Дважды согрешив

Ли Балт
От автора
* * *
В 1950 году Латвия была совершенно другой, она считалась страной зеленых холмов, голубых рек и озер.  Главное средство передвижения здесь  был  велосипед, так как по кривым извилистым дорожкам проехать автобусу или машине очень сложно.  Латгалия самый замысловатый район Латвии, в котором преимущественно жили русские и разговаривали на русском языке.

Латгалия состоит из нескольких городов, в которых  главенствует  русская культура и архитектура. Даугавпилс считался негласной столицей Латгалии. Город располагается  на реке Даугава, в 25 км от границы с Литвой и в 33 км с Белоруссией.

Даугавпилс  - русский уютный город, с ярко выраженным  ощущением дома и защищенности, несмотря на наличие  заводов и фабрик. Динабургская крепость, построенная в 1810 году,  считается одним из главных символов Даугавпилса и изображена на гербе города.  События моих рассказов происходят именно в этом городе, который начал свой расцвет в 1950 году.




Дважды согрешив

*  *  *
На хуторе Пукетес,  у лесной опушки,  стоял ветхий дом семьи Ананич.  Рядом был совхоз "Селене", где работали люди из этого и других хуторов. Вдоль Даугавы, вверх по реке, шла дорога в поселение Ругели, слева от которой возвышался большой холм, возле которого Риго-Орловская железная дорога поворачивала на Север. На северо-восточных склонах этого холма возникло поселение, получившее название «Черепово», а дорога вдоль железки на холм  - «Дорога в Черепово», сейчас она называется  Patversmes.

В той местности находился сосновый бор, по которому дорога вела к  хуторам и озерам, горожане облюбовали это место для отдыха и купания. На северных склонах холма и вдоль дороги через бор стали строиться дачи. Это место отдыха получило название «Дачная местность Черепово» или «Vasarnica cerepovа».

После  войны дачное поселение «Черепово» было превращено в промышленный район.  Здесь разместились основные предприятия строительной индустрии города, нефтебаза, газозаправочная станция, автотранспортные предприятия. Остатки озер очутились на территории завода железобетонных конструкций Балттрансстроя (Ж.Б.К.).  На холме возник небольшой жилой район,  и люди из близлежащих хуторов постепенно переезжали туда.
 
В 1953 году  туда переехала и семья Ананич, получив две смежные квартиры в двухэтажном кирпичном доме, после смерти основного кормильца. Рано состарившая женщина имела четверых детей, первые двое рожденные до войны, другие двое после войны.  Ее муж справлял лес по Даугаве. Зимой река замерзала, и он несколько месяцев сидел без работы. Денег совсем не было, и тогда он пытался подрабатывать тем, что выходил на работу  зимой,  на тяжелый физический труд и валил деревья. Нужно было согреваться, а для этого в ход шло любое спиртное. Именно оно, а может тяжелый физический труд и жуткий голод сыграли свою роль в жизни этого мужчины. Он работал на «Гриве» - рабочей окраине Даугавпилса, где люди редко обращались за помощью, это считалось не по-мужски. Так мужчина,  почувствовав себя плохо, выпил «болеутоляющего» и заснул в снегу. Утром его нашли мертвым.

Получение квартиры было спасением  женщины,  ветерана войны  с  4 дочками.

Район «Черепово» постепенно стал  расширяться и вскоре примкнул к городу Даугавпилсу.

Женщина очень горевала, изощрялась, чтобы накормить семью, но ее дочери все равно ходили полуголодными. Суп из крапивы,  картошка с луком, масло и молоко –  вся еда того времени,  50 – е, послевоенные годы. На руках двое почти грудных детей, хорошо двое старшеньких почти взрослые, могут подрабатывать.
 
Латвия только поднималась после разрухи, и больше половины Даугавпилса тогда составляли безработные.  Однако  были и богатые люди, которые жили в центре города. Они своим образом жизни показывали беднякам, что у тех все впереди и нужно всеми силами стремиться к лучшей жизни и  восстанавливать город.

В тот день сестры Ананич ощущали свою убогость в самый главный праздник  Латвии -  Рождество. Даугавпилс вспыхивал яркими огнями, витрины магазинов украшались еловыми ветками, библии продавались на каждом углу.  Городские  карусели крутились, мельтеша разноцветными ленточками, а на улицах  предлагали  мороженое и  другие сладости. В воздухе пахло яблоками и хвоей.

- Мария, сколько сестричкам  юмбриков и эклеров взять? – спрашивала старшую сестру Янина.

- По одному и хватит, - отвечала Мария, деловито поправляя прическу. Она была главной среди сестер и не только по старшинству, а потому что следила за семьей со всей серьезностью.

За младшими сестренками, еще детьми  необходим был глаз да глаз, так как мать в последнее время совсем стала сдавать. Вот они с Яниной, средней сестрой, которая не отличалась усидчивым характером и хорошими манерами,  присматривали  за малолетними сестренками.

Конечно, они не  покупали ни юмбриков,  ни эклеров,  ни даже мороженого. Потому как денег на эти  рождественские лакомства просто не было. Это была своеобразная игра у сестер, в которой они подыгрывали друг другу, стоя у витрин и пуская слюнки, как голодные котята.

Сестры Ананич были  чужими на этом празднике жизни. Старшие родились до войны и знали что такое голод и разруха, младшие, родившиеся после войны, тоже познавали подобное.  И хоть время  разделило четырех сестер на «до» и «после», по сути у них ничего не поменялось.

Сегодня они шли  в Костел, куда мать приводила их каждое воскресенье,  чтобы молиться о хорошей жизни.  Там, перед Пресвятой Девой Марией все были равны. Забыв обо всем на свете, разглядывали они роскошное рождественское убранство и слушали проповедь пастора Эгилса.   Мать не роптала на трудности, она была очень набожная женщина, с русскими корнями, а потому смиренно принимала тяготы жизни.  Иногда казалось, что женщина была равнодушна к происходящему, будто уже не верила в лучшую жизнь, но всех четырех детей  воспитывала в духе Христианства.
 
В Даугавпилсе  существует такое место, как Храмовая горка. Там сгруппированы четыре разные религии и соответствующие им Храмы. Лютеранская церковь Мартина Лютера, Римско-католический костел Пресвятой Девы Марии, Православный собор Святого  Бориса и Глеба,  Моленная  старообрядческой общины. Жители города выбирали соответствующую религию, основываясь на культуре предков, чтобы  крестить детей в одном из Храмов на Храмовой горке. Все сестры Ананич были крещеными католичками при рождении в Костеле Пресвятой Девы Марии.


*  *  *
Однажды мать зашла в комнату, когда  еще совсем маленькие младшие сестрички лежали и от чего-то плакали. Она заметила, что бутылочка из-под молока куда-то запропастилась.

- Мария, - позвала она старшую дочь, названную  в честь  Пресвятой Девы Марии.  - Где молоко, почему плачут  сестры, и куда подевалась Янина?

Мария знала все, она была не  по возрасту мудра и  имела великое чувство сострадания.

- Яня…вылезай,  прошу тебя… - говорила она голосом сдавленным, коря себя, что пришлось сдать матери сестру.

Мать,  охая,  нагнулась под кровать и увидела  Янину, распластавшуюся  на животе, она сосала бутылку молока,  предназначенного для маленьких  сестер.

- Как не стыдно, большуха! – Злилась мать.  - Детское молоко выдула!

Мария просила мать не гневаться, объясняя, что голод приводит к греху всех, и Янина оказалась слабым звеном.

Сестренки сильно заболели, так как иммунитет у них был ослаблен, а молока, чтобы поправить здоровье не осталось.

Мать отправила старших дочек в Костел замаливать грехи.


* * *
Сестры ходили в Гривскую школу, где учились в основном  дети рабочих, батраков и безработных. В школе  было только два важных ученика  - сын пастора и  дочка  секретарши префектуры Скрауце.

Мария на то время уже окончила школу и устроилась работать на швейную фабрику, а Янина заканчивала последний класс.

На перемене толстуха Скрауце уплетала громадные бутерброды с копченой колбасой, а Янина жевала корочку хлеба, глядя на эту необъятную жующую девчонку, похожую на свинью.

- Хочешь,  дам тебе пол палки колбасы, а ты мне взамен дай свой красивый медальон,  - сказала Скрауце.

- Принеси мне  целую палку, - ответила Янина, на секунду задумавшись.
 
На шее у нее висел серебряный медальон, подаренный матерью в день Рождения с изображением Пресвятой Девы Марии. Мать подарила такие медальоны каждому из детей.

Янина, долго думая, сняла медальон на веревочке и отдала, взамен получив пол палки копченой колбасы, но когда ее съела в туалете,  то опомнилась, что совершила что-то ужасное и решила рассказать Марии, чтобы та придумала что ей  делать дальше.
   
Для этого сестра,  которая   бережно складывала  деньги  в  глиняную копилку,  разбила ее, достав  скопившиеся монетки.  Она накупила эклеров, юмбриков и мороженого, взяла сестру,  и они  двинулись к Скрауце домой, зная,  что ее родителей нет дома.
 
Скрауце долго припиралась, но устоять от лакомства не смогла,  вернув медальон обратно,  скрипя зубами, на которых от сладкого появились черные пятна.

По дороге домой Мария остановила  Янину  возле дома, и,  с выражением  полной серьезности на лице, сказала:

- Чтобы не случилось, как бы тебе не было плохо, никогда не предавай Бога. Потому если ты отречешься от Бога, Он перестанет  быть твоим  защитником на жизненном пути. Ты уже дважды согрешила, сестра. Помни, третий раз будет последним.

Эти слова Янина запомнила навсегда и собиралась больше никогда не расставаться с медальоном Пресвятой Девы Марии и с Богом в сердце,  веря,  что вскоре ее жизнь изменится к лучшему.

На фото (из Архива): Храмовая горка города Д-пилса. Видны все 4 Храма различных конфессий, но среди них очень выделяется Костел Пресвятой Девы Марии своей алебастровой белизной.



Продолжение: http://www.proza.ru/2014/11/25/1246
(Daugavpils, 1950-1955)