Там русский дух...

Елена Куликова 2
 Осмысляя задачи духовно-нравственного воспитания, изложенные в документах Федерального государственного образовательного стандарта, мы, педагоги, понимаем, что в  образовательно-воспитательной  деятельности должны совершить переход от установок идеологии как основы общественного бытия к культуре. Мы видим перспективы достижения успеха через обращение к основам русской культуры и литературы, которые по духу являются православными, через возврат к истинным ценностям.  Среди таковых — вера, гражданственность, любовь к ближнему, патриотизм, традиционная народная культура и, в первую очередь, человек как личность, как культурно-исторический тип. Культурная оболочка личности, составляет стержень цивилизации. Современный учитель призван, с одной стороны,  быть личностно ориентированным, с другой стороны, служить задачам государственного строительства на основе духовности и нравственности. При этом подразумевается, что духовность — это способность выбирать источник духовности, различать духов, что  нравственность — это нравы, уклад жизни. Построение личности должно совершаться на основе осмысления культурно-исторического или цивилизационного типа русской культуры.
   Посмотрим, что говорит поборник Российской государственности И. Л. Солоневич в книге «Народная монархия»: «Каждая государственность мира, и в особенности каждая великая государственность мира, отражает в себе основные психологические черты нации-строительницы. Ни климат, ни география здесь не играют никакой роли... Факторы, образующие нацию и её особый национальный склад характера, нам совершенно неизвестны. Но факт существования национальных особенностей не может подлежать никакому добросовестному сомнению... Решающим фактором всякого государственного строительства является психология, «дух» народа-строителя, втягивающего в свою орбиту (иные народы — Е. К.)».
   «Дух» народа может быть усвоен через ценностные установки , но в процессе живого, непосредственного усвоения культурно-исторических образцов и форм поведения. Человек последнего времени является пассивным участником культурной жизни: слушателем, зрителем. Одним из признаков здоровья русской нации была  ее песенность. Пели на свадьбах и гуляньях, пели, работая на поле, пели в радости и в горе. Песня лечила душу, помогала жить.
   И. С. Тургеневу удалось показать могучий дух народа путем контраста, через погружение героев-певцов (рассказ «Певцы») в убогий, бедный пейзаж, описанию которого автор  предпосылает комментарии: «Невеселй вид, нечего сказать... Признаться сказать, ни в какое время года Колотовка не представляет отрадного зрелища; но особенно грустное чувство возбуждает она, когда июльское сверкающее солнце своими неумолимыми лучами затопляет...» Далее, используя прием многосоюзия, автор описывает жалкую панораму села. А вслед за этим рассказчик дарит читателям повествование о состязании певцов.  Небогатый степной край родит глубокую, тонкую душу. Это согласуется с утверждением И. Солоницына о том, что «ни климат, ни география не играют никакой роли» в формировании психологических черт нации. Дух в антропологии связывается с дыханием, следовательно, пение как образец красивого дыхания — это жизнь. Не всякое пение — жизнь, подтверждением тому могут служить те разрушения, которые производит на своем пути толпа молодежи, возвращающейся после концертов некоторых музыкальных групп. Народная песня производит противоположное действие. Тургеневские герои, свидетели песенного состязания, плачут. Это слезы очищения. Смягчается даже душа Дикого-Барина, наделенного «грубой, тяжелой, но неотрaзимой силой». Рядчик, недавний надменный соперник, признает превосходство Якова, своего победителя. В народном творчестве сокрыт великий нравственный дух.
   Наша молодежь показывает, что дух народа не утрачен, что потребность в народном искусстве жива. И это без какой-либо инициативы «сверху»  и вопреки затраченным миллионам долларов и иных валют, пошедших на ведение  консциентальной войны против России и ее народа. (Консциентальная война – война против сознания и совести человека (conscientia – сознание, совесть).  Россия — духовный организм, поэтому, как птица-феникс, неистребима. «Тут русский дух, тут Русью пахнет», - сказал юный А. Пушкин. А наши молодые современники из Новосибирска в народном русском танце выразили этот дух. Их инициативу подхватили еще восемь Сибирских городов, на площадях которых три тысячи участников кружились в «Сибирском хороводе». Пора и Белгороду!
   Если уж находятся энтузиасты подготовки и проведения широкомасштабных флеш-мобов, как современно окрестили народные гуляния, то и мы, педагоги, не остаемся в стороне от дела возрождения народной песенной культуры.
   В Центре дистанционного образования детей-инвалидов при Белгородском инженерном юношеском лицее-интернате в рамках проекта «Рождественский хоровод» был проведен конкурс видеороликов "Мы поздравляем мир пением рождественских колядок"».
   Возрождение в обществе духовно-нравственной и исторической традиции отмечать Рождество Христово как государственный и семейный праздник было целью заочного сетевого мероприятия. Конкурс колядок дал возможность не только перебрать драгоценные жемчужины устного народного творчества, не только приобщиться к культуре предков, но и передать доброту, щедрость души сердцам тех людей, которые в интернетэфире услышат пожелания благополучия, благоденствия, пусть и незатейливые слова, но великолепные по своему смысловому строю, по искренности и радостной доброте:
Подай тебе, Бог,
Полный двор животов!
И в конюшню коней,
В хлевушку телят,
В избушку ребят
И в подпечку котят!
   Пусть первый блин где-то даже и комом, потому что нет опыта публичности, камера стесняет, несмотря на опыт колядования в деревне. Количество участников тоже скромное. Но и Волга в своем истоке тоже — маленький ручеек.
   Мечтаем мы, чтобы запели наши любимые, добрые, скромные, ранимые, героические ученики вместе со своими родителями и учителями во время сетевых мероприятий. С этой целью в программу следующего праздника включено выступление народного коллектива из знаменитого песенного села Тростянец (Новооскольский район) и коллектива Детской музыкально-хоровой школы № 4 города Белгорода.
   Песня способна , к тому же, и объединить, и сплотить, и породнить. Надеемся не только на получение желаемого результата, но и на расширение границ конкурса (за счет других жанров) и сотрудничество с коллективами энтузиастов народного творчества.

18 февраля 2014 года