В погоне за мифами. Сексуальная ориентация художни

Нетта Юткевич
                В погоне за мифами.

               Сексуальная ориентация художников  эпохи Ренессанса.
(Примечание:Часто имена художников, название картин я пишу по английски, потому что английское правописание ближе к оригиналу).

Все знают, все, кто причастен или интересуется искусством знают,   что Леонардо да Винчи  и Микеланджело  Буонарроти были гомосексуалистами. Но мало кому известно, что   не существуют исторических документов,  архивных записей,  личной переписки,  свидетельств очевидцев, проливающий  свет на столь щепетильный вопрос.
Боттичелли также не избежал  подобных обвинений, по крайней мере, в пору  его   жизни. Но это меньше знакомо  широкой публике.
Тем не менее, эта статья не совсем о сексуальной ориентации наиболее ярких индивидумов, которые несметно обогатили культуру западной цивилизации. Их имена эквивалентны этой культуре. Образы, созданные ими,  превратились в символы – иконы нашего общества.

Это попытка проследить,  как возникли истории о гомосексуализме этих личностей.  Как они появились на свет, на  чём  обоснованны и чьи имена стоят за столь пикантной информацией. Миф это или истина?
Конечно, тот факт, что ни Леонардо, ни Микеланджело, ни Боттичелли не были женаты и не  один из них не оставил потомство, способствовал подобному умозаключению.  Но  брак не является фактором сексуальных предпочтений человека. Истории известны многие имена художников, писателей, композиторов, учённых, которые умерли холостяки. Их современник, коллега по цеху - Рафаэль, тоже не был женат и не оставил наследников, тем не менее, его бурные, романы с женщинами  были  известны всему Риму, и дошли до наших дней.

Может быть, Леонардо да Винчи и  был гомосексуалистом. Согласно официальной статистике 3-4 человека из ста проявляют нетрадиционную, сексуальную ориентацию, что не так уж и мало.  Вероятность довольно высока, как, впрочем, относительно любого другого человека. Каждый из нас, живущий в свободном обществе, наверняка, лично сталкивался с  «геями» и лесбиянками. Существует поверье, что люди творческих профессий больше склонны к гомосексуализму. Но может быть, в силу своей популярности детали их жизни более известны, чем какого-то Коли, работающим фрезеровщиком.  Никто не сравнивал статистику нетрадиционной сексуальной ориентации между людьми разных профессий, разного социального статуса.

Но давайте вернёмся к  нашему расследованию, которое   ведёт прямо к Зигмунду Фрейду, основоположнику науки о человеческой психике.  Известно,  что Зигмунд Фрейд  считал эмоциональное состояние  личности зависимым от его либидо. Либидо в свою очередь является результатом отношений между родителями, отношениями между ребёнком и его родителям. Это и есть основа психологии и психоанализа - метода терапии,  разработанного   Фрейдом.   
Почему-то личность Леонардо да Винчи возымела какое-то мистическое действие  на знаменитого психолога. Не удивительно. Леонардо да Винчи по сегодняшний день поражает человечество своим гигантским интеллектом и бесчисленными талантами.
Но Фрейда интересовала нечто-то другое -  сексуальность художника. И он уложил на воображаемую кушетку воображаемого пациента.  Вопросы  задавал Фрейд, он же на них отвечал, как в игре  в шахматы с самим собой.

И так: Леонардо был внебрачным ребёнком. Мать бросила младенца на попечение отца. Отец забрал ребёнка в свой дом, когда тому было 4 года, и вместе со своими братьями занимался его  воспитанием. Вернее, им  особенно не занимался никто. Мальчик был предоставлен самому себе,  в школу не ходил и не получил никакого формального образования, которое считалось нормой  во Флоренции той эпохи. Тем не менее, отец обратил внимания на способности сына  к живописи и отдал его  в подмастерья  в цех Верроккьо.

Отсутствие матери в становлении юного Леонардо, Фрейд посчитал основной причиной  одержимостью сексом  молодого художника.
На самом деле это Фрейд был одержим сексом Леонардо да Винчи. Наверное, и Леонардо, как большинство молодых людей. Не из-за матери или отца. А за высокого уровня тестостерона в организме молодого самца. Так что подобный вывод - факт относительно большинства мужчин в годы становления.

Фрейд внимательно изучил биографию Леонардо да Винчи, - те незначительные детали дошедшие до наших дней. Следствием этого явилась статья «Леонардо да Винчи и память о его детстве».
Главными постулатом этой работы является то, что Леонардо  является гомосексуалистом из-за отсутствия женского образа и материнской любви в детстве.

Фрейд сделал  и другое шокирующее открытие, что Леонардо идеализировал и желал  свою мать.(Этому нет никаких подтверждений: ни признания самого Леонардо, ни свидетельства современников.) Из-за аморальной, недозволенной любви к своей матери, молодой человек не мог полюбить  другую женщину, посему влечение к мужчине оставалось его единственной альтернативой. Другого выбора ему, попросту, не было дано.

В случае с Марселем Прустом, ни для кого не была тайной, его сексуальные предпочтения. Ни для кого не было тайной, что у писателя была не в меру властная, доминантная мать, под влиянием которой протекала жизнь  писателя,  от бытовых мелочей до мировозрения.  Привязанность между матерью и сыном превосходила общепринятые нормы.
В психологии считается, что влияние доминантной матери  является одной из  причин   гомосексуальности.

Я не смею  возражать  Зигмунду Фрейду.  Что я понимаю и в психологии и в гомосексуализме? Современные учённые затрудняются  определить какие-то конкретные причины этого явления, которое, кстати, распространенно в мире младших братьев наших – животных.

 Но, уважаемый Зигмунд Фрейд, позвольте риторический вопрос:  как же так, что в случае присутствия и отсутствия  материнского начала в жизни мальчика результаты одинаковы – влечение к однополым существам.
Леонардо да Винчи был брошен матерью, Марсель Пруст – чрезмерно обласкан. В результате чего, согласно учению Фрейда, обоих  ждала та же участь в личных отношениях.

Неужели клиническая психология  похожа на Модернизм в живописи? Любое событие в жизни,  и в поведении человека, любой комплекс в его характере, можно интерпретировать  так же,  как цветовое пятно  на холсте абстракциониста. Концепция работы зависит от личности интерпретатора.
Тем не менее,  моя статья не о причинах гомосексуализма Леонардо да Винчи и Микеланджело. И не об аргументах, противоречащих выводам Фрейда. Куда уж нам?   
Это попытка  расследовать источники подобных слухов. Другими словами - откуда ветер веет?
        
Кстати, Фрейд  выразил мнение, что неумение Леонардо завершать работы прямым образом связаны с его проблематичным либидо  и с неспособностью удовлетворять интимные нужды.
 
Здесь я готова возразить  Фрейду. Пример собрата по цеху Леонардо – Микеланджело. И он, похоже, тоже не знал особого сексуального удовлетворения. Но все же работы завершал, писал гневные письма своим спонсорам, если отсутствие финансов останавливали проект, как в случае с надгробием семьи Медичи. Гнался за Папой Юлием VII на поле боя за деньгами для  продолжения работы над фресками Сикстинской капеллы.

Что же касается Леонардо да Винчи, его мозг  переполняли множество идей в разных областях знаний: в ботанике и анатомии, в математике и аэродинамике, и т.д. Он постоянно работал над всевозможными изобретениями от летательного аппарата  до пропеллера, который является его детищем. Одному  человеку было не по силам одолеть то количество проектов, в которое был погружён  с головы до ног  гений Леонардо. Ему  был необходим научно-исследовательский институт, чтобы разрабатывать и изучать всё то, что его занимало.

Лично Леонардо в перечне своих профессий поставил живопись на одиннадцатое, последнее место. Очевидно, художником он себя не считал.
        Что же касается его ориентации…
Быть гомосексуалистом во времена Ренессанса  значило быть  не просто грешником, а преступником.  Карой за содеянное  могла быть смертная казнь.  Так что, интрижка с юношей могла оказаться для мужчины дорогой на эшафот.

Такие определения как гомосексуализм, лесбиянство ещё не существовали. Соитие двух мужчин  называлось "содомизм", уходящий корнями к библейской легенде о Лоте  и разрушении Содомы и Гоморры. Всевышний  уничтожил эти города   из-за того, что  их жители занимались извращённой сексуальной деятельностью – гомосексуализмом.  С тех пор  любовь двух мужчин была заклеймена, как величайший грех. С иудаизма эти суждения  перекочевали и в христианство. (Кстати, в античном Риме это считалось нормой. Зрелые мужчины содержали любовников, как правило – юношей. Извращением считался оральный секс).

Грешники предавались анафеме. Их судили, заключали в тюрьмы, а то и казнить могли. Почти  до наших дней гомосексуализм в  Христианской  Европе был преступлением.

Широкой публике известен случай с Оскаром Уайльдом,  который был судим в 1895 году, признан виновным в преступных совокуплениях, и осуждён на два года каторжных работ.
Великому русскому композитору- Чайковскому повезло гораздо больше. Несмотря на то, что и в России  интимные отношения между двумя  мужчинами  сурово карались, в каждом конкретном случае  это зависело от царя. Царь  мог закрыть на это глаза, что и произошло в случае с композитором. Тем не менее, Чайковский не знал покоя. Его мучили страхи разоблачения, угрызения совести, Чайковский был человеком консервативных убеждений. Он страдал депрессией из-за неудачных попыток подавить в себе ненормальное влечение к однополым особям. Согласно его биографам и музыковедам  это и привело  к ранней смерти композитора.
 Случаи гомофобои, насилия, расправы с «голубыми»  происходят   и сегодня в нашем просвещённом и либеральном обществе.   
 Так что, само собой разумеется, в те времена, в эпоху средневековья у любого мужчины, который состоял в запретной связи с себе подобным,  были серьезные основания  скрывать этот факт. 
Если Леонардо и был гомосексуалистом, что исключить нельзя,  он никогда не признался бы в этом публично.  Он не признался бы  в этом ни в своих записях, ни в дневниках, ни друзьям и ни родственникам.
С другой стороны,  Леонардо был  окружён молодыми мужчинами – подмастерьями,  ассистентами, учениками. Не потому что он предпочитал окружить себя молодыми мужчинами,  просто,  в подмастерья и ученики ходили мужчины. Если бы один из них был его любовником, то скрыть подобный факт было бы чрезвычайно сложно.  Слухи об этом расползлись по Флоренции, Милану,  Риму  со скоростью  лесного пожара. Если этого не произошло, то  он не содержал любовников, или же был выдающимся конспиратором.
Леонардо покрывал записями тысячи страниц. Он оставил после себя целую библиотеку, где ничего невозможно прочитать без помощи зеркала. Он писал наоборот, как бы зеркальное отражение букв и слов. Никому не известно, почему он так делал, но предполагают, что таким образом он прикрывал  свои мысли  некой завесой тайны. 
Тем не менее, тексты давно прочитаны. Поражает отсутствие записей личного характера. Отсутствуют, вообще, размышления об отношениях между людьми, дружбе, верности, любви, романтике, семье, – словно этих аспектов не существовало  в человеческой жизни.
Огромный ворох бумаг заполнен чертежами каких-то машин, оружия; расчётами; анатомическими рисунками  конечностей и  органов тела. Встречаются зарисовки всемирного  потопа - Леонардо верил, что мир погибнет под водой и этих мыслей не скрывал. Чертежи чередуются  эскизы человеческих голов, лиц, тел, словно он пытался что-то просчитать, открыть тайну устройства человека.
 Но даже  наброски обнажённых людей, как «Леда и Лебедь» или «Ветрувианский человек», лишены эротизма, чувственности.  Словно  это иллюстрации к вечному поиску идеальных пропорций.
Из всего этого множества  бесценных страниц возникает образ  истинного учённого. Каждая строка сквозит постоянной работой мысли.
  Леонардо где-то напоминает математика, нашего с вами современника, по имени  Григорий Перельман. Перельман живёт в. Сент. Петербурге. Он редко покидает свою квартиру, не выходит на улицу, и не поддерживает  связей с внешним миром. Бытом занимается его мать. 
В 2000-ом году Перельман отказался от премии размером 1.000.000 долларов за решение какой-то важной для науки задачи, под предлогом, что  у него нет применения для таких денег.
Папарацци и журналисты оббивали пороги дома, в котором он живёт, но так и не получили ни какого  объяснения его странностям.  Также не были замечены женщина или мужчина, посещавшие квартиру Перельмана. Миру ничего неизвестно о его личной жизни и о  его ориентации.  Пожалуй, у него нет никакой.
Может быть и в случае с Леонардо да Винчи одержимость науками, исследованиями, изобретениями являлись приоритетом, смыслом его  существования.
Существуют и другие причины, из-за которых мужчина  не способен на интимные отношения – импотенция. Причины импотенции могут быть физиологическими, как болезнь   кровеносных сосудов, поражающих нормальный  приток крови в губку ткани интимного органа. Психологические проблемы  – стресс, депрессия, травматическая жизненная ситуация, (допустим – смерть близкого человека),  могут  отрицательно влиять на либидо.
Люди сложные существа со своими психозами, синдромами, комплексами, фобиями, фетишами.
Может быть, Леонардо да Винчи страдал каким-то фетишем, например некрофилией. И поэтому под покровом ночи пробирался в анатомический театр. Шутка!
А может, как и Исаак Ньютон он умер девственником. Французский философ Вольтер подтверждал, что на смертном одре Ньютон признался священнику, что не знал интимной близости.
Судьбы Леонардо и Ньютона похожи,  словно близнецов-братьев. Оба появились на свет  незаконнорожденными. Их матери бросили младенцев, одного на попечение отца, другого- Ньютона, на попечение бабушки. Оба были предоставлены самим себе и не получили  формального образования. Обоим было свойственно интеллектуальное любопытство относительно мира вокруг нас. Обоих природа наградила  исключительным качеством – разгадывать тайны природы. В конце жизни Ньютон возглавил  Академию наук Англии. А Леонардо стал негласным советником французского короля.
Их имена высечены на обелиске истории золотыми буквами и с каждым годом сверкают ярче и ярче.

В силу некого мистического феномена,  судьбы  величайший  мастеров Ренессанса во многом совпадают.  Начиная с места и времени рождения: Флоренция, 15-ый век.  Хотя к ним можно подключить ещё несколько имён, художников - Рафаэль, Джиорджио, Караваджо, родившихся раньше или позже, в других городах Италии.

Леонардо да Винчи и Боттичелли были соучениками. Они вместе  постигали мастерство живописи в цеху у Верроккьо.  Хоть Леонардо, Боттичелли и Микеланджело постоянно сталкивались друг с другом, друзьями они не были. Наоборот – соперниками.
 Боттичелли -  незаконнорожденный ребёнок, брошенный своей матерью. Отец скончался на три года позже. Он рос без матери. Кроме имени -Смеральда, (и это не точно)  о ней ничего неизвестно  современным историкам искусства.
Мать Микеланджело тяжело заболела после родов. Ребёнка отдали кормилице, которая стала  для него няней и  приёмной матерью. Семья, куда попал младенец Микеланджело, была каменотёсами, (масонами).
 Ни родной отец, ни семья каменотесов  не могли предоставить заботливую, любящую атмосферу, необходимую для эмоционально развития  ребёнка. Сам Микеланджело шутил, что впитал с молоком матери потребность обтёсывать камни, и поэтому стал скульптором.
Его биографы и критики, задолго до появления науки психологии, констатировали факт, что отсутствие материнской любви  повлияла на его отношения с женщинами.

Тем не менее, уже в детстве слава о юном вундеркинде становится достоянием Флоренции. 13-ти летнего мальчика забирает к себе в дом  Медичи Великолепный, где к нему относятся, как к сыну. Дети Лоренцо Медичи, становятся сводными братьями и друзьями Микеланджело. В последствии оба по очерёдности возглавляют католическую церковь. Первым становится Папой - Лео Х, потом - незаконнорожденный сын брата Лоренцо - Клементий VII.  Так что Микеланджело сохраняет с правителями Католической Христианской церкви родственные  отношения.

Медичи Великолепный  сразу же отправляет Микеланджело в академию, где он изучает латынь, философию, литературу, и другие предметы, считавшиеся необходимыми в ту пору. Он входит в круги интеллектуальной и творческой элиты, и знакомится с выдающимися поэтами, литераторами, музыкантами. Самое главное он получает неограниченный доступ к сокровищам семьи Медичи, в частности к коллекции  античных скульптур. Микеланджело проводит всё свободное время в зарисовках этих бесценных шедевров.
Он родился с «золотой ложкой во рту», ему задан старт, о котором мало кто смеет мечтать.
В академии он знакомится со своим соучеником Д. Васари, который становится его биографом.
Васари старательно ведёт записи событий в жизни Микеланджело.  Тем не менее первое  упоминания романтического характера появляется, когда художнику уже за  50.  Васари пишет, что Микеланджело познакомился с молодым человеком по имени Томмасо де’Кавалиери и посвятил ему многочисленные любовные поэмы. 
Значит ли это, что Микеланджело влюбился? Вполне может быть. Но если он и полюбил Томассо, то отношения скорее, оставались  платоническими. Де Кавалиери был женат, и произвёл на свет ребёнка ставшего в будущем известным композитором Эмилио де Кавалиери.  Если бы всё-таки они состояли в интимной связи,  вряд ли   любовная поэзия разглашалась бы на весь мир. Это было опасно, даже для Микеланджело с его родственными связями с папским престолом.
Поэзия допускает воображаемые образы.  Лирическая поэзия  это жанр, особенно средневековая, а  предмет страсти воображаемый образ. В этот период Микеланджело посвящал свою поэзию  и анонимным особам.  Может быть ему хотелось поупражняться в лирической поэзии. 
Но может быть, что он был  физически близок с Томассо, несмотря на все запреты и брак Томассо. Одно верно, этих людей связывала глубокая дружба и духовная близость до последнего вздоха художника. Именно Томассо  до последнего вздоха сидел у постели умирающего друга.
Несколько годами позже после знакомства с Томассо, судьба сводит Микеланджело с талантливой поэтессой по имени   Виттория Колона, маркиза Пескари.
Маркиза вдова. Её муж был убит на поле брани, когда Виттории было 25 лет. Все попытки её семьи и друзей сосватать Витторию, найти ей достойную партию наталкивались на непреодолимое сопротивление женщины. Замужество лишило бы её независимости. Только в качестве вдовы женщина могла распоряжаться собственными финансами, недвижимостью и быть хозяйкой своей судьбы. Виттория  покровительствовала  художникам, музыкантам, поэтам. В её доме собиралась изысканная публика, элита общества и высшего класса, к которому принадлежала эта элегантная, образованная женщина. В любом издании, где упоминаются выдающиеся женщины времён Ренессанса имя Виттории Колоны на первых местах.
Когда они познакомились ему было 61, ей 46.
Микеланджело влюбился.  Он проводил всё свободное время в её обществе. Его взгляды, идеи, религиозные убеждения  видоизменились под влиянием Виттории. В поэзии появились нотки романтического идеализма, раньше ему не свойственные. Она стала его музой, постоянной темой его лирики и той, которой посвящают каждую строку.
Судя по всему, Витория была единственная любовь его жизни, и единственная женщина с кем у него были серьезные отношения. Существуют то ли свидетельства, то ли слухи, что он несколько раз делал ей предложение. Но она оставалась непоколебима в отношении брака. 
В 1547 году в возрасте 57-ми лет Виттория внезапно умерла, буквально, на руках у Микеланджело. Ему было невероятно трудно пережить её смерть, также как Сальвадору Дали смерть Галы.
Он написал сонет  на смерть любимой женщины. Это было  одно из последних стихотворений. Больше он не писал. Поэт в нём умер вместе с Витторией. Он перестал заниматься живописью и отказывался принимать заказы на скульптуры, ссылаясь на свой преклонный возраст. Ему было 72 года, и, наверное, действительно трудно заниматься ваянием. Он посвятил себя небольшим  архитектурным проектам, чтобы не сидеть сложа руки.
Может быть, что в течении жизни в зависимости от обстоятельств он вступал в половые отношения с проститутками, юношами, чем-то вроде «надувных кукол», которых тогда ещё не производили. Но вряд ли он был гомосексуалистом.Гомосексуалист не способен так любить женщину.


Александро ди Мариано ди Ванни Флипепи, известный под псевдонимом Сандро Боттичелли, также   не был семьянином. Он никогда не состоял в браке и  не произвёл потомство. Его отец был кожевником. Некоторые быографы упоминают имя матери - Смеральда, и тот факт, что она ушла в мир инной, когда Сандро был малышом.
(В отличие от этих Флорентийских художников венецианский мастер - Тициан был официально и не официально женат раз 5. У него родилось где-то 8-9 детей, часть которых умерла в младенчестве. Естественно, никто и никогда не обвинял его в нетрадиционной ориентации).
Не важно как прошло  детство Боттичелли, в качестве взрослого мужчины он влюбился безответной любовью в Симонетту Веспучи, которая по мужу состояла в родстве со знаменитым Америнго Веспучи, первооткрывателем Америки, в честь которого и назван этот континент.
     Симонетта была музой и моделью Сандро. Кого бы не писал Боттичелли Афродиту или богиню весны в работе «Примавера», Симонетта служила образом  его женщин. Симонетта вдохновляла Боттичелли на одни из бесценных произведений в изобразительном искусстве. Не будь Симонетты, может быть не было бы «Рождения Афродиты»,  и человечество лишилось бы своего наиболее яркого символа красоты и женственности.
 Сегодня  образ Афродиты мелькает всюду – на плакатах и на обложках, вывесках и упаковках, даже на больничной брошюре о раке груди. Жители стран мира, которое ничего не знают о Боттичелли, Ренессансе и живописи вообще, знакомы с лицом женщины в обрамлении тяжёлых прядей золотых волос.

Боттичелли не подозревал, что Симонетту ожидает бессмертие. Может быть слава той, которая вдохновляет, превосходит славу вдохновлённого. Он был влюблён в неё недозволенной любовью. Она принадлежала к высшему сословию, аристократии, социальному классу, что  делало её недоступной для Сандро Боттичелли. К тому же она была замужем.   Он мог только предаваться мечтам о Симонетте и оживлять её в своих картинах. Симонетта ушла из жизни слишком рано.
Боттичелли  завещал быть похороненным у её ног.  Он прожил ещё 34 года. Когда он скончался в 1510 году был похоронен в церкви Огнисанти в ногах своей возлюбленной, как и завещал.
Кое-кто скептически улыбнётся  по поводу столь интенсивных чувств  и неземной любви, как в сказках, где принц и принцесса живут долго и счастливо и умирают в один день.
Но не нужно забывать, что Боттичелли был художником с необыкновенно развитым воображением. Его жизнь слилась воедино с идиллиями, сказочными мифами, которые он возрождал на холсте. Любовь, по своему, тоже сказочный миф, как и его картины.
 
Современный историк, который расследовал аспекты сексуальной ориентации Боттичелли в 1938-мом году, наткнулся в флорентийских архивах на обвинение  от 2 ноября 1502-ого года, которое звучало просто: «Боттичелли  содержит мальчика». Другими словами он анонимно был обвинён в гомосексуализме. Художнику было 58 лет. После продолжительной и изнурительной волокиты все обвинения были сняты.

Я тоже художница.  Я тоже никогда не была замужем и не произвела на свет потомство. И если не талантом, то сходством участи  принадлежу к группе избранных, которых я идеализирую и преклоняюсь.
В плане сексуальной ориентации откровенно  признаюсь в тотальной приверженности к гетеросексуализму и неисчерпаемому влечению к противоположному полу.               
 К гомосексуалистам я отношусь так же, как к лилипутам, слепым или калекам, пострадавшим в несчастном случае – с колоссальным состраданием. Быть изгоем, презренным  в обществе большинства – тяжкая доля. Не верю, что кто-то добровольно, ради эпатажа,  обречёт себя на столь тяжёлый крест.
В средневековье  наветы, клевета, доносы были явлением распространенным, в частности, анонимные  обвинения в содомизме. В одной из энциклопедий Ренессанса я вычитала, что   обычно такое преступление каралось штрафом или непродолжительным заключением. Это было общепринятой тактикой отмщения своему врагу, сопернику.
Леонардо да Винчи не удалось избежать подобной участи. Префектура Флоренции получила анонимный донос, что Леонардо занимался греховным сексом с мужчинами. Хочется верить, что это было делом рук завистливого художника или ревнивой женщины.

Так что Фрейд не был первым, кто приписывал Леонарду гомосексуализм.
В 1976 году Леонардо посадили на несколько месяцев. После тщательного расследования, обвинение было снято из-за отсутствия каких-либо доказательств. Он был  полностью оправдан и освобождён из-под ареста. Дело было закрыто.
При всём моём уважении к Фрейду,  я доверяю больше средневековым  детективам-инквизиторам. Если суд Флоренции признал Леонардо да Винчи непричастным к греховным сношениям, значит он не гомосексуалист.  История о сексуальной ориентации Леонардо да Винчи этим исчерпана.
Суд объявляется закрытым, присяжные отправляются на отдых до тех пор, пока новые сведения  или детальная биография, датированная второй половиной 15-ого столетия, убедит нас в другом.