Татаро монголо итальянское Иго

Дмитрий Тагиров
Краткое содержание татаро-монгольского набега на Русь.

В 1223 году, монголы набежали с целью разведки из средней Азии на Донбасс. В районе города Мариуполь, произошло сражение именуемое как - Битва на Калке. После чего ускакали обратно в Азию. В 1236 году по набежали обратно, но теперь только да города Астрахань. Сосредоточились. И ломанулись  в верх по Волге, в Волжскую Булгарию, ныне Татарстан и Башкирия. Всё разорили и убежали обратно в Астрахань. Оттуда по набежали в Ростов на Дону. Сосредоточились. И в 1237 году ломанулись вверх, теперь уже по Дону, в Рязанскую область, тогда Рязанское Княжество. В районе Коломны на реке Ока, побили русских князей. Оттуда, в 1238 году набежали во Владимира- Суздальское княжество. Разорили Москву, Суздаль, Ярославль, Кострому, Углич, Тверь и тд. Наступило 250 летнее татаро-монгольское Иго.

     Все происходящие события на Руси того времени, вплоть до 1480 года,  официальная историография требует рассматривать исключительно со стороны Востока. Из степей Монголии. Предлагаю взглянуть на это время, со стороны Запада. А там, в это время происходили не менее интересные события. Причем, не углубляться в 13 век, а посмотреть поближе, в веке 14. В 1352 году, генуэзцы нагнули венецианцев на проливе соединяющем Средиземное море с Чёрным. После чего, развернули в Крыму бурную деятельность. Выдавили венецианцев из крепости Феодосии- Кафа.  В 1371 году, в Судаке, начали строить новую крепость.

   Поскольку итальянцы народ деловой и хозяйский, то все их действия нужно рассматривать через правило - Экономически выгодно - Экономически НЕ выгодно. Одно дело отжать чужой капитал- собственность, другое дело вкладывать свой. А генуэзцы начали вкладывать капитал в крымскую недвижимость по всему побережью. Значит была ( экономическая выгода ). Вся недвижимость итальянцев в Крыму, это склады крепости, логистика в торговой цепочке перемещения товара. С этого места, нужно искать тот товар, торговля и перемещение которого оправдывала массовое строительство. Вне всякого сомнения, товар нужно искать в глубине территории. Искать нужно то, чего не было на всем побережье Чёрного и Средиземного моря. Используя принцип Адама Смита - Абсолютного преимущества. У нас виноград и оливки, у вас бараны и шерсть, давайте торговать и обмениваться.
   А теперь о способах перевозки товара с точки зрения - Выгодно - Невыгодно. По суше, это телега с лошадью. Но по суше пролегают и реки дороги. Телега с лошадью с точки зрения издержек на транспортировку, сильно проигрывают лодке с веслами. Амортизация телеги гораздо дороже, чем лодки. В телеге слишком много деталей подверженных поломке и износу, по сравнению с лодкой. Кроме того, к телеге прилагается лошадь. А лошадь много жрет, и жрет ежедневно. Её нельзя как лодку закрыть в гараже на зиму и забыть. Она жрет и зимой. В сумме издержек, телега + лошадь, сухопутные перевозки сильно проигрывают речной перевозке товара на лодках. Особенно, если плыть вниз по течению. Кроме того, защитить товар в лодках от разбойников легче, чем в степи - лесу на телегах с лошадью. С точки зрения безопасности и экономических издержек, лодка дает много больше преимуществ. Поэтому, пробираться вглубь суши с целью разведки туземного товара, итальянцы начали  по рекам и только по рекам.

   Гребем вверх по Днепру. Догребает до Днепропетровска и стоп машина. Днепровские пороги. Гребем через Мариуполь по реке Кальмиус. Двести километров вверх и стоп машина. Перекаты и пороги. Заплываем в Дон и гребем вверх по течению. Проплываем Воронеж и продолжаем грести. Заплываем в Липецкую область и продолжаем грести. Заплываем в Тульскую область и продолжаем грести из-за всех сил. И вот мы в конечной точке плаванья. Поселок Епифань, Кимовского района Тульской области. В самом центре, на границе с Рязанской областью. Выходим из лодки и делаем пешую разведку на север и восток. Обнаруживаем в рязанской области, Рязанского княжества, множество рек впадающих в реку Ока. А сама Ока впадает в Волгу. Именно здесь, достаточно близко и при плотном заселение оседлого населения, соприкасаются два речных бассейна, Дона и Волги.
   Именно здесь при Петре Первом, проводили исследования с целью постройки Ивановского канала, который бы соединил Дон и Волгу. По техническим причинам, канал не был построен. Данное место, до появления железной дороги не могло не обладать  геостратегичким значением. Именно здесь, на границе Тульской и Рязанской области, должны происходит знаковые исторические события. Они и происходили. Что в первый официальный набег монголов непосредственно в это место, а затем в разные стороны, что в последующем времени. Именно здесь, в Кимовском районе Тульской области, произошло эпохальное событие именуемое как, Куликовская Битва с участием Дмитрия Донского и прочими Тохтамышами. Дело было в 1380 году.
    Если начать отчет с момента нагибания генуэзцами венецианцев на Босфоре в 1352 году. После их хозяйского обоснования в Крыму и проведения разведок вверх по рекам. То разница в тридцать лет между битвой на Босфоре и на Куликовом поле, вполне достаточна для налаживания торгового - менового обмена в верховьях Дона. После чего вполне могли произойти разногласия и непонятки между двумя хозяйствующими субъектами. Кто то, решил выслать - Доктора, к местному купцу олигарху. Пошло поехало. Наши против ваших. Погнали городских вдоль по питерской.
 
   В торговой логистической цепочке - Верховья Дона - Азов крепость Тана - Крым склады крепости - и прочие города полисы черного и средиземного моря - вполне могли возникать трения и разборки между хозяйствующими субъектами, с привлечением разного непристойного люда и прочих кочевых джигитов. Но нас интересует, что нашли итальянцы на Руси. Какой вид товара, мог быть столь ценным, что из за него случались разборки. Мёд, воск для свечей, пушнина, безусловно ценный товар, но не оправдывает всю бурную деятельность. Но что могло быть ещё ценней в то время. Какая экономическая выгода позволяла оправдывать затраты на строительство крепостей складов в Крыму.
   Ответ, как не странно лежит на поверхности. А ещё точнее, он буквально нарисован на гербе поселка Епифань и флаге Кимовского района Тульской области. На них изображена конопля, и только конопля и ничего кроме конопли. Можно конечно посмеяться на этот счет, но основным экспортным товаром из России, долгое время была конопля - пенька. А сама пенька, это веревки, канаты, рыболовные снасти, прочная ткань, парусина для флота. Без меда и пушнины, итальянцы прожить могли, без конопли - пеньки не могли.
 
 Пенька выращенная в северных влажных широтах, обладает более длинным и тонким волокном. Процесс вымачивания пеньки длительное время в пресной и холодной проточной воде, делает её более эластичной и прочной. А вымачивали коноплю всю осень в реках и зиму в проруби. И только весной приступали к её переработке. К тому же российская пенька - конопля обладает несравненным преимуществом со своим главным конкурентом, французской. Она более гнилостойкая и износостойкая. Срок службы пенькового волокна из российских широт, в два раза дольше французской. Так получилось. И это пожалуй единственное технологическое преимущество российского климата.
 
   Так что, ломиться итальянцам вверх по Дону и строить крепости в Крыму, имело смысл. Выстраивать протяженную сеть скупки и обмена.  Вступать в разборки за контроль поставки пеньки, имело значение.  А если учесть тот факт, что венецианцы могли проникнуть в верховья Дона раньше генуэзцев, что вполне логично. То вся история с Рюриковичами принимает интересный поворот. А не появились ли эти пришлые Варяги с юга. Из Венеции. С целью наладить торговый путь из Варяг в Греки. Если существовал сухопутный Шёлковый путь в Индию, то конопляно - пеньковый, как наиболее рентабельный по воде, тем более. Обосновались, обстроились, обзавелись хозяйством, выбились в Князья. Оно и не мудрено, если венецианское семейство Рюриковичей, имело тесные торговые связи с Родиной.

   И не является ли вся легенда о татаро - монгольском Иге,  разборками между венецианскими Рюриковичами и генуэзскими монголами, с привлечением окрестного населения.
 
Доны Корлеоны  и Доны Руматы, в двухсотлетнем противостоянии на Дону. Вот и всё ваше монгольское Иго.