Китай. Киев

Иосиф Лиарзи
ОГЛАВЛЕНИЕ.

1. День  первый (Израиль –Киев: Лавра,прогулка  по  городу, цирк)............3.
2. День  второй (Бабий  Яр, Андреевский  спуск, Собор  Св. Софии, вечер -ний  3. День  третий (Пирогово, ресторан  «У  Хромого  Пола»)...........................25.
4. День  четвёртый (Мемориальный  комплекс  ВОВ, вылет  в  Китай).......30.
5. День  пятый (Пекин:  храм  Юнхегун, хутонг, пекинская  утка)..............32.
6. День  шестой (Пекин: площадь  Тяньаньмэнь, запретный  город, Летний  Дворец  Циси, торговая  улица, ночной  базар).................................................40.
7.  День  седьмой (Великая  Китайская  Стена, гробницы  династии  Минь, представление  « Легенда  о  8. День  восьмой (Сиань, ферма, старый  город, Шанхайская  Гранд  Опера  в  9.  День  девятый (терракотовая  армия, неолитичская  деревня, мусульманский  10. День  десятый 11. День  одинадцатый (Эмейшан, Лишань, Ченгду).....................................71.
12. День  двенадцатый (Ченгду: парк  панд, даоистский  храм, базар, перелёт  в  13. День  тринадцатый (Лицзян, музей  племени  «наси», представление  в  горах, старый  Лицзян  14. День  четырнадцатый (ущелье  прыгающего  тигра, театр  «наси»)....102.
15. День  пятнадцатый (Лицзян-Дали, озеро  Эрхай, пагоды  Храма  Дали, вечерний  16. День  шестнадцатый (Дали – Кунминг, Гора  Зелёного  Петушка)......114.
17. День  семнадцатый (местная  деревня, фабрика  шёлка, Шилин, перелёт  в  18. День  восемнадцатый (пещера  «Тростниковой  Флейты», фабрика  жемчуга, племя  длинноволосых, рисовые  террасы, ночная  рыбалка  с  19. День  девятнадцатый. (Гуйнлин: гора  Фубо, парк  «Семи  звёзд». На  корабле  в  Янгшу, представление  на  20. День  двадцатый (парк  в  Гуйлин, осмотр  Ханчжоу, чайная  плантация)
21. День  двадцать  первый (Ханчжоу: храм  Линьинсы, пещеры  Фэйлафен, озеро  Сиху, переезд  поездом  в  Шанхай, цирк)............................................144.
22. День  двадцать  второй (Суджоу: осмотр, фабрика  шёлка. Шанхай: Бунд, 23. День  двадцать  третий(Шанхай, Сеул, Тель  Авив) .............................160.
24. 25. Термины  26.  Словарь  27 . Литература






ПУТЕШЕСТВИЕ  В  КИТАЙ.
(03.10 – 25.10. 2008 г.).

03.10.2008. День  первый.  (Пятница). ;;;      ;;;; ) )
Вечером, 02.10., когда   прощались  с сыном, внучкой  и  внуком, у  нашего  сына  проскочило  сожаление  о том, что  он  не  едет  с  нами (если  бы  внук  был  постарше). Защемило сердце, потому  что  не  знаю, произойдёт  ли  это  когда-нибудь.
Самолёт  вылетает  в  5.55  и  нужно  быть  за  4  часа  до  полёта – так  предупреждают  по  телевидению – большой  наплыв  улетающих  на  праздники  и  нужно  быть  раньше  обычного.
С  вечера  отвёз  чемоданы  к  Лиле, чтобы  выезжать  из  одного  места. Дома  отдох- нули  немного, пришли  к  Лиле (вся  её  команда  была  уже  готова)  и  поехали, так, чтобы  успеть  к  2-м  в  аэропорт.
Народу  там, несмотря  на предупреждения, оказалось  совсем  немного  и  мы,  постояв  в  стороне, под  присмотром  охранниц – девочек  близнецов  начали  обычную  процедуру  сдачи  багажа  и  заказа  билетов.
Девочки  за  стойками  говорили  по-русски, несмотря  на  форму  EL-AL – видимо, есть  большой  наплыв  летящих  в  ту  сторону  и  не  говорящих  на  иврите. Попросили  билеты  в  аварийном  проходе, чтобы  было  место  для  ног – мы  давно  обратили  на  это  внимание.
Dute  Free, обычная  тягомотина  с  покупками  в  нём, затем  дети  поели, а  мы  с   Нелей  взяли  кофе  и  застопорились  в  курилке.
И  вот, наконец-то  рукавом  мы  идём  в  самолёт. На  столике у входа  лежат  газеты  на  украинском  – взял  пару  чтобы  немного  вспомнить  язык. Одна  из  них - «Комерсантъ» (вернули  в  язык  «ять»), а другую, когда  я  сел,  попросил  зять. Сидеть мне  досталось  отдельно. соседями  моими  были  упитанные  муж  с  женой  лет  35, летящие  из  Израиля  в  гости. До  взлёта, всё  равно  не  уснуть,  и  я  решил  почитать  газету  чтобы  вспомнить  забытые  слова.  Стюардесса, со  словами  «пресса»  прокатила  по  проходу  столик, с  остатком  газет. Мой  толстенький  сосед  тоже  взял   «Комерсантъ»  и, держа газету  заголовком  наружу, демонстрировал  её  название.
Наткнувшись  в   газете  на  какую-то  абревиатуру, я  обратился  за  разъяснением  к  стюардессам, оказавшимся  рядом, а  затем  спросил  о  рекомендованном  Борей – родственником  зятя,  «почеревке». Не  расслышав  вопроса, мой  сосед  поторопился  сообщить  мне, что  это  родник (джерело). Стюардессы  же, посоветовавшись  между  собой, решили, что  на  русский  язык  это   переводится  как  грудина  или  брюшина.
Хочу  сказать, что  стюардессы  подобраны  на  славу: высокие, стройные, симпатичные  с  обручальными  кольцами. 
Так, между  завтраком, заполнением  бумаг  иностранных подданных (оказывается, что  детям  до  16  лет  их  заполнять  не  нужно), чтением  и  лёгкой  дремотой  пролетел  короткий (продолжавшийся  3 часа  15  мин., полёт). Дети  сидели  сзади  и, несмотря  на  то, что  не  поговорили – хорошо, что  они  в  самолёте  подремали.
Таможенница, проверявшая  документы, была  суровой  вначале, но  потом, несмотря на  то, что  была  «при  исполнении»,  улыбнулась. Что-то  всё-таки  сдвинулось, хотя  не  всё – чемоданы  пришлось  ждать  более  часа.  Наружная  дверь-заслонка, из  которой  должны  появляться  чемоданы,  открывались, пропуская  кого- то  и  закрывались, но лента  двигаться  не  начинала  долго.
Приземлившись в  9.15,  наружу  мы  вышли  в  10.30   Нас  ждала  Оксана  Анатольевна, с  которой  мы  договорились  по  телефону  о  приметах  встречи – она  будет  ждать  возле  вывески   с  переносными  телефонами, а  я  буду  с  трубкой. Трубка  оказалась  приметной  и, высокая, длинноногая (как  их  только  выращивают?!), довольно  симпатичная  женщина  лет  30 - 35  сказали  из  толпы: «а  вот  и  наши»!  Сказала  это    Сергею - шофёру, которого  она, за  100 $  в  день, «сосватала»  на  время, что  мы  будем  в  Киеве. И  ему  заработок, и  нам  удобно!
Мне  было  несколько  неудобно  за  то, что, даже  не  по  нашей  вине, им  пришлось  долго  ждать – всё-таки  незнакомые  люди, но  Оксана, как   только  стало  понятно, что    встретились  те, кто  был  должен, расцеловалась, посчитав  меня  родственником  Бориса, а  когда  я  указал  на  зятя – расцеловалась  и  с ним.
Борис, работал  в  Киеве, где  и  познакомился  с  Оксаной. Он  привёз  нам  маленький  и  удобный  путеводитель  по  городу,  газету  с  адресами  сдаваемых  квартир  и  телефонами  связи. Кроме  того, несколько  телефонов  по  которым  можно  было  договориться  о  съёме  квартиры  в  центре, и  без  посредников. Пользуясь  этими  данными   и  картой  города, о  квартире  я  договорился, но  Борис  изо  всех  сил  стараясь  помочь  сказал  Оксане  чтобы  та  проверила  квартиру  и  она  её  одобрила. Кроме  того, он  убеждал, чтобы  мы, на  первое  время  взяли  у  неё  украинских  гривен  на  100 $  .
Загрузившись  в  автобус  Сергея, передав  подарки  от  нас  Оксане  и  её  начальнице – тёзке, (подсказка  того  же  Бориса)  мы  попрощались  и  Оксана  с  сомнением  в голосе  спросила  хотим  ли  мы  взять  у  неё  деньги. Мы  сказали, что разменяем  сами.
Аэропорт  Борисполь  оказался   не  так  близко  от  центра, да  и  опоздание  в  нём  внесло  свои  коррективы  в  мои  предварительные  планы.


КИЕВ.
 
По  дороге посетили  знаменитую  лодку.
...
И быша три братья: единому имя Кий, а другому Щек, а третьому Хорив, и сестра их  Лыбедь.   Седяше Кий на горе, где же нене увоз Боричев, а Щек сидяче на горе, где же нене зовется  Щековица,  а Хорив на третьей горе, от него же прозвася Хоревица. И створиша град во имя Брата свого старейшаго и нарекоша имя ему Киев. «Повесть временних лет».
Итак, официальная версия, которую преподают в школах, заключается в известной всем легенде о трех братьях Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбиди. Остановившись у крутых днепровских берегов и поразившись буянию лесов и изобилию дичи, старший брат Кий заложил здесь свой дом, впоследствии вокруг вырос город. Если выслушать другие версии, то история становится не такой скучной. Кстати, большинство из них основаны на том же знаменитом семействе, только трактуются они по-другому.
КНЯЗЬ ИЛИ "ЛОДОЧНИК". — Считается, что Кий реально существовал, а вот его родственников Щека, Хорива и Лыбидь уже додумали, чтобы приукрасить легенду. Кроме того были споры о том, был ли Кий князем или перевозчиком через Днепр. Историки пришли к выводу, что все-таки это был князь, ведь в хрониках упоминается о его поездках в Византию.
До сих пор сохранилось и то место, откуда, по преданию, пошел современный Киев. Это гора Кияница, находится она на Подоле, сейчас там расположен фундамент Десятинной церкви и Исторический музей: "В летописи сказано, что Кий пришел и сел княжить на горе, а она получила название Киевица, остальные братья княжили соответственно на горах Щековица и Хоревица".
ИНДУС ИЛИ БОЖЕСТВО. Гипотез, кем был Кий до своего княжества, — множество. Его имя отождествляют с охотником, "новгородским разбойником" и даже с "греческим царем". Еще больше дискуссий вызывает национальность Кия, а точнее, принадлежность его к определенному народу. Существуют десятки четко отработанных "версий", согласно которым основатель города был антом, готом, гунном, сарматом, аварцем, хазарином, поляком, персом, индусом, евреем...

Евреи  в древнем Киеве.
КИ;ЕВ, столица Киевской Руси (10–12 вв.), с 1934 г. -Украинской ССР, ныне - столица  Украины.  Самое раннее свидетельство проживания в Киеве евреев (очевидно, хазарских) - так называемое  Киевское письмо: адресованный еврейским общинам мира призыв собрать средства для  помощи киевлянину Я‘акову бар Ханукке (Х в.). Поселением киевских евреев было, возможно, урочище Козары (см. Хазария) у впадения реки Почайны в Днепр, упоминаемое в записи Ипатьевской летописи за   945 г. В другой записи говорится, что в 986 г. к князю Владимиру прибыли евреи из  Хазарского каганата склонять его к обращению Руси в иудаизм, а  в  988 г. он  провозгласил  христианство  религией   своей  страны. В новых городских стенах (закончены в 1037 г.) имелись Жидовские   ворота, к  которым     примыкал еврейский квартал (см. Кварталы еврейские). Летописец Нестор (около 1080 г.) в «Житии... Феодосия» (основателя и игумена Киево-Печерского монастыря) рассказывает,  что тот посещал по  ночам евреев и вел с ними религиозные споры. В еврейских источниках упоминаются холхей Русия  («идущие в Русь»), видимо, участвовавшие в ХII в. в торговле между Востоком и  Западом, шедшей   через Киев. Члены еврейской общины вели денежные операции и, очевидно, были  связаны с княжеским двором. Когда в 1113 г., после смерти князя Святополка восставшие киевляне  напали на еврейский квартал, они грозили князю Владимиру Мономаху «не Путятин [тысяцкий] двор, ни соцьких, но   и жиды грабити», что, как видно, должно было сильно ущемить интересы князя.  Биньямин из Туделы в 1173 г. назвал Киев «великим городом». Евреев Киева посещали Птахия из Регенсбурга, с родным   городом которого они вели интенсивную торговлю, Ицхак бар Дорбело (ХII.)  и, возможно, Эли‘эзер   бен Натан из Майнца (1090? – 1170?) - сподвижники Я‘акова бен Меира Тама.   С последним поддер -    живал связь, а возможно, и учился у него рабби Моше, который жил в Киеве в  ХII в. и переписывался  с Шмуэлем бен Али ха-Леви (умер, по-видимому, в 1194 г.), главой иешивы в  Багдаде. Греческий  монах Феодосий писал в 1156 г. о живших в Киеве караимах. Значительный  ущерб евреям нанесли   пожар еврейского квартала в 1124 г. и ограбление города дружинами Андрея Боголюбского в 1169 г.              О положении евреев Киева в период татаро-монгольского ига и после занятия  города в 1320 г. литовскими князьями достоверных сведений не сохранилось. В документах ХV в. упоминаются киевские евреи — сборщики податей, владевшие значительным имуществом. В  это  время еврейская община прославилась ученостью, чему немало способствовала деятельность рабби  Моше бен Я‘акова из Киева. Процветала и современная ему община караимов. В 1470 г. из Киева в Новгород выехал Схария  Жидовин, с которым русские источники связывают зарождение «ереси жидовствующих». При нашествии на Киев  хана Менгли-Гирея в 1482 г. многие взятые в плен евреи   были увезены в Крым. При изгнании евреев  из Литвы в 1495 г. они были изгнаны и из Киева. В 1503 г.  указ об изгнании был отменен, община возродилась, получила от короля Сигизмунда I участок земли  за Львовскими (бывшими Жидовскими) воротами для устройства кладбища, а откуп на налоги был  отдан еврею, некоему Шамаку Даниловичу. Ходатайства купцов-христиан привели в 1619 г. к запрету евреям проживать в Киеве более одного дня и только в «гостином городском доме». Но и после этого евреи продолжали владеть землями, домами и лавками в городе, а некий Мисан Иосифович - откупом на  «водные поборы». Русский источник   указывает, что во время резни при захвате Киева Б. Хмельницким были замучены многие евреи.   Приняв власть над Украиной, царь Алексей Михайлович в 1654 г.  и в 1660 г. подтвердил запрет  1619 г., и какие-либо сведения о евреях в Киеве исчезают надолго.

 
Открытка c видом Лавры XIX века.
Ки;ево-Пече;рская ла;вра — один из первых по времени основания монастырей на Руси. Основан в   1051 при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча.

Двигаясь  в  сторону  центра  города, где  на  улице  Круглоуниверситетская  находилась  наша  квартира  мы, разменяв  денег,  заехали  в  Верхнюю  Киевско – Печерскую лавру, где  находятся  Троицкая  надвратная  церковь, построенная  на  деньги правнука  Ярослава, принявшего  в  1106  году  постриг  и  покинувшего  семью. На  его  же  деньги была  построена  и  Николаевская  больничная  церковь. Звали  правнука – Никола  Святоша  Черниговский. Один  из районов  Киева  назван  в  его  честь – Святошино.
В  Верхней  лавре  находятся: Великая  Лаврская  Колокольня, Великая  Печорско - Успенская  церковь, Церковь  всех  святых, Церковь  Спаса  на  Бересте, входы  в  Дальние (возле  церкви Зачатия  Анны)  и  Ближние  пещеры (возле  Хрестовоздвиженской  церкви), трапезная  палата  с  церковью, церковь  Рождества  Богородицы  и  5  музеев, один  из  которых – музей  исторических  ценностей. Свято-Успенский  Собор, который  был  взорван  во  время  ВОВ. До  сегодняшнего  дня, неизвестно   кто  это  сделал – немцы  или  советские  подпольщики, но  в  2000  году  его  восстановили. 
Со  временем у  нас  было  не  густо, а  куда  идти  и  что  где  находится – ещё  не  определились, но  помогла  немолодая  билетерша, сидевшая  у  одного  из  входов  в  тесной  будочке  с  низким  окошком. Разговаривая  с  ней, нужно  было  наклониться  и  выворачивать  голову  вверх  чтобы  увидеть  её  лицо.  Увидев  детей  она  очень  любезно  и  обстоятельно, на  хорошем  русском  объяснила  систему  осмотра  и  оплаты, так  что  не  нужно  было  возвращаться  к  центральному  входу, чтобы  брать  экскурсию. Что  и  где  находится  было  видно  на  билетах  и  мы  двинулись. 
 
«…Купола  в  России  кроют  чистым  золотом,
Чтобы  чаще  Господь  замечал!...». В. Высоцкий.
Первое, что  меня  удивило  – то, что  в  пятницу, обычный  день, много  молодых  женщин  в  платках выходили  из  церквей  и, кланяясь  в  их  сторону, крестились, а  потом  снимали  платки, оставив  их  на  плечах  и  шли  дальше.
В  Великой  Печорско – Успенской  церкви  дети, которые  уже  видели  убранства  и  интерьеры  соборов  в  других  странах  обратили  внимание  на  византийскую  живопись, о  которой  я  им  когда-то  уже  рассказывал. Затем, не  теряя  времени, мы  пошли  в  скифский  отдел  осматривать  музей  исторических  драгоценностей  Украины.


Музей исторических драгоценностей Украины (Скифского золота) расположенный в Печерской лавре, Пещерском монастыре, содержит одну из богатейших коллекций золотых изделий в бывших странах Советского Союза. Работы, выполненные ювелирами на самых ранних этапах украинской истории, были собраны и тщательно хранились в течение многих лет. Экспонаты, представленные в музее, включают знаменитые сокровища могильных курганов "Гайманова могила" и "Толстая могила", огромные скифские погребения, создание которых датируют IV веком до нашей эры. Экспонаты повествуют о высокоразвитой культуре скифов, древнейших жителей Южно-Украинских степей. Среди сокровищ музея есть также целое погребение Скифской царицы с ее ребенком из кургана Толстая могила. Коллекция погребальных сокровищ включает золотой футляр скифского короткого меча (акинака), украшенный ажурными масками, золотыми пластинами и подвесками, и впечатляющий образец античного ювелирного искусства, массивное нагрудное украшение со сценами из скифской жизни и мифологии. Создание этих сокровищ датируется VI веком до Рождества Христова.
Особый интерес представляют предметы из погребения сарматской царицы. Эти экспонаты, в число которых входят старинные греческие, персидские украшения, датируются I-II веком н. э. Также в коллекции представлены массивные золотые украшения, украшенные жемчугом и драгоценными камнями и датированные IV - началом XIII века, найденные среди других сокровищ в Кировоградской области. Уникальные способности Киевских ювелиров демонстрируют также такие предметы как золотые плечные повязки, подвески для храмов и диадема, найденная в деревне Сахновка, а также другие изделия, выполненные в изящной технике клуазон.
Украинский музей исторических драгоценностей Украины также представляет произведения из золота и серебра, выполненные в XIV-XVI веках. Украинские традиции работы с драгоценными металлами восходят еще к временам Киевской Руси, когда опытные византийские мастера с принятием христианства обогатили славянские традиции. Экспозиция включает рамы и оправы для икон и религиозных книг, украшенные изумрудами, рубинами, сапфирами и жемчугом. В коллекции представлены также настоящие шедевры ювелирного искусства работы таких признанных киевских мастеров, как Иван Равич, Иван Мощенко и других.

В  музее, за  который  нужно  было  доплатить  отдельно, мы  были  одни, и  немолодые  смотрительницы  в  зелёных  накидках - пончо, до  этого сидевшие  снаружи  на  лавочке, разбрелись  по  комнатам.
Объясняя  украинские  надписи  у  экспонатов, я  говорил  на иврите  и  на  русском  и  смотрительницы, вначале  насторожено, а  затем, спросив  откуда  мы  провожали  нас  из  комнаты  в  комнату, пока  я  что-то объясняя  внуку  не  прошёл  безразлично   мимо  золотого  нагрудника – ещё  одно  золотая  цацка.
Смотрительница  обидчиво  спросила  почему  прошли  мимо, я  попросил  объяснений,  и  она  начала  подробно  рассказывать  о  нём.  Наши, ушедшие  вперёд, вернулись, вошли  также  смотрительницы  из  смежных  комнат  и  все  слушали.
Оказывается, мы  прошли  мимо  нагрудника, объявленного  сокровищем  ЮНЭСКО.  Ему   1500  лет, он  в  прекрасном  состоянии  и  на  внешние  экспозиции  не  вывозится. Есть  какое-то  соглашение, по  которому  можно  вывозить  его  копию.
Уникальность  его  не  в  золоте, хотя  в  самой  широкой части  он  достигает  более  20  см., а  в  исполнении. Между  пластинами  нагрудника, по  обе стороны  шеи  находятся  фигурки  разных  зверей, причём  по  одну  сторону  самцы, а  по другую  самки. Сами  фигурки  изготовлялись  по  выплавляемым  моделям, а  потом  доводились  вручную  и  впаивались.  Размеры  фигурок  около  2 – 2,5  сантиметров  в  длину  и  различия, например, между  львом  и  львицей  пропорциональны  размерам  зверей.
Технология литья  по выплавляемым моделям была известна  в Древнем Шумере (ХХVI век до н.э.), Древней Индии (ХХХ век до н.э.), Древней Греции и Этрурии (VI век до н.э.) Владели ею древние племена, населявшие экваториальную Африку (IV — ХII век н.э.). (История развития художественного литья).

Смотрительница  заявила  что  с  сегодняшней  технологией  не  способны  сделать  подобную  вещь. Интересно, что  же  они  вывозят  как  копию?
Затем  мы  попали  в  еврейский  зал.  На  выставке  представлены  знакомые  нам  еврейские  религиозные  ценности  и  предметы  повседневной  жизни.  Как  мне  помнится, в  еврейском  музее  Праги, несмотря  на  то, что  фашисты  там  собрал  9  миллионов  единиц, намереваясь  открыть  музей  «исчезнувшей  нации»,  экспозиция  бедней. Интересно, если  здесь  так  широко  представили  еврейские  принадлежности, сколько  ещё  скрывается  в  запасниках.  На  Украине  евреи  были  изгоями, значение которых  в  истории  страны всегда  затушёвывалось.
Рассказал  детям, естественно  на  иврите, о  вкладе  евреев  в  историю,  строительство  и развитие, как  древнего, так  и  современного  Киева. Рассказал  о  Марголиных, развернувших  в  городе  трамваи,  газо- и  водоснабжение, пароходное  движение  по  Днепровскому  бассейну  и  многое  другое, «сахарных  королях»  Бродских, Я. Бернере  из  кирпича  которого  Лев  Гинзбург  построил  здания  Национальной  оперы, театр, названный  сегодня  именем  И. Франко, театр  оперетты, Николаевский  костёл, синагогу  Бродского, дом  учителя, Национальный  банк  Украины, Политехнический  институт, музей  древностей (национальный  художественный  музей), музей  Украины, гостиница  Premier  Palace, дом  городецкого (дом  с  химерами) и  они  коротко  резюмировали, что  евреи  были  всегда  и  везде.
В  книге  «20  лучших  экскурсий  по  Киеву (Взгляни  на  Киев  по-новому)». Ольга  Гук. Travels  World  меценатами  города  названы (по  порядку  упоминания) : семьи Терещенко, Ханенко, Бродских, Симиренко.
Во время Второй мировой войны, после оккупации  Чехии и Моравии в 1939 году музей закрывается для посетителей. Издаются антисемитские   законы, согласно которым еврейское имущество подлежит конфискации. Карел Стейн, который пытался сохранить ценности, конфискованные у евреев, предложил нацистам создать   Центральный еврейский музей в Праге. После долгих переговоров, нацисты согласились. Ритуальные предметы синагог и вещи,   найденные в еврейских гетто, были объединены с довоенными собраниями в 1942 году. Почему же нацисты, массово убивающие евреев, согласились создать недалеко от границ с Германией Центральный еврейский музей? Все дело в том, что в последствии нацисты хотели использовать собрание как музей «не существующего народа»...


Время  заезда  в  квартиру  было  назначено  на 13:00  и  мы  поспешили  на  Кругло –университетскую.  Михайлович  нас  уже  ждал  на  улице. Сергею  дали  деньги  на  билеты  в  цирк  и  договорились  о  встрече  в 18:30  – интернет  позволяет  знать  программу,  и  цены  В  доме  маленький  лифт  на  два  человека, квартира  нормальная, почти всё  работает,  с  постелями  проблем  нет  – нам  лишь  переспать  три  ночи. 
Ну, что  ж, пора  выйти, выяснить  какие  ориентиры  и   поискать  где  бы  поесть .
Вот  он – Бессарабский  рынок,  совсем  рядом  «Пузата  хата», о  которой  рассказывал  Борис. Вошли, осмотрелись, заказали. Чисто, вкусно, сытно  и  для  нас  не  дорого: первое, второе  и  третье  около  4-х  $  на  человека. 
Теперь  нужно  посмотреть  памятник  Шалом  Алейхему, который  находится  на  улице  Рогнединская.  В  интернете  писали  о  том, что  его  убрали. Есть  фотография  пустого  постамента  без  надписи  на  иврите, которая  вместе  с  украинской, была  на  нём. Карта  не  помогает, помогает  милиционер, указывающий  в  обратном  направлении  и нос  Нарика, обладающий, по  словам  Лили  и  Нарика  удивительным  свойством - находить  нужное  направление. 

      
А  это - вечное приветствие Шолом-Алейхема, прерванное  2.05.2005.  и  восстановленное  позже.
Всё  оказалось  на  месте  и  мы  вошли  в  синагогу  Бродского, которая  находится  рядом  на  улице  Шота  Руставели. Есть  местные  охранники, мальчик  с  кипой. Нужно  было  сдать  в  раздевалке  наши  рюкзаки, которые  мы  повесили  сами, взяв  номерок.
Торжественное открытие и освящение синагоги состоялось в день 50-летия Лазаря Бродского - 24 августа 1898 года. На нем присутствовали многих почетные гости, в том числе губернатор и городс -  кой глава. Здание функционировало как религиозный еврейский центр на протяжении трёх десятилетий.
В 1926 году синагога была конфискована советской властью — ее превратили сперва в клуб кустарей, а позже в кукольный театр. Во время оккупации во Вторую Мировую Войну, здание было использова - но под конюшню для армейских лошадей.
В 1997 году кукольный театр переехал в новое здание и в 2000 году произошло торжественное открытие обновленной Центральной синагоги Киева - Синагоги Бродского.


Здание  не  стало  тем  центром, которым  было  вначале. Пятница. Людей  нет.
Ну, будем  возвращаться. Нужно  сделать  закупки  на  вечер  и  немного  отдохнуть перед  цирком. Всю  ночь  почти  не  спали, а  представление, судя  по  объявлению  в  интернете, ожидается  интересным. Обещают  рекорд  Гиннеса  в  выступлении  слонов  и  много  чего  другого.
Закупились  в  Бессарабском  рынке  так, чтоб  не  быть  голодными, если  вдруг  кушать  захочется. Удивило  то, что  за  мешки  нужно  было  уплатить  35  копеек. Это  меня  удивило  ещё  в  1996  году, но  вижу  изменений  не  произошло.
Сергей  чуть  опоздал  и, если  у  меня  были  сомнения  оставлять  ли  его  на вечер, то  они  развеялись. Ехали  мы  минут  20, а  пешком  бы  шли, наверное, не  меньше  часа, а  потом  ещё  и  назад.
Представление началось, непривычно  для  израильтян, вовремя.
Слонов  «гвоздя  программы» не  было - выступали  где-то  на  выезде, но  представ -ление  было  неплохим  и  детям  понравилось. Была  девушка  на  трапеции, два  толстых силовика  поднимавших  тяжести  и  людей (300 -350 кг.), дрессировщица  с  собачками, дикообразами, кошками, мышками, белыми  нутриями, а  кода  поставили  решётку, которая  до  этого  была  поднята  вверх, запустив  тигров  и  снулых  львов, к  ней  присоединился  высокий, худой  старик. Был дрессировщик  с  медведями  разного  размера  и  желания  повиноваться. Кроме  того, в  цирке  появился  новый приём – акробатика  на  висящих полотнищах,  которые, закрутив  вокруг  руки  или  тела  позволяют  иметь, как  минимум, одну  свободную руку, что  и  демонстрировал  мускулистый  акробат  с  саблей, висевший  на  розовом  полотнище  без  страховки. Был  ещё  один  опасный  трюк – с  большим  колесом  на  балансире, которые  крутились  вокруг  общей  оси, а  человек  бегал  и  прыгал  внутри. Когда  же  он  перебрался  на  наружную  часть  колеса  и  проделывал  это  с  мешком  на  голове  и  без страховки, это  стало  опасным, потому  что  происходило  под  куполом.  В  конце, уже  после антракта,  вышли  восточные  мужчина  и  женщина  с  верблюдами. Женщина  ходила  по  кругу, приседая  в  поклоне  и  разводя  в  стороны  руки, а  мужчина  выкрикивал  непонятные  гортанные  слова  давал  команды верблюдам, отвечавшим  ему  рёвом, но  команды  исполнявшим. Время  от  времени  женщина  садилась  на  верблюда  и  он  исполнял  команды  с  наездницей.
 
 
Внук  в  цирке  Киева.

Мы, договариваясь  с  Сергеем, спросили его  сколько, по  его  мнению, будет  продолжаться  представление  и  он  сказал, что  к  9  вечера  оно  должно  закончиться. Но  объявили  антракт  и  мы  вышли  в  вестибюль, а  там  дрессировщик  медведей  решил  немного  заработать, фотографируя  детей  с  самым  маленьким  медведем. Инона  это  заинтересовало  и  он  решил  присесть  около  мишки. Теперь  имеет фотографию.
Представление  затянулось, но  шофёр  нас  ждал,  и  дома  мы  были  22:30. Рассчитались  с  Сергеем   и - отдыха

КИЕВ.
04.10.2008. День  второй.  Суббота.  ;;;  ;;;.

Для  ночлега  нам  с  Нелей  досталась  кухня, близкая  к  туалету  и  заметки  о  вчерашнем  дне, чтобы  не  мешать, писал  там.   За  вчерашний  день  все  устали, спали  хорошо  и  меня  не  тревожили. К  началу  шевеления  я  почти  закончил, рассвело, можно  было  перебраться  к  окну  пить  утренний  кофе  и  видеть  как  дети, в  ожидании своей  очереди  к  «общественным   местам»  нежатся  в  нашей  постели.  Кухня, как  всегда, оказалась  центром.
Позавтракали  в  «Пузатой  хате» - Сергей  нас  взял  оттуда,  и  поехали   в  Бабий  Яр. Как  туда  проехать  киевлянин  Сергей  не  знал  и  справлялся  о  дороге  у  кого-то  по  телефону.
Бабий Яр (укр. Бабин Яр) — урочище в северно-западной части Киева, между районами Лукьяновка и Сырец.
В настоящее время на территории Бабьего Яра находятся несколько памятников и мемори альных комплексов жертвам Холокоста.
За два дня 29-30 сентября 1941 зондеркоманда 4а под командованием штандартенфюрера   Пауля Блобеля (входившая в состав айнзатцгруппы С под командованием д-ра Раше) при   участии частей вермахта (6-й армии) и Киевского куреня украинской вспомогательной   полиции под командованием П. Захвалынского расстреляли в этом овраге  почти всё еврейское  население Киева. Дальнейшие расстрелы евреев прошли 1, 2, 8 и 11 октября 1941.
По разным подсчётам, в Бабьем Яру в 1941-1943 было расстреляно от 70 000 до 200 000   человек. Евреи-заключённые, которых нацисты заставили сжигать тела в 1943 году, говорили  о  70-120 тысячах. Бабий Яр стал местом расстрела пяти цыганских таборов.

Памятник  установлен  в  1991  году.

Широкой, загруженной  автострадой  Бабий  Яр  разделён  на  две  части: место  проведения  расстрелов – там  и  установлен  памятник  «Менора», и  вторая  часть, к  которой  удобно  добраться, где  проходят  официальные  правительственные  церемонии  и  где  установлено  большинство  памятников.

   

Слева - «Память  ради  будущего» - памятник  погибшим  детям. Открыт  в  2001  году. Справа – монумент  советским  гражданам  и  военнопленным, уничтоженным  гитлеровцами. Скульптор  М.Лысенко. Установлен  в  1976  году.
Мы  пришли  через  два  дня  после  официальной  церемонии  и  под  цветами  увидели  надпись  на  идиш. А  совсем  рядом  деревянный  крест  – памятник  62 -  активистам  ОУН, погибших  за  независимость  Украины. Памятник  установлен  21.02. 1992. По  обе  стороны  креста  плиты  с  именами  и  фамилиями  погибших. Левая  плита  засыпана  землёй – там  часть  фамилий, написаны  по-русски. 

   

«Дружба  народов»  на  земле  Украины.

О  Катастрофе еврейского  народа  дети  знали – каждый  год  в  Израиле  проходят  церемонии  поминания  погибших.  Но  здесь  они  были  подавлены, потому  что впервые  были  на  земле, пропитанной  кровью  беззащитных  детей, женщин  и  стариков (мужчины  гибли  на  фронте), которых  убивали  только  за  то, что  они  евреи.
 
«Моё  дитя! Мои  румяна!
Моя  несметная  родня!
Я  слышу, как  из  каждой  ямы
Вы  окликаете  меня».
 
Илья  Эренбург 1945 г.

Почтив  место, где  погибли  наши  родственники  мы  увезли  детей  от  этого  горя.
Поехали   на  Контрактовую  площадь  -  главную (в  ХIV–ХVIII в.в.)  площадь  Подола  и  всего  города. Здесь  был  центр  торговли  города. В  ХVI –   ХIХ в.в. тут  располагалась  ратуша  Киево-Подола, у  которой  проходила  важная  часть  магдебургских  церемоний  с  парадами  магистратского  войска. Название  площади  происходит  от  знаменитых  Контрактов – зимней  сельскохозяйственной  ярмарки, собиравшейся  здесь  с  конца  ХVIII  до  начала  ХХ вв.
 Магдебургское  право - представляло собой систему норм государственного, уголовного, гражданского, процессуального  права, которыми, начиная  с  конца  ХII ст., пользовались  горожане немецкого города Магдебург. Первотолчком  для  его предоставления  была немецкая колонизация восточноевропейских стран ХII ст., которая коснулась и Украины  (и которая, кстати, была  нормальным  и  обычным  для  того времени экономическим процессом, а не попыткой закабаления немцами своих славянских соседей). Речь идет о том, что городские  привилегии  сначала  предоставлялись  именно  переселенцам  с  этнических   немецких территорий, а  потом распространялись  на  весь  люд  городов.


Люди  в  районе  площади  селились  ещё  в  Х  веке. На  глубине  20  метров  обнаружились  древние  улицы, остатки  домишек  и  огромный  терем-гигант. Кстати,  все  дома, как  и  египетские  пирамиды, были  чётко  сориентированы  по  сторонам  света. 
Одним  из  самых  популярных  мест  старого  Подола  на  Контрактовой  площади  был  фонтан  «Фелициал»  по  имени  древнеримской  богини  добродетели  и  удачи – Фелициты. Это  был  самый  первый  водопровод  в  Киеве.
Киевляне  приписывали  воде  из  фонтана  целебные  свойства, так  что  богомольцев  тут  было  видимо-невидимо. На  шею  Самсона  часто  вешали  крестики  прося  силы. Тогда  же  возникла  и  местная  легенда, назвавшая  сильного  Самсона – сыном  еврейского  царя  Давида  и  привязавшая  легендарного  воителя  к  берегам  Днепра. 
 
Самсон, разрывающий  пасть  льву.
Это  памятник  архитектуры  и  гидротехнического  искусства. Появился  на  Контрактовой   площади   в  1754  г.. Являлся  центральной  частью  старого  водопровода. Тогда  он представлял собой  арочный  круглый  павильон, носивший  название  «Фелициан», перекрытым  куполом  в  стиле  барокко,    который  завершала  медная  с  позолотой  статуя  апостола  Андрея. Столбы  с  фасад ной  стороны  были  украшены  двойными  коринфскими  колоннами. В  1780-х  гг. преподаватель  Киевской  академии  Брульон  устроил  на  фасадах  солнечные  часы. В  ХVIII в.  фонтан  дополнили  наивной  деревянной  скульптурой  Самсона, раздирающего  пасть  льва.  В  1930-е  гг.  этот  символ  Подола   был  разрушен. В  1981 г.  его  восстановили, сохранив  наивность,  в  бетонном  варианте.


Кто  только  не  бывал  на  этой  площади : Ференц  Лист, Николай Гоголь, Оноре де Бальзак, Адам  Мицкевич, Тарас  Шевченко, Николай  Костомаров, Константин  Паустовский.
В  концертном  зале  Контрактового  дома  Ференц  Лист  встретил  свою  любовь – княгиню  Каролину  Сайн-Витгенштейн, без  развода  убежавшей  с  дочкой  в  Германию  к  Листу. Несмотря  на  то, что  католическая  церковь  не  позволила  им  пожениться, они  остались  вместе.
Сегодня  воды  в  фонтане уже  не  попьёшь, но  влюблённые  назначают  здесь  свидания  и  возникла  новая  городская  легенда: если  загадать  желание  и  обойти  трижды  вокруг  него, то  желание  сбудется.

Ну, а  после  этого  мы  подъехали  к  Андреевскому  спуску.
Андреевский   спуск  называют одной  самых  живописных  улиц  города, излюбленным  местом  киевлян  и  туристов. Он  соединяет  наиболее  древние  части  Киева – Верхний  Город  и  Подол. Как  дорога  существует, вероятно  со  времён  возникновения  города. Нынешняя  застройка  в  основном  относится  к  рубежу  Х IХ  - ХХ вв.
Вот  туда, неустроенной  булыжной  мостовой(породившей  пословицу: «что  с  воза  упало, то  пропало»  как  было  положено  в  Киеве  по  старым  правилам), Сергей  подвёз  нас  к  середине Андреевского  спуска (древний  Боричев  увоз). Дальше  дорога  для  транспорта  была  закрыта  деревянными  столбами  вкопанными  в  землю  и  мы  вышли  посмотреть  на  место, которое  многие  восхищённо  описывают.
Киевлянам  нравится  называть Андреевский спуск  киевским Монмартром  или  московским  Арбатом. В любой день, в любую погоду  здесь можно  увидеть  множество художников, демонстрирующих  свои работы, образцы прикладного искусства – украшения, посуду из стекла и керамики, смешные фигурки из дерева, игрушки, медали, монеты и многое другое.
Во  внутренних  двориках  можно  видеть  небольшие кафе, где  продавцы  и, возможно, покупатели  могут  перехватить. Атмосфера  закрытого  клуба, в  котором  покупатели  принимаются  как  необходимая  помеха.
        В  доме  №13  жил  М.О  Булгаков, расположен  музей  писателя.
        На Андреевском спуске также работает уникальный Музей одной улицы. В этом музее собраны вещи, картины, фотографии и т.п., связанные с историей  спуска.
        Вдоль всей улицы много картинных галерей, художественных салонов. В уютном парке ниже церкви  можно  увидеть скульптуры Ивана Кавалеридзе.
Андреевский спуск пролегает от Владимирской и Десятинной улицы к Контрактовой   площади.    Верхняя часть Андреевского спуска образовалась на пути, который  уже со времен  Киевской Руси связывал Старый Киев (Гору) с Подолом, пролегая  между Андреевской и Замковой горами.
    В 1711 г. по приказу киевского губернатора проезд между Замковой и Андреевской горами был расширен, и он стал пригодным для пользования не только для пешеходов и всадников, но и для  проезда запряженных конями и волами телег.
    Название Андреевской спуск получил от имени Святого Андрея Первозванного. Существует  легенда, по которой место, где теперь течет Днепр, было морем. Когда св.Андрей пришел в Киев и поставил на горе, где сейчас стоит Андреевская церковь, крест, то все море ушло вниз. Но некоторая часть его осталась и спряталась под Андреевской горой. Когда позже здесь построили церковь, то под престолом открылся колодец. В Андреевской церкви нет колоколов, так как, по легенде, при  первом же  ударе вода проснулась бы и залила бы не только Киев, но и все Левобережье.
 
Сегодняшний  вариант  церкви,  построенной  в  1749 – 1754 гг. по  проекту  любимца  царицы  Елизаветы  Петровны, Бартоломео  Растрелли. Практически  у  подножья,   стоит  памятник  только  что  обвенчавшимся  молодожёнам.  Он  появился  в  1999  году. Это  персонажи  кинокомедии  советских  времён  «За  двумя  зайцами»  Проня  Прокоповна  и  Свирид  Голохвастов. Здесь  мы  встретили  две  пары  молодожёнов, приехавших  сфотографироваться  возле  памятника. Невестам  хочется  подержаться  за  жучка  на  филейной  части  сюртука  Свирида (к  деньгам  в  семье). Киевляне  советуют, также   подержаться  за  кольцо  на  правом  мизинце  Прони (скоро  и  счастливо  влюбишься).
Оказалось, что  мы  прошли  совсем  маленький  участок  спуска  и  было  решено вернуться  сюда  ещё  раз.  Сергей  ждал  нас  здесь  и  мы  поехали  в  Софиевский  собор.
   
Возле  Б. Хмельницкого  стоит  памятник  избранию  В. Ющенко  гетьманом  Украины.
Собор Святой Софии был построен в XI веке. Он расположен в самом центре  города. Сохранились и  через века дошли до нас 260 кв.м. мозаик и 3 тысячи кв.м. фресок. Вряд ли где-либо в Европе можно  найти церковь, где бы сохранилось столько фресок  XI века. Вокруг собора находятся монастырские    строения 17 века, выполненные в архитектурном стиле украинского барокко. Внутреннее убранство  собора почти не изменялось. В конце 18 века появился иконостас и в 19 веке - чугунные напольные   плитки.
Великий князь Ярослав (1019 – 1054), “Мудрый” - выдающийся деятель в истории ранней Киевской   Руси. В первой половине 11 века он управлял великой державой, Киевской Русью, которая располагалась на значительной территории Восточной  Европы. В те времена Киевская Русь была одной из крупнейших цивилизованных  держав в Европе. Ярослав налаживал связи Руси с державами Европы.  Он сам женился  на шведской принцессе Ингигерде. Его сестры были замужем за членами королевской  семьи Польши и Чехии. Его сыновья были женаты на византийских и немецких   принцессах.  Одна  из его дочек,  Анна, стала женой короля Франции, другая - короля Венгрии, третья - короля  Норвегии. Именно   Ярослав Мудрый заложил фундамент  собора Святой Софии.

Собор - 5-нефный 5-апсидный 13-главный крестово-купольный храм,  был главным храмом государства, объединенного  под властью  киевского  князя. Посвящение  богине  премудрости  Софии  было отчасти подражанием  столичному Константинополю и его христианскому символу, собору Св. Софии. В интерьере собора сохранилось большое количество фресок и мозаик XI века. На верхних галереях изображены дочери и сыновья Ярослава Мудрого. На западной стене, разобранной в конце XVII века, находились изображения самого Ярослава с макетом собора в руке и его супруги Ирины.
Место  собора  выбрано  не случайно – именно  на  этом  месте  киевляне  разгромили  печенегов.
Вначале  Софию  венчали  13 куполов, символизирующих  Христа  и  12  апостолов, но  в  ХVII  веке  добавили  ещё  6  куполов  и  сегодня  их  уже  19.
В  1934  году, с  перенесением  столицы  Украины  из  Харькова  в  Киев, Софиевский  собор  закрывают, превращая  в  заповедник. Массивные  серебряные  114 – килограммовые  царские  врата  главного  иконостаса  отправляют  на  переплавку, уничтожают  8  иконостасов  боковых  приделов  и  многое  другое.
Восстанавливая  древние  росписи  ХI  века, многие  реставраторы  ХХ  века  рано  ушли  из  жизни. Оказалось, что  «волшебная»  химическая  смесь, которой  они  пользовались  была  очень  ядовитой.
Сегодня  София  уже  больна. Она  не  выносит  церковного  пения – от  него  вибрируют, а  значит  могут  разрушиться  стены. Работники  заповедника  считают, что  церковь  уже  не  в  состоянии  «работать»  ничем, кроме  музея. Фотографировать  нельзя. 
Женщины  в  зелёных  накидках  с  удовольствием  отвечали  на  наши  вопросы – скучно  им. На  углах  металлических  плит  пола  отчётливо  видны  «Маген  Давиды», а  в центре  – витиевато  исполнен  крест. Собор  перестраивали  и  есть  его  части, которые, например  те, которые  были  над  входом,  обернули  вовнутрь, но  эти  новые части  не  ощекатурили, оставив  кладку  открытой. Так  что  можно видеть, что  тогда делали  кирпичи  тоньше. Есть  и  беспорядочная  кладка - обломки  забрасывали  в  раствор  и  на  них  продолжали  ложить  следующий ряд.  В  одном  из  кирпичей  на  высоте  около  3-х  метров  торчат  две  золотые  шляпки  датчиков, расположенные  горизонтально. Они  пронумерованы  и, время  от времени  к  ним  подключаются, чтобы  проверить  осадку  здания. Они  не  единственные – видели и  в  других  местах

От  стены, которую  разобрали  в  конце  XVII века,  и  на  которой  были  изображения самого Ярослава с макетом собора в руке и его супруги Ирины  остались  два  небольших возвышения, прикрытые  стеклянными  пирамидками.
Софиевский  собор  был  когда-то  княжеской  усыпальницей. Тут  покоились  Владимир  Мономах, Ростислав  Всеволодович, Всеволод Ярославович, но  до  наших  дней  дошёл  лишь  саркофаг  Ярослава  Мудрого.
Фрески  в  очень  запущенном  состоянии – либо  нет  денег  на  реставрации, либо  ждут  новые  технологии  и  не  трогают  оригинал. На  стенах  много  выцарапанных  когда-то  надписей, вплоть  до  «громовиц», сделанных  после  особенно  сильных  раскатов  грома – господь  гневается.
На  втором  этаже  находится зал  с  фрагментами  Михайловского  Собора, уничтожавшегося  в  1935 – 1937 г.г. Нашлось, видимо, немало  людей  спасавших  не  разрушившиеся, огромные  части  Михайловского. В  Софиевском  обломки  спрятали  и  сейчас  их  можно  видеть.  В  1997 – 1999 г.г.  большую  часть  монастырского  комплекса  отстроили  заново.
В  один  из  моментов  наша  средняя  внучка  решила  что  ей  что-то  не  подходит  в  поведении  брата  и  решила  «погоревать» с  рёвом. Не  хотела  двигаться, убегала. Мы  решили  это переждать  в  другом  зале – благо, там  были  стулья. Пока  она  успокаивалась  мы  говорили  со  смотрительницей  этого  зала.
Одна  из  работниц, узнав  что  мы  из  Израиля, рассказала  что  её  дочь  с  мужем  живут  в  Реховоте  уже  5-6  лет, работают  в  доме  престарелых  и  собирают  деньги  чтобы  купить  квартиру.
Вообще, незнакомые  люди  в  возрасте  за  50, с  которыми  пришлось  говорить, не  проявляли  антагонизма  по  отношению  к  израильтянам (я  щепетилен). Единственная  их  забота  была – не  тоскуем ли  мы?   Какая-то  общая  фраза, и слышим  мы  её  в  бывшем  Союзе  не  впервые. Нет, мы  не  тоскуем, мы  отдыхаем!
По  разные  стороны, у  входа  в  собор, фрески  Богородицы, только  одна  исполнена  в  XI  веке, а  другая  в  XIX.
И  опять  же, молодые   женщины, крестятся  в  сторону  собора  но, поставив  свечи  и   выходя, снимают  платки. 

 
Во  дворе  сидел  «кобзарь»  и  пел  песни  по-украински. Мы  с  внуком  подошли  послушать  и  он, стесняясь, всё  время  прятался  за  мной, а  потом, когда  я  решил  тоже  попеть  с  кобзарём – убежал.  Кобзарь, играя  на  своей  кобзе, менял  старую, знакомую  мне  мелодию  и  пришлось  оставить  затею  международного  дуэта. Мы  немного  поговорили  «за  жизнь», он  спросил  хочу  ли  я  не  купить  диск  с  песнями  в  его  исполнении  и  расстались. Звали  его  Степан  Кравенко. 
Выйдя  на  площадь  можно  видеть, на  расстояние  300 м. восстановленный  красавец  Михайловский  Златоверхий  собор  и  его  монастырь. Он  для  киевлян  имел  особое  значение: архангел  Михаил  считался  небесным  покровителем  Киева.

         
В  Михайловский  Собор  мы  не  пошли, потому  что  зять  искал  Стрелецкий  переулок, в  котором  жила  его  бабушка. Переулок, по  его  воспоминаниям,  находился позади  Софии  и  мы  её  обошли. 

 
Дом, бабушки  не  обнаружился, зато  обнаружился  памятник   с  «секретом».
 
Не  понять, как  казак –пограничник  привстал на коне, стремян-то нету.

Затем  Сергей  повёз  нас  к  Золотым  Воротам – обязательная  аттракция  при  посещении  Киева.
Золотые ворота (укр. Золоті ворота) — исторический въезд в Киев. Название «Золотые ворота»  также носят близлежащий театр и станция Киевского метро.
Золотые ворота — главные, триумфальные ворота древнего Киева. Свое название получили от  Золотых ворот Константинополя, выполнявших аналогичные функции. (В южной части Константинопольских стен находятся легендарные Золотые Ворота. Золотые Ворота Через них входили в город императоры –триумфаторы, к ним был прибит щит князя Олега. По одной из версий, именно у этих  врат пал император Константин XII. Как гласит церковное предание, после взятия города, султан     Магомет II прочел над этими вратами надпись: «Когда придет Царь Русый, то врата сами собою  отворятся». Он приказал заложить их наглухо. Так и стоят они замурованными, неся в себе вековую   тайну, ожидая исполнения пророчеств об освобождении Константинополя православными в конце   времен).
  Золотые ворота были одними из трёх крупных городских ворот, сооружённых при Ярославе Мудром. Строительство ворот вместе с Софийским собором упоминается в летописи под 1037. В 1240 ворота сильно пострадали во время осады и взятия города полчищами Батыя. Из записей путешественников XVI—XVII вв. и рисунков А. Ван Вестерфельда (1651) известно, что уже к этому  времени Золотые ворота были полуразрушенными.
Золотые ворота оставались воротами в город (часто использовавшимися в церемониальных целях) до XVIII века, хотя со временем всё больше превращались в руины. В 1832 были приняты первые меры по их сохранению. В 1970-х возле руин был построен павильон, в котором располагался  небольшой  музей, посвящённый истории Золотых ворот, впоследствии музей перенесли в реконструируемое по сохранившимся рисункам здание самих Золотых ворот где он и находится по сегодняшний день.
В 1982, к 1500-летию Киева, Золотые ворота были полностью реконструированы, несмотря на то,  что не сохранилось достоверных изображений или планов того, как они выглядели в древности.

Ну, а  затем  мы  решили  потешить  душу  и  поехали  на  конфетную  фабрику, которая  когда-то  называлась  именем  Карла  Маркса. Сегодня  она  носит  название  «Рошар». Ехали   мы  за  тортом  «Киевский», но  набрали  и  конфет  столько, что  где-то  к  концу  поездки  в  Китай  ещё  ели  их.
Вернувшись  к  себе  домой, отпустили  Сергея  и  пошли  немного  отдохнуть. Через  час  спустились  поужинать  в  «Пузатой  Хате», а  после  этого  - на  вечерний  Крещатик, часть  которого  на  пятницу – субботу  перекрывается  для  проезда  и  люди  свободно   гуляют  между  двумя  сторонами  улицы.


В «Пузатой  хате».

Машины, правда, и  ещё  какие  машины!  стоят  на  тротуаре   и  номера  на  них  однозначные - явно  по специальному  заказу.
Магазины  открыты  и  наша  женская  команда  «ринулась  на  освоение  площадей»!
А  вот  и  улица  Прорезная, на  ней  где-то  должен  стоять  Паниковский.
          
На углу Крещатика и Прорезной стоит Паниковский (с узнаваемыми чертами Зиновия Гердта). Его трость похищена туристами, а на подошве приподнятого носка левого ботинка выбита известная комбинация из трех пальцев, которую можно увидеть только в зеркальце, поклонившись "великому слепому".
Проверили –«дуля»  на  месте! И  зять  с  упоением  пересказывал  книгу «Золотой  телёнок»  Ильфа  и  Петрова, которая  когда-то  считалась  обязательной  к  цитированию.
По  пути, возле  открывающегося  пивного  бара, видели  представление  официантов  и  официанток, одетых  в  народные  одежды  Чехии. Они  звали  участвовать  в  веселии  и  предлагали  брать  пиво. Желающих  было  немного – либо  это  было  вновь, либо  опасались  какого-то  подвоха.   
В  конце  закрытой  части  Крещатика, на  Площади  Свободы (Майдан  Незалежности)  стоит, «нулевой  километр»  или  «Лядские  ворота», от  которых  по  кругу  идут  линии  к  медальонам  на  которых  выбиты  названия  городов  и  расстояния  до  них. 
      
Возле  этой  географической  точки, где  освещение  было  тусклым, появилась  первая  пьянь, и  мы  перешли  на  другую  сторону, к  фонтанам.
Фонтанов  много, они  красивые, но  тоже  освещены  плохо, поэтому  все  попытки  их  сфотографировать  были  достаточно  неудачными.
С  этой  стороны  Крещатика  пытаются  организовать  какие-то  аттракции, фотографиирование  за  щитами  с  какими-то  изображениями  богатырей  и  принцесс, но  как-то  балаганно  это  и  мы  проходим  мимо.
Наша  женская  часть, освоив  магазины  по  одну  сторону  улицы, перенесла  свою  активность  на  другую  сторону, время  от  времени  посылая  к  нам  гонцов  за  деньгами.
Мы  с  зятем  и  внуком  сидели  на  улице  слушая  уличные  концерты  и  наблюдая  за  происходящим.
Одеты  хорошо. Пар  меньше, чем  отдельных  групп  парней  и  девушек. Толстых  девушек  и  парней  нет, возможно, они  гуляют  не  здесь. Видели  одну  молодую  пару  с  ребёнком. Парень  косится  на  свободных  ребят, которые  никому  ничем  не  обязаны. Она, несколько  округлившаяся  после  родов, недовольно  одёргивает  его.
 Группы  парней  уже  на  подпитии, но  стараются  вести  себя  не  агрессивно. Причиной  этому  является  зримый  и  незримый  надзор  за  происходящим. Перед  нами  на  лавочке  сидел  одинокий, пьяненький парень  с  бутылкой  из  под  пива  в  руках. Мы  видели  когда  он  пришёл, как  сел, как  закурил  и  никого  не  трогал. Но  это  ему  не  помогло – подошёл  хлипкий  милиционер  с  двумя  парнями, что-то  тихо  пьяньчужке  сказали  и  он  покорно  пошёл  за  ними.
Наконец  активность   женской  половины   иссякла  и  мы, в  надежде  на  то, что  придём  ещё  и  завтра, двинулись  к  дому. На  Бессарабке  нужно  было  ещё  купить  молоко  и  воду, а  дома нас  ждал  «Киевский  торт».

КИЕВ.
05.10.2008. День  третий.  Воскресенье.  ;;;  ;;;;;.

Ночью  шёл  ливень, а  утром, мы  увидели  смешную  бумажку  на  дверях  дома.
 
Сегодня  последний  полный  день  в  Киеве. В  плане  - посещение  Пирогово, а  после  этого  возвращение  на  Андреевский  спуск, для  более  серьёзного  осмотра. Сегодня  воскресенье  и  это  самый  главный день  там. Обедать, или  ужинать, как  удастся, мы  намечаем  в  чешском  ресторане  «У  хромого  Пола», который  находится  на  улице  Суворова №4. Мы  надеемся  на  то  что  нам, несмотря  на  воскресенье, удастся  туда  попасть  и  отведать  знаменитое  «колено». Движение  на  Крещатике  вечером   перекры -то – и  он  тоже  в  плане  на  вечер.
Позавтракали  в  той  же  «Пузатой  хате», встретили  Сергея  и - в  Пирогово.
Пирогово – здесь, на  площади  150 га.,  расположен  этнографический  музей  под  открытым  небом. Начинается тремя обворожительными деревянными мельницами (их будет еще немало), символом хлебородной Украины как раз и стал холм с ветряными мельницами. Дальше - широкая песчаная дорожка посреди просторного  желто-зеленого травяного поля. Дорожка  идет прямо к украинским хатам и мазанкам, спрятавшимся посреди небольшой рощи. В каждый  домик можно заглянуть, посмотреть на быт украинцев былых  времен, рядом продают веселых  расцветок птиц счастья.
Весь музей разбит на несколько секторов по временному и территориальму принципам: мазанные  хаты уступают место сложенным из камня домиках Западной Украины - с Львова и Хмельницкого, немного похожим на средневековую архитектуру словаков и чехов. Дальше идет  огромный район современных домов - каждая область Украины представила свой тип советского   дачного домика, с лакированными мебельными гарнитурами, телевизорами "Горизонт" и множеством предметов быта, характерных именно для этого места. Постройки перевезены с различных уголков Украины.
В  Пирогово - смешались украинские хаты, широкие поля, мельницы, языческие каменные идолы  и черные от времени православные церквушки прямо меж берез и тополей...
И это еще не все. Пирогово - прекрасное место для проведения выходного дня. После прогулки  по музею, можно поваляться на травке, прокатиться на лошади, отобедать в ресторанчике украинским  борщом, салом или шашлыком, и, напомню, все это на дивной природе.
 

Лучше  всего  расскажут  фотографии.
    
Одна  из  хат  и  то, что  можно  увидеть  внутри.
   
    От  экспоната  к  экспонату.         Пасека, а  за  ней  церковь.
      
      Ещё  одна  церковь.                Цымбала  и  цымбалист.

А  возле  одного  дома  познакомились, как  сказала  его  жена, художником, писателем  и  композитором  Иваном  Добичем. Сидел  и  рисовал  маленькие  акварельки, а  она  их  продавала. Рядом  лежали  его  диски  и  2-3  книги  с  его  именем  на обложке.
   
    Отдохнём. Находились.     Люди, на  дальнем  плане, уже  празднуют!
 
Внучки  с  бабушкой.
С погодой  нам  повезло. Было  пасмурно, но  дождя  не  было. Собирался  и  расходился, поэтому  побродили  мы  хорошо  и  не  заметили  как   пролетели  пять  часов. Напомнил  об  этом  разыгравшийся  аппетит, который  мы  погасили  на  ходу - «чем  бог  послал». А  послал  он  бутерброды, которые  мы  приготовили  из  дома.
Дождик  всё-таки  начал  сеять, но  мы  к  этому  времени  уже  были  в  машине  по дороге  к  Андреевскому  спуску. Старшая  внучка  там  в  прошлый  раз  заметила  какую-то  особенную  шляпу, но  решилась  сказать  об  этом  лишь  тогда, когда  мы  уехали. Кроме  того, мы   ищем  овальную  рамку  для  фотографии  Амира.  На  спуске  по  воскресеньям  бывает  какой-то  Васыль  Олександрович, бо-ольш-о-ой  специалист, делающий  их  вручную  и  дорогих, как  нам  сказал  один  из  продавцов  рамок. Этот-то продавец  и  был  тем, кто  создал  у  меня  ощущение, что  покупателей  здесь  лишь  терпят, когда  на  дополнительный  вопрос  Нели  важно  ответил: «я  всё  сказал». Ну, просто  как  индеец  у  Фенимора  Купера. Не  хватало  лишь  одеяния  с  перьями, ладони  у  собственного лица, и  восклицания  «хоп»  в знак  окончания  разговора.
Ну, чтож, пройдём  в воскресный  день  весь  спуск. Хорошо, что  он  закрыт  для  проезда. На  тротуарах  не  протолкнуться  и  для  того, чтобы  обходить, сомкнутые  в  одну  сплошную  линию, духанчики  часто  приходится  выходить  на  проезжую часть.
Наша  женская  часть  осваивала  духанчики, а  мы  наслаждались  общей  атмосферой. В  одном  из  мест  зять  обратил  внимание  на  прилавок, спрятавшийся  во  внутреннем  проёме  улицы. Продавали  там  ордена  и  медали. Подошли  посмотреть  и  мы. На  прилавке, приблизительно  2*3  метра  были  разложены  дешёвые  награды, выпускавшиеся  в  огромных  количествах. Как  обычно, что-то  серьёзное  продавцы  держат  отдельно  и торг  идёт  в  другом  месте. На  прилавке  лежали  и  награды  фашистов. Я  их  видел  уже  не  раз, но  в  руках  не  держал. Тут  взял  и, перевернув  на  обратную  сторону, поискал  номер  и  штамп  производителя. Ничего  не  было!
Продавец, молодой  парень, с  длинными  волосами, собранными  сзади  в  «хвостик», огромный, круглолицый  и  настолько  толстомордый, что  на  ум  пришло  сравнение  с  «отцом  Кабани»  Стругацких («…и  лицо  его  свисало  до  самого  пояса..», балагурил  с  другими  покупателями, которых, видимо  знал. Был  он  уже  «в  подпитии». 
Я  его  спросил  почему  нет  признаков  и  он, правда  обращаясь  ко  мне  на  «Вы», работая  на  публику, издевательским  тоном, нагло  сообщил  мне  что  я  не  понимаю, что  в  руках у  меня  орден  «Голубой  дивизии»  который  стоит  7000 $, но  при  этом  начал  звать  кого-то  ещё: «Пятачок, давай  выпьем»! Ни  цена, ни  тон, ни  окружение, да  и  сам  орден  мне  не  были  нужны  и  мы, с  зятем  и  внуком  ушли.
Голубая дивизия  250-я дивизия испанских добровольцев (нем. 250. Einheit spanischer Freiwilliger), более известная как Голубая дивизия (исп. Divisi;n Azul, нем. Blaue Division, также встречается вариант   Синяя дивизия) — дивизия из испанских добровольцев, сражавшихся на стороне Германии в ходе Великой Отечественной войны. Номинально считаясь укомплектованной членами «Фаланги» —   испанской организации фашистского толка, «Голубая дивизия» на самом деле представляла собой  смесь солдат регулярных войск, ветеранов гражданской войны и членов фалангистской милиции.
13 июля 1941 дивизия, насчитывавшая 18104 человека[источник?], была переведена в Германию  для пятинедельной военной подготовки на учебном полигоне в городе Графенвёр. После этого она  была передана вермахту в качестве 250-й пехотной дивизии. Всего в составе «дивизии» успели повоевать более 40, а, по другим источникам и оценкам — значительно более 50 тыс. человек, что, по      масштабам Второй мировой войны, является армией (с единовременно действовавшими в ней 20 тыс.    солдат и офицеров).
Приехав  в  Израиль, в  каталоге  я  увидел, что  держал  в  руках  подделку  «Испанского  креста»  с  мечами, который  должен  быть  выполнен  в  бронзе  и  в  оригинале стоить  50 $.
Мы  присоединились   к  женской  нашей  части, которые  были  рады  освободить  руки – они  всё-таки  что-то  нашли. Овальной  рамки  не  было  и  Неля  взяла  круглую. Зять  остался  с  женщинами – контролировать  расход, а  мы  с  внуком  вышли  на  дорогу  беседовать.
Время  от  времени, начинался  мелкий  дождик. Продавца  на  тротуарах, готовые  ко  всему, держали  свой  товар  под  нейлоновой  плёнкой  и  навесами, которые  смыкаясь, создавали  почти  сплошную  крышу, а  мы  с  Ионном  открывали  и  закрывали зонтики.
Шляпа, которую  искала  старшая  внучка не  находилась, хотя  выбор  необычных  головных  уборов  был  большим – здесь  можно  было  купить  и  будёновку  и  монгольскую  шапку  из  тонкого  белого  войлока. Возможно, что-то  из  того  что  она  увидела  ей  понравилось, но  отец  был  рядом, любит  убивать  желание  и  она  перестала  видеть  вокруг!
Мы  пришли  к  машине  и  решили, что  пора  бы  уже  и  пообедать (поужинать).
Где  находится  «Хромой  Пол»  Сергей  не  знал, но  у  меня  на  карте  это  место  было  отмечено  и  мы  добрались.
Мы  попали  очень  удачно – обычно, как  оказалось, нужно  здесь  заказывать  места  заранее, но  пока  наплыв  был  небольшой  и  нас  усадили за  стол.
Официантом  был  молодой  чех, женившийся  на  местной  и  решивший  открыть  здесь  ресторан  с  национальной  едой.
Он  посоветовал  нам  что  выбрать  и  мы, выяснив  что  здесь  подают  «колено»  по  рецепту  пражского ресторана  на  Водичково, спросили  сколько  по  его  мнению  нам  нужно  будет  заказать  чтобы  хватило  на  всех.  Колено, запечённое  в  горчице  и  колено запечённое  в  сметане, вполне  насытили  нас. Официант  их  разделал, профессионально  отделив  мясо  от  кости.  Детям  очень  понравился  чесночный  суп,  который  подали  в  хлебном  каравае.         
 
Разомлевшие  после  еды, решили  сфотографироваться  на  память. На  обратном  пути  у  нас  намечается  побывать  здесь  её  раз.
На  сегодня  наша  путешествие  по  Киеву  окончено. Сказывается  накопившаяся  усталость. На  Крещатик  уже  не  пойдём, а  пойдём  мы  купаться, доедать  Киевский  торт, собираться  и  отдыхать.
После  купания, пока  зять  переносил  фотографии  с  двух  фотоаппаратов  в  компьютер, мы  ещё  поиграли  в  домино. Не  столько  ради  игры, сколько  ради  возможности  побыть  вместе, поговорить  и  посмеяться.
У  нас  давно  не  было  такой  возможности!

КИЕВ.
06.10.2008. День  четвёртый.  Понедельник.  ;;;  ;;;.

Сергей  опоздал  почти  на  час. Сказал, что  были  пробки. Вполне  возможно, но  думаю, что  он, за  это  время, успел  и  постричься.
По  дороге  в  аэропорт  у  нас  ещё  оставалось  время  заехать  в  мемориальный  комплекс  «Национального  музея  истории  ВОВ  1941 -1945 гг.». Не  посетить  его  я  не  мог – отец  выходил  здесь  из  окружения.
На  высоком  холме  стоит  огромная  статуя  «Родина – мать». Как  её  только  не  называют  в  Киеве: и  «Бабой  с  мечом»  и  «Лаврентьевной» - она  рядом  с  Киевско – Печерской  лаврой, и  «Леонидовной» - монумент  открывал  «дорогой  Леонид  Ильич  Брежнев».
Одни  считают  её  символом  города, таким  же  как  каштаны  или  «Киевский»  торт, другие  клянут  статую, потому  что  она  выше  куполов  лавры.
Высота  её  102 м.  и  она  выше  волгоградской  «Родины – матери»  на  50  метров. О  ней  ходят    легенды, например, что  каждую  полночь   она  бьёт  своим  16 – метровым  мечом  по  13 – метровому  щиту.
 
Весь  мемориальный  комплекс, посвящённый  истории  ВОВ  занимает  площадь  в  20  гектаров.
В него, помимо  «Родины – матери»  входят  Музей  ВОВ (расположен  прямо  под  статуей), чаша  «Огонь  славы», Аллея  городов – героев, площадка  военной  техники  времён  ВОВ, множество  скульптур, символизирующих  героическую  борьбу  народа  на  фронте  и  в  тылу, отдельное  здание,  где  развёрнута  экспозиция  «Трагедия  и  доблесть  Афгана», «На  чужих  войнах». Также  открыты   для  посещения  самолёт  Ли – 2  и  вертолёт  Ми – 24В.
В  зале  Победы, на  стенах  высечены  имена  почти  12  тысяч  Героев  Советского  Союза,  совершивших  подвиги  в  годы  войны.
Собраны  свыше  300  тысяч  реликвий  и  уникальных  экспонатов  того  времени.
Детям  было  интересно  посидеть  за  штурвалом  вертолёта.
Всё  это, конечно  было  интересно, но  вход  на  каждого  стоит  5  гривен  и  людей  просто  нет. Было  несколько  пожилых, но  не  настолько, чтобы  считать  их  участниками  ВОВ, людей  с  планками  награждений.  Они  сидели  группкой  и  переговаривались  между  собой. Бродило  несколько  милиционеров  и  мы -  семеро  израильтян, которых  я  привёл  сюда, чтобы  рассказать  о  том, что  происходило  на  этой  земле  более  65  лет  назад.
За  10  лет  до  этого  я  был  здесь  с  Аркадием  Тимором  и  тогда  он  рассказывал  мне  о  различиях  в  танках, о  тактике  танковых  боёв  и  о  своём  участии  в  них.
Пусто  было  тогда, пусто  и  сейчас!
Оживление  произошло  когда  средняя  внучка  попросила  найти  туалет. Он  обнаружился, но  оказалось, что  это  туалет  персонала  и  нам  указали  в  сторону  статуи. Пошли  мы  туда, но  в  этом  огромном  комплексе  найти  его  не  удалось. Тогда  мы  спросили  у  милиционеров  и  они  указали  в  сторону  лавры, которую  можно  было  видеть  вдалеке. На  радость  «персонала»  Гали  уже  не  могла  терпеть  и  лишь  тогда  железнозубый  «персонал»  позволил  ей  войти  в  служебный  туалет.
Но  только  ей!
Вот  где  проявляется  нутро  Собакевичей: «…Держать  и  не  пущать…»! Так  он  решил  хоть  как - то  показать, что  он  не  просто  так  себе, он - «персо-о-онал»!
Интересно, что  происходит, когда  здесь  собирается  на  площади, как  пишут, 30  тысяч  человек?
После  этого  мы  позвонили  Оксане, поблагодарить  её  за  помощь  и  попрощаться,  но  она  сказала, что  готовит  нам  «почеревок», который  мы  сможем  получить на обратном  пути  из  Китая. Спросила  какие  из  конфет  приготовить  для  детей – ну  кто  помнит  их  названия. Мы  ей  сказали, чтоб  не  беспокоилась – по  приезду  мы  с  Сергеем  сами  заедем  на  фабрику  и  купим.
Пришли  к  машине,  и  Сергей, по  дороге  в  Борисполь, завёз  нас  в  хороший  книжный  магазин, где  нашлась  книга, которую  просил  Аркадий, но  «Антропологии»  Брагинского, которую  я  ищу  давно  не  было.
В  Борисполе  мы  попрощались  с  Киевом  и  Сергеем, договорившись  о  встрече  с  нами  на  обратном  пути!