То, что было... гл. 23 Опасные дни

Игорь Злобин
                ОПАСНЫЕ ДНИ.
….Утром я проснулся с небольшой головной болью. Ника в пещере к моему великому сожалению не было.

- «Надо работать и организовываться!»- подумал я-  «а то так от одиночества и до сумасшествия не далеко. Надо меньше об этом думать и переживать. А то так можно скатится до самого дна и бегать голиком по этой планете, есть сырое мясо, пока кто нибудь не съест меня обезумевшего,  отрешённого, безразличного и дикого»...

В пещеру за ночь вновь потекла вода от источника. Пить её я ещё боялся, да и к тому же у меня пока ещё была питьевая вода в большой, глиняной ёмкости. Но умыться в источнике прохладной водой я не побоялся, текущая вода была прозрачная и без запаха.
Головная боль сразу немного ушла куда то в глубину моей головы.

Есть хотелось сильно. Возможно вчерашние, сильные переживания, сегодня потребовали пищи больше. Съев кусок холодного мяса, я отправился на верх и сразу пошёл в овраг, за зеленью для поросят.

 День был тёплым, ярким, но пасмурным. Яркость дня заставляла меня жмурится.
 Идя вдоль обрыва, я оглядел ближнюю мне поляну. Попавшихся крупных животных я не увидел.

- «Не ужели опять пустой день?»-подумал я.
Наломав веток, я обратно пошёл через вторую, дальнюю поляну. На костлявом остове крупного, разлагающегося животного сидело несколько чёрных птиц, которые увидев меня, противно, прерывисто зарычали. Они не были опасны для меня и меня они всегда боялись, недовольно и лениво взлетая при моём приближении.

Пройдя сквозь парящую поляну, я пошёл в наш огород. Подойдя к нему, заглянул вниз, тут было всё цело и невредимо. Сквозь толщу веток навеса, было видно несколько гуляющих поросят.

Я сбросил в огород ветки и от получившегося шороха ,от падающих веток, поросята  моментально скрылись в своей норе. Я их позвал и ко мне без проблем вышли все восемь молодых животных. За ними мне было интересно наблюдать. Меня это очень радовало, Ник вернётся, поросят не узнает, они выросли за эти дни, пока его не было.

Закинув им весь корм, я принёс им воды и затем решил спуститься на берег к рыбным ловушкам и оглядеть их.
- «Может какая дурная рыба зайдёт в ловушку на запах этих, валяющихся там, в воде голых костей?»-обнадёживал я себя.

Спускаясь, я даже не зашёл в пещеру и не взял от туда сумку для рыбы. Я быстро шёл по берегу и шуршал ногами по гравию.
Океан справа от меня был спокоен и чист. Заканчивая осматривать океан, я повернул свой взгляд в перёд и внезапно, краем зрения увидел какую то резкую вспышку слева, которая моментально скрылась за краем, нависающей над берегом скалы.

Я резко остановился, я не понял, что это было, или вообще показалось мне это. Я с опаской огляделся. Везде стоит полная тишина...
- «Молния что ли?»-подумал я.

Я дошёл до ловушек, разулся и закрыв выходы, обошёл все участки. Как я не всматривался, в  ловушках, как я и предполагал, в них ничего не было. Я обратно открыл их и побрёл на вверх, ковырять свою глину.

Настроение моё было не очень. Нечего бывало и похуже. Я поднялся в пещеру, разделся по пояс и попив воды, и взяв своё деревянное копьё, пошёл в свою будущую пещеру. Её постепенно  увеличивающаяся  вместительность меня радовала уже несколько дней. Я углубил её больше, чем была пещера Ника и теперь двигаясь там внутри, вдоль обрыва, увеличивал её длину.

Я спокойно ковырял глину, вдруг справа,  где то над океаном, я своим правым глазом опять увидал какой то длинный и кратковременный всполох света.
Я решил немного отдохнуть и посмотреть, что это было. Где то далеко в океане, над его поверхностью расходилась полоска серого дыма, а над океаном стояла небольшая окружность пара, которую тоже постепенно рассеивало ветром.
- «Что это такое?»- с тревогой подумал я.

Вокруг меня всё так же стояла полная тишина.
Меня просто прошило где то в мозгу молнией:
-«это метеориты! Началось!»

Я бросил своё занятие и осторожно, прячась под нависающей надо мной скалой, боком, прижимаясь спиной к скале, быстро зашёл в пещеру Ника.
Зайдя в пещеру, я осмотрелся по сторонам.

- «Дрова у меня были, правда мало, дня на два, но буду экономить»- стал рассуждать я.
- « Еда есть её много, вода течёт-выживу здесь, не беда»-подумал я и успокоившись, вспомнил про свиней.

- «Их ведь надо как то кормить?»-я пока разумного придумать ничего не мог.
Я  сильно расстроился, что они могут теперь сдохнуть с голода. Я молча подошёл к отверстию в стене для выхода дыма и стал смотреть на океан. Я стоял долго и ничего не увидел. Океан тихо блестел своими чистыми, сине голубыми водами.

- «Если так тут падают метеориты, то это полная ерунда»- с радостью подумал я.
- «Я смогу без проблем ходить и кормить свиней. Просто буду это делать чуть быстрей и всё будет нормально»-подумал я, полностью успокоившись.

 - «Чего тут сидеть? Пойду за дровами схожу про запас, и свиньям ещё подброшу корма».
 Ник говорил, что если орбита у этой планеты пляшет, то этот раз, все удары могут попасть или на её другую сторону или вообще упасть на Луну.
Я осмелев, пошёл на верх, за кормом для животных. Единственно, что я сделал для своей безопасности, просто прибавил шагу.

Поднявшись на верх, я ощутил полную тишину. Вокруг меня шумела только горячая вода на полянах. Я двинулся сквозь поляны за кормом для свиней.

Моих постоянных наблюдателей-чёрных мелких, рычащих птиц, нигде не было. Не сидели они не на вонючем скелете животного, не на ближайших деревьях.
 Я остановился и огляделся. Да-птиц нигде не было.
- «Попрятались они что ли?»- озадачился я.

Меня это немного смутило, не ужели здесь все местные твари знают о приближении камнепада, и чувствуют это своим диким, животным нутром?

Я без происшествий добрался до края оврага и быстро наломал огромную охапку свежих веток.
Закинув её на плечо, я потащил её в наш свинарник. Двигаясь к огороду, пару раз заметил, как далеко в океане, сверкнуло несколько огненных дорожек от падающих метеоритов. Я подошёл к краю скалы и сбросил в огород ветки. Затем быстро спустился вниз и в два этапа быстро перекидал ветки через каменное ограждение свиньям.

Я ветки бросил как можно ближе к норе, чтоб свиньи тоже меньше бродили по открытой территории своего загона. Кидая ветки, я позвал их, но они не вышли ко мне на мой зов и шорох свежего, зелёного корма.

-«Не ужели они не успев родиться, уже знают о такой опасности на этой планете?»-подумал я.
- «Как они это чувствуют?»-рассуждать дальше мне было не когда...
Не ища и не разглядывая своих свиней, я вылез с огорода и быстро помчался в лес за дровами.

Справа от меня,  где то далеко, блеснула ещё одна полоска огня. Этот раз до меня долетел лёгкий свист с потрескиванием.
Я уже пожалел, что выбрался из пещеры. Ник сказал, что предсказать падение метеоритов не возможно. Это означало, что в любой момент они могут упасть мне на голову или плечи и прожечь во мне дыру до самых пяток.  От одной только этой мысли у меня пробежал холодок по мокрой от жары и волнения спине.

Я уже добрался до леса и сломал пару стволов, когда вдруг над головой услышал резкий, свистящий шум и огненная полоса моментально прорезала воздух над моей головой и скрылась за краем скалы. Этот раз камень с неба упал если не на берег океана, то совсем рядом с ним.

Я сломал третье бревно и бросив их себе на плечо, что есть духу понёсся к пещере.
Вдруг, прямо перед своим носом, я увидел резкую вспышку и оглохнув от сильного шума, я в нескольких шагах перед собой, увидел полосу почти чёрного дыма, клубок пара, за которым моментально последовал вертикальный столб воды, вытолкнутой из парящей ямы.
 Метеорит попал прямо в водяную яму. Через мгновение вся вылетевшая вода обрушилась обратно вниз и на меня. Я ошалел от кратковременности происшедшего события. Я положил брёвна себе на голову и прибавил шагу. С меня ручьями стекала вода, мне повезло она была не сильно горячей и не обварила меня.

Бежать с брёвнами на голове было не возможно. Они подпрыгивая от моей быстрой походки, и опускаясь били меня по голове.
Но я подумал:

-« что пусть меня лучше бьют по голове брёвна, чем раскалённый камень с далёкого космоса».
Я добрался до обрыва и быстро вытащив свисающую лиану, привязал к ней брёвна. Не смотря на то, что весь океан уже постоянно прошивался огненными нитями, я осторожно, чтоб не порвать лиану, спустил её с дровами вниз.

Где то совсем рядом, с права от меня, опять просвистел камень и падая в овраг, с грохотом снёс у громадной ёлки несколько крупных веток с одной стороны. Дерево сильно закачалось и чуть позже на нём появился дымок.

 Я в панике спрыгнул на тропу и в миг оказался под каменным навесом скалы. Я прижимаясь спиной к каменной стене скалы, теперь с большой осторожностью и опаской, боком двигался к пещере, держа свои руки за спиной. Я хватал своими руками, чтоб удержаться и не упасть вниз, любые неровности скалы.

 Глаза мои глядели на сверкающий от падений камней, океан. Так, с диким испугом  я добрался до пещеры. Я быстро отвязал дрова от лианы и с облегчение зашёл в своё тёплое и надёжное, каменное укрытие.

- «Больше так шутить не буду, так можно и погибнуть!»- подумал я.
- «Как же там мой Ник? Живой он или уже нет?»-задавал я себе страшные вопросы.
В пещеру всё чаще и чаще доносился шелест, свист, треск от падающих с неба космических камней.

От этого повсеместного звука, в своей сумрачной пещере, я больно  споткнувшись о принесённые мной дрова, прихрамывая, подбежал к дымовому окошку и стал с опаской наблюдать за темнеющим океаном.

Сейчас океан в большом количестве поглощал своими, прохладными глубинами падающие камни.
Как я понял,  размер метеоритов не был большим и это не вызывало волну от падения камней в воду. Частота падений увеличивалась. Уже один раз, за моей спиной, опять раздался глухой гул и стены пещеры испытали небольшую дрожь. Пещера Ника была прочной и надёжной.

Я заметил одну интересную закономерность в падении камней. Все огненные потоки камней падали под наклоном, они падали слева на право и огненные, и дымовые следы были все до единого параллельны друг другу.

Я стоя у стены, не переставал следил за падением камней. Хоть это было и страшное видение, но оно меня завораживало.
Такого астрономического события я никогда не видел в своей жизни, хотя много и читал об этом. Я оторвался от своих наблюдений, когда снаружи стали наступать сумерки. Я сел на каменный пол, чтоб разжечь костёр и сразу почувствовал, как затекли мои ноги, пока я стоял у стены, наблюдая это световое представление.

Сегодня утром, я первый раз не приготовил костёр заранее. Ломая хворост, я подумал
- «как бы это не первые признаки моего сумасшествия на почве одиночества. Надо каждый день выполнять все положенные работы иначе так можно и скатиться до дикого состояния»-заключил я.

Тем более и Ник мне говорил,что каждый день необходимо выполнять все необходимые работы в обычной последовательности изо дня в день не смотря ни на что. Благодаря такой небольшой организованности здесь можно не сойти с ума от одиночества. Я все эти его наставления теперь вспомнил и понял, что он опять был прав.

За стенами каменной пещеры стояли звуки, не привычные для моих ушей. То свистело, шипело или трещало иногда пещера легко содрогалась или просто отдавалась не приятным гулом подземных звуков.

В пещеру быстро спускались густые сумерки, и как только они начали превращаться темноту, я разжёг костёр. Вид огня меня немного успокоил. Я налил в фильтр воды и поставил его на яркое и жаркое пламя.

Дождавшись, когда закипит вода, я бросил в фильтр рыбу. Пока она впитывала горячую воду, я выглянул в отверстие в стене. Снаружи уже наступила полная темнота, но было видно, что где то сквозь облачность хочет пробиться Луна.

Падения метеоритов теперь выглядело очень эффектно. Короткие и кратковременные огненные струи лились с тёмного неба не переставая. Теперь направление всех метеоритных потоков были строго вертикальными. Все космические камни под прямым углом устремлялись в океан.

Иногда от близкого падения камня я вздрагивал и думал
- «-как там Ник? Как там наши свиньи?»
Я достал из фильтра свою рыбу от которой шёл пар и начал её осторожно есть. Весь мой слух при этом был направлен на посторонние звуки, поступающие снаружи пещеры. Сегодня у меня было хорошее настроение, не смотря на падающие с тёмного неба, мелкие камни и я был доволен, что мой ужин сегодня был горячим, а не таким как вчера, холодным и бессмысленным.

Я после ужина долго сидел, прислушиваясь к внешним шумам. Я по чуть чуть подбрасывал в костёр хворост и молча и завороженно смотрел на него, хотя мой слух был прикован к любым звукам, возникающим за стенами этой пещеры.

Где то к середине ночи моё волнение почти полностью прошло и мне захотелось спать. Я решил последний раз выглянуть из пещеры наружу и ложиться.
Я высунул своё лицо в дымовую дырку стены. Вдохнув прохладный воздух, я ощутил, что атмосфера планеты приобрела какой то необычный запах. Я долго вспоминал, на что он был похож. Запах был очень знакомым... Немного помучив свои мозги, я вспомнил, так пахнет горячий метал, а точнее сказать , так пахнут искры при интенсивной обработке холодного металла.

 Огненные нити постоянно пронизывали облачное небо, оставляя за собой дымные следы,  и интенсивность падения камней  не уменьшалась. Увидев многочисленные дымные следы от падающих камней, я понял, что стоячий от безветрия воздух уже был насыщен запахом этого дыма.  Теперь метеориты опять падали в океан под наклоном но уже справа налево.
Я понимал, что направления падений камней менялись из за вращения планеты, но эти падения не  редели.

Исходя из знаний астрономии и своего наблюдения, я понял, что пик камнепада приходится на первую половину ночи. А до этого, с середины дня идёт процесс увеличения падений, а после пика до утра идёт процесс на уменьшение. Получалось, что у меня была относительно безопасная, где то первая половина дня на обход своих владений, кормление свиней и рыбалку. Меня это устраивало. Самое главное, что мне не придётся сидеть пятнадцать дней безвылазно в пещере.

Довольный, с этими мыслями, которые ещё необходимо было проверить, я лёг спать с большим желанием проснуться пораньше и всё успеть сделать до начала следующего камнепада...

...Я проснулся. Снаружи, через дымовое отверстие лил свет нового дня. Стояла полная тишина. Ника  опять ещё не было.
 Я быстро встал на ноги и жмурясь от яркого света, вышел из пещеры. Постепенно мои глаза привыкали к яркости опять облачного дня.

 На сколько позволяла освещённость, я попытался оглядеть небо. Метеориты не падали. Меня это обрадовало, пока мой прогноз, кассаемый их падения подтверждался.
Я зашёл в пещеру и умывшись водой из источника, отрезал себе кусок холодного  мяса и съев его, хорошо запил медовой водой.

Время тратить на подготовку вечернего костра я не стал, у меня будет на это вся вторая половина светового дня, которую я до утра решил отсиживаться в пещере.
 Закончив завтрак, я отправился на верх, в огород. Мне не терпелось проверить, живы мои свиньи или нет.

Выбравшись на верх, я быстрой походкой, перепрыгнув через наш маленький источник воды и направился на наше хозяйство. Я немного волновался, но когда я подошёл к краю скалы, увидел, что сюда камни с неба не попадали.

Поросята бродили по загону и своими носами переворачивали обглоданные ветки в поисках свежей пищи. Это они делали инстинктивно. Услышав меня они замерли и подняли свои морды.

Я, убедившись в их целостности, быстро отправился на край оврага за кормом. Я пошёл через ближнюю поляну, в надежде обнаружить  на ней какое нибудь погибшее животное.
Мои поиски были безрезультатны. Но я так и думал, что ничего не будет. Во первых падающие  камни и здесь водятся такие животные, которые как то умеют предугадывать эти события,  прятаться и не бродить в это время здесь.

Во вторых, в овраге ещё довольно оживлённо текла речка. Благодаря ей, животным не было необходимости идти на эти поляны, чтоб напиться.

Уже почти полностью пройдя поляну, я увидел лежащий между водяными ямами небольшой, тёмного цвета камень. Его размер был меньше моего кулака. Вокруг его, на известняке, растрескалась структура камня, оголив почти белую, внутреннюю поверхность, местного известняка.

Тёмный, почти чёрный камень лежал посреди растресканого белого известняка.
 Я знал, что камней на поляне уже давно нет и сразу понял, что это ночной гость-метеорит. Я подошёл к нему и наклонился, он лежал по середине небольшой почти пол метровой воронки. Он был волнистой, оплавленной, округлой формы. При падении сюда несколько расплавленных брызг прикипели к известняку и чернели в нём тёмными точками. Я поднял его и стал рассматривать. Он блестел тёмным блеском на свету, он был как отполированный, приятный и гладкий на ощупь, но тяжелее намного известняка.

Поднеся его к носу и понюхав его я понял, что он имеет некоторое количество металла, и пах он, как атмосфера ночью, вовремя камнепада.
Я положил его на место и отправился за ветками для свиней, решив забрать его на обратном пути.

Я наломал достаточное количество корма для свиней и отнёс им его, и забросил его в загон. Затем забрав метеорит, я отправился вниз, на рыбалку.
Тёмный океан почти не шевелился. Ветра не было, было очень тепло и тихо.

Казалось, что вся природа этой планеты, насторожилась и испугавшись этого  ежегодного космического явления, затаилась в ожидании новых падений космических камней.
- «Если будет завтра такая же погода, расстелю плащ для сборки соли»-подумал я.
Подойдя к ловушкам, я разулся и быстро обошёл их, даже не закрывая камнями выходы из них. Рыбы без приманки здесь не было, ей не зачем сюда было плыть.

Мои мысли, что я не пополняю запасы мяса и рыбы и что на это скажет Ник, привели меня в уныние от мысли, что Ник погиб и я теперь остался тут совсем один.
Отбросив эту тяжёлую мысль, я отправился обратно на верх, держа в руке тёмный, космический камень.

Уже перед самым поворотом на подъём по скале, я увидел на берегу ещё один чернеющий метеорит, который лежал на каменистом берегу, рядом с со слабым прибоем. Я не стал к нему подходить и подбирать его, мне не хотелось на это тратить своё драгоценное время.  Я всегда смогу это сделать.

Но меня насторожило расстояние между упавшими метеоритами за одни сутки.
Один упал на поляне на скале, другой тут на берегу и третий упал в овраг, посбивав с ёлки ветки. Я визуально прикинул расстояние и у меня получилось, что они образовывали треугольник со сторонами примерно метров по двести- триста.  И это только одна ночь!
 За пятнадцать дней, при такой скученности при падении, тут всё засыпит довольно плотным, каменно-металлическим дождём. Хотя вокруг, раньше, я нигде не видел, чтоб эти тёмные камни мне попадались часто.

В своих раздумьях,  я остановился в тени скалы, перед подъёмом в пещеру. Я понимал, что скоро начнутся падения и я опять буду сидеть в пещере.

Я посмотрел вверх на небо, дымка облачности не проходила. Я уже хотел опустить глаза, как вдруг заметил, как беззвучно над океаном  пролетел метеорит с запада на восток, с лева на право и при этом не падая в океан, оставил небольшой дымный след, полностью сгорев в атмосфере.

 Оказалось, что камни падают и днём, но угол их падения проходит вскользь планеты и они сгорают в атмосфере или вылетают с неё обратно в космос. Это будет происходить до тех пор, пока планета не повернётся той, своей поверхностью, на которой стою я к метеоритному потоку своим,  так сказать лицом  и камнепад начнётся на поверхность планеты. Исходя из этого я сделал ещё один вывод, что метеориты, не с ослабевающей интенсивностью падают и сейчас на планету. Но только где то, на западной её стороне. Потом она повернётся к падающим камням своим боком, где нахожусь я и камни перестав пролетать мимо поверхности планеты, начнут падать на неё. Сначала под углом, слева на право, потом вертикально, потом справа налево, а потом опять начнут пролетать мимо по атмосфере строго с востока на запад или справа налево.

- «Надо подниматься на верх»-подумал я, закончив свои важные рассуждения, основанные на моих наблюдениях.
- «Пойду ещё ковырять глину для своего будущего жилища!»-подумал я и отправился на верх...

...так прошло ещё несколько дней. Камни падали с направлений, предугаданных строго  моему расписанию.
 И на удивление, новые упавшие камни поблизости мне не попадались, не смотря на то, что интенсивность их падения изо дня в день не уменьшилась.

Ник по прежнему не возвращался... Изо дня в день я всё больше убеждался и свыкался с мыслью, что Ник погиб и я его больше никогда не увижу. Дальше эту мысль я старался не развивать, чтоб не оказаться в сильной депрессии.
Дни медленно проходили в скучном однообразии. Я по прежнему наблюдал, как спокойный океан засыпается небесными камнями.

Небо полностью прояснилось и теперь, дневное светило полностью имело отчётливый диск, заход которого я пока не мог проследить из за опасности, исходящей от  падающих метеоритов.

 Всё это время опять стояли жаркие и безветренные  дни.
Всё так бы и шло своим чередом и я так тихо и спокойно пережил бы сидя в пещере этот камнепад если бы не одно событие...

Как всегда, после очередной, безуспешной рыбалки и кормления животных, я пришёл в пещеру и приготовился сидеть в ней до утра пережидая камнепад. Дрова, еда и вода у меня были. В роднике вода очистилась и я, чтоб  можно было её пить, наливал её в свой, единственный,  оставшийся у меня контейнер, наполнив который, я ставил на скалу рядом с чернеющим куском метеорита, который я принёс в пещеру.

 Мясо и рыба висели на лиане в большом количестве, хоть я уже давно ничем наши запасы не пополнял.
С наступлением сумерек, с неба опять посыпались камни.

Теперь я понял почему при таком интенсивном падении на планете так мало метеоритов. Дело в том, что с неба в основном падали маленькие камни,  которые долетая до поверхности планеты полностью сгорали в плотной атмосфере планеты. Но они всё равно представляли угрозу. Попав например в меня, эта раскалённая песчинка, летящая на космической скорости могла меня просто насквозь прожечь.

 Все падающие камни оставляли за собой длинный и заметный даже в сумерках дымный след...
В этот день я уже поужинал и собирался ложиться спать. Но напоследок, я решил выглянуть в отверстие в стене и посмотреть на тёмный, ночной океан.
Атмосферу планеты всё так же прошивали бесконечные, огненные стрелы. Стояла полная тишина.

Я взглянул на побережье и увидел, что некоторые, крупные, лежащие на берегу камни со своей левой стороны, имеют еле заметное, желтоватое свечение. Я не мог понять, что это такое и посчитал, что это отражение почти полного диска Луны, находящегося где то на западе в небе.

Утром, когда я проснулся и отправился в огород, я ахнул. Над моим свинарником не было никакого навеса. Стояло лишь только четыре вертикальных столба, остальное всё за ночь выгорело. Все подсохшие, обглоданные ранее ветки поросятами, что я закидывал всё это время на верх и все перекладины сгорели. Весь пепел и не догоревшие ветки упали в загон и мои поросята ковыряются в этом пепле и мусоре, поднимая при этом облака серой пыли.

Я быстро спустился в огород и все восемь поросят моментально ко мне подбежали. Я успокоился, что они все  были живы. Теперь мне стало понятно, что ночью сюда упал раскалённый камень, который и устроил этот пожар, отблески которого я видел ночью на камнях, на берегу, под своей пещерой.

Я отправился в овраг за травой, теперь я понимал, что как только закончатся дни камнепада, сюда нагрянут хищники и моим диким свиньям придёт конец. Необходимо быстро восстанавливать защитный навес, и теперь это придётся мне делать одному. Трудного в этом ничего не было. Надо было просто это сделать как можно скорей...

...Постепенно, изо дня в день, метеоритные потоки теряли свою силу. Один раз, перед заходом, я даже осмелился и проследил за закатом светила и передвинул камень «настоящего дня» в девятую ячейку. И ещё я понял, что светило скоро передвинется в десятую ячейку, так как пока было пасмурно и падали с неба метеориты, оно заметно переместилось вправо в девятой ячейке, почти приблизившись к десятой.

Сдвинув камень календаря, я пережил двойственные чувства. Во первых до сих пор не было моего друга  Ника, а во вторых, приближались всё ближе и ближе дни прилёта моей любимой.

- «Мне надо дожить да этой, долгожданной встречи с моей любимой женщиной, ни в коем случае не сойти с ума и не превратиться здесь в безмозглое животное!»- постоянно, изо дня в день повторял я себе.
Я держался как мог...