Трудно быть богом. Фильм Алексея Германа

Бадди Фазуллин
"Испытание уставших Богов"

Три часа, минута в минуту, издевательства над зрителем должны были, по замыслу автора, заставить и нас навсегда разувериться в божественной природе человека. Удивительно, что во время показа зал покинуло не более десятка человек, хотя и героически оставшихся было немного. Тех, что выходили по окончании из зала в полной и тягостной тишине, будто кого-то хоронили… надежду?..

Столько беспробудной грязи, натуралистической мерзости из гнили, дерьма и вывернутых кишок, на фоне полной деградации личности и упадка цивилизации в одном фильме не припомню на своей памяти. Образ навсегда потерянной для бога человеческой расы предстает у Германа прямыми контрастно-дагерротипными цитатами из Иеронима Босха.

Фильм практически ничего не сохранил от книжного первоисточника, хотя замысел его родился в конце 60-х годов XX века, практически сразу после выхода произведения. Более того, Стругацкие принимали непосредственное участие в написании первого сценарного наброска. Но в третьей версии, увидевшей свет в виде законченного кинопроизведения, до нас дошли лишь нечеткие и довольно условные штрихи образов, событий и главных персонажей.

Фильм сложен еще и тем, что без прочтения книги понять замысел в этом олигофреническо-нечленораздельном хороводе вырожденцев практически невозможно, поскольку Герман ориентировался на думающих зрителей, заведомо знакомых с сюжетом и философским посылом первоисточника. Но и почитатели творчества Стругацких вынуждены столкнуться с тем, что фильм и близко не тянет на статус экранизации этого знакового произведения писателей.

Повесть служит лишь некой отправной точкой, преддверием, Лимбом, вслед за которым Герман начинает открывать для нас самые страшные и темные закоулки человеческой природы, потерявшей все человеческое. Ад - не место на карте, говорит нам автор, Ад кроется внутри каждого из нас, в наших оскотинившихся душах и телах, так легко подверженных тлену и гниению снаружи и изнутри.

Наверно, поэтому Алексей Герман намеренно погружает зрителей на три часа в гнилостные помои и вонь нечистот, чтобы мы смогли на собственной шкуре ощутить смрад, исходящий от нас самих, деградировавших в своих помыслах и опустившихся в собственном косноязычии до «лайков» и «смайликов».

Режиссер вовлекает нас всеми доступными методами в это испытание Веры, напрямую приобщая нас к происходящему на экране. Словно мы и есть наблюдатели с другой планеты, стоящие на более высокой ступени развития, и имеющие право судить, что есть добро, а что - зло.

В европейской культуре существует сложный мистический образ, предваряющий собой вселенскую катастрофу, пришедший из скандинавской мифологии – Рагнарёк, гибель богов. На протяжении веков философы берутся вновь и вновь за переосмысление данной темы, вкладывая в неё все новые смыслы. У Стругацких было свое видение проблемы богоподобия и падения человека.

Герман дал нам еще одну развертку вечного «падения Владык Мира»: гибель ждет героев не в последней страшной битве с дорожденными хтоническими чудовищами. Гибель несет усталость от непосильной ноши собственных знаний и мудрости, гибельны уныние и апатия человека, с безучастностью наблюдающего за ходом чужой истории, и гибельно перепутаны понятия нравственного выбора и долга свободного человека, равного в этой свободе богу.

Baddy El Riggo, 05.03.2014

Ссылка на страницу рецензий в Кинопоиске: http://www.kinopoisk.ru/user/595574/comments/list/