5. Преподобная Евпраксия Псковская. 1243

Ирина Воропаева
ГОРОД  БАРСА. Сборник очерков, посвященных истории Пскова.

                «В славном и Богом хранимом граде Пскове…»
                Псковская летопись.
**********
Иллюстрация: Псков, собор Рождества Иоанна Предтечи Ивановского м-ря в Завеличье, XII век. Икона основательницы м-ря – преподобной Евпраксии Псковской.
**********
                5. ПРЕПОДОБНАЯ  ЕВПРАКСИЯ  ПСКОВСКАЯ. 1243.            
 
    Эта глава в своей заключительной части содержит рассказ об окончании земного пути князя-перебежчика Ярослава Владимировича – князя Герпольта. Но основная ее тема – рассказ о том, как оборвалась жизнь одной средневековой княгиня, – и Псков обрел свою святую.               
               
                УБИЙСТВО  В  МЕДВЕЖЬЕЙ  ГОЛОВЕ.

                Весть о злодействе разнеслась вокруг.
                Как бледен лик с земли ушедшей рано!
                Сойдясь крестом, закрыли в сердце рану
                С иконкой в пальцах кисти тонких рук.

                Все кончилось, и свечки, пламенея,
                Не разгоняли, лишь сгущали ночь.
                И сам Господь заплакал вдруг над нею,
                Не в силах жалость превозмочь.

    Место действия – Оденпе (иногда Одемпе, ныне Отепя – в общем, Медвежья Голова).  Этот прибалтийский город в давние времена, говоря языком современной публицистики, представлял собою центр русской оппозиционной эмиграции в немецких владениях (то есть туда перебрались из Новгорода и Пскова активные деятели «немецкой партии», не встретившие понимания у своих сограждан).

    В 1243 году в Оденпе произошло убийство, - от руки своего пасынка погибла  жена князя Ярослава Владимировича, с которой он разошелся несколько лет назад, княгиня Ефросинья Рогволдовна. Зачем бедняжку, уже достаточно давно принявшую монашество (так утверждает предание, а вслед за ним так говорят все биографы княгини), понесло на «немецкий берег», на свидание с бывшим мужем, ее Житие, единственный источник сведений об этом событии, толком не объясняет, ограничившись оброненным вскользь упоминанием, что Ярослав вроде бы пожелал с нею встретиться. Видимо, между ними оставались какие-то нерешенные дела, о существе которых можно лишь гадать.    
    Относительно личности этого ее «пасынка» тоже ничего более не говорится. Пасынок – сын от другого брака супруга. Предание гласит, что, находясь у немцев в Оденпе, Ярослав женился вторым браком, на немке (принял ли он при этом католическую веру, точных сведений не имеется), и, возможно, имел от этой женщины сына, а его первая брошенная им жена, Ефросинья Рогволдовна, наверное, при его отъезде к немцам осталась в русских землях, скорее всего, там же, в Пскове, тем более что ее отец, Полоцкий князь, тогда уже умер… в Пскове она и стала монахиней… 

    Если отец Ярослава, Владимир Мстиславич, родился до 1178 года, а в 1214 году псковичи взяли Ярослава себе в князья, то его год рождения (приблизительно) - 1195, - тогда его брак с полоцкой княжной Ефросиньей Рогволдовной мог состояться примерно в том же 1214 году. После смерти отца (а тот умер не позднее 1226 года) Ярослав уехал к «лифляндским немцам». В Ливонии у него была замужем сестра и родственники второй немецкой жены его отца. Если  он совершил этот отъезд уже без своей русской жены, Ефросиньи, тут-то и сменив ее на немецкую, тогда его сыну от немки в 1243 году могло быть лет 16… То есть в этом случае события вполне укладываются во временную сетку. Однако чаще рассказывается о том, что Ярослав окончательно порвал с русской женой в тот момент, когда окончательно же переходил на немецкую сторону – в 1232 году. Тогда его сыну от немки в 1243 году могло быть только лет десять. Вроде бы маловато для того, чтобы совершить такое деяние, как убийство и тем более убийство женщины… хотя кто знает.   

    Существо конфликта княгини Ефросиньи с немецким пасынком  остается непроясненным местом в ее биографии в частности и в истории в целом. Если бы Ефросинья еще не была монахиней и на повестке дня стояло воссоединение супругов, тогда реакция сына немецкой жены стала бы понятнее, - юноша оскорбился за свою мать (хотя, конечно, это все равно не может оправдать преступления), - но Ефросинья уже не представляла опасности для своей соперницы, она постриглась в монахини, - она уже звалась иноческим именем - Евпраксия…

    Участие или хотя бы присутствие князя Ярослава Владимировича при совершении злодеяния в Оденпе совершенно неизвестно. Почему он не защитил приехавшую к нему согласно его же желания несчастную женщину? Есть даже мнение (в связи с неясностью ситуации), что Ярослав сам подтолкнул убийцу бывшей жены к действию, желая от нее избавиться окончательно (хотя она ему, кажется, и так не слишком мешала). Зато известно, что, после побед Невского потеряв всякую надежду вернуть себе псковский стол с немецкой помощью, а также, видимо, по этой же причине (то есть по причине поражения в войне) впав у немцев в немилость, он вернулся на Русь и перешел на службу к Новгородскому князю… он в самом деле это сделал… каковой факт говорит о том, что все поступки действующих лиц в истории русско-немецкого военного конфликта 1240-1242 годов расценивались неоднозначно и самими их участниками… раз князь Александр Ярославич счел возможным принять услуги перебежчика, значит, это было не невозможно… Поскольку же этот поступок, то есть возвращение «из немцев», Ярослав совершил после гибели княгини Ефросиньи, можно предположить, что ее приезд в Оденпе был связан с его решением возвратиться на Русь… то есть речь шла для него об очередном крутом повороте жизненного пути, а княгиня Ефросинья может рассматриваться в этом аспекте как его советчица и, кто знает, не помощница ли, не посредница ли в этом вопросе… она могла привезти для него какие-то важные известия, которые должны были облегчить его шаг… в таком случае у немецкого сына Ярослава опять же имелись основания свести с нею счеты, причем логично заподозрить, что кто-то постарше и поумнее мог еще и подтолкнуть этого юнца, и так уже настроенного против этой женщины… и он стал слепым орудием в чужих руках, в  руках людей, которые хотели помешать Ярославу совершить то, что он задумал, или хотя бы отомстить ему, поскольку он готовился стать изменником вторично – первый раз по отношению к русским, второй раз по отношению к немцам…
    От подобных умозаключений, кстати, рукой подать до полностью политизированной версии трагического происшествия в Оденпе, вот цитата из современной версии Жития преподобной княгини: «Преосвященный Филарет полагает, что мученическая смерть Евпраксии была делом жадного до корысти немецкого папизма, изливавшего месть свою над нею за неудачи Ярослава и за свое собственное бесславие, присоединяя к тому еще то, что смерть праведницы последовала на другом году после знаменитой победы святого благоверного князя Александра Невского над немцами». 
    Понятно, что воспитание немецкого сына Ярославом было совершенно упущено, ребенок вырос,  возможно, стыдясь своего русского отца, который годами жил между двух противоположных лагерей, уже не свой у русских и все еще не свой у немцев, и вообще, как окончательно выяснилось, был неудачником…

    Итак, Ефросинья погибла, однако она могла успеть сделать то, зачем приезжала, да и сама ее смерть при таком раскладе способствовала разрыву Ярослава с немецкими родственниками и союзниками, а также с немецкой женой и сыном (на Русь он, вероятнее всего, вернулся без своей немецкой семьи – по крайней мере, никаких данных, свидетельствующих о другом повороте дела, не имеется ). Может быть, свидание бывших супругов являлось прологом к возвращению Ярослава, может быть, гибель жены только утвердила его в его намерении еще более… не исключаются укоры совести и прочие душевные переживания… почему бы и нет, речь идет о живых людях… желания, страсти, амбиции, обиды… прозрения… потребность покаяния…

    На сайте Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого м-ря Псковской епархии (окрестности Пскова) размещена более подробная версия истории Евпраксии (хотя насколько она близка к подлинности описанных событий – бог весть). Там говорится, что родители нарекли княжну ее мирским именем  - Ефросинья – в честь знаменитой родственницы, которую мы сегодня знаем как святую Ефросинью Полоцкую; что и для княгини Ефросиньи, и для князя Ярослава брак был вторым, поскольку оба успели рано овдоветь, не заимев детей (причем детей во втором совместном браке у них тоже не было, а жена-немка в таком случае была у Ярослава третья – и только она родила мужу сына); что князь вызвал к себе в Оденпе бывшую жену-монахиню для решения имущественных семейных вопросов, и она приехала в сопровождении келейницы (носившей потрясающее воображение имя Снандулия), причем упоминается, что келейница была убита вместе со своей игуменьей и удостоилась погребения рядом с нею.    

    Тело убиенной княгини перевезли в Псков, и сделано это было довольно быстро (она упокоилась в своей могиле не позднее чем через неделю после смерти), – и там, в Пскове состоялись похороны, под сводом собора Иоанна Предтечи в Завеличье, ставшего монастырским после основания возле него женского Ивановского Завеличского монастыря (как утверждает Житие Евпраксии, монастырь она основала именно в том самом трагическом 1243 году). Княгиню Евпраксию положили у северной стены возле амвона, а неподалеку упокоилась ее спутница Снандулия, - у той же северной стены, возле входа на хоры.

    А потом, согласно древнему преданию, случилось чудо. Говорят, чудеса не редки на могилах мучеников за веру и великих воинов… воинов меча  и воинов духа… сполохи таинственного огня, сами собой зажигающиеся свечи, прочие необычные явления… так гласят предания... Через несколько дней после похорон  убитой княгини в церковь Иоанна Предтечи повалил народ, среди которого распространились удивительные вести… В Новгородском летописце сказано: «того же месяца (18 мая) въ 1243г. явися знамение въ Пльскове у св.Иоанна въ монастыри отъ иконы св.Спаса надъ гробомъ княгыниномъ Ярославлее Володимировича, юже уби свой пасынокъ въ Медвежи Голове: иде мvро отъ иконы по 12 дний; найде четыре вощяници, яко въ сткляницю, и привезоша въ Новгородъ две на благословение, а въ Пльскове оставиша две собе»…
    Икона мироточила 12 дней, получила прозвище «Спаситель Мироточивый» и много веков находилась в церкви на прежнем месте как чудотворная и местночтимая (ныне эта икона предположительно находится в псковском Троицком кафедральном соборе в приделе Казанской иконы Божией Матери). В память о чуде в м-ре 18 мая ежегодно совершалась особая служба Всемилостивому Спасу. 
   
    И много веков в церкви около гробницы княгини Евпраксии… а о том, что это ее гробница, свидетельствовала висевшая над нею черная доска, на которой значилось: «гробница подъ спудомъ благоверной княгини, схимонахини Евпраксии»… так вот, там находился медный подсвечник, на котором было вырезано описание чуда мироистечения, и то же сказание повторяла надпись на камне, вделанном в стену церковного придела. Также от времен Ефросиньи-Евпраксии в церкви сохранялся посох, при ее гробе вместе с легендарным подсвечником, - согласно преданию, она была первой игуменьей основанной ею Свято-Иоанновой обители и этот именно посох принадлежал ей как символ ее сана.
    Кроме Ярославовой княгини, под средневековыми сводами церкви Иоанна Предтечи нашли свой последний приют многие знатные женщины… гробы княгинь Псковских… а сама она была прославлена в лике святых как благоверная княгиня мученица Евпраксия Псковская, с совершением местной памяти 16 октября (новый стиль – 29 октября), - хотя днем ее мученической кончины называют 8 мая. Согласно Новгородскому летописцу чудо мироточения случилось 18 мая (то есть через 10 дней после смерти княгини).

    Древний собор Иоанна Предтечи сохранился в Пскове до наших дней, только сильно врос в землю и поэтому сделался приземистым. Его архитектура отличается от православных церквей более близких к нашему времени эпох… на всем суровом лаконичном облике  этого храма явственно лежит отпечаток седой старины… и ее особенное очарование… древние церкви вообще производят особенное впечатление, а их  фресковая живопись часто настолько же радостна, жизнеутверждающа, насколько и изящна, и возвышенна, и потому кажется окном в чудесный солнечный мир, в сказочный мир… и тогда прежняя жизнь наших далеких предков, создавших это великолепие, начинает представляться иной, чем мы привыкли, - что, если на самом деле ужасов там встречалось не больше, чем сейчас, а люди были знакомы с красотой, любовью и светом чуть ли не лучше нашего… поразительная иллюзия, которая может быть правдой.
    Со временем облик Ивановского собора был сильно искажен пристройками и поновлениями, но в советское время реставраторы придали ему его прежний старинный вид.

    Традиция поминовения Псковской святой соблюдалась долго. В описании Иоанно -Предтеченского монастыря 1913 года сообщается: «Гробница под спудом Благоверной Княгини схимонахини Евпраксии. Память ей совершается октября 16. Поётся всенощная за упокой. Также литургия за упокой. По церквам раздаётся на поминовение 40 помёток».

    В настоящее время собор Иоанна Предтечи вновь стал действующим (с 1993 года), надгробие преподобной Евпраксии восстановлено на прежнем месте, и на нем находится новая парчовая вышитая икона с ее изображением. Поминальная служба ей снова, по древнему заведению, служится в соборе каждый год в октябре, а кроме того ее поминают еще в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских (Белорусских) святых (июнь). Собор Белорусских святых установлен в 1984 году по инициативе Митрополита Минского и Слуцкого, Экзарха всея Беларуси Филарета.   

    Образ княгини был запечатлен богомазами  на двух иконах. На одной из них она была нарисована молящейся со святым Иоанном Предтечей и святым апостолом Андреем Первозванным, помещенная коленопреклоненной между ними. Эта икона уцелела, только находится в плохой сохранности, с поврежденным красочным слоем. Другая икона с изображением Евпраксии находилась рядом с чудотворной иконой Спасителя, но пропала, и даже описаний ее не имеется.
    Современные нам иконописцы пишут преподобную Евпраксию Псковскую и в образе схимницы, и в княжеском обличье, с макетом собора Ивановского м-ря в руке – поскольку легендарно она считается его основательницей.   

                КНЯЗЬ  ГЕРПОЛЬТ  – ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 1243 – 1245.
   
                Простишь ли ты меня, земля моя и мать,
                Что вел я чужаков тебя завоевать.
                В сраженье кровь пролив, грех искупая свой,
                Навечно упокоен я тобой.

    Ярослав Владимирович получил от Александра Невского княжение (то есть собственно «кормление», наместничество) в Торжке и Бежецке и с тех пор добросовестно отрабатывал долг новому сюзерену. В 1245 году под Торопцом Ярослав Владимирович, возглавляя рать новоторжцев, совместно с князем Александром Ярославичем отразил литовский набег… это была упорная война, состоявшая из длительного похода и нескольких битв – в окрестностях Торжка, потом у стен Торопецкой крепости, потом у озера Жизца, потом возле Усвята, где литовцы оказались окончательно добиты. Для них это был полный крах (на тот момент), а для русских – полная победа, с возвратом всей захваченной добычи, достойной мести врагам и упрочения грозной славы князя Александра Ярославича, самого имени которого теперь боялись в Литве… а ведь литовцы были не робкого десятка и умели воевать…
    Останавливает внимание, что Ярослав Владимирович воевал честно и смело, и, не смотря на то, что первая его встреча с литовцами под Торжком окончилась для него неудачей, все же не оставил преследования, догнал врагов, снова вступил с ними в бой… упрекнуть его не в чем… а далее его след в истории обрывается… возможно, он был ранен и вскоре умер. Вообще все события, происшедшие с ним и его семейными после разгрома немцев в 1242 году, с одной стороны, явно связаны, а с другой оставляют чувство какой-то недосказанности. Нам, скорее всего, не все известно… Но есть любопытное дополнение. По свидетельству Ливонской хроники, Ярослав в том же своем последнем 1245 году якобы отписал Дорпатскому епископству  половину своего законного наследства (отчины), под которым он понимал Псковщину… то есть получается, что он передавал немцам на бумаге Псков два раза – оба раза не имея на подобный поступок никакого права… На основании известия о его завещании (если только известие о нем не выдумано немцами, которым это было выгодно) порой делают вывод, что он, вероятно, умер не православным (кстати, его православное имя нигде ни разу не упомянуто), а католиком (но католическое имя тоже остается тайной… если только его не крестили в латинскую веру как Герпольта – хотя такого имени в ходу, кажется, не было). Ярослав, Герпольт…   

    Что можно добавить к биографии князя Ярослава еще? В предполагаемый год смерти, в 1245 году, ему  могло быть примерно 50 лет. В том же возрасте расстался с жизнью его отец. В общем, такова жизнь и кончина двух князей Псковских, отца и сына, известных, как активные сторонники западной ориентации дальнейшего развития Псковского края – иначе говоря, как изменники (переветники).
    Если Владимир Мстиславич был погребен в церкви в городе Ржеве, на родине своей первой супруги, и его гробница даже сохранилась, то где был похоронен его сын Ярослав Владимирович – бог весть. В Торжке, где имел последнее пристанище? Или, может быть, тоже в Ржеве? Он был связан с этой землей наследственными связями… но сведений нет. Можно только предполагать… Место его захоронения забылось и потерялось, осталась лишь посмертная недобрая слава… «княжил в Пскове, а потом ушел к Лифляндским рыцарям»… хотя, справедливости ради, стоит заметить, что умер он, защищая русскую землю.         

    Но с течением веков народная память, народная молва все расставляет по своим местам, и тот, кто однажды изменил, так и остался с пятном на имени, а та, кто пострадала через него, удостоилась сияния нимба…
 
    Время можно сравнить с фильтром, через который проходят различные события,
причем всякие там побочные мелочи, порой мешающие видеть главное, отслаиваются, оседают, а суть, очистившись, остается и становится отчетливо видна. К тому же все-таки легче рассуждать о том, что было и прошло давным-давно, – все участники и свидетели событий умерли, страсти улеглись, огонь остыл, кровь впиталась, слезы высохли… 
(Декабрь 2012г.)
**********
Продолжение: http://www.proza.ru/2014/11/27/916

Содержание сборника «Город Барса»: http://www.proza.ru/2014/11/27/844