Крушение. Глава третья

Борис Ефремов
КРУШЕНИЕ

(Эпоха Распутина)

Поэма

…сидит во мне Гришка,
жить люблю, а не умею.

Александр Блок.

(Продолжение)



III.

Как ты, невская вода, холодна!
Всё иду, иду ко дну. Нету дна.
Хоть бы чуточку тепла. Нет тепла.
Видно, весь уже сгорел я до тла.

Потопила сердце смертная тоска.
Жизнь моя – остатный кончик волоска.
Вот истает и совсем сойдёт на нет.
Потеряется в воде балтийской след.

Остаётся только капелька её.
Рассекает каплю смерти лезвиё.
Исчезающие полчища секунд
Всё секут её, секут, секут, секут…

*   *   *

Недоступно людям Царское Село.
Только зло и в крепость царскую пришло.
Приключилась с цесаревичем беда.
На столичном лихаче лечу туда.

А Алёшенька бледнее полотна,
Жизнь в глазах его почти уж не видна.
У подножия кровати становлюсь,
И молюсь Христу, молюсь, молюсь, молюсь.

Вижу, смертушка отходит от юнца,
Розовеет облик бледного лица.
А царица-то, растаял горя лёд,
На колени перед грешником встаёт.

*   *   *

«Предскажи-ка, друг Григорий, жизнь мою». –
Перед нею ничего я не таю.
Но не скажешь ведь царице, что придёт
Для короны русской страшный чёрный год.

Ведь не скажешь, что, хранители страны,
Будут этою страною казнены.
Отвечаю ей с улыбкой непростой:
«Знаю, быть тебе, голубушка, святой».

*   *   *

Но – напротив - правду батюшке царю
Я со всею прямотою говорю.
Отвечает: «Знаю. Иов мой пророк.
Он давно мне предсказал жестокий рок». –

«Но не знаешь ты, пока мне жизнь дана,
И к твоей не прикоснётся сатана». –
Царь глядит с такою детской добротой,
Словно он уже до времени святой.

*   *   *

Так в столице я живу. Только вот
На меня народ, как мухи на мёд.
Исповедуются. В гости зовут.
Сразу нужен стал и здесь я и тут.

Не тебе ль такая снилась судьба?
Чтобы слушала не только голытьба,
А вельможи, да князья, да опять
Царь с царицей, что уж правду скрывать.

Но вверху скорее виден разврат.
Все о блуде без стыда говорят.
Встанешь общему теченью поперёк,
И уж ты не чудодей и не пророк.

Не от этого ль, раскаянно тихи,
Буйной юности припомнились грехи?
И нет-нет себе, Христову, разрешу,
И как будто бы шутя согрешу.

*   *   *

Но легонько, невзначай да шутя,
А глядишь, нести уж надо кряхтя,
И пора уж за духовную падь
Перед Господом Христом отвечать.

После тех моих пагубных дней
Я великою молитвой своей
Паче прежнего Христа умолял,
Чтобы дара у меня не отнял.

И ведь радость до небес и до слёз –
Не оставил без ответа Христос!
Прорицания давались мне так,
Словно истинно не страшен был враг.

*   *   *

Мне бы, слабому, подумать тогда,
Что грешить в моём призванье беда,
Что мне надо, чтобы дело вершить,
Чистоту зеницей ока хранить.

Но подумалось тогда, как назло,
Что грешить телесно – дюже зело.
Чем блудливости поболе набрал,
Тем молитвы будет чище накал.

*   *   *

Говорил мне Государь, и не раз:
Мол, Столыпин озорует сейчас.
Мол, со мной они встречаются зря,
Мол, царицу я срамлю и царя.

И, чтоб кончить мой безбожный разврат,
Он послать меня на выселку рад.
Я молился за врага своего,
Я проведал про кончину его.

Уж убийца свой вынашивал план,
Револьвера тяжесть чуял карман,
Покушения ждал киевский зал.
Только Аннушке я это сказал.

*   *   *

А по матушке Руси вновь и вновь,
Что у Вырубовой с Гришкою любовь.
Но что было между Анной и мной –
Это тайна за Китайской стеной.

Лишь замечу, Анне я предсказал,
Что в семейной жизни будет развал
И что в чуждом и далёком краю
Одиноко жизнь закончит свою.

*   *   *

А у Папы со Столыпиным простой разговор,
Одной фразой мог разрушить министра напор:
«Лучше десять Распутиных во дворец поселить,
Чем истерику царицы раз один пережить».

Иногда очень долго мог он слушать его.
Слушал, слушал и слушал, а в ответ ничего.
Извинялся Столыпин да в обиде домой.
Ничего-то поделать был не в силах со мной.

Но другие министры были много наглей,
Пересудами били по душе по моей.
Слушал, слушал их царь да и хлопал рукой:
«А пошлём-ка в Покровку мы его на покой!».

И опять я в Покровском, зауральском селе,
Посреди почитателей да в любимой семье.
И опять возрождался «подконюшенный храм»,
И опять я излечивал бабских похотей срам.

Вновь в натопленной бане всей толпой нагишом,
Гонят плотские страсти в изобилье большом.
Ну, а если кому-то не случалось изгнать,
Получала в предбаннике от меня благодать.

Сколько жалоб за это шло в столицу царю,
А чиновникам местным – я уж не говорю.
Но лишь только в Семейство приходила беда,
Как меня телеграммой вызывали туда.

И гоненья чиновников вновь на душу мою.
Уйму сил положил я в том бессменном бою.
Но всегда удавалось мне в те дни доказать,
Что нельзя с Божьей волей враждовать-воевать.

*   *   *

А вот еще про Аннушку юношеских лет.
Разболелась корью – просто спасу нет.
Тройкой в храм Андреевский, батюшку везут,
Иоанн молитвенный совершил свой труд.

Ожила девчушка и с тех давних пор
Дюже любит хаживать в Андреевский собор.
Может, и поэтому в жизни непростой
И ко мне относится с верностью такой.

*   *   *

За чаем – императрица, Ирина и Феликс. Родня.
Сидели. Болтали о чём-то. А правильней, ждали меня.
Они упросили царицу представить им «мужичка».
Они лишь по питерским слухам знали меня пока.

Я сел против пары прелестной. Ну, самая высшая знать.
Манеры, наряды, словечки – не мне, простаку, рисовать.
«Мы рады, святейший отче», – сказал мне аристократ.
И я им тем же ответил: «Я тоже вам, милые, рад».

Огнём пробежал по жилам нездешний какой-то лёд:
Вот этот красавчик нежный меня через год убьёт.
«Ну, Маленький, будем знакомы. Мы крепко дружить должны», –
Ему я сказал, и с тех пор мы и вправду были дружны.

Воспитывать аристократа – великое счастье и жуть.
В душе его просвещённой такая безбожная муть.
Он стал террористом по крови, хотя содомит голубой.
Я был с ним вполне откровенен, хоть он и убийца мой.

*   *   *

Был Столыпин – и Столыпина нет.
Так исчезнет и распутинский след.
Мои кости на кострище сожгут,
Серый пепел мой ветра разнесут.

И хоть сам я по себе просто я,
Повторит мой путь царицы семья,
Каждый станет в том семействе святой,
Ну, а я останусь просто простой.

Правда, люди будут долго гадать,
Как я Божью получал благодать,
Почему она ослабла в конце.
А чего гадать, коли дело в Отце.

(Окончание следует)