Проект экономического рывка. восемь тезисов

Андрей Козлов Кослоп
ПРОЕКТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЫВКА

Ниже мы предлагаем вниманию cover sheet  ПЛАНА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЫВКА. Сам план представляет собой девелоперскую разработку, техническую и практическую программу осуществления социально- экономического скачка (который по мнению российской элиты необходимо совершить в ближайшие 2-3 года)  через развитие коммунальной и кооперативной экономики вместе с развитием муниципальных и политических организаций сопутствующими этим процессам.  Сама программа создана в результате реального опыта создания кооперативов, работы в них,  аналитических исследований по развитию кооперативного и коммунального секторов  в ряде регионов России девелоперской группой Н. Белозёрова.  План рывка в изложении Н.Белозёрова представляет собой попунктную схему всего  набора мероприятий  и описание деталей, составляющих план, нацеленных на практическое применение.  Существо плана - перевод акцента и особого внимания государства и общества на развитие муниципального (коммунального)  и кооперативного секторов, как принципиального момента, который должен обеспечить успех необходимого экономического рывка. Все вопросы по конкретике и деталям плана  следует  направлять к автору плана (Н.Белозёрову). Буквально эта идея сформулирована так:

Ре-социализация общества на основе коммунально-кооперативной модели общественного и экономического уклада – даст мощную мобилизацию  энергии,  идей и проектов,  синергии личностей и коллективов,  опыта и знаний,  суммирования личных компетентностей и нейтрализации личных недостатков. Коммунально-кооперативный уклад – исключает излишние частно-коммерческие ренты, повышает покупательскую способность потребительских бюджетов (семей, домохозяйств) в 1,5- 2 раза. Кооперативный труд – способен превратить в капитал ключевые ресурсы человека и коллективов:  пассионарность, творчество,  креативность и изобретательность, командную сработанность,  взаимопомощь и взаимоподдержку.  Это никоим способом недостижимо ни в наёмном труде ни на госпредприятии, ни в частном предпринимательстве.
                ***


1.  Почему невозможен рывок исключительно посредством госпредприятий и менеджмента крупных частных корпораций.
В Российской Федерации 155000 поселений страны, 1100 городов,  среди этих городов 342 ЗАТО.  Реально  сегодня проектами инвест-развития охвачено не более 5% поселений. Охватить больше и, тем более, всё или почти всё -  совершенно не реально и также не реальны эффективное управление, мониторинг большого количества проектов. То есть, практически государство и крупные корпорации не способны создать ни быстрого, ни эффективного мониторинга за всем нужным  количеством инновационных проектов, которые могли бы произвести экономически скачок. Есть и другие препятствия, которые могут возникать относительно госпредприятий и крупных частных корпораций, но указанного выше факта достаточно, чтобы понять, что быстрый и масштабный экономический рывок не под силу ни крупным частным предприятиям, ни госсектору.   


2. Почему развитие коммунально-кооперативного уклада должно стать базой экономического рывка. 
а) Чтобы проект активизировать и довести до завершение нужен драйвер. В кооперативе драйвером должен стать сам  трудовой коллектив.  Для этого есть все мотивации.
б) В рамках  трудовых коллективах, которые де юре и де факто становятся именно коллективами, где все заинтересованы не только в выработке своей нормы, но и общего результата,  личность социализируется и  активизируется, тогда как наемный рабочий  атомизирован и в общем-то не активен.
в) Расширение кооперации - сравнительно недорогой способ экономического рывка, в нем нужно обеспечить обучение, деятельность девелоперов, создающих стартапы( и т. п.), создать  обозримое количество прототипных проектов, максимум среднесложных, и  далее тиражировать наиболее успешные из них. Для расширения кооперативного сектора не потребуются  запредельные  средства, которые всегда сопряжены с потерями на посредников и так далее. Инновационо-технологическая  составляющая всех проектов уже будет определяться уже самими коллективами субъектами. 
г) Поскольку кооперативы -  это малые и средние предприятия, то запустить проект и получить рост можно гораздо быстрее.
д) Современные кооперативы -  это модернизированные кооперативы, и каких-то препятствий для современного оснащения деятельности кооперативов нет (см. пункт 7) . Инновационные проекты в рамках одного коллектива менее рискованны,  и решение такого проекта  сравнительно проще (чем мост на Сахалин или струнная железная дорога), но при тиражировании в рамках всего государства (и даже всего Таможенного Союза)  даст результат, необходимый для прорыва и перехода страны в новую весовую категорию мировой экономики.
е) Реакционность общины  и малая эффективность её труда - представления, связанные с  малограмотностью традиционной сельской общины,  сохранившейся как позднефеодальный реликт. На фоне такого сельского консерватизм индивидуальное предпринимательство выглядело более мобильным, инновационным и так далее. Но современный кооператив способен  не просто увеличивать эффективность за счет заинтересованности работников в общем результате, но также за счет синэргии, умножения опыта и возможностей всех участников трудового коллектива. То есть, наукофицированный  труд  кооператоров-со-собственников может быть в авангарде  инновационных технологий.    
ж) Развитие муниципального и кооперативного сектора позволит вывести малые города и депрессивные поселения из дотационной зоны, снять проблему иждивенчества, что высвободит дополнительные бюджетные средства, что как раз и увеличит мощь рывка.
з) Рост в кооперативном сектора  уже довольно быстро даст улучшение достатка собственно участников трудового процесса на этих предприятия.  Увеличение прибылей на частном предприятии не имеет прямой зависимости с увеличением достатка работников, так что кооперативы в принципиально большей мере увеличат  такой фактор, как покупательную способность.  Увеличенная прибыль в частном секторе  ...туда-сюда, а увеличение производительности труда приводит к безработице ( в госсекторе или социалистическом госкапитализме -  создаёт фиктивную занятость). В кооперативном секторе рост (прибавочная стоимость)  при особенно высокой доходности направляется в инновации, причем не только средства, но и высвободившаяся рабочая сила.

3. Почему именно  "мобилизационный" рывок
Особенность географического положения России таково, что  отставание от стран Запада , и технологическое, и по общему экономическом весу,  оказывается неизбежным. Европа имеет высокую изрезанность морского побережья, так издревле она имела естественную транспортную артерию, вдоль которой происходило цивилизационное развитие.. Сухопутная России, расположенная на широкой равнине с суровым климатом, с чрезвычайно протяженной границей с соседями, всегда создавала опасность вторжений. И Росси приходилось их сдерживать путем концентрации внутренних сил и резервов с тем, чтобы не только отражать военное вторжения, но и ликвидировать технологическое отставание.  То есть, у России выработался характер импульсивной пассионарности.  Чтобы догнать и перегнать агрессора  медленное и плавное развитие не помогает. Медленный может догнать только ещё более медленного. 
Сейчас Россия в той же ситуации.  Ламинарное, немобилизационное, ровное  развитие не может продолжаться без неизбежных тупиковых результатов.  Принципиально необходимые ресурсы для РЫВКА можно лишь изнутри. Их нужно найти.
Напряжение, подобное жертвенности Павла Корчагина,  ныне по самым разным причинам является не реальным. Только  кооперативы, где  все его участник с пользой для общего дела становятся "европейскими торгашами" и мотивированы лично, могут при условии их оптимального и массового развития создать рывковый экономический рост. Такой рост может быть образован как за счет увеличения рабочих мест резко расширяющимся сектором, увеличения дохода работников, так же и за счёт внутренних инвестиций кооперативов  в свои же инновационные проекты. 


4.  Почему важна деатомизация  и социализация человека-труда. 

Субъектность (инициативность и активность)  человека труда не возможна вне  трудового сообщества, в котором бы де факто и де юре существовала возможность реализоваться. 
Коллективы, которые не просто  как совокупность людей, работников, но которые также являются со-собствениками, и единомышленниками,  которые действуют в условиях широкой внутренней сообщаемость,  создают поле, где качества друг друга взаимно перетекают, так что и каждый член коллектива становится эффективней, и коллектив в целом становится  особым нового качества активным организмом. Энергия, активность такого общего  и синэргетически  возрастающего целого становятся энергией, активом, достоянием и внутренней силой содержанием  каждого участника. То есть, человек деатомизируется. 
Атомизированный человек, выполняет норму, производственное задание, так что ничего принципиально нового в экономике и общество не возникает, а в случае экономического спада атомизированный  наёмный работник абсолютно  равнодушен к фасмажорным беспокойствам. 
Нужно подчеркнуть, что даже если бы государство или  крупные корпорации как-то сумели мониторить проекты во  всех 155 тысячах  населенных пунктов РФ, то атомизация человека труда при этом всё равно оставалась бы.  Десоциализация не может быть ликвидирована красивым патриотическим или каким-то иным вдохновляющим пиаром. Десоциализация вплоть до деградации личности, конечно, происходит на определенном уровне из-за плохого воспитания, и моральной и культурной разнузданности СМИ, информационных диверсий и манипуляций,  но "взрослый" человек даже, если он широко образован всё равно  вне нормальной  реальной общественно- полезной деятельности  теряет свою личностную пассионарность, вплоть до психического помешательства. Так что тут не может быть  и речи  о высокоэффективной экономике.  Возникает отчуждение. И только в контексте производственной (то есть, офф-лайновой, реальной) кооперации-сотрудничестве   происходит рост личности. В прочих случаях  вырастают социальные опухоли. Непосредственные, контактные коллективы - являются единицами, агентами развития. Отдельная, одинокая, отшельнически аутичная личность-индивид не окажет какого-либо влияния  на общественное развитие.   
Если возникает или высвобождается энергия личности, то появляется такое  поведение, которое не просто откликается на новаторские предложения, и эффективные изменения, а само экспериментирует и ищет возможности сделать свой труд эффективным.  Проект нацелен не на то, чтобы развернуть новые эффективные производства, а чтобы в первую очередь массово создать  ИННОВАЦИОННЫЕ инициативно-пассионарные формы трудовых коллективов.   
 
5. Почему начать с Крыма.   
Почему удобнее разворачивать настоящий коммунально-кооператвный  рывок с Крыма?  Начинать, конечно, нужно с какого-то одного места, которое должно иметь какие-то к тому показания.
- в Крыму выраженное ожидание перемен,
- в Крыму готовность терпеть  сопутствующие переменам сложности будет естественна,
- в Крыму же по ряду известных причин есть пассионарность и социальная активность,
- в Крыму  происходит очищение от старых бюрократических структур, а вновь создаваемые структуры почти неизбежно способны к большей гибкости и новаторству, чем сложившиеся структуры континентальной России, здесь в силу состояния "белого листа" сложились формиаты , удобные для стартапов,
- к участию в Крымских проектах возможно привлечь усилия всех регионов России, 
- также благоприятна для начала рывковых проектов в Крыму готовность активно курировать Крым со стороны федерального  руководства ,
-  островное и особое революционно-освободительное  положение  создаёт дополнительное условия коммунальной и кооперативной интеграции на территории Крыма,
- Крым удобен для прототипинга (создания проектных образцов)  как своей полуостровной  компактностью, а также и хорошим сочетанием  разных хозяйственных, социальных секторов и возможностей: туризм,  санаторное лечение,  порты,  военная база,  сельское хозяйство, промышленность, площадка для саммитов, фестивалей, конференций..., 
-  в  Крыму нужно применять технологи брендинга, и сам крымский территориальный брендин мог бы  стать яркими прототипом для территориальных брендингов России; кроме того Крым сам стал на сегодня "главным российским брендом", так что все крымские проекты автоматически работают на ре-брендинг всей России; здесь следует сразу пояснить природу территориального брендинга, так как  эксперименты с  российским брендингом в 2007  ("Семь чудес России", "Имя России")  проходили  сумбурно. Территориальный брендинг  - это не реклама территории, населенных пунктов, не рейтинг известных  территориальных реалий и не  создание нового имиджа. Брендинг выявляет  знаковые, культурные и культовые уже существующие феномены, связанные  с территорией, организует выявленный "иконостас" в публичном пространстве, и разворачивает презентационные мероприятия, основываясь  на той геокультурной карте, которая создается в процессе брендинга. Брендинг со всеми его мероприятиями имеет ряд целей:  1) он обслуживает туристический бизнес, 2) он входит в технологии школьного образования, 3) используется для адоптации приехавших на ПМЖ, 4)  является инструментом упрочения самоидентичности жителей региона, местного патриотизма в целом.  Использование  брендинга также усилит концентрацию моментов, необходимых для успешности рывка.
Например, естественные бренды Крыма: Оборона Севастополя, Ялтинская встреча союзников, Керченские катакомбы, марки местных вин, Бахчисарайский фонтан, Храм крещения князя Владимира, База  Российского флота, Ботанический Сад, Артек... Вокруг каждого из них возможны программы российского или международного значения.
Этно-исторический профиль Крыма, связан с его древностью, многонациональностью. Крым связан с легендарными тавро- скифами, Древней Элладой, таинственными караимами, крещением Руси. Здесь Афанасий Никитин в Крымском ханстве писал свое "Хождение за три моря", Крым вошел в творения Пушкина легендарным Бахчисарайским фонтаном, в "Севастопольские рассказы"Льва Толстого, здесь жили Чехов, Александр Грин, в Крыму оказывались персонажи Ильфа и Петрова, Михаила Булгакова.
Брендинг также выступает как своего рода новая мифологизация, легендирование, поиск центрального схватывающего в единую композицию всего социально экономического целого  яркого привлекательного образа.  Крым может быть легендирован как остров Буян из Пушкинской сказки. Последнее возвращение Крыма в РФ  по контуру совпадает с финалом сказки - встречей царя Салтана  со своим сыном Гвидоном...  То есть, брендинговая концепция-послание Крыма  - особый  сакрального и футуристический  регион России. (см. пункт 8),

6.  Кооперативное движение в мире.

Историческая справка сопровождающая коммунально-кооперативных проект сообщает:  "Кооперативы, как форма экстерриториального «мобильного общинного труда ,  быта,  накопления» (а территориальным были поселенческие общины)  свыше 250 лет назад возникли именно в России, а в 30-е годы 19-го века были экспериментально адаптированы в Англии, позже во Франции и Германии. Ныне в мире свыше 1 млрд. кооператоров (это каждое 4-5-е рабочее место в мире), во многих странах (например,  Северная и Западная Европа) их вклад в ВВП 30-40%; в Китае свыше 200 млн. человек занято в кооперативах. Кооперация реально стала «третьим путём» развития экономики и человеческой цивилизации, - путём, где противоречие «труд – капитал» полностью снято и превращено в синергетическую связку: работники стали со-собственниками капитала и его плодов, труд напрямую капитализируется в собственность на основные средства и оборотный капитал".
Такими мобильными кооперативами (крестьянским и артелями)  был построен Транссиб в дореволюционной России.  Если учесть беспрецедентно большую протяженность магистрали, то пример Транссиба воочию демонстрирует эффективнось артельно-кооперативной организации труда, так при значительно более высоких технологиях строительства железных дорог   темпы строительства вполне оказываются сопоставимыми  с темпами дореволюционных артелей.
 Мобильные возможности кооперативное движение показало и в конце 80-х годов  20 века.  Н.В. Белозеров констатирует: "К началу 90-х народом было создано свыше 300 000 кооперативов; однако народное массовое движение по развитию кооперативов как форм социально-рыночной многоукладной экономики – было подавлено «комсомольскими оффшорами» (ЦНТТМ), которые за год покрыли всю страну и за 3-4 года создали основу олигархической национальной экономики, выдававшей кооперативы с основных рынков и восстановившей жёсткое противоречие между трудом и капиталом. На сегодня в РФ менее 50 000 кооперативов, их вклад в сложившуюся 3-х-укадную экономику (госкапитализм – олигархический капитализм – теневая либерально-частническая экономика) - незначителен"
Исторический обзор важен, чтобы показать, что хотя кооперативизация предлагается как форма "инновационных" мер для создания рывка, но эффективность кооперативного уклада уже была в истории, включая историю нашей страны, неоднократно подтверждена.   
 

7.  "Кухня" современных бизнес-новин, полезных для коммунально-кооперативного уклада.   

Принципиальная особенность современного кооперативного движение  в том, что оно и может использовать новые технологические возможности, и во многих случаях просто востребовано в связи с  расширением и усложнением "большого  производства", которое   не может обойтись без множества мелких  слуг и производств, но при этом не может  обратить должное внимание к окружающим большое ведущее производство сопровождающих производств.  Современная коммунально-кооперативная деятельность должна и может быть оснащена современно. Тут все  идеи, практики, позволяющие кооперативам как гибким производственным коллективам использовать  все тактики,  применяемые в современном производстве (аутсорсинг, толлинга, онлайн-управление, юзабилити, тюнинг, франшайзинг) могут быть сравнительно операивно привиты и внедреные в кооперативные образования повсеместно ... Современный кооператив - не крепостная крестьянская община, не секта, не пять работяг и бухгалтер со чётами, вяжущие веник, продающие рога-копыта Технологическая оснащенность современных кооперативов, их валентность относительно инноваций абсолютно противоположен общине начала 20-века, когда общине требовался ликбез, нужно было преодолевать вековую консервативность, когда перспектива замены "лошадки на трактор" вызывала тоску уходящей есенинской Руси, а 60-70-ые  - грусть по уходящей Руси  щукарей и  колхозных гармонистов,  шукшинских  чудиков.
Современный кооператив может использовать возможности и мощности того, что уже есть, использовать то, что есть, но не используется.
Одна легализация посредством кооперативизация "серого бизнеса"  способна как ощутимо увеличить производственные возможности, так и увеличить налоговые поступления государству.   
Перед сегодняшним кооперативами принципиально открыт весь объём инноваций.
И сами бизнес-школы могут специализироваться, решая  погружаясь в  экономические  проблематики разных областей: учитывать ситуацию гостребайтеров, вникнуть в  проблемы  трудоустройства демобилилизованных из рядов армии. Хаотичные стихии рынка труда отнюдь не являются непроницаемым туманом, они могут быть просчитаны и блуждающие, но невостребованные силы могут найти себя в кооперативных проектах.  "Экстерриториальный кооператив"  - производственная структура, где образующим, ключевым  звеном является коллектив, в том числе способный менять род своей деятельности,  обучаться новым профессиям, усваивать знания, которые оптимизируют работу коллектива в целом.  Это ключевая особенность проекта.  Проект предлагает искать не столько производства новых товаров, или искать их инновационными способами, а применять инновации для создания новых гибких форм трудовых коллективов, способных  гарантировать занятость, выполнять функции Собеса, обучать, переобучать членов своего коллектива. С одной стороны, таким кооперативам предлагаются  использовать современные опыты освоения новых производственных возможностей, сокращения расходов (и т.д), с другой стороны,  оптимально устроенные коллективы сами будут порождать творческие инициативы, то есть, не только отрабатывать нормативы, но реализовывать новаторство.   

8. Образное заключение.   
Любая идея, любые смыслы должны найти своё образное воплощение, чтобы получить удобное компактное оформление и  быть прочитанными, адекватно и полно понятыми. Есть мнение что собственно мышление - это именно образное мышление вообще. Так что кода в качестве яркого образа, раскрывающая существо проекта целостно, обращающаяся к интуитивным наблюдениям, ищущая личностные, неожиданное, передающая существо плана в "убедительно-популярной" форме, становится "брендом", причём "брендом" как   и  всех предлагаемых  идей , так и самого проекта также.
"КРЫМ  НАШ" - эта фраза практически превратилась в такой образ-бренд.  КРЫМ отныне - миниатюрная копия российского будущего, образ-символ российской сверхзадачи, символ способности российского народа сгруппироваться, объединиться, мобилизоваться во "впечатляющих" скоростях и качествах.  Теперь история России смотрится через Крым: скифы, греки, крещение князя Владимира в Херсонесе, Оборона Севастополя, "вежливые люди"... Теперь вслед за "кавалеристской атакой" "вежливых людей" должно состоятся "строительство". Царь Салтан приехал на остров Буян, и он должен увидеть там все чудеса  истинной будущей России,  ведь на этом "чужом" острове Салтан находит свою потерянную семью, свою страну  со всеми удивительными богатырями, выходящими на  берег, всеми дивами, которые потенциально присутствуют в "русской цивилизации". 
Самым ярким образом, рисующим перспективу кооперативного уклада, является Христос. Христос погиб, когда Его ученики были неуверенными слушателями, слабо  сплоченными неофитами: кто-то  из них усомнился, кто-то отрекся трижды, кто-то предпочел тридцать серебряников. Потому что Его община была  - клабинг: слушали, удивлялись, наслаждались обществом сильного, мудрого учителя.  Такой клабинг не защитил не Учителя, не сам рыхлый коллектив. Кооператив - это уже не клабинг. Это как раз противоположная сторона шкалы.   Христос был Один -  и  Он оказался жертвой. Но его последователи-апостолы  создали общину-кооператив, и она победила Римскую языческую империю.  Апостол Павел давал христианским общинам "устав": "Кто не работает, тот да  не ест". В контексте послания Павла фессалоникийцам это звучит отнюдь не как философская метафора или моральное обобщение, Павел говорит своим адептам о конкретном и простом, базисно-экономическом: их община должна быть производственным и потребительским кооперативом. Ранние христианские общины были по существу  такими  производственно-потребительскими кооперативами, а не только  "клубами"  философов и мистиков.  Христос говорил иносказаниями, притчами, но суть их всех в том, что люди должны, кооперироваться, со-трудничать. Само латинское слово "религия" переводится как "вязь, соединение".    
--
ещё: http://www.proza.ru/2014/11/20/872