Пагубный абсурд антисемитизма

Ариэль Кацев
      

                Иррациональная природа антисемитизма

    Хочу подчеркнуть с самого начала, что речь в статье пойдет исключительно о ненависти к евреям в европейской истории. Отношения между евреями и мусульманским миром не затрагиваются.

    С детских лет до нынешних дней, когда жизнь близится к закату, меня не переставал мучить вопрос, почему евреи окружены такой ненавистью в мире, почему они выделены из всех наций, чтобы служить мишенью для упреков, оскорблений и нападений. Изучив немало работ на эту тему, я все более склоняюсь к убеждению, что разумного исчерпывающего ответа на этот вопрос не существует. Нужно ненавидеть евреев и точка. Здравый смысл, логика здесь не причем.

    С древнейших времен евреи подвергались гонениям. В средние века их изгоняли с насиженных мест, устраивали на них охоту, как на диких зверей, сжигали на кострах. За что? За веру, в которой не было никакой вражды к другим народам, а лишь готовность мирно сосуществовать с ними, и от этих заветов Торы евреи никогда не отступали. Тем не менее евреям приписывались мифические немыслимые преступления: использование христианской крови для выпечки мацы, отравление колодцев в пору чумных эпидемий, зловещие замыслы завоевания и подчинения себе мира (Протоколы сионских мудрецов в более поздние времена). Во всем этом не было ни грана здравого смысла, ни крупицы истины, но невежественные массы с радостью подхватывали эти бредни и с дикой злобой набрасывались на евреев.

     Веками евреев ненавидели и преследовали за то, что они, якобы, распяли Христа. Нелепость этого обвинения была очевидна для  сведущих. Во-первых, сам Христос был евреем. Выходит, что евреи распяли еврея, так зачем неевреям возмущаться. Во-вторых, вовсе не евреи распяли Христа, а римские легионеры по приказу рисского наместника Понтия Пилата.


   Прошло Средневековье, миновала  эпоха Возрождения и наступило в конце 18-го века Европейское Просвещение, а с ним начало еврейской эмансипации.  Евреи вышли из гетто и активно включились в процесс развития стран их проживания во всех сферах жизни: в культуре, науке, экономике, производстве. Они  стали истинными патриотами своих стран. Они сражались за свое отечество в Германии вместе с немцами, во Франции с французами, в России с русскими и т. д.  Многие из них отказались от своей веры, а некоторые перешли в христианство. И что же? Антисемитизму пришел конец? Ничуть не бывало. Пламя вражды к евреям не только не потухло, но к концу 19-го века вспыхнуло с новой силой. В 90-х годах прогремело на весь мир дело Дрейфуса во Франции, прокатилась волна погромов в России и других странах Восточной Европы с последующим бегством евреев на запад. А начало 20-го века ознаменовалось новыми погромами в России и позорным делом Бейлиса.

    В 1917 году произошла кровавая Октябрьская революция с ее чудовищными последствиями. И в который раз в глазах мировой общественности виновниками происшедшего оказались евреи. Даже в такой прогрессивной стране как Англия, даже от такого друга евреев как Черчилль раздавалась критика в адрес евреев, якобы сотворивших это бедствие, унесшее миллионы жизней. Опять- таки, в который раз в истории игнорировалась причина и невероятно раздувалось следствие. Да, евреи активно участвовали в революции. Но что  побудило их на это, как не политика ограничений и преследований царя-антисемита Александра 3-го, продолженная его безвольным и недальновидным преемником. Французский писатель и историк Анри Труайя   в книге   "Николай 2-ой" считает, что точкой отсчета событий, приведших Россию к катастрофе в начале 20-го века, стал 1903 г. Политическое невежество и узость кругозора Николая 2-го помешала ему прислушаться к увещаниям мудрого Льва Толстого и либералов провести в России конституционные реформы. Его сатрапы во главе с министром внутренних дел Плеве пошли на грязный трюк, переводя гнев народа на евреев и при попустительстве и, возможно, с благословения царя спровоцировали страшный Кишиневский погром 1903 г.. В ответ многие евреи бросились в объятия революционеров и стали активной движущей силой  Февральской и Октябрьской  революций 1917 г.  Так близорукая политика  в отношении к евреям бумерангом вернулась к царю и  в конечном счете лишила его трона и жизни. А дальше: потоки крови, голод, разруха и страна, отброшенная в своем развитии на десятки лет назад.

   Лишь немногие здравомыслящие, подобные русскому философу Николаю Бердяеву, осмысленно отреагировали на новую волну антисемитизма в Европе. Бердяев: "Что евреи боролись за свободу, я считаю их заслугой."

    Антисемитизм то затухал, то снова вспыхивал, как некая притаившаяся  болезнь, подобная оспе или тифу, ждущая лишь благоприятного случая, чтобы вновь броситься  на беззащитное тело еврейства. Как писал в своем аллегорическом романе "Чума" Альбер Камю: "… микроб чумы никогда не умирает… и, возможно, придет на горе и в поучение людям такой день, когда чума пробудет крыс и пошлет их околевать на улицах счастливого города."

    Подобный чуме, новый взрыв антисемитизма в Европе середины 20-го века за несколько лет существования нацистского режима в Германии унес жизни  миллионов евреев. Невиновных ни в каких преступлениях, ни в каких коварных замыслах против немецкого  или другого  европейского народа, напротив, людей, способствовавших процветанию своих стран. Кто знает, сколько будущих Эйнштейнов, Фрейдов, Шагалов, Пастернаков и  т.д. и  т.п. потеряла наша планета под колесами чудовищного Джаггернаута!  Во имя чего?  Какой дикий и жестокий бред!

    Нужно было немногочисленному народу, насчитывавшему до начала Второй мировой войны едва 20 миллионов, принести в жертву треть своей численности, чтобы вызвать шок и сострадание народов, милостиво позволивших евреям, наконец, создать собственное государство на небольшом клочке земли, бывшем некогда их первоначальной родиной.

    В послевоенной Германии даже возникла литература под претенциозным названием "Литература  раскаяния". Писатели Э.М.Ремарк, Г.Белль, М.Фриш, И. Боровский, Р.Хохут, Г.Грасс и многие другие наперебой отмежевались от прошлого  и клеймили  ненавистный фашизм, опозоривший их страну.  Но ненадолго хватило сочувствия к евреям. К концу столетия все забылось. Тот же Гюнтер Грасс, создавший  романы "Собачьи годы" и "Жестяной барабан", описывающих, как целая нация погрузилась в бездну безумия, в начале 20-го века избрал сионистский Израиль мишенью своего острого пера.   

    Спустя почти 50 лет после войны антисемитизм облекся в  новую форму – антиизраилизм, который по сути остался тем же антисемитизмом  -  явлением абсурдным  и пропитанным человеконенавистничеством. Невиданные в истории преступления фашистов забыты, Германия процветает, а ненависть к евреям жива, и антисемитизм торжествует. Арабским террористам дозволено бросать камни в толпу евреев, давить их под колесами машин, нападать с ножами на невинных женщин и резать их, как цыплят, средь бела дня. Дело дошло до того, что евреи в собственном государстве вынуждены создавать отряды самообороны, ибо сил безопасности не хватает.  Лишь когда 18.11. этого года произошел чудовищный теракт в Иерусалимской синагоге, мир, кажется, очнулся и Совет Безопасности ООН единодушно (из 15 членов) осудил его. 

    Чем заслужили евреи вражду к ним за два тысячелетия пребывания в диаспоре? Способствовали ли они экономическому прогрессу и развитию стран их пребывания? Да, разумеется. Обогатили ли они европейскую культуру? Несомненно, да. А какое зло причинили они  христианам? Давали ссуды под проценты?  Да, давали, чтобы как-то жить. А сами христиане разве не взимали проценты, занимаясь тем же самым? Отравляли ли они колодцы? Бред больного воображения. Проливали ли кровь христианских младенцев для выпечки мацы? Составляли ли некие протоколы сионских мудрецов для господства над миром? Давно разоблаченная ложь. Есть ли хоть один исторический документ, подтверждающий, что евреи оскверняли кладбища иноверцев, устраивали дебоши на улицах, убивали случайных прохожих или навязывали христианам  свою веру?  Конечно, нет. А ведь многое из перечисленного проделывают ныне в европейских странах радикальные исламисты, чувствующие себя в них хозяевами. И проделывают безнаказанно.
    
    В 1950 г. в Европе было менее 250000 мусульман и 2  миллиона евреев. В 2006 г. мусульман стало 20 миллионов, а евреев осталось  полмиллиона, т.е. в 40 раз меньше, чем мусульман. Численность первых возрастает, а вторых падает, и вместе с тем убывает добро и умножается зло. Разумеется, это относится не ко всем мусульманам, хотя и к значительной их части.

    На наших глазах возникла и усиливается самая кровожадная в истории  террористическая организация  - ИГ (Мусульманское государство), сборище головорезов в самом прямом смысле слова. А из Европы поступает пополнение; к настоящему времени не мене двух тысяч волонтеров – граждан Германии, Франции, Великобритании и других стран присоединились к ИГ. Все они радикальные исламисты.
 
    Европа безоружна перед экспансией ислама. Правительства мучительно ищут выхода из создавшегося абсурдно-жестокого положения. Население Европы, беспечное и не думающее о последствиях, напоминает обывательскую толпу, о которой некогда писал Л.Фейхтвангер, что она "ничего так не страшится, как разума; глупости следовало бы ей бояться, пойми она, что, действительно, страшно."

    А европейские антисемиты – либералы, сами страдающие от исламской экспансии, по-прежнему твердят о мифическом притеснении Израилем "несчастных арабов", многие из которых (несомненно, не все), не перестают мечтать об уничтожении еврейского государства. Нелепее ситуации невозможно представить.


                Адепты Антисемитизма
 
    Таков жестокий абсурд европейского антисемитизма. А что можно сказать о его адептах? Я бы разделил их на три типа: невежд, манипуляторов и психопатов. Остановлюсь на каждом из них по порядку (окончание следует).

    "Антисемитизм  встретишь и на базаре, и на заседании Президиума Академии Наук, в душе глубокого старика и в детских играх во дворе. Антисемитизм без ущерба для себя перекочевал из поры лучины, парусных кораблей и разных прялок в эпоху реактивных двигателей, атомных реакторов и электронных машин." (Василий Гроссман. Жизнь и судьба)

    Гроссман пишет о разнице антисемитов в социальном плане, а я бы хотел подчеркнуть их ментальное сходство. Все они невежды. Невежды в том смысле, что им не хватает глубины знания истории, будь они даже остепененными учеными. Их мировоззрение узко и замыкается в национальной сфере. Они не отличаются самостоятельностью мышления и находятся в плену стереотипов. У них сильно выражен стадный инстинкт: большинство всегда право. Самая благоприятная среда для такого антисемитизма  -  это толпа деклассированных элементов, низов общества с дикими инстинктами.
 
   Читая описания погромов у классиков: М.Горького, А.Куприна, К.Паустовского и других, видишь одну и ту же бессмысленную жестокость погромщиков. Психологически верно и убедительно раскрывает природу этого явления в рассказе "Гамбринус" Куприн: "Те  люди, которые однажды, растроганные чистой радостью и умилением грядущего братства, шли по улице с пением, под символами завоевания свободы,  -  те е самые люди шли теперь убивать, и шли не потому, что им было приказано, и не потому, что они имели вражду против евреев, с которыми часто вели тесную дружбу, а потому, что грязный хитрый дьявол, живущий в каждом человеке, шепчет ему на ухо: "Идите. Все будет безнаказанно: запретное любопытство убийства, сладострастие насилия, власть над чужой жизнью."

    Если невежество низов не удивляет, то где же широта взглядов людей образованных, писателей и даже философов как прошлого, так и настоящего?. Люди, считавшиеся передовыми  для своего времени, такие как мыслители Фома Аквинский (13-ый век), Джордано Бруно (16-ый век), Эразм Ротердамский (15-ый - 16-ый века), австрийская императрица Мария Тереза (18-ый век), поэт Гавриил Державин (18-ый - 19-ый века), философы И. Кант (18-ый век), Г.И.Ф. Гегель. Артур Шопенгауэр (19-ый век), декабрист П.И. Пестель (19-ый век), императоры Николай 1-ый и Александр 3-ий (19-ый век)  и т.д.  и  т.п.  -  все в один голос обвиняли евреев в ростовщичестве, алчности, накопительстве, сравнивая их с пиявками и паразитами.

    Они видели только следствие, не затрудняя себя анализом причин ростовщичества, а позднее  банкирства евреев. А ведь сами христиане были повинны в том, что в Средние века до конца, примерно, 12-го века ростовщичество находилось в руках евреев, являясь почти единственным разрешенным им занятием. На протяжении веков на генетическом уровне накапливался еврейский интеллектуальный потенциал бизнесменов, переходивший от поколения к поколению. И породили его в конечном счете сами христиане. А на то, что с 13-го века "презренным ростовщичеством", превратившемся позднее в банковское дело, стали заниматься и христиане, антисемиты закрывали глаза. Лишь немногие из христиан понимали и находили в себе мужество раскрывать суть вещей. Таким был, например, английский писатель и историк 18-го века, Вальтер Скотт.  В романе "Айвенго" он пишет, что не христиане были жертвами алчных евреев, а как  раз наоборот, евреи были жертвами алчных христиан в Средневековье: "… в те времена не было на земле ни одной породы живых существ, которая подвергалась бы такому всеобщему, непрерывному и безжалостному преследованию, как еврейское племя… Короли норманнской династии и подражавшая им знать, движимые самыми корыстными побуждениями, неустанно теснили и преследовали  этот народ…Дворянство не стеснялось следовать примеру своего монарха, вымогая у евреев деньги всеми мерами принуждения, не исключая даже пыток."

     А в 19-ом веке русский философ В.Соловьев отмечает: "Беда не в евреях и не в деньгах, а в господстве, всевластии денег, а это всевластие создано не евреями…Просвещенная Европа установила в социальной экономии безбожные и бесчеловечные принципы, а потом пеняет на евреев за то, что они следуют этим принципам."                               
   
    Приведу пример из более позднего времени. Николай 2-ой, начитанный, образованный  человек, обнаруживает полное невежество в еврейском вопросе в письме к матери в Данию 27.10.1905 г., когда пишет: "Народ возмутился наглостью и дерзостью революционеров и социалистов, а так как девять десятых из них жиды  (подчеркнуто мной  -  А.К.), то вся злость обрушилась на тех  -  еврейские погромы." (цит. по книге  А. Труайа "Николай 2-ой")  Поражает, что стоящий во главе государства человек рассуждает как дремучий обыватель, считающий, что все зло происходит от евреев, а потому погромы оправданы.

   Второй тип антисемита это манипулятор общественным сознанием. Многие манипуляторы отлично понимают бессмысленность антисемитизма и, как правило, в душе не питают вражды к еврейству. Это антисемиты не мысли, а дела. Они используют антисемитизм в политических целях, переведя стрелки озлобленности общества, его недовольства состоянием дел в государстве с правительства на самых слабых и беззащитных, т.е. евреев.

    Примером может служить Черная Сотня в дореволюционная России. Примерами могут служить  сталинские сатрапы типа Берии и партийные функционеры, проводившие политику дискриминации евреев при сталинском режиме.  Берия уверял, что он не антисемит и  ничего не имеет против евреев, и можно в это поверить. После смерти Сталина, он, будучи главой МВД, инициировал прекращение позорного Дела врачей и их реабилитацию. Но до этого тот же Берия проводил политику истребления еврейства, и на его совести, как и на совести всей сталинской клики, разгон Еврейского Антифашистского комитета с последующими расстрелами его деятелей, преследование литераторов -  евреев и  начатое Дело врачей незадолго до смерти Сталина.

    Другой пример такого манипулятора – Владислав Гомулка, генеральный секретарь компартии Польши в 60-х годах прошлого века. Это он разыграл еврейскую кару, когда по его стране прокатилась волна студенческих волнений после запрета  постановки пьесы Адама Мицкевича "Дзяды" с ее антироссийской направленностью. В студенческих  демонстрациях и митингах Гомулка и его подручные решили усмотреть происки сионистов. Гомулка  заявил на митинге перед толпой: "Евреи, которым Израиль дороже, чем Польша, должны покинуть страну." И они ее покинули. 20 тысяч инженеров, врачей, педагогов, музыкантов, журналистов и  т.д. за один 1968 г.. В стране в начале 70-х осталось всего несколько тысяч евреев. Как парадокс, Польша стала страной антисемитизма практически без евреев. И прошло 40 лет после этого массового эксодуса, прежде чем польский президент Лев Качинский назвал антисемитскую кампанию Гомулки "позором, которому нет оправдания."
   
    Наконец, третий тип  -  люди с явно нарушенной психикой и в первую очередь  параноики Сталин и Гитлер, причинившие невероятные страдания мировому еврейству.

    Паранойя определяется в словарях как "вид расстройства мышления, странность, возникающая при ряде психических заболеваний и поражений головного мозга" (Википедия). При этом отмечается "склонность  видеть в случайных событиях происки врагов, выстраивать теории  заговоров против себя с сохранением в другом логического мышления."

    Одним из первых параноиков  -  антисемитов был римский император Домициан  (годы  у власти – 84-96г. н.э.), с правления которого фактически и начался европейский антисемитизм, о чем подробно я пишу в книге "Очерки по истории филосемитизма".

    Среди выдающихся людей своей эпохи, наделенных способностями и даже талантом, но отличавшихся явным антисемитизмом, было немало тех, кто страдали психическими недугами. В их числе можно назвать М.Лютера, Р.Вагнера, Н.Гоголя, Ф.Достоевского, А.Блока, В.Пуришкевича  и других.
    
    Мартин Лютер, живший в конце 15-го  -  начале  16-го веков, родоначальник нового направления в христианстве  -  протестантства, ненавидел евреев лютой ненавистью и с необычайной кровожадностью набросился на них за то, что они отказались поддержать его в борьбе с католичеством. Он называл евреев свиньями, дьявольским отродьем, призывал сжигать их синагоги и школы, разорять и разрушать их дома и т. д., разве что не убивать. До этого дошел его последователь Гитлер через пять веков.
   
    К сожалению, эта порода людей не изжила себя вплоть до настоящего времени.

    Вот один из примеров из недавнего прошлого. В 90-х годах прошлого столетия позорную славу снискал в России некий генерал коммунист А.М.Макашов. Это просто какой-то "зоологический антисемит", как охарактеризовал его Владимир Зинченко  -  член-корреспондент РАН, доктор психологических наук. Совершенно открыто на митингах Макашов  провозглашал:"Всех жидов в могилу!", "Я сказал, что и после моей гибели заберу как минимум десяток жидов на тот свет. Око за око." В сознании подобных людей каким-то кошмаром представляется присутствие евреев в органах власти. Оно выглядит для них пришествием дьявола. Разве это не что иное, как их умопомрачение.

    Парадоксальным и трудно объяснимым кажется феномен И.Р.Шафаревича. Этот несомненно одаренный человек, математик, академик РАН проявил себя и на общественном поприще. Поначалу, до Перестройки он был в авангарде  демократических сил, диссидентом. И вдруг, а, возможно, и не вдруг, и к этому он шел длительное время, в 1982 году он публикует за рубежом книгу "Русофобия". Книгу, пронизанную самой откровенной ксенофобией с концепцией "малого народа" и прежде всего еврейского, якобы, разрушающего культуру коренного народа, т.е.русского. Убийство царя Николая 2-го объявляется в ней "ритуальным убийством" по аналогии с мифическим пасхальным ритуалом использования христианской крови для выпечки мацы. В убийстве царской семьи, якобы, принимали участие одни евреи, при этом один из убийц Белобородов превращается у него в Вайсборда. Антисемитизм Шафаревича был настолько явным и агрессивным, что демократическая интеллигенция России откликнулась в 1989 году письменным протестом с 31 подписями, среди которых были подписи Андрея Сахарова, Дмитрия Лихачева, Юрия Афанасьева. А в Израиле в апреле 1993 г. А.Бовин на вопросы о Шафаревиче ответил: "Шафаревич  -  постыдное для российской, советской интеллигенции исключение. Для любого порядочного человека".
 
     Из вышесказанного отнюдь не вытекает, что всех конкретных антисемитов можно расклассифицировать и разложить по полочкам с ярлычками: 1. невежда, 2.манипулятор,  3. психопат. Речь скорее идет о типах, а не конкретных людях. Конкретные антисемиты, как правило, сочетают в себе черты этих разных типов.   

     Гитлер, известный как "бесноватый фюрер" и Сталин с его паранойей были, конечно, достаточно умны, чтобы в политических целях довольно успешно манипулировать общественным сознанием, используя евреев как козлов отпущения.

     Вагнер с его гипертрофированной самовлюбленностью подвергал ожесточенным нападкам композиторов  -  евреев Мейербаха и Мендельсона, видя в них соперников, подрывающих его престиж.

     Мурашов с его дремучим невежеством впадал в антисемитскую истерию, не задумываясь о возможных неблагоприятных последствиях для самого себя (возможное судебное преследование из-за разжигания  межнациональной розни).

     Подведу итоги.

      1.Антисемитизм во все времена был и остается социально-политическим явлением, губительным для обеих сторон (жертв и его адептов). Наиболее ярким и убедительным примером этого стал Холокост. Английский историк Пол Джонсон называет его одновременно убийством и самоубийством: "…евреи отдавали Германии свои силы и помогали ей стать великой. С момента учреждения Нобелевских премий до 1933 г. Германия получила их больше, чем любая другая страна… Из них примерно треть приходилась на долю евреев (а в области медицина половина!)" И далее историк заключает:"Для Германии истребление евреев было не просто массовым убийством;   по сути это было массовым самоубийством." ( Пол Джонсон. Популярная история евреев). Другим примером могут служить погромы в России, прокомментированные выше.

      2. Антисемитизм как разновидность ксенофобии не имеет ничего общего с гуманизмом. Подлинный гуманизм не может ограничиваться узкими национальными рамками и одновременно отличаться непримиримостью к другим нациям.

     3.Антисемитизм как разновидность ксенофобии не способен отграничивать отдельных людей и даже социальных групп, объективно не вызывающих симпатий, от  нации в целом, распространяя на всю нацию свою антипатию.

     4.Антисемитизм аморален, ибо нарушает этические нормы как христианской религии, так и светского мировоззрения, прибегая к лжи, фальсификации фактов и т.д. для очернения другого народа, не гнушаясь грязными приемами. Антисемиты не могут считаться благородными, порядочными людьми. "Нормальный  человек должен стыдиться антисемитизма, как, скажем, наличия хвоста." (Г.В.Старовойтова; цит. по книге "А.Бовин. 5 лет среди евреев и мидовцев")

     5.Антисемитизм, как и ксенофобия в целом, противоречит природе здравомыслящего человека. Это атавизм, и хочется верить, что он будет изжит в будущем. Но когда? Неужели для этого понадобится еще 2000 лет?