Кельтские истоки британской рок-музыки

Валерия Демидова
Содержание

Вступление

Глава I От магии друидов к бытовой повседневности

1.Друидские  мистические напевы  как источник культуры народов Британии 3
2.Магия в мелодиях голосового пения  у древних кельтов. 4
3.Английские барды и нравственное содержание их песенного творчества. 5
4.Музыкальные инструменты как  связующее звено с языческими культами друидов.
а) Арфа  и древние заклинания. 7
б) Волынка и сердечные надрывы. 8
5  Шанти -   песни  простых людей 8
6. Мюзик-холлы против фолка 10

Глава II  Вторая половина  XX века и новая волна музыкального возрождения в Великобритании

1. Рок-н-ролл и английский скифл 11
2. Бит-музыка  и британское вторжение 11
3. Биг-бит и мерсибит 11
4. Ритм-энд-блюз и блюз-рок 11
5. Появление жесткой музыки 11

Глава III   Металлисты и  возвращение   к кельтским истокам.

1.Хард-рок и хэви-метал- возвращение к друидскому священнодействию 15
2. Трэш-метал и кельтская ритмическая энергетика 15
3.Блэк-метал и друидские жертвоприношения 15
4. Кельтские народные инструменты  и  фолк-метал 15
5. Келтик-метал  и молодежное самосознание 15

Заключение. 18

Приложение. 19

A Badtime Story (оригинал Skyclad) 19
Don`t Burn the Witch (оригинал Venom) 20
Список использованной литературы 21


 
Вступление
  Музыка появилась ещё в первобытном обществе, много тысячелетий назад. Сначала она была не развлечением или искусством, а частью повседневной жизни. Женщины баюкали детей и напевали, пастухи звуками рожков созывали стадо, воины отпугивали своими возгласами врагов. Конечно, в той «музыке» не было ещё ни мелодий, ни слов, и она основывалась на подражании крикам диких зверей и пению птиц. Позже появился ритм, который помогал людям чётко и слаженно выполнять движения во время работы. Сначала они отбивали такт ударами в ладоши и притопывали, а затем стали использовать для этого плоские камни, куски дерева. Так появились первые музыкальные инструменты.
    Музыка, триумфально шествуя от этноса к этносу, наполнялась глубиной и содержанием, постепенно усложняясь. Так она достигла Британских островов, заселенных в те времена кельтскими племенами. Там у музыки начался особый путь сквозь  столетия  к XXI веку. Кельтская музыка — термин, используемый для обозначения совокупности музыкальных традиций народов,  являющихся потомками кельтов, которые ныне живут на территории Ирландии, Шотландии, Мэна, Корнуолла, Бретани, Уэльса.
  В данной работе  мы попытаемся показать, что  Великобритания стала  рок- музыкальной  сверхдержавой  благодаря своим кельтским культурным корням. Друидские музыкальные традиции,  помноженные на современные  электроинструменты и цифровую звуковую технологию,  породили особый феномен в музыкальной культуры мира.
Глава I От магии друидов к бытовой повседневности

1. Друидские  мистические напевы  как источник культуры народов Британии
Музыка – голос души, воплощение культуры народа и выражение эмоций. Музыка может помочь выжить в отчаянии или довести до беспричинной печали. Это магия. Магию  гармонии  искусно умели использовать древние друиды в своих таинственных обрядах и ритуалах. Высшие друиды овладели этим искусством в совершенстве.
С помощью специального танца под особую музыку можно было достичь так называемого состояния просветления, во время которого могут придти видения будущего. Это  родственно шаманству, когда загоняя себя в мистический экстаз (пиковое состояние эмоциональной энергии), колдуны  общались с духами, порой используя для усиления эффекта наркотические травы и галлюциногенные грибы . В связи с отсутствием нотной  грамоты в те времена, записей  музыки друидов не сохранилось.  Возможно, она состояла из отдельных звуков или  их комбинаций.  Для устрашения врага  лесные колдуны  издавали  пронзительный вопль, схожий с ультразвуком,  называвшийся  боевой песней. Отрезая головы врагам, они тоже «пели» хвалебные песни своей храбрости и храбрости своих соратников. Песнями в данном случае скорее были звуки, нежели слова. Кельты были одним из самых воинственных народов в Европе. Для устрашения противника перед битвой кельты  оглушительно  дудели в боевые трубы — карниксы, раструбы которых были сделаны в виде голов животных, привлекаемых  в качестве тотемов  на помощь.
 Друиды умели находить истоки музыкального во всем окружающем мире . Музыкой звучала радость, музыка откликалась на слезы, у ирландцев до сих пор сохранилась мелодия, которая представляет собой плач. Скорбную музыку исполняют два-три человека, зачитывая текст речитативом, сочиняя его экспромтом на манеру: «Что вижу, то и пою».
Не удивительно, что музыка, сопровождающая каждого кельтского друида в течение всей жизни, стала одной из главенствующих сторон в магии колдовства. Произносимые друидами звуки имели, вероятно, строго отмеренную тональность и определенную вибрацию. Специально подобранные сочетания складывались в заклинания, которые могли оказывать гипнотическое воздействие, либо вступали в прямой контакт с окружающим миром, вызывая необходимые природные явления.

2. Магия в мелодиях голосового пения  у древних кельтов.
В далекие времена человек еще не научился создавать полноценные музыкальные инструменты из подручных материалов. Зато особая языковая компонента кельтов была идеальным средством для создания уникальных песнопений. Загадочность кельтской музыки заключается в том, что при ее внешнем однообразии она может выражать огромное количество человеческих эмоций, состояний, переживаний. Древние кельты умели всего в нескольких слогах, положенных на мелодию, выразить свое отношение к ситуации или другому человеку.
Одним из направлений кельтской музыки является удивительный шан-нос. Этот стиль пения имеет большое количество специальных аудио вкраплений, которые создаются ни чем иным как человеческим голосом. Человек, который исполнял композицию в стиле шан-нос, копировал  звуки природы своим голосом, от чего создавался эффект специфического музыкального сопровождения, сродни чревовещанию. Со временем искусство шан-нос стало трансформироваться. Исполнители начали  использовать музыкальное сопровождение, которое первоначально состояло из некоего подобия современной скрипки. С помощью этого смычкового инструмента извлекались звуки, которые были похожи на голос человека.
3. Английские барды и нравственное содержание их песенного творчества

Мечтой любого кельта было стать  высшим  друидом. Это  считалось столь  заманчиво,  почетно, сколь и трудно. Теоретически друидом мог оказаться любой, но при этом  он должен был пройти  инициации, чтобы заслужить это звание и право носить посох. Последний доставался  чаще всего  уже древним старикам. Чтобы стать самым-самым нужно было двадцать лет прожить в одиночестве в лесу, совершить путешествие на лодке в шторм. Всю молодость такой просветленный  и преданный искусству человек должен был путешествовать по  стране от деревни к деревне в качестве сказителя и уличного певца.  Бродячие музыканты знали сотни песен и преданий, владели голосом, умели играть и воздействовать на эмоции. Странствующий бард в отличие от религиозного  друида уходил от мистической песни к бытовой, приближенной к нуждам и потребностям своего народа.
Бард в отличие от высшего друида,  ступень низшая, но, тем не менее, тоже почетная. По крайней мере, профессия эта в те времена считалась хлебной и достойной, а человек с арфой никогда не ночевал под открытым небом. Стать бардом мог попытаться любой, но для этого он должен был найти себе учителя – старшего барда   и пройти некие испытания. Экзамены в основном состояли из проверок поэтического таланта, то есть умения красиво слагать легенды, не бояться выступать перед  публикой и владеть голосом. Пение как таковое не проверялось, поскольку своеобразие тогдашней музыки не требовало особых успехов в вокале. Гораздо более ценилось умение завораживать публику талантом актера и сказителя.
Прошедшие испытание на несколько лет поступали в обучение-услужение старшему барду. За эти  годы  им полагалось выучить  от нескольких сотен до двадцати тысяч поэтических произведений, и выступать время от времени перед зрителями. Концерты  проходили за деньги,  которые частично отдавались учителю. Каждый ученик носил с собой постоянно арфу, как знак его принадлежности к бардовской касте. Инструмент оставался с низшим друидом-бардом навсегда, давая  хлеб и ночлег в любой части  Британских островов. Состоявшийся бард  часто шел в услужение к королю или  к знатному  феодалу.
Личность барда была неприкосновенна и всячески оберегалась всеми представителями высокого сословия. Если  уличного певца  кто-нибудь решался обидеть или оскорбить, виновному вменялось огромная пеня в наказание (120 монет серебром и 6 коров), а за убийство 252 коровы и столько же монет.
Считалось, что слово барда всегда правдиво, его уста не могут лгать. Если  музыканта  уличали  во лжи,  последнего  настигало самое страшное наказание – отлучение от общества, изгнание с родины, полнейшее игнорирование его. Люди всегда умели быть как благодарными, так и мстительными и не терпели, чтобы святыни лгали. Возникли  особые правила в отношениях между бардом и народом. Так, если  знатному человеку, даже королю, бард был волен спеть всего три песни, то простому человеку он  не мог отказать и исполнял, хоть всю ночь.
При королевском дворе бард всегда сидел рядом с правителем. Жили барды также во дворце вместе с самыми знатными кельтами, получали в единоличное пользование лошадь с королевской конюшни и  деньги на содержание  жены и детей. Супруге  полагалось  дорогое платье,  стоимостью в  три коровы. Как знак королевского отличия, бард  носил  кольцо на пальце  и подаренную  королем арфу, прикрепленную  к поясу. Бард обладал святым  правом – защищать слабых и приводить обидчиков народа на суд к королю.
4. Музыкальные инструменты как  связующее звено с языческими культами друидов.
а) Арфа   и древние заклинания.
 Возникновение аккомпанемента в кельтской музыке связано с появлением музыкальных  инструментов. Первой появилась арфа.  Кельты буквально боготворили этот музыкальный инструмент,  считая голосом  высших сил. Арфа  стала  инструментом бардов и друидов. Искусство  играть на  ней  почиталось  выше  умения владеть копьем или  мечом.
 Вот как описывается   изобретение арфы  в  старинной кельтской легенде: натягивая тетиву своего лука, один из охотников заметил, что при касании пальцами она издает нежный мелодичный звук. Эффект понравился, тогда охотник, в душе которого, видимо, пропадал либо изобретатель, либо музыкант, натянул на лук параллельно еще одну тетиву и смог сыграть простейшую мелодию.
    Следуя кельтской мифологии, арфа появилась именно на их родине благодаря стараниям бога Дагды, который использовал этот музыкальный инструмент, чтобы менять времена года. Его Золотая арфа играет три священные мелодии. Эти мелодии заставляли плакать, смеяться, замирать в оцепенении, приводили в состояние гармонии и равновесия, очищали душу и возносили ее при жизни к самым небесам. Первая мелодия Золотой арфы вызывала умиление и легкую грусть. Вторая наполняла душу покоем и рождала  целительный сон, заживляющий душевные раны. Третья дарила радость и  укрепляла чувство веры и надежды на  возвращение весны.
Звуки священной арфы сопровождали и тех, кто покидал эту землю и отправлялся на чудесный остров. Поэтому многие герои мечтали, чтобы их погребли вместе с арфой, дабы в ином мире их сопровождала одна радость и блаженство.
Простая арфа украшала пояса бардов, арфы изготавливали из серебра и в редких случаях украшали драгоценными камнями. Арфисты прославляли героев и вдохновляли кельтов на новые подвиги в ратных делах. Все сказания и саги исполнялись только под аккомпанемент арфы. Отличие кельтской игры на арфе от классических методов в том, что кельты играли на ней ногтями, тогда как музыканты остальных цивилизаций предпочитали играть подушечками пальцев.
б) Волынка и сердечные надрывы.
  Со временем на Британских островах  появилась волынка. Древние считали, что в ней кричит дух тотемного животного. Она  представляла  собой воздушный резервуар, который, обыкновенно, делался из воловьей (откуда и название), телячьей или козьей шкуры, снятой целиком, в виде бурдюка, зашитой наглухо и снабженной сверху трубкой для наполнения меха воздухом, с прикрепленными снизу одной, двумя или тремя игральными язычковыми  трубками, служащими для создания многоголосия.

В 17 веке постепенно начинается покорение волынкой всех Британских островов. В отличие от  шотландской волынки ирландская  uilleann pipe - инструмент несравненно более сложный. В неё надо не дуть, как в шотландскую, а качать меха, укрепленные на локте. Это  позволяет играть практически в любой тональности. Если основное достоинство шотландской волынки - это её громкость, то ирландская отличается мелодичностью и не так пронзительна,  зато учиться играть на ней нужно иногда не один десяток лет.
   Музыкальные инструменты  помогали  создавать  особое народное творчество, народную песню единой  Британии. Популярными  становятся  баллады о повседневной жизни, исполняемые  большими  ансамблями  односельчан или   жителями  одной  городской улицы.  Все  осуществлялось  под  ритмы  и танцы.

5.  Шанти -   песни  простых людей

  Начиная с 18 века  британская  культура становится всё более открытой. Меняются инструменты. Новые песни всё чаще и чаще сочиняются и поются по-английски, но всё это развивается в русле той же самой друидской магической традиции. Отношение к музыкантам остаётся мистически почтительным, а их мастерство виртуозным. На место поэтов с арфой приходят в 18-19 веках бродячие скрипачи .

Имена лучших из них известны и сегодня. Например- Антини О’Рахтура, по прозвищу Рафтери ( Raifteiri 1784 - 1835) - известный поэт и музыкант. Слепой от рождения, Рафтери зарабатывал на жизнь, путешествуя  по стране  и исполняя под  аккомпанемент (он играл на скрипке и волынке) народные баллады и свои собственные произведения. С именем Рафтери связано много легенд. Он даже стал героем народных сказок. Другой скрипач-виртуоз под именем Шерли Сайми вошёл в английскую  литературу как собирательный образ музыканта, который гордился тем, что «ни одного дня не работал», а музыку  трудом  не считал. Бродячие певцы- рассказчики «шаннахи» ходили по стране, повествуя  о занимательных случаях  из жизни то ли древних героев, то ли людей из соседнего посёлка. Грань между рассказом и песней   была очень тонка. Например, в ирландском языке нет глагола «петь». Песню «говорят» или «рассказывают». Мотив меняется. Всё решает интонация и манера пения.
      Инструментов становилось всё больше. Их привозили из-за границы и покупали  на ярмарках. Популярными становятся более доступные флейты и дудочки. Самая известная из этих дудочек - тин вистл (англ. tin whistle, ирл. Feadog). Из дальних и ближних странствий привозили   гитары и мандолины. Потомки  кельтов начинают осваивать четырёхструнное банджо.  Затем моряки привозят  аккордеон, чьи чарующие звуки  стали завсегдатаями кабачков и таверн во всех портах.   Там же звучал раритетный кельтский
   бойран (ирл bodhran) тяжёлый бубен из козьей кожи, в который специальной деревянной палочкой отбивали  сложный ритм танца. Его название переводится как  оглушающий. Под такой аккомпанемент скрипок, флейт, дудочек, волынки и ударных   звучали    романтические баллады о любви, очень светлой, грустной и  , как правило,  неразделённой, красотах родного города, о дальних путешествиях.
  К середине 19 века песни простых людей, так называемые шанти начинают рассказывать о дальних походах, о чужих материках, о жизни эмигрантов в далекой Австралии и Америке, о тяжелой доли рабочего класса в условиях промышленного переворота. Надо отдать должное, что потомки кельтов  научились петь о трудном с большим  юмором, который  иногда называют черным.  Порой  на один мотив сочинялись разные сюжеты и тексты.

  Во второй половине 19 века вместе с народными балладами стали появляться авторские песни - прежде всего исторические. Их сочиняли в основном городские джентльмены, радевшие за судьбы отечества.   Такие песни отличались патетическими текстами и слишком литературным языком.  Многообразие мелодий и текстов  постепенно соединилось в единый поток кельтского фольклора.

6. Мюзик-холлы против фолка
 
    К концу XIX века английская народная песня, затерявшись в растущих городах, где господствовали мюзик-холлы, оказалась на грани вымирания. Но у фольклорной музыки нашлись свои защитники. Сесил Шарп вместе с небольшой группой энтузиастов из Общества народной песни принялся собирать по всей стране народные напевы и мелодии, которые записывались в каталог. Композитор и музыкальный педагог, Шарп собрал тысячи мелодий, в которые он включил и собственные фортепианные партии. Примечательно, что Шарп подвигнул на этот труд и других музыкантов, в том числе композитора Ральфа Воана-Уильямса, активно опиравшегося в своем творчестве на национальный музыкальный фольклор.
   После первой мировой войны английскую народную песню снова пришлось спасать. В 1950-1960-е годы началось второе возрождение. Этот процесс почти в одиночку двигал Эван Макколл (настоящее имя — Джимми Миллер) - коммунист, драматург и автор-исполнитель песен. Он основал в Лондоне клуб «Баллады и блюз» (Ballads and Blues Club) и в ответ на всплеск популярности американской  эстрады  потребовал, чтобы исполнители пели только песни  Британии. Неожиданно фолк-клубы обрели популярность и несколько лет даже слыли модными заведениями.
  Большой вклад в  расцвет национальной народной музыки внесла   Пегги Сигар, жена композитора  Макколла, для которой он написал свой шедевр «Когда я впервые увидел твое лицо» / The First Time Ever I Saw Your Face, 1957). К 1960-м годам фолк-музыка сплавилась с рок-н-роллом. Альбом Ширли Коллинз и Дэйви Грэма «Народные корни, новые пути» (Folk Roots, New Routes, 1964) обычно называют манифестом фолк-возрождения. Немало для этого сделали и другие музыкальные коллективы.  Steeleye Span («Стилай Спэн»; назван по имени героя одной из народных песен), находившийся под влиянием джаза Pentangle («Пентэнгл»; название символизирует единство участников группы и также обозначает символ на рыцарском гербе сэра Гавейна, персонажа поэмы «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь»), Fairport Convention («Фэйрпортское соглашение») и Incredible String Band («Невероятный струнный ансамбль»), шотландская группа, исполнявшая психоделический фолк.
Глава II  Вторая половина  XX века и новая волна музыкального возрождения в Великобритании.

1.Рок-н-ролл  и английский  скиффл
 
   Новое дыхание Британская народная музыка получила в роке. В это время рушится Британская империя,  и страна теряет своё экономическое первенство. Однако сильный островной этнос  не мог с этим смириться. Он создают новую империю, музыкальную,  и её мощь распространяется на всю планету. Такое стало возможным  лишь потому,  что у Британского рока оказались мощные кельтско- друидские корни. Магия друидов, положенная на аккорды современных электрогитар  взорвала земной шар, породив миллионы фанатов  среди молодёжи разных возрастов и этносов.
  Началом рок-музыки считается появление жанра рок-н-ролл,  впитавшего     в себя     черты  блюза, ритм-энд-блюза, буги-вуги, джаза и кантри.  Стержнем английского рок-н-рола  стал музыкальный стиль скиффл.
Это тип  народной музыки — пение с аккомпанементом, сочетающее элементы английских фолк-куплетов и американского диксиленда. Инструментарий непременно включал гитару, гармонику и стиральную доску в качестве ритм-инструмента.  Скиффл не требовал  глубоких познаний в  музыке  и умения хорошо играть на каком-либо музыкальном инструменте, отсюда его простота и популярность. Известнейшим исполнителей скиффла  был  Лонни Донеган.
Первыми исполнителями рок-н-ролла, которые смогли соперничать в английских чартах с американскими исполнителями, стали Клифф Ричард и The Shadows, а первый английский рок-н-ролльный хит — «Move It» Клиффа Ричарда  вышел в первую десятку. Среди появившихся в то время скиффл-групп была и ранняя  команда одного из основателей   The Beatles Джона Леннона The Quarrymen.
2. Бит-музыка  и британское вторжение
На основе ритм-энд-блюза, рок-н-ролла и соула под влиянием народной  музыки в Англии стали появляться группы, игравшие новый стиль танцевальной музыки — бит-музыку. К этому направлению относится раннее творчество ливерпульской четверки.  Именно The Beatles со своим синглом «I Want To Hold Your Hand» смогли впервые потеснить в  мировых чартах американских  исполнителей, положив начало  «британскому вторжению» (англ. British Invasion).
  Этот  термин возник,  когда популярная британская музыка начала активно завоевывать США, где с февраля 1964г.  огромных успехов добились синглы The Beatles. Эта группа уже в ранние годы представляла собой совершенно новое явление в мировой музыке, в частности в рок-музыке.  В них объединилась необычайная музыкальная плодотворность и абсолютно новый имидж (не просто автор-исполнитель с группой, а четверо ярких личностей,  где каждый поёт и каждый способен сочинить хит).
  Охватившая практически весь мир популярность The Beatles (её началом можно примерно считать выступление на шоу Эда Салливана в 1964 году) положила начало небывалому для того времени явлению — «битломании».  Ливерпульская четверка своим творчеством возродила традиции друидских бардов. Они писали свои шлягеры, опираясь на глубинные корни   кельтской гармонии. Тексты песен отличала доступность сюжетов, простота изложения и валлийский юмор. Музыканты, конечно, не ходили от деревни к деревне, как их средневековые предки. Записи распространялись на пластинках и  в ФМ диапазоне. В лучших композициях  "Жуков" можно найти и мистику, и друидские заклинания, и бардовскую романтику. Битломания возникла не случайно. Просто публика попадала под психоделическое  гипнотическое влияние древнего языческого колдовства. Ритм гитара заменяла древнюю арфу, соло гитара - волынку и скрипку, ударная установка - старинный байран. Четырехголосие   в квинту и терцию  также строилось на древних  кельтских песнопениях.  Валлийская традиция ливерпульцев уходила своими корнями в  кельтский  пенильон, соединявший  инструментальную музыку и поэзию.  Арфист играл   зажигательную  песню, то время как другой музыкант импровизировал, сочиняя одновременно стихи и мелодию, переплетающуюся с  темой  первого.   Океан народных эмоций и культуры выплеснулся на целые поколения слушателей, хоть и говоривших на разных языках, но понимавших внутреннюю гармонию древней кельтской музыки.
   Вслед за The Beatles обрел популярность и ряд других британских групп. Музыкальная жизнь Британии стала развиваться, открывались новые музыкальные клубы, а бит-музыка становилась всё более разнообразной.
3. Биг-бит и мерсибит
Ряд представителей «британского вторжения» продолжали играть музыку в духе самых ранних работ The Beatles — лёгкий, мягкий, мелодичный бит. Наиболее успешными в данном направлении оказались The Searchers (считавшиеся второй по значимости мерсибит-группой), Herman's Hermits, Manfred Mann, The Hollies. Также значительна игравшая мелодичный бит с элементами фолка группа The Zombies (их самый известный хит — «She’s Not There»).
 4.  Ритм-энд-блюз и блюз-рок
Ряд групп «британского вторжения» в большей степени, чем остальные, подверглись влиянию ритм-энд-блюза. В частности, с исполнения ритм-энд-блюза начинали The Yardbirds. В начале существования группы в её составе был гитарист Эрик Клэптон; на смену ему пришёл Джефф Бек, которого в свою очередь сменил Джимми Пейдж. Сильное влияние ритм-энд-блюза испытали также Animals, которые использовали в качестве лидирующего инструмента орган. Они записали ставшую «канонической» кавер-версию народной песни «House Of The Rising Sun», которая стала одной из самых часто исполняемых песен в рок-музыке.
Однако самой влиятельной группой, возникшей на основе ритм-энд-блюза и на протяжении всей своей карьеры возвращавшейся к блюзовым корнями, стали Rolling Stones. Их имидж был значительно более агрессивным, «грязным», чем у The Beatles и мерсибит-групп.   Звучание и проблемы, поднимаемые в песнях, также демонстрировали новый подход к музыке.
5.  Появление жёсткой музыки
    В 1957-м году была записана композиция «Rumble» гитариста Линка Рея, в которой впервые был использован эффект фузза на гитаре; таким образом, от этой песни в какой-то степени происходят все «тяжёлые» жанры рок-музыки
   Тяжёлая  музыка и классический рок  отчетливо проявились в сингле группы The Kinks «You Really Got Me». Здесь впервые в рок-музыке были использованы «тяжёлые» гитарный рифф и соло прифуззованной гитары. Первые альбомы The Kinks  отличались, наряду с утяжелённым бит-саундом, также остросоциальными текстамии. Фактически они стали одними из основателей субкультуры модов (наиболее популярна она была в середине 1960-х, придя на смену тедди-боям).
Главными идеологами движения модов стала группа The Who. Первые их два альбома являются одними из самых жёстких записей своего времени, а на сцене они отличались бешеной энергетикой и тем, что впервые стали ломать на сцене гитары.  Здесь как бы восстанавливалась древняя друидская традиция  жертвоприношения самого дорогого и ценного языческому богу, в данном случае шоу-бизнесу  и толпе. Также The Who считаются одними из первопроходцев использования нойза и фидбэка в роке, а некоторые их тексты были довольно вольными для своего времени. К музыке The Who впервые был применён термин пауэр-поп.
Среди идеологов мод-движения стоит также упомянуть The Pretty Things и The Small Faces. Эти группы играли жёсткий вариант ритм-энд-блюза, нередко с остросоциальными текстами. Наконец, особняком среди британских первопроходцев жёсткой музыки стоят The Troggs.  Среди всех групп британского вторжения она  ближе всего подошла к  панк- року.       Флагманом этого направления стала британская  группа Sex pistols, образованная в Лондоне в 1975 г. Музыканты на сцене отрывались от души, употребляли нецензурную лексику. Для того чтобы  войти в экстаз, они применяли тяжелые наркотики и ЛСД. Их лозунгом был: самореализация через саморазрушение. Каждое выступление артистов было как бы  принесением себя в жертву жестоким кельтским богам.
      В панк роке используются пауэр-аккорды от 5-6 струны, играющиеся в быстром темпе, зачастую в песнях не больше 2-4 аккордов. В основном — небольшая продолжительность по времени, простой аккомпанемент, развязная и зачастую агрессивная манера пения. Тексты  нигилистичны и содержат критику современных социальных проблем. Само название панк переводится с английского как подонок. Панк- рок  близок к языческой, антихристианской культуре. В 1980-х лондонская   группа Pogues объявила себя представителем кельтских панков.  Современные  кельтские панк-группы часто играют кавер- версии традиционных фольклорных композиций с политическими,  порой антиправительственными текстами. Распространенные темы  выступлений — это песни  про  ирландский республиканизм, шотландскую независимость, поддержку рабочего класса, выпивку и посиделки в пабах.
   Конфликты общественной жизни, проблемы простых людей требовали   нового  звучания электроинструментов. Начинается эпоха тяжелого рока в различных модификациях. 
Глава III   Металлисты и  возвращение   к кельтским истокам.

1.Хард-рок и хэви-метал- возвращение к друидскому священнодействию

     Хард-рок зародился в конце 1960-х в Великобритании .  В это время  в работах классических рок-групп начали появляться скоростные и тяжёлые композиции. Одним из музыкантов, оказавших решающее влияние на появление хард-рока, был Джимми Хендрикс, выработавший совершенно новый подход к гитарной музыке. Наибольшего развития хард-рок достиг в первой половине 70-х в музыке таких групп, как Led Zeppelin, Deep Purple, Black Sabbath и других. В хард-роке впервые центральную роль начинает играть гитара и гитарист, вся музыка строится вокруг его риффов и соло. Хард-рок породил таких выдающихся гитаристов, как Ричи Блэкмор, Тони Айомми и Джимми Пэйдж. Влияние на развитие жанра также оказали прогрессив-рок группы, такие как Queen, Uriah Heep, Genesis и Blue Oyster Cult, с их продолжительными, сложными гитарными соло.
Примерно в этот период появился термин «хеви-метал», которым поначалу обозначали просто самые громкие хард-рок-группы. До появления «новой волны» британского метала эти термины использовались критиками как взаимозаменяемые.
2.  Трэш-метал  и кельтская ритмическая энергетика
   Одной из ярких разновидностей очертившегося хеви-метал  стало направление  трэш-метал. Это рок  тенденция  наметилась в начале 70-х вместе с песней  " Stone Cold Crazy" группы Queen, на которую впоследствии сделала кавер известная трэш-метал-группа Metallica. Элементы трэш-метала Queen также использовали в песне «Ogre Battle». Развивая эту тенденцию, некоторые металлические группы привнесли экстремальную скорость хардкор-панка в традиционную мелодику и ритмическую структуру метала. Venom и особенно Mot;rhead обычно  рассматриваются в качестве групп, давших толчок развитию трэш-метала.
В конце 1970-х годов появляются такие хардкор-панк-группы, как The Misfits и Black Flag. Они, значительно увеличили скорость исполнения структур своих песен. Также в возникновении трэш-метала свою роль сыграли Discharge, The Ramones, Sex Pistols и The Dead Boys — классика панк-рока. Особенность трэш- металлистов в том, что они как бы исполняют на новом уровне боевые агрессивные песни кельтов. Этому  соответствуют как  вокал, переходящий на магический визг, так и тексты, в которых срываются все маски и присутствует неформативная лексика.  Зрители, попадающие в волну такой музыки, начинают напоминать  футбольных болельщиков, объединенных  единой идеей разрушения и ниспровержения буржуазных устоев. Их лозунг- обновление через разрушение, любовь через войну, жизнь через смерть, свет через тьму, дружба через драку.
 3. Блэк-метал и друидские жертвоприношения
 Важное место на олимпе английской рок-музыки занял блэк-метал. Он относится к  ведущему экстремальному направлению.  Пионерами блэка принято считать английскую группу Venom . Блэк-метал, как правило, характеризуется предельно скоростными гитарными и барабанными партиями. Используются приёмы игры тремоло и бласт-бит. Звучание гитар резкое и «сырое», создающее монотонную абразивную пелену . Вокал — скриминг и его разновидности (шрик, грим, кроук и др.) — резкий хрипящий крик, или высокий вопль с истеричной интонацией; иногда применяются вставки гроулинга (низкого «рычащего» вокала). Отличительной чертой является монотонность, зацикленность и однообразие музыкальных композиций.
На сцене музыканты создают спектакли, полные ужаса и диких языческих обрядов, используя разнообразный реквизит и театральные приёмы. Во время концертных выступлений и в видеоклипах создается мрачная атмосфера, применяется агрессивная оккультная символика. Во время действия артисты выходят в особых облачениях, стилизованных под одеяния колдунов и воинов, в ритуальных одеждах. Сцена  бывает украшена отрубленными головами животных, фальшивыми распятиями, средневековым оружием, а сами музыканты измазаны в крови. Во время концертов как бы осуществляется ритуальное жертвоприношение кельтским богам. Из этого направления вырываются друидский фолк-рок и электрик-фолк. Яркой  фигурой этого направления стал Алан Стивелл, который положил начало кельтскому фолку.   Представителями английской фолк-рок-сцены стали  Fairport Convention, Steeleye Span,Lindisfarn.
 

4.  Кельтские народные инструменты и фолк-метал

  Фолк-метал  вобрал   в себя магические  элементы  друидской  музыки. Это направление  широко использовало народные инструменты   и традиционные стили пения. Ранним примером фолк-метала является миньон 1984 года «Dangerous Games» английской группы Golgotha, который содержит смесь блэк-метала и фолка.  Это звучание подхватила  английская группа Skyclad   в 1990 году . Их дебютный альбом «The Wayward Sons of Mother Earth» (1991) представляет собой трэш-метал с добавлением импровизаций  скрипача  Майка Эвана.  Альбом был тепло встречен музыкальной прессой, в особенности песня — «The Widdershins Jig». Таким образом, Skyclad стала основательницей фолк-метала.  Это направление активно развивается в последние десятилетия , впитывая в себя все больше древней  друидской культуры. Так возник Келтик-метал .
5. Келтик-метал и молодежное самосознание
  Представителями   келтик-метала  стали группы  Primordial  и  Cruachan.  Их отличала  мрачность  звучания, напоминавшая шабаш ведьм. В их творчестве происходил сплав   метала с народной музыкой различных этнографических групп.  Наряду с типичными инструментами характерными для металлистов: гитарами, басом, барабанами,  рок-друиды  используют волынки, флейты, дудки, скрипки. Скрипачи  входят  в состав  групп   Skyclad, Subway to Sally, Schandmaul, M;go de Oz, Silent Stream of Godless Elegy, Korpiklaani, Lumsk, Elvenking, Eluveitie, Turisas и Tuatha de Danann.  Вистл или флейта есть у Cruachan, Waylander, Eluveitie, Metsat;ll, Schandmaul и Morgenstern.
  В этом  жанре огромную роль  играет певец, владеющий различными стилями вокала. Большинство групп  применяют  экстремальный вокал, например Finntroll, Skyforger, Moonsorrow. Однако есть группы и с чистым вокалом, как например M;go de Oz, Metsat;ll. Группы Schandmaul, Primordial, Turisas, Windir и Wintersun применяют как чистый, так и экстремальный вокал.
В  келтик-металле  можно обнаружить также традиционное народное пение. Jonne J;rvel; исполняет йойк в группах Shaman, Finntroll и Korpiklaani. Народные стили пения можно услышать у Equilibrium, Metsat;ll, Skyforger и Orphaned Land.
   В  текстах песен келтик-металла исполнители  обычно обращаются к темам язычества, природы, фэнтези, мифологии и истории. Ярким представителем стала группа  Skyclad.
Для Ville Sorvali из Moonsorrow, ярлык «языческий метал» является предпочтительным, потому что он выражает идеологию, а музыка в данном случае  вторична. Другими группами,  исполняющими  «языческий метал», являются Cruachan, Eluveitie, Obtest и Skyforger.
Многие келтикк-метал группы поют о природе, как например Korpiklaani, Elvenking, Midnattsol и Vintersorg. Для группы Agalloch природа — основная тема, «потому что мы примыкаем к тому, что является по существу жертвой человечества».  Все участники Skyclad являются сторонниками  таких организаций, как Greenpeace и других, поскольку они одни из тех, кто встаёт и вступает в бой с людьми, желающими разрушить планету.  Лирика  групп Ensiferum, Midnattsol и Cruachan содержит фэнтези. Elvenking используют фэнтези «в качестве метафоры для сокрытия глубокого смысла».  Религия кельтов является другой популярной темой групп кельтского метала, таких как Cruachan,Eluveitie, Primordial и Mael M;rdha .
  Сила  поэтических текстов в кельтском металле базируется на   друидской  мифологии и философии .В условиях глобализации и урбанизации, а также кризиса христианства  эти идеи очень близки современной молодежи.
Заключение.
  Культура народа неотделима от  его музыкальных традиций, ведь именно там передается  весь накопленный эмоциональный опыт  предыдущих поколений. Вокал и музыкальные инструменты создают особую гармонию, которая формирует характер, волю, душу этноса. Все это в полной мере относится к Англии. Британские острова - это целый мир, в котором переплелись  традиции разных народов: кельтов, англо-саксов, бритов...  Островное положение создавало экстремальную жизнь , в которой надо было  существовать и побеждать как силы природы, так и внешних врагов.
  Глубинным  сердцем этой культуры стали древние кельты с их  языческими верованиями и жрецами-друидами. Потребность в правде, истине и справедливости породило такие уникальное явление как странствующие барды с арфой за поясом. Музыканты в старину    заменяли и книги, и средства массовой информации.  Музыкальное слово часто было сильнее королевских указов, а личность сказителя являлась неприкосновенной и, пожалуй, самой уважаемой. Такая музыкальная традиция  за сотни лет не ослабела, не умерла, а только укрепилась и пришла в XX век в виде феномена английской рок-музыки. Это явление уникально, оно покорило земной шар и подтолкнула другие народы к современному протестному творчеству, ведь рок - это музыка борьбы и противостояния злу в какую  бы   одежду то не рядилось.
   Путь от друида с арфой или волынкой до  лохматого рок солиста, покоряющего публику своей электрогитарой и вокалом был тернист и труден, а от этого особенно оригинален, привлекателен и честен. Народ  оказывается сильным, когда он сохраняет свои древние традиции и реализует их в современность, тогда искусство становится настоящим и покоряет весь мир.

Приложение.
Примеры песенных текстов групп, играющих в стиле келтик- метал и блэк-метал.
A Badtime Story (оригинал Skyclad)
Look what I got for Valentine's Day
Погляди, что я получил на День святого Валентина –
Lady Luck came along, took my dreams away
Ко мне явилась Госпожа-Удача и отняла у меня все мои мечты.
And the tears hurt more than a broken nose
И эти слёзы причинили мне большую боль, нежели сломанный нос.
I bled from the thorns of a barbed-wire rose
Я истекаю кровью из-за шипов обвитой колючей проволокой розы.
I know that I'm supposed to pray
Я знаю, что мне полагается молиться,
Thanking God for each new day
Благодаря Господа за каждый новый день.
Would it disturb his master plan
Но стало бы это нарушением его генерального плана –
To one day be a happy man?
Подарить хотя бы один день счастья человеку?


I've tried to be positive, strived to be nice
Я пытался быть позитивным, стремился быть хорошим,
I've turned the other cheek so I'd get hurt twice
Послушно подставлял вторую щёку, чтобы быть ударенным дважды,
I've forced a smile, I've dropped my guard
Я через силу улыбался, я усыпил свою бдительность,
I've seized the day but it bit me hard
Я старался поймать момент, но он лишь жёстко меня кусал.
Life's too short, but long enough to gain
Жизнь слишком коротка, но её долготы достаточно, чтобы чего-то добиться.



Don`t Burn the Witch (оригинал Venom)

The witches brew a pot of hate
Ведьмы стряпают варево ненависти
With lizard, bat and man
Из ящерицы, летучей мыши и человечины,
With a smile they laugh their spells
С улыбкой они, хихикая, произносят заклятье,
Astir with wretched hand
Неистово двигая над котлом гнусными руками,
Calling demon Baphomet
Они вызывают демона Бафомета
And Mephistopheles
Вместе с Мефистофелем.
The tattered figures cackle
Фигуры в лохмотьях одежды кудахчут
As their mortal victims bleed
Над истекающими кровью жертвами


Don't burn the witch
Не сжигайте ведьму,
The ways of hell aren't wrong
Путь ада вовсе не порочен,
Don't burn the witch
Не сжигайте ведьму
Let them brew their song
Дайте им заварить их песнь


1. Список использованной литературы
• Г. Риман. музыкальный словарь. М. ДиректМедиа Паблишинг, 2008.
• Югин И. Рок-лексикон: : Словарь рока и популярной музыки. М.: Галин А. В., 2011.
• Кельты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
• Коллис Д. Кельты: истоки, история, миф. — М.: Вече, 2007. — 288 с. .
• Широкова Н.С. Кельтские друиды и книга Франсуазы Леру // Леру Франсуаза. Друиды. — СПб., 2003, с. 7-23
• Д. Хектор. Полный путеводитель по музыке The Rjlling Stones .1997г..Изд-во Локид.
• И. Цалер. 100 легенд рока. Живой звук в каждой фразе. 2014г. Изд-во Центрполиграф.
• А. Макеревич. Битлз. Секретные материалы. 2008. Изд-во Алгоритм.
• С. Озон. Big Ben Rock. Часть 3. Led Zeppelin. 2003. Изд-во: нет.
• С. Озон. Big Ben Rock. Часть1. Deep Purple. 2003. Изд-во: нет.
• В. Слобжин, Т. Шашкова. Волшебство Queen. 1998. Изд-во Вестник.
• Кумиры западной рок и поп-музыки. 1994. Изд-во Эпицентр "Виват".
• Pink Floyd. Стихи из альбомов 1967-1972годов. Составитель И. Полуяхтов. 1992г. Изд-во Искер.
• Алексей Дидуров. Четверть века в роке. Записки из андеграунда. 2005г. Изд-во Эксмо.
• Кнабе Г. С. Избранные труды. Теория и история культуры. — М.-СПб., 2006, с. 20-50

• Статья Павла Живайкина «Стили популярной музыки. Кельтская музыка-1» в журнале «Звукорежиссер» №4 за 2003 год.

Информация сайта http://bretagne.celtic.ru/

Информация сайта www.celticmusic.com
          https://ru.wikipedia.org.