Китай. Продолжение - 5

Иосиф Лиарзи
23.10.2008. День  двадцать  первый. Четверг. ;;;   ;;;;

Выйдя  на  улицу  покурить  после  завтрака, мы  встретились  с  нашей  Евой  за  двадцать  минут  до  назначенного  времени. Переодета, улыбчива, приветлива. Она  не  жительница  Ханчжоу  и  ночевала  где-то  рядом,  в  гостиннице  подешевле.  С  утра  едем  в  Храм прибежища Души (Храм Линъиньсы).
Линьинсы Буддийский монастырь Линьинсы (Храм Уединения Души), построенный к северо-западу от озера Сиху в 326 г. н. э., является одним из 10 храмов, принадлежащих дзен-буддизму. Основан в 326 году индийским монахом Хуэй Ли. Монастырь Уединения Души претерпел множество разрушений на протяжении 1600 лет своего существования. История сохранила упоминание о двенадцати серьезных перестройках храма. Современные строения возведены в Цинский период (XVII в.). Организация пространства соответствует традициям планировки буддийского храма. В первом зале, зале Майтрейя (Будда Будущего), хранится статуя божества, принимающего верующих в окружении четырех стражников. Самой интересной частью храма является второй и самый просторный зал: Большой зал , в котором находится фигура Будды Шакьямуни (высота 19,6 м), завершенная в 1956 г. и состоящая из 24 деталей камфорного дерева. Центральная балка зала обрушилась в 40-х гг., уничтожив при этом 3 скульптурных изображения Будды (прошлое, настоящее, будущее), которые относились к Танскому периоду. Голова и руки Шакьямуни представляют собой каркас, обтянутый льняной тканью и покры -тый лаком. Поэтому вес их невелик. Небольшой вес позволил придать им изящную позу, не рискуя тем, что они упадут. Напротив входа стоит пик Прилетевшего Ветра. Индийский монах Хуэй Ли, который находился в Ханчжоу во время строительства храма в IV в., удивился, что этот массив похож на гору, которую он видел в Индии, и воскликнул: "Но это же холм Мудрого Грифа из Индии. Он прилетел сюда". Массив состоит из 4 пещер, на стенах которых вырезаны буддийские сюжеты, относящиеся к Х и XIV вв. Более 300 рисунков являются превосходными образцами наскальных изображений периода Юань (1271-1368). Смеющийся Будда Майтрейя (конец Х в.), несомненно, самое известное изображение Будды из тех, что есть в этом храмовом ансамбле. Храм был сохранен в годы "культурной революции", когда в 1966 г. разбушевавшиеся студенты хотели сломать все его скульптуры и изображения.

Сразу  же  на  стоянке, ещё   далеко  от   входе  в  храм, к  нам  подошёл, прося  подаяние,  приличного  вида  невысокий  пожилой  китаец. Мы, за  всю  поездку  ещё  не  сталкивались  с  попрошайками  и  вопросительно  посмотрели  на  нашу  гидшу, которая  глазами  дала  знак  не  останавливаться  и  продолжать  идти  за  ней.
Понятно, ей  ещё  бывать  здесь  не  один  раз, но  это, оказывается, было  ещё  только  начало. Дорогой, которой  мы  шли  к  входу  в  храм, лежали  и  сидели  на  земле  не  менее  десяти  уродов, выставивших  на  всеобщее  обозрение  свои  страдания.

   
Идём  к  Храму  Прибежища  Души  вдоль  такой  стены
Храм Линъиньсы – расположен на южном склоне горного пика к северо-западу от озера Сиху. Храм интересен тем, что на склонах холма высечено более 300 надписей и наскальных скульптур, статуй Будды, на осмотр которых рекомендуется  выделить не менее двух - четырех часов. Главное здание – Дасюнбаодянь – представляет собой величественное сооружение более 30 метров высотой, украшено тремя ярусами нависающих карнизов, а  в  середине Большого зала совершают жертвоприношения статуе Будды Шакьямуни высотой 9,1 метра. Ее высота с постаментом - 19, 6 метра. Статуя Будды вырезана из 24 брусков камфарного дерева. Все части статуи Будды пропорциональны, у  него доброе  выражение  лица, степенная  фигура. Статуя позолочена  и  ярко сияет. Набожные  паломники, поставив  воскурения, падают  ниц перед  нею.


  Будда  Шакьямуни.

Из  зала  мы  заходим  в  серию  пещер  в  скале  Фэйлафен (Принесенная ветром).
В  пещерах  темно (вот, где  пригодился  мой  фонарик, который  у  меня  всегда  был  с  собой) – пещеры  для  средних  китайцев: без  освещения  и  низки.
Видны  следы  разрушения  во  времена  хунвейбинов, которых  остановил, при  поддержке  второго  лица  Китая  того  периода  Джоу – Энь – Лая,  здешний  губернатор, объявив  район  храма  военной, закрытой  зоной. Но  отбитые  носы, руки...  можно  видеть  и  сегодня.
Дикари  Китая  свой  след  в  истории  оставили. Старая  русская  пословица  говорит: «ломать  не  строить, даша  не  ноить».  Как  и  в  любой  стране, во  время  революций  наверх  всплывает  человеческий  конгломерат  не  знающий  своей  истории, не  любящий  её   и, поэтому  беспощадный  к  ней!

      
Буддийские сюжеты, относящиеся к Х и XIV вв.
 
Смеющийся Будда Майтрейя (конец Х в.)
Считается, что  прикосновение  к  этой  статуе  приносит  счастье  и  удачу. Китайских  желателей  удачи  было  предостаточно – не  протолкнуться, поэтому  ждать  мы  не  стали  и  начали  продвигаться  к  своему  автобусу.
По  аллее, до  выхода  из  храмового  парка  уже  были  расставлены  прилавки – духанчики  и, как  в  любом  другом  месте, что-то  назойливо  продавали – кто  свистульки, кто  открытки, кто  какие-то  книжки, кто  какие-то  деревянные  поделки  времён   моего  детства. Жизнь  на  аллее  бурлила!
А  внук  с  Евой  шли  впереди  и  беседовали. Потом  оказалось, что  она  расспрашивала  его  о  нём  самом, о  семье  и  сёстрах.  Ему  тогда  было   меньше  10  лет, да  и  английский  был  ещё  не  объёмный, но  тема  её, как  китаянку, готовящуюся  создать  семью, очень  интересовала  и  они  общались  увлечённо, потому  что  он, мальчишка  с  куражом, и  хотел  произвести  впечатление  на  взрослую  женщину. 

   
Ева  и  внук  беседуют, средняя  делает  «рожки», Неля  и  старшая  внучка  сзади  сзади, зять  и  дочерью  запечатливаются, а  я  спрятался  за  фотоаппаратом.
 
Предел  возможностей  молодых  пар  в  Китае – образование  и  стандартная  квартира  площадью  54  квадратных  метра. По-китайски  красивые, по-европейски  интеллигент -ные (мне, во  всяком  случае, было  комфортно общаться  с  большинством  наших  гидов), они  должны  строить  свою  жизнь  лишь  после  выплаты  долгов  за  квартиру, а  это, при  достаточно  благоприятных   обстоятельствах, может  произойти  лишь  к  возрасту  30  лет, поэтому  лишь  тогда  они, образованные  и  интеллигентные, имеют  возможность  сочетаться  браком.
Их  ребёнок  выйдет  на  тот  же  уровень  лишь  к  пенсии  своих  родителей!
Выйдя  к  стоянке  мы  опять  встретили  того  же  пожилого  китайца  и сейчас, на  тот  же  вопрос,  Ева  дала  знак, что можно  дать  ему  подаяние. В  начале  видимо, это  означало  бы  что  нас  захлестнёт  волна  попрошаек, пытливые  глаза  которых  следили  за  каждым  иностранцем, а  так – мы  уже  уезжали
Ну, а  сейчас – на  озеро  Сиху. Озеро  историческое, окружённое  множеством  легенд  и преданий.
Одно  из  преданий  рассказывает   о золотом  буйволе  Ханчжоу.  Китайцы  считают, что  хозяином  и  хранителем  озера является огромный  золотой  буйвол . Легенда  гласит, что когда-то этот буйвол  жил на  дне  озера, и  увидеть  его  можно  было  в  засушливые сезоны.  Когда  озеро мелело   он  появлялся  и  извергал  из  себя  массы  воды. Но однаж- ды  правитель  города  захотел  посмотреть  на  буйвола  и  приказал  осушить  озеро. Приказ  был  исполнен, но  правитель, ослепленный  блеском  золота, повелел поймать  буйвола  и  доставить  во  дворец. Однако  стоило  его людям  приблизиться  к  буйволу, как  он  исторгнул  из  себя  потоки  воды, мгновенно  наполнившие  озеро. В  результате  утонули  все, включая  правителя. Говорят, с  тех  пор  озеро  больше  не высыхало, а  буйвол  и  до  сегодняшнего  дня  охраняет  озеро.   


У восточного берега озера Сиху из воды поднимается голова и спина огромного позолоченного буйвола, охраняющего  свои  владения.
   
   На  нём   мы  поплывём  по  озеру.        Знаменитые  пагоды  озера  Сиху.

Эти  пагоды  являются  одним  из  самых  узнаваемых  символо в  Китая, их изображение  даже  размещено  на  купюре, имеющей  хождение  сегодня,  достоинством  1  юань.
На  купюре  в  2  юаня  изображён  мыс Тянья Хайцзяо (Tianya Haijiao) на острове Хайнань с гигантскими 60-метровыми камнями, на которых высечены иероглифы Nan tian yi zhu, обозначающие «край неба» или «край света», на  купюре  в  5  юаней  изображена  гора  Тайшань в провинции Шаньдун – один из символов китайской цивилизации – этого  нам  не привелось  видеть, на  купюре  в  10  юаней  изображено  ущелье Чангянг на реке Янцзы – там  мы  побывали, на  купюре  в  20  юаней  изображены  горы  Янгшу – и  это  мы  тоже  видели, дворц  тибетского  Далай  ламы  Потала  изображен  на  купюре  в  50  юаней – здесь  мы  не  побывали, и  на  купюре  в  100  юаней  изображена  самая  знаменитая  площадь  Пекина – Тянаньмэнь – с  неё  началось  наше  знакомство  с  Китаем.
Высота  пагод  составляет  2 м, каждая  из  них  покоится  на  круглом  каменном  фундаменте, в  стенках  пагод  просверлены  пять  круглых  отверстий. В  праздник  Середины  осени  в  полнолуние  внутри  пагод  зажигают  светильники, свет  от  которых, пройдя  сквозь  отверстия  и  отражаясь  в  воде, создает  впечатление  многочисленных  разбросанных  на воде  отражений  Луны. Говорят  о  33  лунах (три  пагоды, в  каждой  зажигается  свеча  напротив  отверстия, получается  15  свечей + 15  отражений + луна + её  отражение   и  33-я  луна, объединяющая  семью - в  сердце. Это  фестиваль  семьи, фестиваль  Луны.
Другое  название   озера - Западное. По  легенде (ещё  одна  легенда), водоем  образовался  огромной  жемчужиной, которую  уронили  на  землю  Феникс  и  Дракон  в  борьбе  за  неё  с Сиванму – Матерью - императрицец  Запада . Свернувшись, дракон  превратился в  гору  Нефритового  Дракона  у  берега  озера, а  Золотой  Феникс  превратился  в  гору Феникса, покрытую  изумрудной  зеленью. И  с тех  давних  пор  гора  Нефритового Дракона  и  гора  Феникса  охраняют  драгоценное  озеро  Сиху.  В  ясные  лунные  ночи  они, отражаясь  в  озерной  глади, создают  неповторимое  зрелище.
Озеро  Сиху  славится  на  весь  Китай  уже  2000  лет. Когда-то  это  была  заболоченая  лагуна  покрытая  цветами  лотоса, но два знаменитых  в  истории  Китая  человека  внесли  огромный  вклад  в  создание  и  усовершенствование  садовой зоны  озера  Сиху. Это  известный  поэт  династии  Тан (618 - 907 г.г.) Бо  Цзюйи  и знаменитый  поэт  династии  Сун  (960 - 1279 г.г.) Су  Дунпо. С  разницей  в  600  лет  оба  они  возглавляли местное  правительство  в  Ханчжоу. По  их  инициативе  озеро  Сиху  было  расчищено – так  появилось  три  острова,  упорядочено - были  созданы  дамбы  Байди  и  Суди. То  есть  дамбы  имени  Бо  Цзюйи  и дамб  имени  Су  Дунпо. Было  построено три крупных моста.
На  берегах,  водах  и  островах  озера  находятся  десятки  живописных  мест, многие из  которых  имеют  поэтические  названия, такие, как "Осенняя  луна  над  озером", "Холм  уединения" или "Золотые  рыбки  в  Цветочной гавани".
Слушая  объяснения  Евы  мы  старались   понять  и  привязать  к  тому  что  видим, а  рядом  с  нами, в  таком  же  напряжении  сидели  туристы  из  Южной  Кореи, которые  видя  нашу  заинтересованность, спросили  откуда  мы.
У  каждой  пагоды – своя  история, овеянная  легендой, которые  нам  неизвестны, но  интересны.
Там, недалеко  от  гостинницы  в  которой  мы  ночевали, находится  гробница  знаме -нитого  генерала  по  имени   Ю Фэй. Это  потом, уже  в  Израиле  я  прочёл  о  его  судьбе.
А  другом  месте – пагода  Берегущая  Город, конечно  же  со  своей  легндой.
А  там, пагода  с  золотым  шпилем – Пагода  Госпожи  Белой  Змеи  со  своей  легендой. Легенда  не  одна – это  я  уже  потом  узнал, а  пока  что  та, которую  рассказала  нам  Ева.
1000  лет  назад  жили  у  земледельца  Белая  Змея  и  Черепаха. Земледелец  хотел  убить  Змею, но  только  поранил  её. Мальчик  спас  её, вылечил  и  отпустил. Через  много лет  Змея  превратилась  в  Красивую  Женщину  и  хотела  выйти  замуж  за  потомка  спасителя, но  Черепаха, ставшая  Монахом  воспротивилась  и  они  вышли  на  бой.
Во  время  боя  Красивая  Женщина, желая  добиться  победы, затопила  место  боя  и  поэтому  погибло  много  людей (это  несёт  какое-то  воспоминание  в  коллективной  памяти  района).
Бог  возмутился  этому  и  помог  Монаху  победить  Красивую  Женщину, которая  умерев,  вернулась  к  своему  обличию.
Под  этой  пагодой  лежит  Белая  Змея, благодарная  Женщина, погибшая  от  узколобости  окружающих.
Короткий  круиз  окончился  и  Ева  повезла  нас  кушать.
Ели  мы  в  отдельном  кабинете  хорошего  ресторана  морской  пищи. Ева  помогла  нам  в  выборе  и  сама  с  шофёром  ушли  в  общий  зал. За  нами  стояли  официанты  принося  перемены, подавая   лимонную  воду  для  омывания  и  салфетки  для  вытирания  рук.
Это  обошлось  в  700–800  юаней, вместе  с  оплатой  обеда  Евы, шофёра  и  «типом».
Стоило  того!
Мы  бы  ещё  наслаждались, но  нужно  было  на  вокзал - в  Шанхай  едем  поездом.
Разгрузили  чемоданы, отпустили, расплатившись  шофёра, прихватили  двух  «залётных», желающих  подработать  китайцев, которые  подняли  наши  чемоданы  по  лестницам  и  огляделись.
Ну  что  ж, вокзал, как  вокзал, но  намного  больше. Мы  приехали  немного  раньше  и  пришлось  хдать.
Когда  началась  посадка  и  открыли  дверь  на  перон, Ева  была  в  туалете  и  мы  начали  пропускать  людей.
Небольшая  давка, но  не  паническая. Детей  поставили  к  двери  и  загородили  чемоданами. Оглядываемся, ищем  Еву, подмечаем  ситуацию.
Железнодорожники  в  форме  со  званиями, на  погонах, которые  похожи  на  наших рассаров, только  направлены  в  обратную  сторону.
Подлетела  Ева, сказала, чтоб  мы  тащили  чемоданы  в  самый  передний  вагон. Оказывается, не  в  туалете  она  была, а  бегала   улаживать  «пробой» - былеты  на  поезд  были  на  вчерашний  день.
Чемоданы  дотащили, загнали  их, забив  проход, в  вагон, а  Евы  нет!
Выглядываем  наружу  из  двери  вагона – где  наша  Ева?
Нет  нашей  Евы!
Тягач  уже  продудел – вот, вот  отправится, а  Евы  нет!
Можно  ещё  успеть  выбросить  чемоданы  и  ждать  её  на  пероне, но  решили  остаться!
Поезд  тронулся, мы  сами, среди  китайцев, с  багажом  и – без  билетов!
Но  Ева  появилась!
В  самый  последний  момент  она  успела, поменяв  билеты, вскочить  в  первый  вагон уходящего  поезда  и  пришла  к  нам  через  ве  вагоны!
Расположив  наши  чемоданы  мы  освободили  проход. Дети  сели  на  пол  в  освободившемся  пространстве, нам  с  Нелей,  как  пожилым  нашла  место  в V.I.P. – там  по  2  места  по  обе  стороны  вагона  рядом  друг  с другом! Как  я  понял, места  в  поезде, кроме  V.I.P.  не  нумерованные.
Приехав  в  Шанхай, пришлось  долго  тащить  чемоданы  по  лестницам  и  всяким  закоулкам.
Выбрались, ждём  наш  минибус!
Местечко, я  вам  скажу! Возле  нас  сразу  же  образовалась  толпа  мотоциклистов, а  в  Шанхае  20  миллионов  человек.
Появился  наш  минибус  и  мы, оставив  женщин  и  детей  для  присмотра, относили, чемоданы  через  дорогу подальше  от велосипедистов  и  мотоциклистов. Затем, захватив  кто  что  смог, мы  все  переместились  к  минибусу – таким  образом, чемоданы  были  всё  время  под  присмотром.
Как  только  мы  загрузились, толпа  мотоциклистов  исчезла!
Так, не  разбирая  багаж, мы, остановившись  у  гостинницы, вышли  к  большому  магазину  игрушек, которые   в  стране  производителе  всю  поездку  искал  Инон.
По  дороге  туда  и  обратно  проходили  возле  какого-то, знаменитого  Шанхайского  места, где  на  балконе  играл  саксафонист  в  шляпе  и, насмотря  на  темень  в  тёмных  очках. Внизу  стояла  толпа  и  слушала.
Того, что  искал  Инон  не  нашлось  и  мы  вернулись  к  гостиннице, разгрузились, оформились, поднялись  в  комнаты  и  через  30  минут  спустились  вниз!
Сегодня  ещё  есть  знаменитый  цирк  Шанхая!
 


У  цирка   Шанхая.

До  акробат-шоу  добрались  перед  выключением  света  и  подъемом  занавеса. Шоу было  на  высшем  уровне, зал, освещение, постановка – не  просто  акробатические конкурсы, а  явно  просвечивала  театральная  режиссерская  задумка.
Был  один  атракцион, который  мы  видели  в  Киеве  - вращающееся  в  воздухе  кольцо  с  консолью, в  котором  внутри  и  снаружи  балансировал, без  страховки, артист. Здесь  было  несравненно  сложней  и  опасней. Кроме  того, здесь  я  впервые  увидел  воздушную  акробатику  не  на  трапециях, а  на  широких  лентах, подвешеных  к  куполу, жонглирование  фарфоровыми  вазами  и  какими-то  чанами
 
И  это  лишь  малая  часть  того, что  мы  видели!
Закончилось   представления  одновременным  выступленим  семи  велосипедистов  в  замкнутом  шаре.
Полтора  часа  нас  держали  в  напряжении, но  даже  в  нём, нам  удалось  не  забыть  о  попкорне  и  заготовленых  с  утра  сендвичах!
И  этот  день  окончился!

24.10.2008. День  двадцать  второй. Пятница. ;;;   ;;;
Суджоу.  Провинция  Джянгсу.

Наши  номера  в  гостиннице  на  16 – м  этаже, но  даже  туда  слыщны  разговоры  на  улице.
Сегодня  в  Шанхае  уже  действуют  8  линий  метро, четыре  находятся  в  стадии  строительста  и  ещё  одна  внешняя  линия – трамыайная.
Дороги  многоярусные, хорошие, типа  американских. Построены  были  пять  лет назад.
У  шанхайцев  хорошая  деловая  хватка, но  они  неспокойны  и  очень  напряжены. Женщины  Шанхая   работают, обеспечивая  мужей – домохозяек.
Консерватизма  в  семье  нет,  но  шанхайские  девушки  выходят  замуж  за  обеспеченых  парней  с  домом, машинами  и  счётом  в  банке. Они  готовы  работать  приумножая  достоние  семьи, а  не  строить  его  сначала. Поэтому  они  самые  дорогие  жёны  Китая.
Но  везёт  не  всем!   
Сегодня  едем  в  Суджоу, в  котором  50%  земли  и  40%  вода. Многие  передвигаются  в  лодках.
Сучжоу (Suzhou - Суджоу, Судзжоу, Сунжоу, Сучджоу) находится в 80 км от Шанхая    у озера Тайху — самого благодатного края в дельте реки Янцзы. Это очень древний город, образовавшийся более 2500 лет назад. Легенда гласит, что в 514 году до н.э. правитель древнего царства У приказал выстроить город, которому по красоте не   было бы равных. Повеление правителя было исполнено – так возник Сучжоу.
В древности город носил гордое и лаконичное имя – «У», а нынче как только его не называют: и Восточная Венеция, и Город-сад, и Город каналов и пагод, и Родина шелка! Действительно, Сучжоу славится по всему Китаю своими садами, своими каналами и своим шелком.
       
Виды  Суджоу.

Ева  подвела  нас  к  деревянному,  с  каютой  человек  на  десять  катеру,  который  ждал  клиентов, мы  воши  вовнутрь, удобно  расселись  начали  знакомиться  с  Восточной  Венецией.
По  каналам, и  навстречу  и  за  нами  шли  ещё  катера  разных  размеров. Вот  один  из  них,  разурашенный  китайскими  фонариками, размером больше  нашего, пристал  к  берегу  у  ресторанчика  и  пасажиры  решили  подкрепиться.
Здания  вдоль  каналов, которыми мы  плывём  тоже  разукрашены  китайскими  фонариками.
Ночью  здесь, наверное,  очень  красиво!
   
Так  это  выглядит  с  борта  катера.

Центральная часть Сучжоу пронизана каналами, вдоль и поперек которых тянутся улицы, а по берегам стоят живописные домики. На самом деле, такая планировка   города была придумана вовсе не красоты ради. Хитроумное переплетение каналов и   улиц было вызвано необходимостью регулирования уровня воды в реке Янцзы – так жители спасались от наводнений.
Когда-то местное население перемещалось по городу на джонках, да и сегодня можно совершить туристическую прогулку по каналам, общая протяженность которых – 35 км. Через каналы перекинуты многочисленные мостики. Когда-то их было более 1000, а сейчас сохранилось только 160. Самый известный и большой мост – Мост Драгоцен -ного Пояса. Он был построен в 9 веке, состоит из 53 арок и имеет длину 317 метров.  По легенде, чиновник, отвечавший за строительство моста, был вынужден продать  свой драгоценный пояс из нефрита, чтобы профинансировать работу.
Мост навис над главным каналом страны - Великим китайским канналом. Когда-то,  ещё  перед  династией  Тан,  5  рек  были  соедены  каналом, протянувшемся  с  севера    на  юг  и  по нему  можно было проплыть 2000 км через всю страну. Сейчас отдельные участки канала пришли в запустение и перестали быть судоходными. Если канал восстановят (а такие планы у правительства есть), он станет самым длинным судоходным каналом в мире и по нему можно будет добраться от Шанхая до Пекина  по воде – повторить маршрут средневековых путешественников.

Но основной достопримечательностью Сучжоу остаются его великолепные сады. Дело в том, что в средние века среди китайской знати было модно строить дома с парками и садами здесь, в Сучжоу, вдали от столичной суеты. Здесь  жили  «селебрети» Китая.
Эти уникальные «китайские усадьбы» создавались в лучших традициях садово-парко -вого искусства, хозяйственные постройки, павильоны, домики гармонично вписывались в садовый ландшафт, менялся рельеф местности, разбивались искусственные водоемы с живописными мостиками, вокруг вырастали холмы с изящными беседками и смотровыми площадками, высаживались экзотические деревья и яркие цветники. Были времена, когда в Сучжоу насчитывалось более 200 садов, из которых 70 сохранилось до нашего времени. Самые известные из них, открытые для посещения: Сад скромного чиновника, Сад рыбака (мастера сетей), Сад гармоний, Сад львиной рощи, Сад уединения, Сад ажурных голубых волн, Западный сад. В  этих  садах  можно  видеть  40  видов  бамбука.
   
В  саду  Скромного  Чиновника (Чжочжэнюань)  играет  тихая  музыка.

Здесь  тоже  есть  своя  легенда:  дед  бросал  камни  в  воду  и, ко  времени, когда  вырос  внук, вода  источила  их. Внук  поставил  их  так, чтобы  перекрыть  вход  воде,  но  хотелось  смотреть  дальше.
Архитектор  сада  был  художником  и  попросил  вырыть  другой  пуь  для  воды.
А  эту  легенду  продолжает  следующая: занимать  должности  в  государстве  могли  лишь  люди  образованные  и  прошедшие  императорские  экзамены, которые  здесь  и  проводились. 65  лучших  студентов, т.е. 7,4%  отсюда.
В  самом  начале  XVI  века один  такой  чиновник  был  обвинён  в  том, что  получил  взятку  в  100.000  грамм  серебра  и  был  за  это  уволен. После  увольнения  он, любитель  прекрасного  17  лет  создавал  свой  сад, а  когда  умер  его  сын  проиграл  гордость  отца  за  одну  ночь.
Пагода, которая  просматривается  из  сада, была  построена  1700  лет  назад, но  впи -сывается  в  общий  вид. Единственный  мост  с  крышей  остался  со  времён  династии  Мин.
Здесь  же, уже  400  лет,  растёт  растёт  дерево, дающее  фрукт  «попо» (Paw  Paw), его  женщины  вываривали  в  молоке  и  был  хорош  для  кожи.
Затем  поехали  мы  в  музей – завод – магазин шёлка.
Сучжоу считается Родиной шелка. Пик развития Сучжоу пришелся на XV век, когда  он стал центром производства шелка. Процесс производства тонких, драгоценных тканей был очень долгим и кропотливым.  Все начиналось с тутовых деревьев. Их листьями питаются тутовые шелкопряды, из коконов которых получают шелковые нити. После сбора коконов их куколок умерщвляют паром, а сами коконы опускают в кипяток и аккуратно разматывают, получая нить. В зависимости от нужной    толщины нити на нее уходит от 3 до 8 коконов. Общая  длина волокна в коконе -около 3000 м. Для шелка хорошего качества используется от    300 до 800 м. Готовые  шелковые нити матово-желтого цвета лишены блеска. Они приобретают его при дальнейшей обработке.
Высокого уровня достигла техника вышивки по шелку. Сучжоуская вышивка является одной из 4-х знаменитых школ вышивки Китая и пользуется большой любовью не    только в Поднебесной, но и в мире. Сучжоу и до сих пор остается крупным центром производства шелка.

Самые древние коконы были найдены в Китае при  раскопках периода неолита (III век до н.э.). Уже в то время в Китае был известен секрет производства этой блестящей роскошной ткани, который охранялся властителями в строжайшей тайне под угрозой смертной казни за его раскрытие.
И  вновь  появляется  легенда.
Однако, несмотря на это, со временем этот секрет удалось узнать, и натуральный шелк начали производить и в других местах. Легенда рассказывает, что для получения секрета натурального шелка правитель города Хотан женился на китайской принцессе. Хотан населен уйгурами и расположен на Великом Шелковом Пути – древней торговой трассе. Этот район славится своими залежами нефрита, который считается в Китае священным камнем. Правитель Хотана сказал своей невесте, что недостатка в нефритовых украшени -ях у нее не будет, но если она хочет продолжать одеваться в шелковые наряды, как и до свадьбы, то стоит привезти с собой в Хотан яйца шелкопряда и семена тутовника, которым питаются гусеницы.
Сообразительная девушка спрятала яйца шелкопряда и семена в своей прическе, а кроме того прихватила в качестве слуг специалистов по выращиванию коконов и производству шелка. Так в Хотане возникло производство шелковых тканей.
А  затем  и  другая.
Согласно этой  легенде, по просьбе византийского императора яйца шелкопряда были спрятаны в полой бамбуковой палке и завезены из Китая в Европу монахами в 550 году н.э. С тех пор производство шелка было освоено на территории нынешней Италии, в Японии, Индии, Средней Азии. Но и сегодня самыми лучшими специалистами по шелку являются китайцы, и самые дорогие натуральные шелковые ткани для знаменитых модельеров с мировым именем производятся именно в Китае.


В  музее- фабрике – магазине  шёлка.

 Все продумано, сначала объясняют откуда как и почему берутся гусеницы, чем  питаются  и что из этого происходит, какими  машинами  пользуются, как  умудряются  без  разрывов  намотать  шёлковую  нить  на  шпульку  и  сохранить. Это  интересно, а  кроме  того, в  музее  много  примеров  шёлковых  тканей  с  незапамятных  времён. 
Ну, а  затем  магазин, к  которому  все  мы  стремились: одеяло  и  подушки  постельное  и  спальное  бельё, халаты, рубашки, галстуки
Да, недёшево, но  уж  точно  не  подделки, да  и  улетаем  мы  завтра – зачем  уже  беречь  юани.
Так  то  оно  так, да  зятю  возжа  под  хвост  попала, устроил  скандал, испортил  настроение  и  денег  на  покупки  не  давал.
Все  ходили  мрачные  и  не  испытывали  ничего, кроме  отвращения.
Мы  с  Нелей  купили  то, что  хотели  но  не  могли  видеть  как  гаснет  надежда  у  Лили  и  девочек,  поэтому  купили  то, что  что  им  понравилось  и  подарили.  С  этим  он  уже  ничего  не  мог  поделать.
В последние годы Сучжоу превратился в крупный промышленный город с  населением в несколько миллионов (по некоторым данным до 6 млн), появились предпртия, промзоны, новые районы и небоскребы. Здесь, например, находится крупнейшая в Китае производственная база ноутбуков и расположены заводы девяти  ведущих тайваньских производителей ноутбуков (Acer, например) и даже завод Samsung. Сектор электронного производства Суджоу  уже превзошел индустрию туризма — некогда самую динамично развивающуюся отрасль — и стал главным источником доходов.
В центре сносятся ветхие хижины с черепичными крышами и глинобитными  стенами, и вместо них строятся отели, магазины и рестораны. Но, не смотря на  это, Сучжоу продолжает привлекать туристов, которые хотят полюбоваться каналами, помедитировать в роскошных парках и прикупить себе постельного белья из знаменитого китайского шелка.

С  подпорченым  настроением  возвращались  мы  в  Шанхай.
Шанхай – локомотив который ведет Китай к богатству и процветанию  и  он  не похож ни на один город Китая. В Шанхае как нигде смешаны восточная и западная культуры, древнейшие храмы и роскошь современных небоскребов. Такого сочетания Вы точно не найдете в других городах Китая.
Но  день  ещё  не  окончился!
Ещё  предстояло  посетить  футуристический тоннель Bund.
Набережная Вайтань (Бунд) - По-китайски «Вайтань» дословно означает «внешний берег». Английское слово bund имеет значения «набережная», «причал» (как правило, в азиатских странах). В английский это слово, скорее всего, попало из хинди, в котором оно означает «берег», «отмель». В Индии, Китае и Японии существует  ряд мест, которые в английском языке носят это название, однако имя собственное the Bund почти всегда означает данный участок набережной в Шанхае.

 
Футуристический тоннель Bund.

Лет  бы  20-25  назад,до  того  что  мы  не  познакомились  с  Диснеями  и  Эпкоцентром  все  эти  голограммы  и  осветительские  трюки  оказали  бы  бОльшее  впечатление, но  и  так  это  производило  впечатлени  и  мы  охали  и  ахали  вместе  со  всеми, чтобы  своими  замечаниями  не   разрушать  впечатление   у  детей.
Ну, а  после  этого, на  прогулочный  корабль  и  круиз  по  реке  Хуанпу  вдоль  лучших  районов  Пудуна.
Слово «Пудун» буквально означает «к востоку от Хуанпу». Река Хуанпу огибает Пу –дун с запада, а с востока район омывается Восточно-Китайским морем. Площадь района 522,8 км2, население — 1,5 млн. Человек. Пудун составляет резкий и красочный контраст Пуси — старой  части  Шанхая, находящейся  к  западу  от  Хуанпу. Территория  Пудуна больше  многих  других  районов  Шанхая, и  в  будущем  он, возможно, будет  поделён  на  более  мелкие  части.
Бунд – это  такой  длинный  променад, имеющий  большую  историю, сводящуюся  к тому, что там одним англичанином основалась и развилась Шанхайская биржа. С одной стороны, бунда – европейские постройки, с другой – суперсовременный Шанхайский hi-tech, а посередине река с кучей кораблей.

   
    
Телебашня Жемчужина Востока (Oriental Pearl TV Tower) – самая высокая не только в Китае, но и во всей Азии и третья по высоте в мире. Высота шанхайской телебашни 468 м...

Вот  и  всё! Ночью  улетаем!


25.10.2008. День  двадцать  третий. Суббота. ;;;   ;;;
SHANGHAI -> Kiev ;  06:20am from Shanghai Airport.
Междунаро;дный аэропо;рт Пуду;н (кит. ;;;;;;, пиньинь P;d;ng Gu;j;  J;ch;ng, палл. Пудун Гоцзи Цзичан) — новый аэропорт Шанхая (Китай), расположен в восточной части района Пудун.
У аэропорта два главных пассажирских терминала, окруженных с обоих сторон тремя параллельными взлётно-посадочными полосами. По генеральному плану аэр -опорта предусмотрено здание третьего пассажирского терминала, терминала-сателлита и двух дополнительных взлётно-посадочных полос к 2015, которые позволят повысить пропускную способность с 60 млн. пассажиров ежегодно сегодня до 80 млн.,    а также 6 млн. тонн грузов[1]. В 2002 г. германская компания «Трансрапид», специализирующаяся на строительстве линий поездов на магнитном подвесе,    построила первую в мире пассажирскую трассу этого вида транспорта, соединившую международный аэропорт Пудун и станцию метро «Лунъян Лу». Поезда на линии развивают скорость 430 км/ч, преодолевая расстояние 30 км за 7 минут 20 секунд. Аэропорт - открыт, круглосуточно, что нехарактерно для китайских аэропортов.
Аэропорт является главным хабом для China Eastern Airlines и Shanghai Airlines, а также главным международным хабом для Air China. В 2007 через аэропорт прошло 28.92 млн. пассажиров, что на 45 % выше пропускной способности Терминала 1 (20 млн.), который был единственным функционирующимм терминалом в этот период[2], в результате чего аэропорт стал третьим по загруженности аэропортом Китая. При этом Пудун перевозит больше международных пассажиров, чем Международный аэропорт Пекин Столичный[3], занимая по этому показателю 29 место в мире и 2-е в Китае.
 
Поспали  пару  часов  и, в  аэропорт.
Думали, что  на  этом  наше  путешествие  закончилось, но  не  тут  то  было – киевская  компания  отменила  рейс.
Всем, кто  должен  был  улететь, выдали  комнаты  за  счёт  киевской компании,  и  талоны  на  завтрак.
Мы  свои  чемоданы  не  вытащили  из  тележек  и  вместе  с  ними  закатили  в  комнаты.
Рассчитались  с  Евой  и  написали  ей  самую  отличную  рекомендацию – она  свою  функцию  выполнила  и  не  её  вина  в  том, что  мы  застряли!
Пусть  девочка  идёт  домой!
Пошли  в  столовую, а  там  столпотворение. Пришлось  подождать. Поели, а  затем  в  зал  для  объяснений.
Оказывается  самолёт  не  полный, поэтому  рейс  перенесли  на  неделю. Всё  бы  не  страшно, и  комнаты  хорошие, и  голодными  не  оставляют, но  у  нас  завтра  кончаются  визы. Предстоит  тяжёлый  период  споров  и  требований.
У  китайцев  нет  возможности  отправить  людей. Единственная  возможность – маленькими  партиями  через  разные  аэропорты. И  арабские  тоже. Нам  это  не  подходит.
Нас  семеро, мы  израильтяне  и  требуем  лететь  вместе!
Решили  разделиться, чтобы  кто-то  из  нас  постоянно  присутствовал  в  зале.
Меня  с  детьми  остправили  в  комнаты, а  Нарик  с  Лилей  и  Нелей  остались. Потом  Нарик  пришёл – сказал, что  очень  сильно  кричат, но  компенсацию  уже  дали.
 На  каждого  человека  несколько  сот  юаней.
Амазоки  приняли  бой  сами. Лиля  с  хорошим  английским, а  Неля  с  совещатель -ным  голосом. Через  несколько  часов  прибежали – есть  полёт!
Через  Сеул, с  пересадкой!
Самолёт  уже  на  старте  и  ждёт  только  нас!
Хорошо, что  чемоданы  были  в  тележках  и  мы  бегом  через, по  коридорам  и  лифтам  гостинницы, мимо  нашей  Евы, которая, оказывается, не  уходила, ждала  нас  и, возможно, тоже  принимала  участие  в  нашей  отправке, зал  аэропорта, мгновенную  регистрацию  и  сдачу  чемоданов.
Их  переправят  в  сеульский  самолёт - мы  с  ними  встретимся  уже  в  Израиле, а  у  нас  будет  40  минут  в  Сеуле, для  регистрации  - шанхайцы  написали  куда  обратиться  там!
Летим  в  Сеул!
Полёт  короткий, всё  было  расписано  чётко, мы  всё  нашли, зарегистрировались  на  полёт, где  всё  уже  знали.
Полёт  транзитный  из  Тайланда – единственная  проблема  в  том, что  сидеть  будем  врозь, но  бог  в  ним, главное  что  летим  домой!
Успели  разменять  юани, позвонить  в  Киев  Оксане  Анатольевне, чтоб  не  ждала, не  покупала  конфет -  мы  надеялись  на  то, что  у  нас  будет  на  это  10  часов, но  не  сложилось!
Она  уже  была  по  дороге  за  покупками  для  нас  и  сожалела, что  не  встретимся!
Все, мы  в  полном  самолёте!
Уже  в  полёте  Нарик  нашёл  людей  готовых  пересесть – все  израильтяне, и  вот  мы  с  Нелей  оказались  вместе  в  самом  конце  самолёта. Два  сидения  рядом.
Полёт  долгий, времени  поспать  за  последнее  время  не  было  и  мы  провалились  в  сон!
Но  не  тут  то  было!
В  конце  самолёта  сидело  несколько  семей  из  мошавов, окончившим  «семейную»  поездку  в  Тайланд!
С  довольно  большими  детьми  которым  15-16-и  лет!
Детей  много, они  не  устали, довольно  возбуждены, орут, бегают, хватаясь  за  наши  сидения, мешают  стюардесам  в  камбузе. Родители  их  разговаривают  и  на  детей  внимания  не  обращают!
Стюардессы, очень  вежливые  и  утончённые,  пытаются  детей  утихомирить, но  где  им  справиться  с  такой  «бандой»!
В  один  из  моментов, когда  дети  обнаглели  совсем  и  начали  ругаться  со  стюардессами – кто  кого обслуживает, я  не  выдержал  и, встав, рявкнул  на  них  на  иврите! 
Отцы  и  матери  семейств, а  вместе  с  ними  и  сами  дети  ошалели,  затихли  и  на  время  расселись  по  местам!
За  время  пребывания  в  аэропорту  и  время  полёта  полёта  я  очень  впечатлился  доброжелательностью корейцев  и  кореянок.
Может  быть  это  только  в  Южной  Корее, может  быть – это  специальный  подбор  людей  для  стыковки  с  внешним  миром, но  была  видна  искреннесть  в  их  поведении.
Когда  они  были  расстроены  поведением  юных  пассажиров – это  было  видно, но  они  были  расстроены, а  не  озлоблены.
Поскольку  мы  были  неожиданными  пассажирами, еду  нам  выдали  сухим  пайком, достаточно  сытным  и  вкусным, но  стюардессы  несколько  раз  извинялись  перед  нами  за  это, просили  показать  где  сидят  наши  и  старательно  компенсировали  всех  нас  различными  добавками.
Полёт  окончился!
Мы  в  Израиле!
Впечатлений  море  и  мы  их  постепенно  будем  переваривать

ПРИЛОЖЕНИЕ.

1. Андрей  Первозванный  принадлежит  к  числу  12  апостолов.  Он был первым, кого Христос позвал быть его учеником. Позже Андрей привел своего брата Петра. Среди других учеников был удостоен пророчества о будущей судьбе мира и Христа.

ДАОСИЗМ.

Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств (Чжаньго) в V век до н. э., практически одновременно с учением Конфуция. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди.
Другим основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао-цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма — «Дао Дэ Цзин» (кит. ;;;). Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма.
К концу I тысячелетия до н.э. фигура Лао-цзы обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств и демонов, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды, «изгоняющие» злых духов. Пантеон даосизма возглавил Яшмовый владыка (Шан-ди), который почитался как бог неба, высшее божество и отец императоров («сынов неба»). За ним следовали Лао-Цзы и творец мира – Пань-гу. В трактате Дао-дэ цзин (IV-III в. до н. э.) излагаются основы даосизма, философии Лао-цзы. В центре доктрины - учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. Познать Дао, следовать ему, слиться с ним - в этом смысл, цель и счастье жизни. Проявляется же Дао через свою эманацию - через дэ, и если Дао все порождает, то дэ все вскармливает.

Чань-буддизм.

Китайское слово «Чань» происходит от санскритского термина дхьяна (по-китайски чаньна). Буквально это означает созерцание, медитация. Последователи чань бродили по стране, занимались каллиграфией и боевыми искусствами, обрабатывали землю и преподавали литературу, сохраняя внутреннюю тишину в самой гуще жизни. Постепенно «чань» стал самым массовым внемонастырским направлением китайского буддизма. Впервые учение пришло в Китай из Индии еще во II веке до н. э.
По преданию, основные принципы чань-буддизма были сформулированы самим Бодхидхармой(в китайской традиции — Путидамо или просто Дамо, в японской — Дарума) и сводились к следующему: «Путь праведного поведения означает отсутствие умственных колебаний и изменений. Где бы вы ни находились, сохраняйте умственный покой и ни к чему не стремитесь. Подобно каменному утесу, даже в самую страшную бурю оставайтесь непреклонны. Отбросив все эгоистические мысли и чувства, спасайте всех, помогая перебраться на другой берег. Нет рождения, нет признаков, нет привязанности, нет отречения: в уме бодхисаттвы нет движения внутрь и наружу. Когда этот ум, не знающий движения наружу или внутрь, вступает туда, куда никогда нельзя войти, то это и есть вступление».

Бодхидхарма. /2/

Инь и Ян.
 

Даосская монада, изображающая концепцию Инь-ян
Инь и ян (кит. трад. ;;, упрощ. ;;, пиньинь y;n y;ng; яп. ин-ё) — одна из основных концепций древнекитайской философии.
В современной философии Ян и Инь — высшие архетипы : Ян — белое, мужское, акцент на внешнее; Инь — чёрное, женское, акцент на внутреннее.
В «Книге перемен» («И цзин») ян и инь служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого, мужского и женского начал в природе. В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного и т. д. Исключительно абстрактное значение инь-ян получили в спекулятивных схемах неоконфуцианства, особенно в учении о «ли» (кит. ;) — абсолютном законе. Концепция о взаимодействии полярных сил инь-ян, которые рассматриваются как основные космические силы движения, как первопричины постоянной изменчивости в природе, составляет главное содержание большинства диалектических схем китайских философов. Учение о дуализме сил инь-ян — непременный элемент диалектических построений в китайской философии.В 5-3 вв. до н.э.в древнем Китае существовала философская школа инь ян цзя. Представления об инь-ян нашли также разнообразное применение в разработке теоретических основ китайской медицины, химии, музыки и т. д.
Открытый в Китае несколько тысячелетий назад, этот принцип первоначально базировался на физическом мышлении. Однако по мере развития он стал более метафизическим понятием. В японской же философии сохранился физический подход, поэтому деле -ние объектов по инь-ян-свойствам у китайцев и японцев различаются. В новояпонской религии оомото-кё это понятия божественных Идзу (огонь, ё) и Мидзу (вода, ин).
Единая изначальная материя тайцзи порождает две противоположные субстанции - Ян и Инь, которые едины и неделимы. Первоначально «Инь» означало «северный, теневой», а «Ян» — «южный, солнечный склон горы». Позднее Инь воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а Ян — как позитивное, светлое, теплое и мужское начало.
В трактате «Ней-цзин» по этому поводу говорится:
Чистая субстанция Ян претворяется в небе; мутная субстанция Инь претворяется в земле… Небо - это субстанция Ян, а земля - это субстанция Инь. Солнце - это субстанция Ян, а Луна - это субстанция Инь… Субстанция Инь - это покой, а субстанция Ян - это подвижность. Субстанция Ян рождает, а субстанция Инь взращивает. Субстанция Ян трансформирует дыхание-ци, а субстанция Инь формирует телесную форму.
 
Пять стихий и три круга: зелеными стрелками обозначен круг порождения, красными - круг преодоления, синими - круг контроля (погашения).

Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (первоэлементов) - у син: воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материаль -ного мира - «десять тысяч вещей» - вань у, включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево - огонь, огонь - землю, земля - металл, а металл - воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево - землю, а земля засыпает воду).

ТЕРМИНЫ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ

1. Апсида – полукруглая, иногда многоугольная часть здания, имеющая собственное перекрытие. В христианских храмах – алтарный выступ.

2. Барокко (итал.- причудливый, испорченный; португ.моряки наз.так бракованные жемчужины неправильной формы, а в разг.итальянском – синоним грубого, фальшивого) – художественный стиль первонач. в Италии, в ХVI-XVII вв., а затем частично во Франции, Испании, Фландрии и Германии. «Стиль Барокко» замечателен тем, что в нем впервые соединились такие казалось бы несовместимые компоненты, как классицизм и романтизм. Основополагающий принцип классики: соразмерность человеку, стал трактоваться по-новому и был заменен прямо противоположным: несоответствием, фантастичностью, что могло расцениваться как романтизм, но таковым не было. Естественно, было много предтеч этого стиля, но его подлинным создателем был Микеланджело. «…когда неистовый Микеланджело открыл свой сикстинский потолок и занялся капитолийскими постройками, все поняли… новый стиль, Барокко, был создан». Произведения Микелан -джело демонстрировали вроде бы всё те же классические формы, но всё в них было охва- чено волнением и напряжением. Барокко свойственна театральность, напыщенность, гигантомания (юношеская мечта Микеланджело -  сделать скульптуру из целого горного пика в Карраре).
 
3. Евхаристия (греч. ;;;;;;;;;; — благодарение), святое причастие — главнейшее, признаваемое всеми христиански¬ми вероисповеданиями, Таинство, при котором верующие христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа, и через этот акт взаимной жертвенной любви соединяются непосредственно с самим Богом. Совершение его составляет осно¬ву главного христианского богослужения — Литургии.

4. Неф (франц. nef, от лат. navis – корабль) – вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

5. Фреска (от итал. fresco - свежий) - живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей, противоположность а секко (росписи по сухому). При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую пленку, делающую фреску долговечной.
 
6. Цимбалы — струнный музыкальный инструмент. Представляет из себя деку с натянутыми струнами, звук извлекается при помощи крючков или молоточков. Верхняя дека изготавливается из ели или из пихты, нижняя — из клёна. Распространён в Греции, Молдавии, Румынии, Беларуси и на Украине. Малые цимбалы, равно как и дульцимер возводят к древнеперсидскому сантуру, который, в свою очередь, иногда отождествляют с ветхозаветным псантерином; считается, что их принесли в Европу из Персии цыгане, в тоже время применяются и большие или концертные цимбалы, разработанные венгерскими создателями музыкальных
инструментов братьями Schunda. В мир академической музыки введён Аладаром Рацем.

7. Пиктографи;ческое письмо; — вид письменности, знаки которой (пиктограммы) обозначают изображённый ими объект.

Словарь.

Аббревиатура - сокращённые  наименования понятий, которые используются для экономии времени, для более компактной записи информации. Можно выделить общепринятые А.и авторские А.

Магдебургское  право - представляло собой систему норм государственного, уголовного, гражданского, процессуального права, которыми, начиная с конца ХII ст., пользовались горожане немецкого города Магдебург. Первотолчком для  предоставления была немецкая колонизация восточноевропейских стран ХII ст., которая коснулась и Украины (и которая, кстати, была нормальным и обычным для того времени экономическим процесссом, а не попыткой закабаления немцами своих славянских соседей). Речь идет о том, что городские привилегии сначала предоставлялись именно переселенцам с этнических немецких территорий, а потом распространялись на весь люд городов.

Хунны поклонялись Великому духу неба Тэнгри. Они признавали и обожествляли пять стихий, воплощенных в пяти личностях. Это земля, металл, воздух, огонь и вода. Их воплощениями были пять цветов: желтый, синий, красный, белый и черный. Оно отразилось и на хуннской музыке, представлявшей собой пентатонику. Сохранению воинской доблести, даже в безнадежном положении, помогала религия, так тэнгрианство учило не боятся смерти в бою.
 
Цветы ибискуса обычного - красные белые розовые - а ещё есть китайский ибискус с огромными махровыми цветами жёлтого и красного цвета.

Литература.

1. «20  лучших  экскурсий  по  Киеву (Взгляни  на  Киев  по-новому)». Ольга  Гук. Travels  World.
2. «Киев. Путеводитель. Экскурсии. Туристические  схемы. Справочная  информация. Подробная  карта». GEOSVIT.
3. «Китай. Полная  история  Поднебесной».  Рэйн   Крюгер. Перевод  с  английского. Москва. «Эксмо»  2007.
4. «Хунны  в  Китае». Три  века  войны  Китая  со  степными  народами. 3 -6  века   Л.Н.Гумилёв. Санкт – Петербург. 1994 г.
5. BEIJING. CHINA. http//www.jdbook.com
6. ЗАПРЕТНЫЙ  ГОРОД. ISBN  7 – 80069 – 299 –X/J.225  006000.
7. ГАЗЕТА  «ВЕСТИ»29  ЯНВАРЯ  2009 . Приложение  «Вести -  2». Яков  Шаус. Статья  «Пробудившаяся  гордость  «Младшего брата».
8.  Приложение   ";;;;;"  к  газете  ";;;;;;  ;;;;;;;"  за  19.11.2007.
       9.  Муранов А. П., Река Янцзы, Л., 1959.

10.  Путеводитель  «Lonely  Planet».