Главный праздник Елены Камбуровой

Лариса Вер
( для журнала "Психология для жизни")


В детстве мне досталась пластинка с удивительными, богатыми песнями Елены Камбуровой. Многие я выучила наизусть: «Там вдали, за рекой…», потом песни из «Электроника», и уже много позже «Приходи на меня посмотреть…», «Моей любви ты боялся зря…» Голос ее звучит более чем в 100 кинофильмах и мультфильмах:  "Раба любви", "Дульсинея Тобосская", "Небеса обетованные", "Нас венчали не в церкви", "Приключения Электроника", "Мой нежно любимый детектив"… И вот судьба подарила мне встречу с этой замечательной певицей!  Чарующий голос, каждая песня как маленький спектакль, великие стихи в ансамбле с музыкой – все это превратилось в Театр Музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой в 1992 году. Долго шла Елена Антоновна к такому решению: от детства в семье инженера и врача, через Институт легкой промышленности, подработки на стройках Москвы, через Государственное училище циркового искусства, через поклонение студентов шестидесятых и непонятость  эстрады. В ее репертуаре песни Окуджавы и Матвеевой, тонкие музыкальные интерпретации поэзии серебряного века - стихов М.Цветаевой, А.Ахматовой, О.Мандельштама, а также Ю.Левитанского, Д.Самойлова, А.Тарковского … Русскоязычный репертуар сочетается с песнями на иностранных языках - французском, английском, польском, испанском, греческом, на иврите. Народная артистка России Елена Антоновна Камбурова  о своем Театре говорит так: "Наш театр сегодня - это появление в России традиции петь и слушать песни, в основе которых стихи, окрыленные музыкой, их актерское проживание и душевное напряжение зрительного зала»…

Камерная сцена, уютный, совсем домашний холл театра, рабочий кабинет, в котором игрушки, картины, фотографии важных в ее жизни людей – это дом Елены Камбуровой. Дом ее творческой семьи – коллег по созданию уникального храма музыки, поэзии и возвышенности чувств.
 
Л.В.: Елена Антоновна, что изменилось в театре с момента его рождения?
Е.К.: Изначально было желание иметь свой дом, где будут собираться артисты, которые объединены общим ощущением музыки и поэзии. Постепенно театр вырос гораздо больше моих самых смелых желаний. Сейчас идет речь об еще одной сцене. На самом деле, надо всегда ставить себе планочку чуть выше, чем вчера. Я никогда не думала, что песня Высоцкого «Дом» мне по силам. Но пробовала, пыталась, и результат удался. Мало того, подобные усилия имеют и вторую пользу: расширился диапазон моих голосовых возможностей. И актрисой пришлось стать, чтобы ярче, выразительней смотрелся номер. Мне очень повезло в жизни на встречи с замечательными людьми, которым я безмерно благодарна: Михаил Верхавский - преподаватель Киевского театрального института, Цецилия Мансурова, Ролан Быков, Сергей Каштылян, Леонид Енгибаров, великая Фаина Раневская, Юрий Левитанский, Булат Окуджава…. Много было людей, давших мне уверенность в себе,  открывших новые горизонты. Благодаря влиянию на меня этих замечательных личностей я смогла найти свою нишу в искусстве и создать такой чудесный храм музыки и поэзии. А началось все с Сергея Андреевича Каштыляна, педагога циркового училища… Он принес как-то бабину с записью песен Новеллы Матвеевой со словами: «Послушай! Это – твое!» Он прочувствовал меня и практически определил дальнейший путь. Я и раньше любила поэзию, но не предполагала такого красивого сочетания музыки и поэзии. Теперь театр стал любимым, своим, родным для многих ценителей музыки. И, знаю, что часто на наших представлениях люди встречаются как старые знакомые. Это очень приятно!

Л.В.: Ответная реакция зала вдохновляет или утомляет?
Е. К.: Зал – это такой живой организм. И когда он тебя не понимает, а так тоже бывает, становится невероятно трудно. Наши постоянные зрители и слушатели - самая понимающая публика. Ведь мы отличаемся от эстрады, к которой все привыкли. Даже от песен Майи Кристалинской – чудесных, трогательных песен, – то, с чем я стала выходить на сцену, отличалось в корне. И это несколько обескураживало неподготовленных слушателей. В начале своего вокального пути я долгое время не понимала, почему такая разительная разница в приеме: сегодня студенты меня готовы на руках носить, а завтра другой зал молчит? Считала, что от моего сегодняшнего исполнения зависит. Оказалось, нет. Причина именно в том, что я выпадаю из общей эстрадной программы, и раньше, и сейчас. Вполне вероятно, что уже и имя, и репутацию обретя, в сборной эстрадной солянке я по-прежнему останусь непонятой.

Л.В.: Вы в жизни не кажетесь сильной, скорее хрупкой… Но этого совсем не ощущается на сцене. Где Вы черпаете силы?
Е.К.: Да, верно: я – очень застенчивый человек, но… Мои песни как маленькие представления. Они вынудили меня быть актрисой. В том смысле, что «я не играю, я живу»! И я готова тысячу раз спеть «После дождичка небеса просторны…», и эта песня мне никогда не надоест. Я проживаю каждую песню как маленькую жизнь. И в каждом зале найдется человек, который примеряет эту песню на себя, она отзовется в его душе натянутой струной. «Любви моей ты боялся зря….» - великолепная песня, но я не сразу поняла, как надо подойти к этому произведению. И зажила, задышала песня,  лишь, когда я нашла ту интонацию, которая придала песне не грустные, а возвышенные нотки. Такое понимание пришло как озарение. Просто надо было выразить как можно ярче и мысль и автора и свою. Для преодоления страха сделать первый шаг человеку нужен пример. Жак Брель для меня был великим примером! Всегда помню, что я не одна выхожу на сцену, это и коллектив, который вместе со мной создавал наше общее действо – музыкальный руководитель театра Олег Синкин, Вячеслав Голиков, режиссер Иван Поповски, и те, кто стоит за чудными произведениями: Окуджава, Галич, Высоцкий… Есть желание их не подвести! В своих первых выступлениях я начинала с того, что извинялась перед зрителями за возможно не совсем выразительную передачу мыслей и чувств авторов. Уже позже друзья уговорили меня отказаться от этих извинений. Силы для того, чтобы сделать первый шаг навстречу творчеству надо искать в любви! Это она – самое бесстрашное, что есть в этом мире. И я хочу донести до каждого, кто сидит в зале, и поэтическое настроение, и музыкальную интонацию, и те чувства, которыми пропитаны все композиции. Я пою любовь!
 
Л.В.: Творческому человеку иногда требуется возможность побыть одному, отрешиться от всех, чтобы поймать птицу вдохновения, какую-то едва ощутимую мысль… А в мегаполисе так трудно остаться с собой наедине. Для Вас часы одиночества - благо или наказание?
Е.К.: Одиночество – это хорошо, когда можно легко выйти из этого состояния по своему желанию. Тогда это прекрасно! В этом случае можно и осознать что-то, понять творчество другого человека, что-то осмыслить. Это как глоток свежего воздуха. Я всегда восторгаюсь, когда вижу прекрасные большие семьи по 5-7 человек, у которых такая душевная, духовная связь, что они могут так тесно быть заперты вместе, и, тем не менее, сохраняют прекрасные взаимоотношения. Но беда человека, если он одиноким стал не по своему желанию: работал, работал, был в коллективе и вдруг, оказавшись не у дел, стал никому не нужен. Вот тогда это испытание, но есть решение: найти в себе творческую жилку! Творить! И сразу жизнь наполнится другим смыслом. Я уже на протяжении лет тридцати не попадаю в такое состояние, когда можно отрешиться от всего. Даже уезжая в отпуск, беру с собой записи, прослушиваю, обдумываю, ищу новое звучание…. С каждым годом жизни все ощутимей, как сжимается время. Годы летят, действительно время ускоряет свой бег, и хочется успеть сделать все, что задумано. От этого бега невозможно расслабиться. Я стала ценить каждую минуту своей жизни! Это не красивые слова, я прочувствовала это на себе.

Л.В.: А если вернуться в детство мысленно?... Что тогда было радостью?
Е.К.: Тогда мы, дети, жили не в квартирах - все были во дворе: игры, компании, дружба… Но самым важным и радостным событием для всех детей моего детства был, конечно, поход в кино! «Весна на Заречной улице» покорила всех своими песнями, Людмила Гурченко из «Карнавальной ночи»  и Лолита Торрес из «Возраста любви» - стали законодательницами мод своими осиными талиями.  Кино буквально открывало нам мир с другой стороны… Помню как самый радостный и важный день своего детства - поступление в пионеры. Меня распирало от важности и гордости: я даже алый галстук надела  поверх шубы. Казалось в тот момент, что выше радости не существует! Сейчас те мысли кажутся наивными, но так было... В школьные годы я занималась в «сказочном кружке»: мы сочиняли и рассказывали сказки. Это такая тихая затаенная радость. И, на мой взгляд, то детское во мне живет где-то внутри, позволяя иногда видеть и ждать чуда и по сей день… Теперь уже много лет меня переполняет радость, когда после концерта выходишь на поклон к зрителям и понимаешь, что все те усилия, тот труд, тот посыл, который был мной отправлен в зал – все недаром! Это состояние полета от ответной реакции зала – самое невероятно приятное  в последние годы.
 
Л.В.: Впереди самое сказочное время – Новый год, Рождество… Для Вас это важные праздники?
Е.К.: Много есть разных праздников… Но у меня как-то приподнятое  настроение связано не с датами… Для меня есть такой праздничный день, который я бы узаконила как общечеловеческий! Для нашей северной страны он очень актуален – «Праздник возрождения»! Зима – время, когда природа замирает, засыпает, скованная снегами и метелями. Но вот случается маленькое чудо: набухла почка на дереве! А на следующий день еще появились признаки возрождения. Я выбегаю к своему Феде – каштану, который я посадила около своего дома – и любуюсь каждым мгновением его пробуждения. А он, мне кажется, чувствует отношение к себе и старается становиться красивее и мощнее от моей любви к нему. Невероятное счастье меня охватывает от этого превращения. Это, пожалуй, самые радостные дни в году.  А майское бледно-зеленое марево нежных листьев! Это же фантастическая красота и великий урок людям. Если природа возрождается каждую весну, а у человека нет подобной  возможности, то надо помнить о возможном духовном возрождении.  Пусть лицо меняется с каждым годом, прическа и кожа… Главное, чтобы душа находила возможности постигать новые вершины и возрождаться.

Беседовала Лариса Верещетина