Эффект гало, или иллюзия голубой безопасности

Черных Людмила
Статья написана на основе рецензии на рассказ Т.Матвеевой «Эффект гало»
http://proza.ru/2014/06/10/290


               Рассказ "Эффект гало" - повествование о трагедии женщины, невольно связавшей свою жизнь с мужчиной – манипулятором нетрадиционной ориентации. 
От чтения осталось хорошее впечатление. О несомненных способностях автора говорят и стиль изложения, и замечательное  владение словом, и грамотно выстроенные сюжетные линии. В логичных и психологически обоснованных  ремарках чувствуется эрудиция и ум автора. Мне очень понравилось, как введены образы природы, они настолько точно и тонко ложатся в канву повествования, усиливая, подчеркивая и общий строй сюжета, и настроения, и внутреннее состояние героев. Как пример: «Вечером, уложив Артёмку, она уходила к реке. Сидя на берегу, Люда наблюдала, как неспешные усталые воды, огибая островки, держат путь к заветной цели. Возможно, в том далеке их ждёт океан, или солёное, как слёзы, море». Этот абзац – и усталые воды, и огибаемые островки, и очень удачный ненавязчивый, но определяющий состояние героини маленький штрих «солёное,  как слёзы» - схема жизненной ситуации ЛГ, её внутреннего состояния. Кое-где в тексте, как мне показалось, есть перебор с цветастостью метафор, но это можно отнести к индивидуальному стилю автора.  Впечатление хорошее, но... не является ли своеобразной иллюзией вот так расставленные акценты?

В этой статье  мне хочется поговорить не о художественных достоинствах или недостатках текста. В своём рассказе, при кажущейся личнодраматичной  судьбе ЛГ, автор затрагивает очень важную тему, тему нетрадиционной половой ориентации.
Она всё чаще встречается в литературе, люди перестали стесняться говорить об этом открыто.  Нетрадиционные половые отношения всё больше  внедряется в жизнь общества,  пропагандируются в средствах массовой информации, убеждая в том, что  гомосексуалы и лесбиянки, кроме своей сексуальной ориентации, ничем не отличаются от психически здоровых людей и никакой социальной опасности не представляют. Тема спорная. 
Скажу сразу, я бы не решилась браться за неё, и не только потому, что она вызывает у меня отторжение, как вызывает отторжение всё уродливое.  Не спорю, это явление объективно и природно существующее и я отношусь к этому с должным пониманием. Но, настаиваю на том, что только четыре процента, (кстати цифра эта со временем не меняется) то, что обусловлено генетически, следует принимать как данность, а в остальном сексуальная инверсия относится  к проблемам психологическим, проблемам воспитания и распущенности – это извращение.  Сейчас это проблема социального и даже политического характера. Вот поэтому я и думаю, что, уж если затрагивать эту тему, то она должна выйти за рамки только личностных отношений. В рассказе эта линия получилась второстепенной. Я понимаю, что автор хотел описать судьбу женщины,  и это стало эмоционально-смысловой доминантой повествования, но это же сузило литературную ценность рассказа. Для серьёзного литературного произведения он не вышел за рамки обыденно-бытовой истории. Не от каждого рассказа это надо требовать, но проблема, которая в нём задета, гораздо шире и глубже того, как это звучит в рассказе. Почему мне кажется это важным? Потому что, познакомившись с тем, как написан рассказ, я понимаю, что написал его не поверхностный автор, а человек вдумчивый, умный, обладающий литературными способностями, а, значит, имеющий влияние на читателя. Автор, наверняка, знаком с психологией гораздо выше уровня обывательского представления о ней, а, значит, хорошо понимает, как языковые категории соотносятся с психиатрическими. (психолингвистика). Чем лучше написан текст, чем он богаче в языковом и художественном отношении,  чем интереснее читается, тем крепче цепочка: автор-читатель-проекция.
Часто ли мы задумываемся о той ответственности, которая ложится на автора, внедряющего в сознание читателя те или иные проекции, относящиеся к нравственности и морали?
Как мне видится это при прочтении рассказа «Эффект гало». 
Линия Олег-Сергей представлена как обычная, не выходящая за рамки нормального, ситуация. Автор, вроде бы, и сам сомневается, а сформировались бы гомосексуальные наклонности у Сергея, окажись рядом умный и понимающий отец. Может быть да, может быть, нет; возможно,  он как раз и входит в эти пресловутые четыре процента. Я вполне согласна с тем, как трактуется его образ, внутренние переживания. Очень хорошо дополняет его характеристику сочувствие Людмиле. Но всё-таки этот образ мне кажется недостаточно выпуклым. Переживания таких подростков гораздо драматичнее и глубже. Почему автор вдруг заметил, как бы,  между прочим: «Сломанная психика и пренебрежительное отношение одноклассниц, убеждали в том, что он изгой». Сломать психику одними мыслями и сомнениями? Нет. Значит, были какие-то драматические события; и раз «пренебрежительное отношение одноклассниц», следовательно, были попытки установления таких отношений. Мне кажется, вскользь упомянутая проблема только смыслово обедняет текст, делает образ плоским. А переживания ЛГ в социуме как раз и создаёт тот конфликт, который расширяет рамки литературного произведения и, возможно, в этом случае, как раз и смог бы сформировать правильное отношение читателя к этому герою. Не поверхностное «бывает», а глубинное понимание внутренней сути проблемы в целом.

Образ Олега более противоречивый, и как мне показалось, наименее проработанный в литературном отношении. Это совершенно другой тип личности. Его инверсия – результат случая.  Могло у него всё сложиться иначе, не направь на него внимание Сергей? Судя по тому, что автор пишет: «К женщинам его никогда не влекло. В молодости девчонки были, но после близости с Сергеем, представление о собственной ориентации изменилось», у него был обычный гетеросексуальный опыт. «Не влекло к женщинам» -  это не патология, такое бывает, пока не случится настоящая любовь, а вот «изменение  представления о собственной ориентации» - психологическое заблуждение, очень распространённое, кстати, в наше время.  Не оно определяет суть проблемы, а сексуальная распущенность: попробовал – понравилось, а не попробовал бы – остался гетеросексуалом. В природе не бывает половинчатости, бисексуалы – явление благоприобретённое, благодаря снижению в обществе нравственности в вопросах полового воспитания.  Вот этого в рассказе не чувствуется, нет конфликта между этими двумя явлениями. И на выходе в сознании читателя формируются совершенно идентичные проекции отношения к обоим героям.  Читатель осудит его, как человека – манипулятора, бездушно использовавшего женщину, сломавшего ей и без того нелёгкую судьбу, и обвинит его в смерти Людмилы, но подсознательно будет искать оправдание:  он ведь не виноват в том, «что некий горе-конструктор допустил небрежность в расчётах?»  Но ведь это не так!
Мне кажется, что именно этот образ должен бы стать ключевым, создающим кульминацию и конфликт в рассказе и той проекции, которая проявится в сознании читателя.

Очень хорошо, я бы даже сказала, с любовью выписан образ Людмилы. И описания, и характеристика, и мотивации поведения  гармоничны и психологически обоснованы. Читая, не сомневаешься в достоверности, т.е. вымысел и реальность совпадают. И сцена смерти написана без пережима, без излишнего давления на читателя. Единственно лишними мне показались слова: «И только хозяйка ночи, понимающе вздыхала – бывает и так».  Они подрывают доверие читателя к автору, который как бы сам сомневается, что такой конец убедителен и пытается с помощью этого литературного хода убедить читателя, что всё это правда. Но, в действительности, это только снижает общее  впечатление от прочитанного.

Финал. Он вызвал противоречивые чувства. Вроде бы, по другому вряд ли  могло случится. Людмила, на протяжении всего литературного действия, совершенно управляемая, безответная, бесконфликтная фигура. Трудно было ожидать, что она вдруг проявит характер и попытается как-то изменить ситуацию. Нет, она планомерно, безропотно шла к этому концу. Но  какую эмоциональную нагрузку несёт такой конец? Кто в итоге герой? Кому должен посочувствовать читатель? Всё так удачно сложилось для Олега. И квартира при нём, и сын при  нём, и совесть вроде, не пострадала. Бывает? Бывает, конечно… но…

С благодарностью к автору рассказа "Эффект гало".