Тест по КСВ. Мусульманский Восток. Ответы

Максим Гуреев
Тест по КСВ. Мусульманский Восток. Подсказки, комментарии, ответы.

ТЕСТ по КУЛЬТУРОЛОГИИ СТРАН ВОСТОКА. II семестр.
Мусульманский Восток.
Составитель: доцент кафедры ТИиФК НовГУ Гуреев Максим Вячеславович.

1. Общеизвестным центром паломничества для мусульман является:
а) хадж (паломничество в Мекку),
б) Мекка,
в) Джокханг (священное место буддистов, храм в Тибете),
г) Нара (центральный город Японии, место паломничества синтоистов),
д) Иерусалим (место паломничества христиан).

2. Второй по популярности священный город ислама:
а) Ясриб (старое название Медины),
б) Медина,
в) Лхаса (место паломничества ламаистов в Тибете),
г) Варанаси (место паломничества индуистов),
д) Хиджаз (территория на западе Аравийского полуострова, где находятся священные города мусульман Мекка и Медина).

3. Какие из перечисленных религий не относятся к явно монотеистическим?
а) ислам,
б) христианство,
в) зороастризм (содержит и черты дуализма),
г) буддизм.

4. Аналог христианского архангела Гавриила в исламе:
а) Варахиил,
б) Иегудиил,
в) Джабраил,
г) Михаил.
 
5. Какая из перечисленных цитат не входит в переведённый на русский язык текст Корана?
а) «Вы в благостных делах старайтесь обогнать друг друга; ведь где б вы ни были, Господь соединит вас всех».
б) «Мы веруем в святую книгу, чей мудрый дух завещан нам от Бога; и весть её способен охватить лишь тот, чей разум светел».
в) «Бог знает тайны всех сердец».
г) «Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; не отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих» (Библия, Ветхий Завет, «Книга Притчей Соломоновых»).

6. К государствам, в которых большинство населения исповедует ислам, не относятся:
а) Афганистан,
б) Египет,
в) Россия,
г) Япония,
д) Казахстан.

7. Соратники, сподвижники пророка Мухаммеда, которые виделись с ним и уверовали в него, стали мусульманами до конца своей жизни, обозначаются понятием:
а) сунниты (последователи наиболее многочисленного направления в исламе, признающие законным переход власти в рамках одной семьи, правящей династии и требующие для назначения наследника, прежде всего, решения самого правящего халифа, как это было во время халифатов Омейядов и Аббасидов),
б) шииты (направление ислама, объединяющее различные общины, признавшие Али ибн Абу Талиба (ок. 600 – 661) и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда),
в) асхабы (сахаба),
г) хиджра (В Коране – переселение пророка Мухаммеда из Мекки в Медину).


8. Согласно различным источникам, пророк Мухаммед жил в эти годы:
а) 571-632,
б) 600-661 (Али ибн Абу Талиб, двоюродный брат, зять и сахаба пророка Мухаммада, четвёртый праведный халиф (656-661) и первый имам в учении шиитов),
в) 810-870 (имам аль-Бухари, исламский богослов, автор наиболее авторитетного и достоверного суннитского сборника хадисов «Сахих аль-Бухари»),
г) 1048-1131 (Омар Хайям, персидский поэт, философ, математик, астроном, астролог).

9. Хадис – это:
а) цепочка людей, передававших друг от друга то, что сказал (совершил, одобрил) пророк Мухаммад (иснад или санад);
б) изречение (кауль), одобрение (такрир), образ (васфи) или действие (филь) пророка Мухаммада, сумма которых образует Сунну, являющуюся авторитетной для всех мусульман;
в) непосредственно то, что сказал (совершил, одобрил) пророк Мухаммад (матн);
г) совокупность правовых, канонически-традиционных, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное» (Шариат).


10. Духовное лицо в исламе, которое заведует мечетью, совершает требы, – это:
а) эмир (в различных мусульманских странах Востока и Африки титул правителя, князя),
б) мухаджир (мусульманин, во времена пророка Мухаммеда переселившийся из Мекки в Медину в 622 году),
в) имам,
г) гулям (воин, находившийся на службе халифов, а позже и других правителей в странах Востока, и непосредственно им подчинённым).

11. К пяти столпам ислама (то есть основным предписания Шариата, образующим основу ислама и обязательным для всех верующих мусульман) не относится:
а) Свидетельство веры,
б) Молитва,
в) Аскеза (вид духовной практики, преднамеренное самоограничение, самоотвержение, либо исполнение трудных обетов, порой включающий в себя самоистязание. Цель аскезы – достичь определённых духовных целей. В исламе аскетизм, как правило, практикуют только суфисты, дервиши и т.п.),
Г) Пожертвование,
д) Паломничество.
Комментарий: пропущена такая компонента, как Пост (стоит после Пожертвования).

12. Представители мистико-аскетического течения в исламе, одного из основных направлений классической арабо-мусульманской философии, называются:
а) суннитами,
б) шиитами,
в) суфиями,
г) мухаджирами.

13. Турция как государство специфична тем, что в ней:
а) практически все граждане – мусульмане, 85 % из которых – сунниты, и 15 % – шииты (ОАЭ);
б) религия законодательно отделена от государства и свобода вероисповедания гарантирована каждому жителю страны;
в) официальная и единственная религия – это ислам. Большинство населения исповедует салафию. Шииты составляют примерно 8 % населения страны. Власти разрешают людям иного вероисповедания въезжать в страну, но отправление культа им запрещено (Саудовская Аравия);
г) основная часть населения говорит по-арабски и исповедует ислам суннитского толка; есть также копты-христиане. По различным данным, христианство исповедует до 15 % населения страны, ; до 90 % коренного населения придерживается ислама (Египет).
Комментарий: салафия – это направление в исламе, объединяющее мусульманских религиозных деятелей, которые в разные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, на праведных предков, воздерживаться от «бида», то есть всевозможных новшеств, возникавших в связи с западными контактами.


14. По своей демографической популярности среди прочих мировых религий ислам занимает:
а) первое место (Христианство: около 2 – 2,2 млрд человек, то есть примерно 30-31% мирового населения),
б) второе место (1 – 1,6 млрд или 20% – 23,2%),
в) третье место (Буддизм: 324 – 360 млн. или примерно 5,9%).
Комментарий: индуизм опережает буддизм по численности (780 – 811,3 млн., то есть ; 13,4%). Следует помнить, что под концептом «мировая религия» понимается религия, распространившаяся среди народов различных стран и континентов. В настоящий момент этим термином обозначаются только три религии (приведены в порядке хронологии возникновения): буддизм, христианство, ислам. В отличие от национальных и национально-государственных религий, в которых вероисповедная связь между людьми совпадает с этническими и политическими связями (например, индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм), мировые, или наднациональные религии объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Кроме того, при рассмотрении религии в качестве мировой учитывается её влияние на ход истории и масштабы распространения.

15. Понятием «Арабский Восток» обозначается:
а) обширный регион на стыке Азии, Африки и Европы, включающий также акватории Средиземного и Красного морей и Персидского залива. На юге он отделен от Тропической Африки пустыней Сахара, на севере его границы проходят на широте Черного и Каспийского морей;
б) регион, включающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию; составная часть геополитического понятия «Азиатско-Тихоокеанский регион» (Дальний Восток);
в) районы, населённые восточно-тюркскими народами, монголами и тибетцами (Центральная Азия).

Шкала:
8-10 правильных ответов – оценка «удовлетворительно»
11-13 – «хорошо»
14-15 – «отлично»


Май 2013