Основы православия. ч. 2, г. 11 продолжение

Борис Ляльченко
23. Святый Евангелист Матфей, свидетельствуя о благотворных явлениях Святых с неба, повествует, что по крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа "многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим". (Матф.27:52,53). Поскольку чудо столь важное, не могло быть без важной цели: то должно полагать, что воскресшие Святые явились для того, чтобы возвестить о сошествии Иисуса Христа в ад и победоносном воскресении Его, и сею проповедию споспешествовать родившимся в ветхозаветной Церкви перейти в открывшуюся новозаветную.

24. Священное Писание наводит примеры, по которым мы утверждаемся в веровании тому, что Святые, по преставлении своем, чудодействуют чрез некоторыя посредства.Так, четвертая книга Царств свидетельствует, что от прикосновения к костям пророка Елисея воскрес мертвый (13:21).
    Апостол Павел не только сам непосредственно совершал исцеления и чудеса, но то же делали взятые от тела его главотяжи и убрусцы, в отсутствии его. (Деян.19:12). По сему примеру понятно, что Святые и по кончине своей равномерно могут благотворно действовать чрез земные посредства, получившие от них освящение.
    Иоанн Дамаскин пишет: "мощи Святых аки спасительные источники дарова нам Владыка Христос, яже многоразличная благодеяния источают". Как бы в изьяснение сего замечает он: "яко посредством ума, и в телеса их вселися Бог". (Богосл.кн.4,гл.15,ст.3,4).

25. Почитание Святых нисколько не умаляет славы Божией, ибо сие согласно со словами Христовыми: "И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им"... (Иоан.17:22). "И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей". (Матф.10:42).

26. Церковь есть Святая, потому что освящена Иисусом Христом чрез Его страдания, чрез Его учение, чрез Его молитву и чрез Таинства. "Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна". (Ефес.5:25-27).

27. Даже согрешающие, но очищающие себя истинным покаянием, не препятствуют Церкви быть святою: а грешники нераскаянные, или видимым действием Церковной власти, или невидимым действием суда Божия, как мертвые члены, отсекаются от тела Церкви и таким образом она и с сей стороны сохраняется святою. "Извергните развращенного из среды вас". (1Кор.5:13).

28. Церковь называется Соборною, или что то же, Вселенскою, или Кафолическою, потому что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов. Апостол Павел говорит, что в Церкви Христианской "нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос". (Колос.3:11).

29. Важное преимущество Православной Церкви в том, что ей собственно принадлежат высокие обетования, что врата адова не одолеют ее, что Господь пребудет с нею до скончания века, что в ней пребудет слава Божия о Христе Иисусе во вся роды века: что, следственно, она никогда не может ни отпасть от веры, ни погрешить в истине веры, или впасть в заблуждение.
    "Несомненно исповедуем, как твердую истину, что Православная Церковь не может погрешать или заблуждаться, и изрекать ложь вместо истины: ибо Дух Святый, всегда действующий чрез верно служащих Отцев и учителей Церкви, предохраняет ее от всякаго заблуждения". (Посл.Вост.Патр.о Правосл.вере,чл.12).

30. Поскольку Православная Церковь заключает в себе всех истинно верующих в мире, должно признать необходимо нужным для спасения, чтобы верующий к ней принадлежал. Поскольку Иисус Христос, по изречению Апостола Павла, есть "Глава Церкви, и Он же Спаситель тела": то, дабы иметь участие в Его спасении, необходимо нужно быть членом Его тела, то-есть Православной Церкви. (Ефес.5:23).
    Апостол Петр пишет, что крещение спасает нас по образу Ноева ковчега. Все спасшиеся от всемирного потопа, спаслись единственно в ковчеге Ноевом: так все обретающие вечное спасение, обретают оное в единении Православной Церкви.

31. Господь наш Иисус Христос, совершив дело спасения нашего, положил начало Своей собственной Христианской Церкви. Распространилась она по всей вселенной; и до ныне Православная Вселенская вера, Вселенскими соборами утвержденная, в первоначальной своей чистоте неизменно сохраняется в древних Церквях, и в единомысленных со Вселенской, какова есть, благодатию Божиею, и Русская Православная Церковь.

32. Церковь названа Апостольской, потому что она непрерывно и неизменно сохраняет от Апостолов учение, и преемство даров Святаго Духа, чрез священное рукоположение, в сем же понимании Церковь названа также Православною или Правоверующею. "Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане Святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем". (Ефес.2:19,20).

33. Символ веры, когда называет Церковь Апостольскою, научает твердо держаться учения и преданий Апостольских, и удаляться от такого учения и таких учителей, которые не утверждаются на учении Апостолов. Апостол Павел говорит: "Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим". (2Сол.2:15). "Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся". (Тит.3:10). "А если и церкви не послушает (брат твой), то да будет он тебе, как язычник и мытарь". (Матф.18:17).

34. Для сохранения преемства Апостольского служения существует Церковная Иерархия, или Священноначалие.

35. Иерархия Православной Церкви ведет свое начало от Самого Иисуса Христа и от сошествия на Апостолов Святаго Духа, и с тех пор непрерывно продолжается чрез преемственное рукоположение в таинстве Священства. "Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова". (Ефес.4:11,12).

36. Высшим Священноначалием, действие которого простирается на всю Вселенскую Православную Церковь является Вселенский Собор.

37. Главные части Вселенской Церкви подчиненные Православным Патриархам: Константинопольскому, Александрийскому, Антиохийскому, Иерусалимскому, Русскому, Сербскому...

38. Меньшие православные области и города подчиняются Митрополитам, Архиепископам и Епископам. 34-е правило Св. Апостол говорит: "епископы каждой страны да знают перваго из них и да почитают его яко главу".



Глава 12. О десятой истине.


1. В Символе веры упоминается о Крещении, потому что православная вера запечатлевается крещением и прочими Таинствами.

2. В Крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную.

3. В Символе веры обозначено ЕДИНОЕ Крещение, потому, что было ошибочное мнение, не должно ли некоторых людей, временно отпадавших в ересь, крестить вторично. Символ утверждает, что обряд крещения над человеком совершается только один раз в жизни.



Глава 13. Об одинадцатой истине.


1. Воскресение мертвых, которого по Символу веры мы чаем или ожидаем, это действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших людей, соединясь опять с их душами, оживут, и будут духовны и безсмертны. "Сеется тело душевное, восстает тело духовное... ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие". (1Кор.15:44,53).