В поисках Хазарии

Шарип Окунчаев
В ПОИСКАХ ХАЗАРИИ

Загадочная Хазария, как много здесь гипотез, предположений. Как много историков, которые занимаются изучением данного вопроса. Вместе с тем очень много вопросов, на которых до сих пор нет ответов. Кроме того в советское время, так скажем, вообще был наложен какое-то табу на вопросы изучения Хазарии. Интересно здесь заметить, что это же самое происходило и происходит по поводу изучения подлинной истории чеченцев, где также многие вопросы за семью печатями. Недаром при депортации чеченцев с родных мест в 1944 году, первое, что было сделано командой Берия, это уничтожение ценных архивных документов по истории чеченского народа. Напрашивается вопрос сам по себе и всё-таки: - какая связь между чеченцами и хазарами? Это одно и то же, или это какой-то межнациональный союз, объединенный какими-то обязательствами: военными, политическими, экономическими и т.д.?
Многие историки стараются дать на это свои ответы, но, к сожалению, во многом гипотезы расходятся. По моему убеждению, вряд ли хазары и чеченцы, это один и тот же этнос и Хазарский каганат – это, скорее всего, если говорит сегодняшним языком, наверно, было федеративное объединение. То есть равнинная часть нынешней Чечни входило в состав Хазарского каганата. Иначе как объяснить то, что горцы, а именно, чеченцы были в составе войск Святослава Игоревича и участвовали при разгроме Хазарского каганата, который после этого перестало вообще существовать. Интересно и то, как полагает Н.И.Васильева, что хазарская армия, прославленная историками как банда кровожадных головорезов, есть русская армия, а сама Хазария – собственно Русь: «В самом деле, когда арабские войска шли воевать с Хазарией, им приходилось иметь дело, прежде всего со славянами… Так вот, чем дальше, тем больше вопросов. Обратимся к энциклопедии:
1. Хазары - тюркоязычный народ, появившийся в Восточной  Европе после гуннского нашествия (4 век) и кочевавший в Западной Прикаспийской степи. Образовали Хазарский каганат.
2. Чеченцы – нохчий (самоназвание) народ на Северном Кавказе. Относятся к кавкасионскому варианту балкано-кавказской расы большой европеоидной расы. Говорят на чеченском языке нахско-дагестанской группы северокавказской семьи. Относятся к коренному населению Северного Кавказа.
3. Хазарский каганат, раннефеодальное государство в середине 7 века – конца 10 вв. во главе с каганом. Столица Семендер, с начала 8 века Итиль. В начале территория Северного Кавказа, Приазовья, большая часть Крыма, степные, лесостепные территории до Днепра. Торговля с народами Восточной Европы, Закавказья, Средней Азии и др. Религия: мусульманство, христианство, иудаизм. В 964-965 гг. разгромлен князем Святославом Игоревичем.
Интересен тот факт, что само слово хазария, это в переводе с чеченского языка, хаз-аре (красивая долина). Может быть это совпадение, ведь у многих народов некоторые слова сходны между собой? 
Не надо забывать и то, что есть ныне такой этнос (опять-таки из энцикл. словаря «Народы мира) – хазарейцы, хазара (самоназвание, от персидского «тысяча»; военное подразделение кочевников), народ в центральном Афганистане (гл.образом горный район Хазараджат). Основу хазарейцев составили монголоязычные кочевники, но в их этногенезе участвовали кочевники тюркского и иранского происхождения.
Есть ли тут, какая связь? Это также вопрос. Вместе с тем вопросов у нас много наболело, и вот я  оказался в гостях у замечательного человека – историка по образованию, который немало знает про Хазарский каганат.
Руслан Нухаевич Коканаев – глава администрации станицы Шелкозаводская, который уверен в том, что столица Хазарского каганата город Семендер находился на территории Чеченской Республики.
Я в гостях у него и нахожусь на месте где стоял, по его мнению, в свое время цитадель Семендер.
Руслан Нухаевич скажи, пожалуйста, мы сейчас находимся на месте бывшей цитадели Семендер, откуда такая уверенность и какая на этот счёт гипотеза?
Всё началось с того и упоминание о Хазарии с письма царя Иосифа, переписка велась с купцом того времени, это 4-6 века. В основном историки и черпают сегодня информацию из этого письма, где он подробно описывает: насколько их территория простирается, сколько тут проживают людей, какими они владеют богатствами и прочее-прочее. И вот есть такая гипотеза, что эта крепость была подарена Ануширваном вторым, жене Иосифа. Далее она была, как бы её резиденцией. В центре сама крепость Семендер, а вокруг жилища людей, подчиненных, воинов и так далее. Сама крепость находится как бы на плато, здесь кругом грунт песчаный, это говорит о том, что здесь стояла в то время вода, как бы дно озера.
Арабские завоеватели того времени, описывая крепость Семендер, писали, что он  находился на берегу озера или моря. Вместе с тем из письма Иосифа мы знаем, что во время нашествия врага, эти места затоплялись специально. То есть имелись подземные ходы, которые были прорыты, и через них затоплялась вся территория вокруг крепости и соответственно завоеватели не могли добраться до крепости, что вязли в этой грязи.
Я считаю, что  вряд ли на берегу моря, потому как река Терек в то время сильно разливалась, она не была зажата как сейчас дамбами.
Так вот точного места, где находился этот город, до сих пор не определён, но есть разные гипотезы.
Некоторые дагестанские историки сегодня пишут, что Семендер находился на берегу Каспийского моря. Но есть другие историки, в том числе и дагестанские, что на берегу моря, вряд ли, так как море дышит, и оно всё давным-давно смыло бы. В связи с этим есть предположение, что имелось два города, Семендер 1, и Семендер 2.
Откуда пришло предположение, что Семендер находился именно здесь? Так вот в 1960-х годах Лев Гумилёв с группой учёных проехали здесь всё и вся, искали Семендер. Они объехали Дагестан, Ставрополье, Поволжье, нашу республику, так вот он описывает, что во время, когда они проезжали станицу Щелковская, посмотрели налево и увидели возвышенность. Они приехали сюда, здесь сделали шурф и достали артефакт, который повезли с собой в Ленинград, где показали свои исследования знаменитому учёному в области археологии Рапопорту  и он сделал заключение, что да, это и есть Семендер. Естественно, исследования надо было продолжать, но они так и не были продолжены в связи с заявлением учёного Виноградова, что в этом месте не может быть Семендера, потому что здесь маленький культурный слой. Я должен сказать, что данное место, это была пашня, и где-то 60-70 лет пахалось, работали трактора и так далее. Вот если заметить, то тут слой грунта ниже, чем сама дорога и культурный слой здесь составляет примерно два метра, а Виноградов сделал здесь шурф где-то глубиной 40 см и сделать какое-то заключение по таким материалам нельзя.
Был случай, что как-то бульдозера копали ров, то мы подключились, подключили прокуратуру, и работы были прекращены. Но, при этом в   грунте, который они выкопали, мы нашли керамическую посуду, как потом выяснилось, раннего средневековья. Это ещё раз подтверждает, что это место историческое и её надо детально изучать. Приезжали сюда разные специалисты, в том числе и из Израиля, которые вообще заявили, что это исторически родина их предков. Можно, конечно, всякое говорить, так как Кавказ это такое место, что за всю историю здесь обитали разные народы, кто-то приезжал, кто-то уезжал, а  многие впоследствии слились с местным народом. Но, исторически, это место обетованное нами чеченцами, точнее нахскими племенами, есть наша исконная родина и никто не имеет права на эту землю претендовать. Тем более мы исторически гостеприимный народ и готовы принять всех, особенно кто приходит с миром. Двери, что наши и наших предков всегда были открыты, желающим жить у нас. Наши предки также оказались в разных частях мира и в разное время. К примеру, в Израиле есть место Абу-Гош, так вот там чеченцы оказались во время нашествия монголо-татар. Одни ушли в горы, другие, особенно равнинная часть, на Восток. На самом деле это название чеченское Абу-Гош, это значит Абу-Къошт, то есть дословно если перевести, то Абу-район. Переселились тогда чеченцы, конечно в Палестину, а не в Израиль. Кстати, что интересно, Абу-Гош оказался на дороге в Иерусалим, тогда царь дал им статус таможенника и только с их разрешения паломники могли попасть в Иерусалим. Это значит, что они стали там лидерами. Отсюда вывод, что чеченцы, где бы они ни оказались, всегда становятся лидерами, это заложено в генах нашего этноса. Недаром Солженицын подчёркивал, что отличительная черта чеченцев от других, что там никогда не было крепостного права. Это говорит об аристократической направленности нации вообще.
Говоря то, что Семендер находился на территории Чеченской Республики, это даёт нам огромный плюс. Мы можем гордиться, что наш  народ стоял во главе огромной  цивилизации, огромного государства того времени. Границы Хазарского каганата, как государства, в то время простирались: от Черного моря до Каспийского; от государства Серар до Волги (в то время Итиль).
 Руслан, назревает вопрос, что в советское время история Хазарии была заглушена, если так можно выразиться и история чеченцев также была всегда под запретом детального изучения. Сейчас многие историки приходят к выводу, что хазары и чеченцы одно и то же. Что ты Вы можете сказать?
Если взять историю вайнахов, то мы знаем, что ислам пришёл к нам позже. Я своих родителей знаю в двенадцатом колене,  четыре колена предков были язычники, а далее мусульмане. Чеченцы, как этническая общность выделилась в более позднее время, но наши предки нахские племена, в то время жили, в этих местах и владели огромными территориями, занимали в иерархии высокую ступень. Я могу согласиться с тем, что хазары и чеченцы одно и то же, или чеченцы занимали в Хазарии главенствующую часть. 
А как же тогда, что чеченцы исконные кавказцы и относятся к европеоидной расе, а хазары были тюркского происхождения?
Многие историки приходят к выводу, что Хазария была федеративной страной, и туда входило много этносов. Дело в том, что само слово «хазария» в переводе с чеченского - хаз-аре (красивая долина, или страна). Мне кажется, что в результате многолетнего проживания на одном месте, точнее сказать совместного, кто-то переходил в лидерство и это лидерство занимали, именно, чеченцы, как сказано выше. Сама Хазария мало изучена и поэтому очень много разных гипотез, а то, что я сказал как историк, это моё убеждение. Очень много тёмных пятен, что в истории чеченцев, и в истории хазар, для их глубокого изучения всегда стоял запрет. К примеру, когда в университете нашем я хотел взять тему для защиты диссертации по этносу, то мне его не дали, объяснив это тем, что не дадут защитить. Предложили взять тему по коллективизации, но я от этой темы отказался. Вот почему, когда сейчас, когда мало-мальски дали возможность изучать детали истории, то мы понемногу начинаем раскрывать карты нашей древней цивилизации. Тут невольно вспоминаются слова Виноградова, что если бы чеченцы доподлинно знали свою историю, то  они бы возгордились. Поэтому в нашей истории много вопросов, которые от нас скрываются не один век, и наша задача найти на все вопросы ответы. Ведь не секрет, что многие архивы до сих пор для наших учёных закрыты, вот когда дадут свободно работать учёным, тогда и будет результат.
Напрашивается вопрос, что якобы в Хазарии исповедовали иудаизм и после распада многие их жители обосновались в разных местах, основная часть в России, по Европе и т.д. Поэтому сегодня евреи приписывают себе и Хазарию, многие территории России и т.д. Как Вы думаете?
Однозначно, это не так. Хазария была много конфессиальная страна, там были мусульмане, христиане, часть населения приняла иудаизм, но это ни в коем случае нельзя сравнивать с евреями, это разное. Евреи, точнее в то время их называли иудеи, или ещё точнее семиты, которые проживали на Ближнем Востоке, в частности в Палестине и определённого своего государства не имели. Сегодня говоря о тех евреях, выходцев из Хазарии, тут общности нет. Так вот хазары, которые приняли иудаизм, и, якобы причисляют себя к евреям, тут также мы связи не имеем. Такое понятие неправильное, если сегодня те, кто принимает ислам, это не значит, что он становится арабом. Древняя Русь приняла христианство, но это не значит, что они стали византийцами и таких примеров не мало. Поэтому  в истории очень много приписок и, особенно со стороны евреев. План  возрождения Хазарии, который озвучивают некоторые еврейские политики с центром на территории Чеченской Республики, является ошибочным и преступным. Тут я бы сказал, чисто геополитические интересы. Более скажу, что Чеченская Республика, это часть Российской Федерации и, поэтому такие вопросы носят даже провокационный характер. Такое преступление уже было совершено при депортации чеченцев, ингушей, и других представителей малых народов в 1944 году, в целях возрождения Хазарии, как Израильского государства. Эту гипотезу высказывал, ныне покойный мой учитель (Дала гечдойла цунна) Гакаев Джабраил.
Руслан Нухаевич, планируется ли проводить   археологические раскопки для изучения данного места, чтобы убедиться, что  здесь стоял город Семендер?
В плане археологических раскопок, я об этом не раз говорил, в ближайшее время собираюсь быть в Москве и снова поднять этот вопрос и убедить учёных-хазароведов об исторической важности данного вопроса.
Более скажу, как руководитель данной административной территории, я разработал такой проект по созданию здесь туристического маршрута, разровнять местность, окультурить  территорию, построить хазарские жилища, придать им первозданный вид. Туристы могли бы сами воочию увидеть и войти в роль древней истории. Опять-таки, самое главное для нас, изучение данной местности специалистами, где можно найти ответы на многие вопросы.
Спасибо Руслан Нухаевич за очень интересную беседу.

Окунчаев Шарип.
03.09.14г.