднее, осенью 1262 года отправить войско на Дерпт (Юрьев), под номинальным командованием своего сына-подростка Дмитрия, князя Новгородского. В войске находился отряд из Твери, который привел Ярослав Ярославич Тверской. Иной раз пишут, что Ярослав и командовал на самом деле всеми войсковыми силами – очень возможно. Предприятие прошло вполне успешно. Русские одолели все три стены Дерпта… пласт выжженной земли под современным культурным слоем в современном городе Тарту красноречиво свидетельствует об этом давнем страшном событии… а потом победители с добычей вернулись на Новгородчину, не дожидаясь ответной реакции немцев, спешно кинувшихся собирать против них рать. В результате между Новгородом и Орденом был заключен мир - «по старине»… немцы через послов из Риги, Любека и с острова Готланд отказались от всех своих захватов в северных русских землях и обещали прервать блокаду балтийских берегов и не трогать русских купцов, - иначе в будущем их могли ждать и не такие неприятности…
    Но очень скоро, менее, чем через год, литовское и русское государства осиротели, – осенью 1263 года король Миндовг и великий князь Александр Невский были убиты, один мечом, другой ядом, и литовско-русский альянс, не смотря на некоторые сложности имевший, вероятно, большое будущее, тоже приказал долго жить. Проанализировав события в их совокупности, исследователи приходят к выводу, что устранить короля и великого князя выгоднее всего было прибалтийским немцам и римскому духовенству… князь Довмонт Нальщанский, отомстивший королю Миндовгу своим мечом за поругание своей чести, по воле судьбы оказался только исполнителем уже вынесенного Миндовгу приговора… он добровольно взял на себя роль убийцы, так как был движим личными мотивами, но не будь его, королевским палачом непременно стал бы кто-нибудь еще… другим орудием в тех же руках, вероятно (причем, что интересно, тоже добровольно… у важных политических фигур всегда полно врагов, тайных и явных), сделался брат Александра Невского Андрей, в чьих владениях застала возвращавшегося из Золотой Орды великого князя болезнь (в Городце на Волге, по льду которой он возвращался во Владимир)… Андрей мог считать себя обездоленным по вине старшего брата, а нарочно распространенные слухи свалили все происшедшее на татар…

Что ж, 70-летний Миндовг был стар, что-то он, видно, упустил, а 40-летний Невский вопреки сложившемуся стереотипному образу богатыря вряд ли обладал несокрушимой физической силой и богатырским здоровьем, – он слишком много воевал и постоянно находился в дальних разъездах, в частности, он четыре раза был в волжской Золотой Орде – 1247-1248, 1252, 1258, 1262 годы и один раз в монгольском Каракоруме (1247-1248 годы). Летопись зафиксировала случай тяжелой болезни, которая уже свалила его однажды с ног… удобно добить больного человека, только капнув в лекарство смертоносного зелья…   

    Александру Невскому сравнялось в год смерти 43 года. В 20 лет он разгромил шведов на реке Неве, в 22 года разбил Ливонский орден в Ледовом побоище, затем разобрался со шведами и с литовцами, и продолжал воевать и править, будучи и героем, и прагматиком одновременно, всегда умело выбирая наиболее перспективный путь, а в 33 года стал великим князем Владимирским. Ему выпало жить и действовать, когда Русь подверглась ударам с трех сторон — католического Запада, татар-монголов и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата. Ему удалось отразить нападения немцев и литовцев и урегулировать отношения с Золотой Ордой. Дань он платил, но войска ордынцам не давал, а Псков и Новгород остались наиболее свободны, не познакомившись с самоуправством баскаков. Не стоит забывать и поход Бурундая на Литву, что было на пользу русским.       

Кажется, исходя из сохранившихся сведений, можно заключить, что нрава он был довольно резкого, в своей деятельности прибегал порой к весьма крутым мерам… вплоть до жестокости… вероятно, иначе было нельзя. Из летописей нам известен отзыв о нем приезжавшего к нему ланд-магистра Ливонского ордена Андреаса фон Вельвена: «Видел я много стран, знаю людей и государей, но должен отдать преимущественную честь Александру». В 1263 году князь предпринял очередную поездку в Золотую Орду, как раз отделившуюся от монгольского Каракорума, в ее волжскую столицу Сарай, где отмолил Русь от повинности участия русских воинов в ордынских походах.

Перед смертью по обычаю русских князей, занесенному вместе с верой из Византии, он принял схиму с именем Алексия и в тот же день скончался – 23 ноября. Через шесть дней гроб с телом великого князя встретила во Владимире толпа охваченных горем и страхом горожан («яко земли потряситися») с митрополитом Кириллом II во главе. Митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о смерти князя словами: «Чада моя, разумейте, яко уже зайде солнце земли Суждальской! Уже бо не обрящется таковый князь ни един в земли Суздальстей!», и все с плачем воскликнули: «Уже погыбаемъ!». Похороны состоялись в Рождественском соборе Богородичного Рождественского монастыря города Владимира. Вокруг княжеского гроба согласно церковным легендам происходили чудеса… Впоследствии князь  Александр Невский, защитник русской земли, всю свою жизнь положивший на служение своему народу, был причислен православной церковью к лику святых.  По мнению церковных иерархов, канонизировавших его, на долю Александра выпал сугубый подвиг: для спасения Руси он должен был одновременно явить доблесть воителя и смирение инока. В летописном сказании о его подвигах говорится, что он «Богом рожен»… и жизнь его превратилась в Житие… вечная память и вечная слава…   

    Говорят, что первоначальное прозвище князя Александра было традиционным для всех храбрецов – Храбрый. Однако есть основания полагать, что в устной традиции он стал Невским задолго до того, как это оказалось впервые документировано. Предания о Невской битве и Ледовом побоище сохранялись в народной  памяти, павших в этих сражениях ещё в XVI  веке поминали на ектениях по всем новгородским церквам. На псковской иконе 15-того века князь уже поименован именно так – Невский. И вообще, если вспомнить неожиданное открытие, ненароком сделанное шведами в 2002 году, насчет того, что ярл Биргер Магнуссон был когда-то в самом деле ранен копьем в лицо, то можно заключить, что данные летописей, так часто объявляемые всего лишь старыми сказками, куда правдивее, чем это может показаться на современный предвзятый взгляд.   

                Три короля – три смерти. 1263-1264. 

    К версии о «католическом следе». В 1263-1264 годах на Руси и в Литве произошла смена поколений  их властителей  – после смерти великого князя Владимирского Александра Ярославича Невского, короля Литвы Миндовга и короля Галицкой Руси Даниила Романовича. Судьба как будто нарочно связала воедино этих выдающихся военных и политических деятелей почти одновременным концом, еще раз выделив таким образом из остальных лиц эпохи. Совпадение настолько бросается в глаза, что часто высказываются предположения о серии политических убийств. Любопытно, что всем этим важным историческим лицам, равно именовавшимся в западных хрониках королями, римская курия предлагала королевские короны, - двое согласились, один отказался, но суть дела от этого мало изменилась, поскольку ни один из этих королей не стал сотрудничать с Римом на римских условиях. И вот он результат…
    Таким образом баланс сил в Восточной Европе после смерти Миндовга и Невского, а затем и Даниила Галицкого, снова изменился, в Литве и на Руси началась борьба за ставшие вакантными престолы между претендентами (в Литве немедленно, на Руси немного погодя)… и немцы могли жить спокойно, продолжая прибирать к рукам прибалтийские территории и гася кровью пожар восстаний порабощенных племен, вновь оставшихся с ними один на один… неравная борьба, обреченность…    
    Дальнейшие события развивались быстро. По старшинству великое Владимирское княжение после смерти Александра Ярославича Невского должен был получить Андрей Ярославич, но он безвозвратно уронил себя в глазах татар и имел немного шансов на успех, поэтому верх, возможно, все равно одержал бы его младший брат и конкурент – Ярослав Ярославич. Ведь теперь ярлыки на княжение русским князьям выдавали татары. Но тут Андрей умер, очень скоро последовав за старшим братом, и Ярослав беспрепятственно взошел на престол великого князя. Он  объединил под своей рукой Владимиро-Суздальское и Тверское княжества, а очень скоро к нему примкнул Новгород, поспешивший избавиться от сына Александра Невского Дмитрия.  Не обойдя своим вниманием Псков, Ярослав Ярославич послал в него княжить своего сына Святослава. Однако псковичей такое решение вопроса не устроило. Они взбунтовались против воли Ярослава, сместили юного Святослава и заменили его на опытного воина, литовского князя Довмонта.
(Декабрь 2012г.)
**********
Продолжение: http://www.proza.ru/2014/11/27/925

Содержание сборника «Город Барса»: http://www.proza.ru/2014/11/27/844