В горах Киргизии

Юрий Погорелов
Пользуюсь несколько «гигиеническим» поводом, чтобы сообщить о своем житье-бытье.
Дело в том, что мы сейчас всем геофизическим отрядом отправляемся за десять километров попариться в баньке. Поэтому пишу, спеша, в репортерском стиле - чтобы успеть, как бы не уехали без меня…

Сегодня первый день как я работал оператором вэзовской бригады, то есть - на инженерно-технической должности.

Но не было бы этого быстрого должностного повышения, если б несчастье не подвалило…

Вчера единственная наша девушка из нашей бригады, Лиля – работавшая оператором, прогуливаясь после ужина, случайно, по неосторожности упала с обрыва и сильно разбилась...

Начальник отряда отмуштровал меня за вечер и на следующее утро я уже был оператором.

Сегодня хороший день - пасмурно, а вчера был настоящий ад, вдобавок еще… это происшествие…

Сегодня к нам в отряд приехали четверо студентов техникума из Старого Оскола. Сразу повеяло родиной. До их приезда в нашем отряде было более половины нерусских, вечером до самого сна они поднимают такой гвалт - настоящий восточный базар!

Три дня у нас собирал материал геолог-экономист из Ташкента. Я много беседовал с ним и попутно узнавал о пути в Среднюю Азию по железной дороге.

Путь оказался не простой, поэтому тебе нужно обязательно все взвесить, перед тем как собираться ехать сюда. Опрометчиво в путь не пускайся – дни идут, и так или иначе, через три месяца мы все равно встретимся.

Но мне, конечно, хотелось бы и здесь с тобой побродить…

Заканчиваем мы числа двадцать восьмого, и свое путешествие рассчитай так, чтобы быть в Фергане двадцать восьмого. А встретиться можно в шестнадцать часов на железнодорожном вокзале около справочной.

Это приблизительный мой план, обдумай.

Прости, зовут в дорогу.
Не успел ничего о горах…
Но их лучше видеть самой.

Я понемногу становлюсь дикарем (или, может быть, это мне только кажется), и будет не удивительно, если я вернусь на четвереньках весь поросший рыжеватым мехом и начну тереться носом у твоих ног…

Это ведь естественно - так как в этих отгулах я веду почти животный образ жизни. Поесть, попить, пофыркать под душем, да «посидеть на спине» – это все, что я делаю. Книги уже все прочитаны и почти заучены, книжный магазин «выеден до скорлупы».

Подумываю купить акварельные краски и срисовать здешние виды. Тут настоящий фейерверк цветов!

Сегодня узнал наше новое полевое «место жительства». Забрасывать нас будут на самый Таласский хребет – туда, откуда берет начало бурная река Нарын, на которой строят Токтогульскую ГЭС. Высота довольно приличная – три семьсот, это почти в десять раз выше, чем в Воронеже.

Зверья там – «кабан на кабане и барсуком погоняет в нору сурка». (Всех их едят.) Мой пищеварительный инстинкт в норме, просто настоящая охота мне в диковинку и поэтому интересно – ужасно!

Страшно – гром и сто тысяч молний! – жалею, что не взял свое домашнее ружье.

На карте там значится заповедник, но, как образно выражается наш начальник партии – «охота запрещена, но стрелять можно».


… Посмотрел «Преступление и наказание» по телевизору и вспомнил, как мы с тобой смотрели этот фильм в «Пролетарии» вдвоем, а потом издалека увидели Катю с Сашей после их очередного примирения, в непосредственной их прогулке. Помнится, мы долго крались за ними до самого Детского парка, где они свернули на наше законное место.
Интересно, как они сейчас – не поженились-ли?..


Уже шестнадцатый день пошел моих затяжных отгулов…
Но теперь-то я точно знаю, что завтра мы уезжаем в горы.


А вот уже и послезавтра… сегодня уезжаем  - точно-преточно. Вернее, весь отряд, за исключением трех человек, включая меня, уже отбыл вчера на одной машине, а мне поручено сопровождать вторую - с очень важным грузом.

Уезжаем очень рано в сумерках утренней живительной прохлады. Жару будем пережидать где-то на водохранилище – в Ала-Бука.

Днем здесь совершенно невозможно передвигаться, даже на машине – зной неимоверный обжигает каждый квадратный сантиметр кожи и мозги плавятся на ходу…

А потом мы будем уже в горах, где прохладно и легкий свежий воздух.

А здесь воздух пропитан зноем, ветерок – как из раскаленной рукосушилки (по городским представлениям).

Практика у меня складывается очень полезная - я ведь хожу в маленьких начальниках, и некоторые полученные навыки, наверняка, пригодятся мне в будущей работе. Тем паче, здесь мне улыбнулась удача – новый геологический район и цельностуденческая бригада под моим руководством. Так что придется поработать весь срок практики, а некоторые практиканты уже уехали - поскольку особой надобности в их занятости не было…

Судя по прошедшему месяцу, выеду я отсюда числа десятого сентября, так как в этот день в партии дают получку.

Мне надо вылепить из себя человека - пусть не думают, что я такой оболтус, как выгляжу. Я же - дипломник. Скоро придется расплачиваться за веселое студенческое время, поэтому надо поучиться работать.

Тут я хожу - серьезный-пресерьезный, даже начальники поглядывают на меня с опаской.
13-17 июля 1971 года, пос. Кадамджай, Киргизия.

Сегодня первый рабочий день «нового семестра» в горах. Основное начальство нашего полевого отряда еще не вернулось из Кадамджая и я сейчас в палаточном городке – один из главных начальников. Но, в силу своей не бойкости, власть почти не применяю.

«Народ» здесь в большинстве своем «сами с усами» - так и бряцают опытом полевой геофизической жизни и поэтому само-собой получается стихийная дисциплина.

Сегодня прошел десять километров по горам. Возвращался в гордом одиночестве, размышляя. (Это входит в мои права – возвращаться в одиночестве, предварительно указав рабочим новую точку измерений на завтра).
Возвращаться - одно удовольствие: работа, а с ней и забота – с плеч долой!