Умный котенок

Елена Викторовна Степанова
Дело было осенью на праздник Покрова. В воздухе уже начали кружиться белые мухи – первые снежинки. Похолодало, и от этого синева неба казалась еще более прозрачной и чистой. Накануне прошел дождь, промывший нависшие над городом с окружавшими его поселками мрачные тучи. Они побелели, по-видимому, струи дождевой воды сбили с них всю заводскую пепельно-серую пыль, черную копоть и сизый дым, накопившиеся за прошедшую после последнего ненастья неделю. Шоссе покрылось лужами, и проезжавшие мимо машины с какой-то непонятной радостью разбрызгивали дорожную грязь по обе стороны от проезжей части. Они напоминали разудалых лихачей, которые в иные времена неслись по дорогам с криком и гиканьем, рискуя задавить зазевавшихся прохожих. Приходилось уворачиваться от брызг и смотреть под ноги, чтобы не провалиться в яму с мутной водой.
    Я возвращалась домой пешком. Миновав оживленную транспортную магистраль, свернула на боковую дорожку. Она вела мимо серых кирпичных домов постройки шестидесятых годов с заржавевшими пожарными лестницами вдоль оврага к обрыву над рекой. Вдали уже замелькали ее позеленевшие и как бы набухшие от постоянных осадков воды. Под подошвами обуви шуршал намокший щебень. Идти до дому было еще минут сорок. С другой стороны тянулся бесконечный зеленый забор высотой около двух метров. Он был исписан смешными и не всегда приличными надписями, граффити и разрисован забавными, но примитивными рисунками. За ним сквозь щели мелькали убогие гаражи с покосившимся железными крышами, виднелись сараи и прочие хозяйственные постройки. Иногда из-за него слышалось петушиное пение и свиное хрюканье. Жители близлежащих домов держали там домашний скот.
    Неожиданно мое внимание привлек шустрый маленький котенок. От роду ему было всего несколько месяцев. Сероватая в темную полоску спинка, белая грудка и мягкие лапки того же цвета. Хвостик торчал вверх трубой как-то по-особому трогательно. По временам он подрагивал. Когда налетали порывы ветра, он опускался и качался в зависимости от направления воздушных потоков. Некоторое время котенок шел по дорожке, активно перебирая маленькими лапками, не обращая ни на что никакого внимания. На его пути стоял фонарный столб. По какой-то старой традиции местные жители использовали его как доску объявлений. Нижняя часть столба была покрыта маленькими намокшими бумажками, испещренными разного рода сообщениями. Наверху виднелись рекламные доски с названиями фирм или предложением услуг. Богатые и дорогие рекламные щиты тут увидеть было нельзя. Они стали признаком современных больших городов, оживленных трасс и больших многоэтажек. Здесь же была провинция.
    Внезапно котеночек остановился. Было ясно, что одно из объявлений чем-то привлекло его внимание. Он посмотрел на исписанную крупными печатными буквами бумажку и вскочил на столб, вцепившись в него всеми своими когтями. Маленькое животное водило крошечным розовым носиком по рядам слов слева направо, останавливаясь и принюхиваясь в некоторых местах между строк. Казалось, котенок внимательно читал текст объявления. Просто удивительно, кто научил его читать с таким рвением? Маленький носик тщательно обследовал всю бумажку целиком и даже залез под уголок, трепавшийся на ветру. Темно-зеленые глазки внимательно разглядывали текст. Процесс продолжался всего несколько минут. После этого котенок спрыгнул со столба, утратив всякий интерес к дальнейшему чтению. Интерес исчез так же неожиданно, как и появился. Перейдя с шага на галоп, животное скрылось на углом забора. Кончик хвоста мелькнул в последний раз.
    Я продолжила свой путь к дому, размышляя о странном, на мой взгляд, интересе котенка к грамоте. Может, он сбежал из цирка, где какой-нибудь клоун обучил его читать простые слова? Не был ли котенок каким-нибудь известным циркачом, показывавшим этот номер под аплодисменты публики? Что за загадка природы! Бывают же странные случаи необъяснимого поведения животных. И этот столб, и забор на дороге, они как избы-читальни с открытым доступом для всех желающих получить информацию, глядящую на прохожих с заборов и фонарных столбов и вопиющую своим кричащим видом:
    – Прочти нас! – кричат со столба маленькие печатные листовки-объявления.
    – Куда же ты, остановись, ознакомься с важным сообщением! – вторит ему выведенная почти детскими загогулинами записка, приклеенная к дереву в нескольких местах.
    – Посмотри на меня! – просят обведенные черными и белыми полосами-контурами причудливые буквы на заборе, изображающие какое-то короткое иностранное слово.
    – Погляди на рисунок, ведь это мой портрет, а я такая красивая! – пищит со стены гаража нарисованная мышка, похожая на Минни Маус, подружку Микки Мауса из американского мультфильма.
    – Я как открытое письмо, обращенное к тебе, неужели ты пройдешь мимо меня?!– взывает к прохожим листок бумаги формата А4 с печатным текстом.
    Размышляя о случае с котеночком, я пошла дальше. Мой душевный мир осветила добрая внутренняя улыбка. Так и захотелось весело рассмеяться звонким смехом. Вспомнилась телевизионная реклама. Если в роликах показывали кошек или собак, то это всегда привлекало внимание телезрителей. Хваткие бизнесмены от рекламы уже давно знали об этом законе. Встреченный мною котенок был лучше и умнее, чем все вместе взятые рекламные животные-артисты.
    Вот уже и поле появилось на горизонте. Еще недавно по нему можно было добраться до дома минут за пятнадцать, пройдя напрямую, а теперь его отгородил бесконечный железный забор. Надпись на нем гласила, что на этом месте будет стоять коттеджный поселок. Пришлось свернуть в бок, чтобы обойти строящийся объект. Потом вдоль деревенских домов с вечным лаем собак и скрипом колодезных журавлей. Собаки в этих деревенских дворах были привязчивыми, они часто выбегали на дорогу и норовили вцепиться сзади.
    – Ладно, – думаю, – как-нибудь увернусь. Авось, мимо пронесет лиха беда...
    Я ускорила шаг. На землю спускались сумерки. От землички шел легкий беловатый парок. Хоровод первых в этом году снежинок иссяк и растворился в мерцавшем свете уходящего дня. Появилась желтоватая луна, покрытая белесым ледяным узором. Кое-где стали проглядывать пульсирующие точки ярких маленьких звездочек. По небу над головой пронесся какой-то светящийся объект, бесшумно скользя среди редких облаков. Вот, наконец, и моя улица. Фонари вышли мне навстречу и стали весело подмигивать одним глазом. В них были вставлены современные лампы дневного света. Дрожь пробежала по телу. Было холодно. Необычно холодно для октября. Скорей домой, в тепло! Будет о чем поговорить со своими домашними на досуге, сидя в мягких креслах на уютной терраске. За рассказом можно будет и чайку попить в теплом домашнем кругу. Шумы в темном углу за печкой напомнят мне о тихом мурлыканье котеночка.