Окончание четвертой командировки. Часть26

Кузьмин Иван Николаевич
21 ноября 1979 года в связи с окончанием моей командировки министр Мильке принял меня вместе с В.Т.Шумиловым  для прощальной беседы в своем служебном кабинете. С немецкой стороны присутствовали также заместители министра Б.Беатер и М.Вольф, начальник управления кадров и  два переводчика. После краткого вступления министр зачитал постановление председателя Совета министров В.Штофа о награждении меня медалью “За заслуги перед Германской Демократической Республикой”,  вручил  мне медаль и конверт с двумя тысячами марок.

В ответном слове я поблагодарил министра за высокую оценку моей работы и сказал, что нам удавалось поставить эту работу на  более высокий уровень только благодаря опоре  на  материалы   немецких друзей. И мы прилагали все усилия, чтобы максимально точно и без промедления сообщать в Москву ценные сведения, добытые сотрудниками МГБ ГДР в результате их тяжелого и опасного труда.
В заключение я сказал  о том огромном уважении, которое советские люди моего поколения испытывают к старым немецким коммунистам о том, что мы  храним в памяти их песню о “Красном Веддинге”, песню о юном барабанщике…  Мильке был явно тронут моими словами.

 На этом беседа с министром не закончилась. Обращаясь ко мне, он  просил передать  пожелания здоровья и удачи на родине моей жене. “Она – надежный человек”. Министр вручил мне для нее  огромный букет гвоздик и изысканный дорогой подарок.  Очевидно,  это не было случайностью. Здесь  я усматриваю косвенное подтверждение того, что вилла, на которой мы жили, тоже прослушивалась нашими немецкими друзьями, и предполагаю, что министр располагал  информацией о беседе моей жены с одной из ее близких знакомых - вдовой сотрудника МГБ ГДР. Последняя пришла в гости вскоре после одного из торжественных мероприятий в МГБ,  и жена рассказала ей, как остроумно министр руководил вечером отдыха. Собеседница не была склонна хвалить министра. Она придерживалась о нем иного  мнения: “Это – солдафон  и  старый развратник («alter Hurenbock»)”. Жена не поняла сложного  немецкого выражения, но почувствовала его негативный смысл. Она   возразила: “Это не так, министр Мильке настоящий коммунист-интернационалист. Он воевал в Испании”.

После беседы со мной министр   остался  в своем кабинете с В.Т.Шумиловым. Мы с М.Вольфом тем временем ожидали   в приемной. Спустя несколько минут  дверь министерского  кабинета распахнулась, и Мильке стремительно подошел к нам. “А кто кого вербовал?” -  как бы шутя спросил он. К моему изумлению,  вопрос привел М.Вольфа в полное замешательство,  и он стал подробно пересказывать содержание нашего разговора. Зная находчивость и остроумие Вольфа, я был неприятно удивлен его беспомощной реакцией.