Послесловие - 2

Рута Марьяш
И случаются чудеса, поделюсь с моими читателями пока ещё в состоянии это сделать...
****
Рецензия на «Послесловие» (Рута Марьяш)

Уважаемая Рута!
Волею судеб я двоюродная внучка Михаила Алексеевича. Спасибо Вам, что Вы о нем пишете с такой любовью.
Но честно говоря, несколько обидно, когда читаю, что был он очень одиноким. Он всегда был членом нашей семьи.
Я очень надеюсь, что Вы забрали у Романа все, что он предложил, потому как очень не хочется, чтоб еще одна частичка памяти о нашем дяде Мише пропала.

Н.
 09.09.2010 09:22 • Заявить о нарушении правил
Добавить замечания


Как я надеялась на подобный отклик!!!
Роман отдал мне партийный билет Михаила и его акварели. Они у меня, и если хотите, я их Вам перешлю - дайте адрес.
Я была знакома с братьями и сестрой Михаила. Чья Вы внучка? Напишите мне, очень Вас прошу, всё, что Вы знаете по рассказам или помните о нём, о семье. Сколько Вам лет, где Вы живёте?

Буду ждать с великим нетерпением!

Рута Марьяш 13.09.2010 23:17 Заявить о нарушении правил
Адрес


Как Вы вышли на эту мою страничку, это ведь - чудо!

Рута Марьяш 13.09.2010 23:19 Заявить о нарушении правил


Жду Вашего ответа!

Рута Марьяш 14.09.2010 10:43



Далее - переписка по электронной почте
----------------------------------------

16.09.2010
Добрый день Рута Максовна!
Дядя Миша похоронен рядом с Марией Александровной, там же похоронены Валерия (Валя) Алексеевна, Мой дедушка Константин Алексеевич, его жена и моя бабушка Анна, мой отец Вячеслав, Володя. Могилу посещаем мы все кто есть.
Сын дяди Миши – Роман обязательно бывает на могиле 2 раза в год. Я его не знаю, но моя мама сказала, что он очень хороший человек. Мама мне попыталась напомнить как периодически с дядей Мишей к нам приезжал и Роман, но увы я помню смутно.
С 1980 года мы жили в соседних домах с Вовой, даже странно он мне дядя, а звала я его по имени и раз в неделю дядя Миша приезжал к нему и к нам.
Теперь про тех, кто есть.
Моя мама – Людмила Николаевна Сироткина, мой брат – Виктор и его жена Ольга, сестра моего отца Ольга Константиновна, ее трое детей Слава, Костя и Коля, сводный старший брат моего отца Здановский Валерий Мстиславович. К сожалению различные проблемы нас разъединяют и мы видимся все реже и реже.
Фотографии я Вам обязательно пришлю попозже.
На приложенной фотографии я и мои старшие дети в 1998 г., к сожалению под рукой не оказалось более свежей фотографии. У меня сейчас уже трое детей. Дочке Анюте 17 лет, она поступила в этом году в институт, сыну Александру 15 лет, он собирается учится на врача, в этом году поступил в школу при медицинском университете, и самому маленькому сыну Константину 3,5 года. Я два раза была за мужем, старшие дети у меня от первого брака, я выскочила за муж прям после школы, по дури за мальчика из параллельного класса, Развелись мы, когда Саше было 2, а Анюте 4 и за эти прошедшие годы мы их отца  видели раз 10. Родители его помогали и помогают. Второй раз я вышла за муж через 5 лет после развода, за юриста, сотрудника прокуратуры, мы с ним прожили 4 года в мире и согласии, но я не выдержала, что он часто выпивал, да и наверное саму главную роль в нашем разрыве сыграла неудачная беременность и его наплевательское отношение в это время ко мне. Во время развода на работе за мной начал ухаживать мальчик, я как-то очень быстро приняла его ухаживания. В результате в 2007 у нас родился Константин. Живем мы вместе, отношения великолепные, но официально заключать брак я не хочу.
Я инженер в довольно крупной компании, работаю по специальности.
У моего Саши ярко выраженный «Сироткинский» характер, очень тяжелый: «Он – гений и все крутится вокруг него», эта проблема с характером была и дяди Миши, и деда Кости, и у моего отца, есть она и у моего брата Виктора. Иногда приходится очень трудно.

С уважением,
Елена
From: Рута Марьяш [mailto:
Sent: Wednesday, September 15, 2010 4:48 PM
To: Н. Елена Вячеславовна
Subject: Re: От Н.

Дорогая Елена, спасибо за подробное письмо.
Твоё появление  - бесценный подарок для меня, ведь образ Михаила жив в моём сознании в течение всей моей долгой  жизни. Я была девочкой, когда этот образ возник, а сейчас мне уже 83 года...
Хорошо помню Константина Алексеевича - виделась с ним у бабули в один из своих приездов в Москву - в форме полковника или подполковника, кажется  инженерных войск. Михаил как-то дал мне номер его телефона и  в начале семидесятых , приехав в Москву, я   позвонила ему  в поисках Михаила. Он говорил со мной приветливо, но с некоторой укоризной за то, что мало интересуюсь судьбой Михаила, дал мне адрес больницы, где в то время лечился Михаил, я его там разыскала. Кажется именно в тот мой приезд мы вчетвером - Михаил, Вова, его подруга и я посетили могилу Марии Александровны на Даниловском кладбище. Хотелось бы знать, где похоронен Михаил, кто посещает его могилу...
Помню сестру Михаила Валю. Муж её погиб на фронте,  а она была руководителем крупнейшей в Москве фабрики-кухни на улице Правды.
Знала  я и Леонида Алексеевича, его жену  Женю, сына Вадима. Они все жили тогда на Масловке..Леонид был талантливым инженером, но кажется страдал тем-же проклятым недугом, что и Михаил.Нет уже никого из них на этом свете...
По моей просьбе в  лет шесть тому назад  через справочную отыскали Романа, передали ему мою книгу "Калейдоскоп моей памяти", в которой глава четвёртая посвящена Михаилу. Роман, по моему не понимает ценности своего отца.
Однако в последние годы всё как-то фатально складывается: На сайте Стихи.ру, где я  с 2006 года помещаю свои опусы, образовался круг близкого общения, приведший меня к Михаилу. Марина Шапиро - архитектор, член Союза архитекторов - по моей просьбе  охотно раскопала членский билет и карточку , в которой вкратце отражена   деятельность Михаила после войны.Так возникло моё "Послесловие", по которому чудом нашлась ты, милая Елена - принцесса...
В МАРХИ , где Михаил работал директором библиотеки, и где должны находится созданные им книги, сказали, что будут  искать материалы о нём только по просьбе родственников. Если  у тебя будет желание и время, я дам тебе координаты    москвички Марины Шапиро , она поможет тебе советом.
Что касается публикации воспоминаний о Зорге, то она, как я понимаю, вышла уже после кончины Михаила. Значит искать нужно с 1990 по 1994 год. Такая публикация может означать, что деятельность Михаила в годы войны уже рассекречена, поэтому данные о ней родственники вправе запросить в архивах ФСБ. Только предварительно надо эту публикацию отыскать. Есть смысл обратиться за помощью или за советом  к редакции "Литературной газеты".
Надеюсь, дорогая Лена, моё  письмо тебя не утомило и наша переписка ещё продолжится.
Хотелось бы узнать подробнее о тебе самой. А ещё - посмотреть тебя на фотографии...
Обнимаю внучку старшего брата Миши!!!
Рута

20.09.2010
Добрый день, Рута Максовна!
Спасибо за ссылку, я нашла ее.  Просто проснувшись однажды утром мне вдруг захотелось узнать о своих родственниках как можно больше.
В ту ночь мне приснился один из праздников моего детства, когда в доме пахнет пирогами и приходит целая куча гостей и в двухкомнатной малометражке, где живем мы: дедушка Костя, бабушка Аня, папа, мама, Витька – брат и я, нет свободного места. Взрослые садятся за стол в большой комнате, а детям накрывают стол в маленькой. Старшие Славик и Витя глупо шутят над младшими. Я в очередной раз убегаю от мальчишек и вот все мои родственники, которых я знаю за столом живые, молодые… Увы теперь этого нет…
Очень надеюсь, что через некоторое время я смогу посветить время и раскопать, то чего я о родственниках не знаю.
О семье Леонида Алексеевича знаю. После смерти своей жены и матери двойняшек Леонид Алексеевич женился на маме жены своего сына Сергея. Вадим умер от открытой формы туберкулеза не помню где, я была еще маленькая, но его тело доставляли в Москву с большим трудом и хоронили на Ваганьковском рядом с отцом и матерью.
У дяди Сережи жена Татьяна и сын Андрей. У Андрея приемный сын и дочь. К сожалению с ними мы стали редко общаться с рождением моей дочки. А до этого мы все вмести жили на даче, которую купили вскладчину, но маленькие дети мешают спать… А после смерти моего отца виделись два раза: на похоронах моей бабушки Анны Александровны, жены Константина Алексеевича и на похоронах Володи Биряева.
Сегодня 20 сентября и мы обязательно поедем на кладбище, к сожалению я только вечером, сегодня у моих дедушки и бабушки день рождения.
Мама моя говорит, что очень много о Вас слышала, особенно, когда дяде Мише дали дачу в Уваровке в начале 70-х и они там жили летом все вместе. Она говорит, что дядя Миша очень тепло к Вам относился. А по поводу создания семьи мама говорит дядя Миша и не задумывался, говорит он знал, что его характер не сахар, да и выпивка, не хотел жизнь дорогому человеку портить…
Видела Ваши фотографии– Вы очень эффектная женщина, даже возраст Вам не помеха.
К сожалению моя мама знает не так уж и много, жалеет, что не записывала рассказы Володи Биряева, т.к. он единственный, кто знал много о родственниках. Его вторая жена Раиса, грузинка, умерла в прошлом году летом. Семейные альбомы, которые хранились у моей бабушки и Володи пропали, по крайней мере никто из родственников не признается, что взял их, фотографий осталось старых мало, на некоторых мы не знаем кто изображен.
По поводу Алексея Семеновича – мы никогда не слышали, чтоб он пил, хотя зная Марию Александровну, можно предположить, что  она могла многого не говорить. Знаю что он был старше ее лет на 20. У них было пятеро детей. Как говорил дед Костя: «У моей мамы был настоящий ВЛКСМ».
Валерия (Валя), кстати я не знаю почему так сокращали имя, Леонид, Константин, Сергей – он погиб и кроме фотографии у меня о нем ничего нет, ну и конечно же Михаил.
Вы помните, что Мария Александровна все время шила – до последних дней она работала костюмером в Большом театре.
Я Вам обязательно пришлю фотографию Марии Александровны в молодости. У нас осталась сделанная в фотоателье на Тверской ул. В каком-то очень далеком году, еще до замужества.
После смерти Алексея Степановича Мария Александровна никогда не общалась с его родственниками. Все удивлялись почему она вообще вышла за него замуж, т.к. в принципе он ей был не пара.
По поводу неординарности – это точно. Но с такими людьми очень тяжело жить. Бабушка Аня моя говорила про деда, что он был настолько умным, что рядом с ним можно было только восхищаться им. С Леонидом дедушка и бабушка почти не общались, почему не могу сказать, а Михаил был всегда желанным гостем, с моим дедом они не ругались, как говорил мой отец только из-за того, что были одарены в разных областях. Моя мама то же всю жизнь говорила отцу, что он самый умный, говорит иначе б они не смогли б и года прожить. Мой отец был физиком, работал в Курчатовском институте и в Московском инженерно-физическом институте (МИФИ). Жена брата Виктора Ольга, то же все время говорит ему, что он талантлив, хотя мой брат дважды пытался учится а институте, сначала в МИФИ потом в историко-архивном и ничего не закончил, да и пьет он.
А про меня Вы первый человек, который считает, что я должна осознавать, что молодец, да и что дети – это труд. Обычно от родственников я слышу, что я дура, что так много родила, «надо жить для себя», наверное поэтому мало общаюсь с ними. Со своей мамой, к моему стыду, я не общалась до этой весны три года. Нет я раз в неделю обязательно звонила или заходила к ней, но быстро уходила. Мама считает, что я не того мужчину выбрала. Я долго пыталась ей объяснить, что мне с ним жить, но действие возымело только прекращение общения. Наверное поэтому мы с моим Мужем, хотя мы и не расписаны, он настоящий МУЖ живем душа в душу. С первым мужем я все время прислушивалась к маме и искала в нем плохие черты, ну и они нашлись, я осталась с двумя детьми, мамой и братом. Потом с братом разъехались и мы остались вчетвером. За второго мужа я вышла, так же прислушавшись к маме, но не сложилось. Это все в прошлом. К сожалению я сделала из этого вывод, что мы родители не можем знать с кем нашим детям будет по жизни хорошо. Сейчас мне это помогает мирится с дочкиным выбором.
Вы меня извините, что опять не высылаю фото, замоталась и забыла взять диск с ними.

С уважением,
Елена

23.10.2010
Добрый день, Рута Максовна!
Наконец-то выдалось время, которое могу посвятить себе, и написать Вам письмо.
Посылаю Вам фото Марии Александровны и ее сестер, Мария Александровна сверху. Какой это год я к сожалению не знаю, но до ее замужества.
Вторая фотография – это Алексей Степанович.
Фото Леонида в 1931 году подаренное Вале.
Еще один брат дяди Миши, погибший Сергей.
Давно хочу сделать электронный альбом фотографий, но все никак не доходят руки отсканировать. Спасибо Вам большое за то, что вы меня подвигли на ускорение процесса сканирования.
Чтоб письмо не было очень громоздким от фотографий, я вам вторым письмом пошлю фотографии своей семьи.
В понедельник мы с мамой ездили на кладбище, темнеет сейчас рано, поэтому в потемках смели налетевшие листики, положили цветочки.
Около могилки было много окурков – значит недавно Роман приезжал, он как и дядя Миша курит одну за одной.
И больше никого.
Но ничего, главное чтоб здоровы были.
Я прочитала интервью с Вами про Ваше третье замужество. Могу только Вами восхищаться.
Помню, когда моя бабушка Аня, через 10 лет после смерти деда Кости в свои 75 (это был 1990 год) сообщила нам, что нашла спутника жизни, все ахнули, а бабушка сказала, что женщина остается женщиной, пока любима и не важно сколько ей лет. Я поняла эти ее слова, только когда осталась одна с двумя детьми и превратилась в «Лошадь», по другому и сказать не могу. Ради кого нам еще оставаться молодыми и красивыми? Только ради мужчины, который смотрит на нас с придыханием, потому как все остальные примут нас даже в виде той самой «лошади».



С уважением,
Елена

23.10.2010
И снова здравствуйте.
Как и обещала посылаю фотографии своей семьи.
Это фотографии сделанные этим летом.
К сожалению мама моя и старший сын фотографироваться не любят, поэтому мама веселящая внуков со спиралькой от комаров, а Сашка кушающий и снявший сам себя. В тот же день сделана фотография с Анютой – это мы на даче шашлыки жарили. Мальчик рядом с Сашей, родственник по маминой линии.
Фотография моя с Костей сделана в Хмелите, усадьбе Грибоедовых. И раз уж мы там были фотография часов с которых начинается «Горе от ума». А фотография моего мужа Леши с Костиком сделана в танковом музее в Кубинке.
Когда мы с Лешей узнали, что у нас будет мальчик встал вопрос как называть.  Я тогда сразу сказала, что моего сына с отчеством Алексеевич могут звать либо Костя, либо Миша, а все остальное не предлагать. Муж меня понял и предложил назвать Костей. Ох, как Лешина мама была против нашего решения. Пока ей не показали полученное свидетельство о рождении по несколько раз в день названивала и говорила, что ее внука должны звать либо Ваней, либо Егором. Она до сих пор обижается, что ее не послушали.
И последняя в этом письме фотография – я на работе со всем отделом. Наверное у нас самый маленький отдел в организации, но зато самый дружный. Фотография сделана 3 сентября в преддверии профессионального праздника.


С уважением,
Елена

******************
На этом, к великому сожалению, наша переписка прервалась, а присланные фотографии не сохранились...

Вот - какие случаются чудеса!
---------------------------
С той поры прошёл не один год, и сегодня, 27 07 2016 г. мне по мобильному телефону позвонила пропавшая Елена Новикова.Мы долго с нею говорили, мне было интересно в первую очередь, что с сыном Михаила - Романом Михайловичем Сироткиным, женился ли он, родились ли у него дети - внуки Михаила. Оказывается, он так и не женился, и детей у него нет. Но как знать - подумалось мне...
      Во всяком случае Елена - единственная двоюродная внучка Михаила.
Была бы рада, если здесь наше с ней общение продолжилось, пока я ещё на этом свете...