Западный фронт, 1918 год. ч. 23

Сергей Дроздов
Западный фронт, последние наступления 1918 года.



Развал России и русской армии  позволил германскому главному командованию вновь перейти в наступление на Западном фронте.
Было сформировано три армии, в составе которых было около 60 дивизий.  Эти армии и  должны были прорвать неприятельский фронт на участке шириной 70 км.

В распоряжении штаба этой ударной группировки  были предоставлены серьезные силы авиации: 1 фотосъемочный отряд, 1 авиаотряд, 1 истребительная эскадра, 1 истребительная группа в составе 4 эскадрилий, 16 штурмовых эскадрилий, 3 бомбардировочные эскадры, 1 отряд воздушных кораблей («гигантских самолетов»), 2 отделения маршрутной съемки и 1 армейский авиапарк.


О том, насколько тщательно немцы готовили авиационное обеспечение своего мартовского наступления, рассказывает генерал Эрих фон Гёпнер:
«В середине января армии стали готовиться к наступлению. Авиаотрядам было при этом поручено заснять все неприятельские позиции, чтобы командование, пользуясь этими данными, могло разработать план наступления. Это фотографирование не должно было ограничиваться  передовыми частями позиции, но охватывать далеко вглубь зону неприятельского расположения. Пользуясь фотоснимками, топографические отделения составляли необходимые карты. Помимо карт с нанесенными позициями и всякого рода сооружениями, составлялись еще специальные карты: карты дальних целей для тяжелой дальнобойной артиллерии и для бомбардировочных эскадр (железнодорожные станции, мосты, перекрестки железных дорог, штабы, лагеря, склады и т.п.); карта, показывающая проходимость различных районов поля воронок; карта, показывающая состояние дорог в тылу неприятельского фронта; карта с нанесенной на нее неприятельской телефонной сетью в целях использования последней нами при прорыве; карта с расположением неприятельских лагерей, и т.п.
Таким путем и аэродромы противника могли быть заранее, до атаки, распределены по отдельным группам.

Принятые меры достигли желаемой цели. Несмотря на чрезвычайно интенсивную деятельность неприятельской авиации, противнику не удалось обнаружить ни начавшегося с середины февраля беспрестанного движения воинских поездов к линии Аррас — Ла-Фер, ни сосредоточения 40–50 дивизий для атаки, ни развертывания более 100 авиасоединений.
Наша воздушная разведка выяснила, что противник ожидает германского наступления, но находится в неведении относительно его места. Повсюду он строил вторые и третьи позиции и возводил новые оборонительные сооружения и укрепления. В марте беспокойство противника достигло высшего напряжения. Он ежедневно направлял против фронта каждой армии разведывательные группы по 10–20 самолетов. Даже ночью продолжал он разведывательную работу с помощью светящихся бомб».

Не правда ли, есть чему поучится и позавидовать немецкой тщательности и дотошности в подготовке их наступления?!
Прямо скажем, даже в годы Второй мировой войны воюющим сторонам далеко не всегда удавалось так обстоятельно готовиться к началу своего наступления.

Эта обстоятельнейшая подготовка  немцами наступления принесла свои плоды:

«21 марта, к 4 часам утра, когда началась германская артиллерийская подготовка, воздушный флот уже выполнил значительную часть своей работы.
Утром 21 марта сильный туман воспрепятствовал плану массового применения германской авиации, заранее разработанному до мельчайших деталей. Лишь после полудня, когда погода разъяснилась, деятельность авиации оживилась.
Вскоре противнику пришлось и в воздухе уступить нам превосходство. За продвижением германской пехоты можно было непрерывно наблюдать с воздуха. Наши штурмовые эскадрильи успешно сломили тыловые опорные пункты, где противник оказывал более упорное сопротивление.
Привязные аэростаты, расположенные приблизительно в 5 км от противника, поднялись еще в темноте. Когда туман рассеялся, можно было видеть аэростаты, следовавшие, как на параде, за пехотой, примерно в 1 1/2 км позади, свидетельствуя таким образом об успешном развитии наступления. Как только видимость улучшилась, от взоров воздухоплавателей на аэростатах уже ничто не могло укрыться; они неустанно осведомляли командование о ходе сражения; приготовленные противником для контрударов резервы были быстро обнаружены; вновь развернутые неприятелем батареи уничтожались при помощи наблюдения с привязных аэростатов….

Донесения воздухоплавателей нередко определяли судьбу сражения. Столь эффективно работать могли только отлично подготовленные и обученные войска.
Американский корреспондент сообщал: «Где прежде появлялось лишь несколько аэростатов, там в дни атаки можно было видеть насколько хватает глаз, подряд одну «колбасу» за другой. С поразительной скоростью они продвигались вслед за наступающими германскими войсками и временами казалось, что они висят над нашей пехотой. Они были хорошо защищены летчиками-истребителями, и от взоров сидящих в них наблюдателей не могла укрыться ни одна деталь нашего передвижения. Наши резервы расстраивались неприятельским артиллерийским огнем, корректируемым с аэростатов, раньше, чем они могли быть введены в бой.
Эти слова служат лучшей похвалой нашим воздухоплавательным частям. К сожалению, в соответствии с результатами были велики и потери…
 На третий день сражения отступающие колонны английских войск представили собой отличные цели для наших штурмовых эскадрилий. Своими налетами они вечером расстроили движение противника по прямой как стрела Римской дороге на несколько часов. Обозы перемешались; все бросились искать укрытия в окопах или в панике бежали с дороги на открытую местность.
В этот день обстановка в воздухе переменилась. Английские летчики снова проявили исключительную энергию. В сражение вступили прилетевшие с юга французские истребительные эскадры. Они были переброшены на поле сражения воздушным путем, после того как выяснилось все значение германского наступления.
24-го и 25-го марта неприятельское противодействие усилилось. Работа наших летчиков в районе сражения становилась все труднее. Пехота уже начала жаловаться на бомбардировки неприятельской авиации. В количественном отношении противник снова приобрел перевес».

Как известно, так блестяще начатое весеннее наступление Людендорфа 1918 года на Западном фронте, в итоге захлебнулось. Немцам  удалось прорвать фронт Антанты,  снова выйти на Марну, но стратегического перелома хода войны они достичь не смогли.
Причин этого много, начиная от «американского фактора» и кончая тем, что полуголодные германские солдаты, при виде продовольственного и вещевого изобилия войск Антанты, нередко бросали наступление ради того, чтобы поживиться невиданными у них продуктами и товарами. Знаменитая германская дисциплина и исполнительность, которая была стержнем всех военных успехов Германии в годы Первой мировой, начали сбоить…

Не удалось Германии обеспечить и господство в воздухе. Слишком велико было количественное преимущество самолетов Антанты. Более того, в одном из боев погиб легендарный немецкий ас Манфред фон Рихтгофен,  1-я истребительная эскадра которого была настоящей грозой для авиации союзников.
Вот что пишет об этом генерал Э. фон Гёпнер:

«Эта эскадра, расположенная на предельной дистанции неприятельского артиллерийского огня в окопах и палатках, как пехота, день за днем находилась в воздухе, одерживая в упорных боях одну победу за другой под предводительством своего неутомимого командира ротмистра фон Рихтгофена. Надежда на то, что этот наиболее выдающийся из наших летчиков-истребителей уцелеет, не оправдалась: 21 апреля 1918 года его настигла неприятельская пуля. Преследуя противника на незначительной высоте в тылу неприятельских линий, он, видимо, попал под пулеметный огонь одной из английских батарей. Потерю этой героической личности, проникнутой внутренним благородством, мы не могли возместить».

Летом 1918 года германское верховное командование готовило еще одно генеральное наступление на Западном фронте, называя его «битвой за мир».
На самом деле, это уже был акт отчаяния. Германия задыхалась в тисках блокады стран Антанты. Не хватало продовольствия, табака, угля, нефти, бензина.
Все это отражалось на подготовке наступления и боеспособности войск:

«Еще тяжелее отразились на авиации меры по экономии бензина, вызванные его острой нехваткой. В начале июня месячный отпуск бензина был сокращен до 7000 тонн. Наряду с этим главное командование приказало отказаться от менее важных полетов и ограничить фотографическую разведку. При полетах в тылу разрешалось пользоваться только бензолом; приемные испытания самолетов были сведены к испытаниям на выборку. Постройка новых самолетов также замедлилась. Угольный кризис вызывал задержки в доставке сырья; среди рабочих возникали беспорядки. Так, на заводах Бенц рабочие отказались работать сверхурочно, что повлекло сокращение производства на 25 %. Трудности возникали повсюду, но требования, предъявляемые к авиации фронтом, не снижались», - отмечает Э. фон Гёпнер.
И вот что стало происходит на Западном фронте:

«15 июля, когда наша пехота перешла в наступление, погода поначалу не благоприятствовала массированному применению авиации. Однако к вечеру воздушная деятельность обеих сторон достигла высшего напряжения.
Уже после полудня в бой вмешались английские и американские летчики. Обстановка требовала немедленного введения в бой всех авиасоединений. 3-я истребительная эскадра Рихтгофена атаковала раз за разом и в результате сбила 35 самолетов противника. Артиллерийские летчики донесли о заблаговременно оттягивавшихся назад батареях противника. Там, где эти батареи двигалась плотным строем, как на дороге Эпиналь — Дермане, их успешно поражала наша артиллерия с помощью воздушного наблюдения. 1-я бомбардировочная эскадра произвела отважный дневной налет.
В последующие дни вся сила неприятельских атак была направлена на переправы через Марну, находившиеся в наших руках. В то время как наши мосты находились под огнем неприятельской артиллерии, бомбардировочные эскадры противника в составе 60 единиц, совершая налет последовательными волнами, осыпали бомбами скопления наших маршевых колонн. В это же время над эскадрами разворачивались ожесточенные сражения неприятельских истребителей прикрытия с нашими отважно нападавшими на бомбардировщики истребительными эскадрильями. 25 неприятельских самолетов были сбиты 16 июля над одной только долиной Марны. Тем не менее, неприятельские бомбы наносили огромный урон. Наши штурмовые эскадры жертвовали собою, чтобы дать застрявшей пехоте возможность продвинуться. Неприятельские батареи на время подавлялись, танки выводились из строя бомбами, подход подкреплений противника значительно задерживался.
Деятельность авиации достигла апогея 18 июля, когда противник перешел в контратаку и предпринял со стороны Вийе — Копре наступление, поддержанное объединенной авиацией союзников.
Понесенные противником серьезные потери — за несколько часов 35 самолетов — вынудили  его держаться пассивнее, и наши разведывательные самолеты получили возможность приступить к работе. Корректировка огня артиллерийскими летчиками была успешной, но пехота, упорно сражаясь в труднопроходимой местности, не могла дать о себе знать. Наша дальняя разведка, которой в течение этого дня не могла воспрепятствовать даже самая энергичная деятельность неприятельской авиации, выяснила с достоверностью, что следует ожидать дальнейших крупных наступательных операций противника…

 Туманный день 8-го августа решил судьбу 2-й армии. Англичане и французы, поддержанные крупными танковыми формированиями, опрокинули германские дивизии. После того как туман рассеялся, густые эскадры неприятельских самолетов, далеко превосходившие воздушные силы 2-й армии, довершили начатое наземными  войсками дело. Лишь после полудня сосредоточенным введением в бой всей истребительной авиации 17-й и 18-й армий удалось разбить противника в воздухе.
54 сбитых неприятельских самолета ознаменовали этот день, несчастный для армии, но самый удачный для германской авиации за всю ее историю…

Наше наступление прекратилось. Германские войска перешли к обороне».
Как известно, в ноябре 1918 году в Германии вспыхнула революция, которая быстро подорвала последние возможности страны к сопротивлению.
Вильгельм 2-й бежал в Голландию. Новое правительство запросило у Антанты мира.
 
О том, насколько высок был авторитет германской авиации, говорит пример, приведенный Эрихом фон Гёпнером в его воспоминаниях:
«По условиям Компьенского перемирия требовалось немедленно выдать 2000 истребительных и бомбардировочных самолетов. Этим хотели лишить Германию возможности продолжать борьбу в воздухе и тем самым отнять у германского народа способность сопротивляться из последних сил. Представить противнику указанное число самолетов было невозможно, так как для этого не хватило бы всех истребительных и бомбардировочных эскадрилий всего фронта, даже при полном их штатном составе.
Продуманные требования союзников показывают, какое колоссальное значение придавали они воздушной войне, насколько они переоценивали наши силы и как высоко они ставили работу нашей авиации.
После долгих переговоров число подлежащих немедленной выдаче самолетов было уменьшено до 1700, но и для выполнения этого требования пришлось доставить из тыла готовые к отправке самолеты. Сбор и передача самолетов, находившихся на фронте, наталкивались на различного рода затруднения. Последние вызывались перебоями в передаче приказов, невыясненностью обстановки и самовольными действиями некоторых начальников и летчиков.
Революция, разразившаяся в Германии в самый тяжелый для нее момент, довершила уже начавшееся разложение многих авиачастей».

В завершении рассказа о действиях  авиации  в годы Первой мировой войны, приведем  статистику из мемуаров Э. фон Гёпнера:

Действия авиации:
«Всего за время войны германские летчики одержали 7425 воздушных побед, из них 358 на восточном фронте; в число сбитых летательных аппаратов входят 614 привязных аэростатов.
Конечно, большие потери были при этом неизбежными. На одном только западном фронте мы потеряли с января по сентябрь 1918 года 1099 самолетов, тогда как противник за тот же период времени потерял 3732 машины.
Эти цифры свидетельствуют о величайшей готовности жертвовать собой и о непоколебимом стремлении бороться. Здесь отметим, что за всю войну на фронте и в тылу, выполняя воинский долг, погибли 3021 офицер, 3809 унтер-офицеров и солдат наших воздушных сил — всего 6830 человек…
Помощь Антанте со стороны Америки пришла позже, чем мы ожидали. Отсталость американской авиационной промышленности была преодолена лишь летом 1918 года. В конце июня появились первые американские авиационные соединения; за свое поспешное введение в бой им пришлось заплатить дорогой ценой. По официальным сведениям, американская авиация потеряла в боях 902 человека, из них в марте — 3, в июле — 118, в ноябре (т.е. в течение 11 дней войны) — 514.
К моменту перемирия во Франции находилось 20 истребительных, 18 артиллерийских и 7 бомбардировочных эскадр, располагавших всего лишь 607 самолетами. Однако всего на фронт поступило 7900 самолетов, из них 4000, построенных в Америке. Из приведенных цифр видно, сколь тяжелыми были потери, понесенные американской авиацией в последние месяцы войны».


Зенитная артиллерия:
«К концу войны зенитная артиллерия на фронте и в тылу насчитывала: 2576 орудий, 718 прожекторов, 2800 офицеров, врачей, ветеринаров, фельдфебелей и подпрапорщиков, 55 000 унтер-офицеров и солдат, 17 000 лошадей, 3500 конных повозок и 800 автомобилей.
Орудия принадлежали к 22 различным типам, что чрезвычайно затрудняло подготовку личного состава.
В качестве зенитных пушек применялись обычные орудия полевой артиллерии, число которых доходило до 600. После того как они были возвращены в полевую артиллерию, на вооружении зенитных частей все еще состояло 1400 орудий (т.е. свыше половины всего числа орудий), переделанных из пушек, отбитых у противника.
Прямое доказательство успешности действия зенитной артиллерии — непрерывно растущее число сбитых ею самолетов.
При этом каждый случай уничтожения неприятельского самолета засчитывался на личный боевой счет зенитчиков так же, как и у летчиков, лишь тогда, когда самолет полностью выбывал из строя и только после тщательной проверки достоверности каждого отдельного донесения о победе командующим воздушными силами.
Зенитная артиллерия во время войны сбила: в 1915 году 51 самолет и 1 дирижабль; в 1916 году 392 самолета и 1 дирижабль; в 1917 году 467 самолетов; в 1918 году 748 самолетов — всего 1588 самолетов и 2 дирижабля, в том числе 51 самолет был уничтожен при поддержке прожекторных установок…

Теперь окинем беглым взглядом зенитную артиллерию противника. В начале войны противовоздушная оборона была слабо развита и у неприятеля.
Только французы имели аналогичные нашим орудия; прожекторами они, видимо, ни располагали.
Благодаря введению автомобильной зенитной пушки калибра 88 мм, мы приобрели в этой области превосходство, так как зенитных орудий такой же мобильности и аналогичных баллистических свойств у наших противников не было. Эти пушки при более совершенных снарядах — наши часто разрывали стволы орудий, особенно в 1918 году — и большем количестве буксирных автомобилей дали бы еще лучшие результаты.
Противники превосходили нас в деле учета метеорологических влияний и, в особенности, в области массированного применения крупнокалиберных и дальнобойных орудий и мощных прожекторов для противовоздушной обороны тыла.
В то время как противник мог пользоваться всеми мировыми источниками сырья, нашей промышленности, предоставленной самой себе и загруженной многочисленными другими военными заказами, приходилось бороться с острым недостатком необходимых сырьевых материалов».
 
Воздухоплавательные части:
«Из общего количества 470 сбитых за всю войну аэростатов на 1918 год приходится 315, в том числе на один только сентябрь — 132. Неприятельской артиллерией было всего уничтожено 55 аэростатов, из них в 1918 году — 37».


Использованная литература:

Авиация в России   К 100-летию отечественного самолетостроения. М., 1983.
Андреев В. Прерванный полет. Русская авиация в Первой мировой войне .  Родина. 1993. № 8–9.
С.Н.Антошкин,  В.Е.Ильин РОССИЙСКАЯ ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ В ВОЙНЕ 1914-17 ГОДА.
Е.З. Барсуков.  "Русская артиллерия в мировую войну"
Бахурин Ю.А. Порт-Артур на Висле. Крепость Новогеоргиевск в годы Первой мировой войны. М., 2009.
Бахурин Ю.А.  НЕБЕСНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ БЬЕТ ПО СВОИМ. Российская авиация под «дружественным огнем» (1914-1915) — «трагические случайности» или нечто большее?
Будберг А.П. Из воспоминаний о войне 1914-1917 гг. Третья Восточно-Прусская катастрофа 25.01.-08.02.1915. С-Франциско.
Военная доктрина генерала Дуэ. М.; СПб., 2003.
Галактионов М.Р. Париж, 1914 (Темпы операций). — М.: ACT; СПб.
Гёпнер Э. фон. Война Германии в воздухе. — Мн.: Харвест, 2005.
Геруа Б.В. Воспоминания о моей жизни. Т.1.
Головин H. H. Россия в Первой мировой войне. — Париж, 1939.

Грибанов С. В. Пилоты Его Величества. — М.: Центрполиграф, 2007.

Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России (июль 1914 г. — октябрь 1917 г.). М., 1986.

Евсеев Н. Августовское сражение 2-й русской армии в Восточной Пруссии (Танненберг) в 1914 г. М. 1936

Елисеев С.П. Развитие авиации русской армии в Первой мировой войне. «Военно-исторический журнал». 2008. № 2
История отечественной авиапромышленности. Серийное самолётостроение, 1910-2010 гг.  РУСАВИА, 2011.
Комаров Н.Я. Военная авиация и средства ПВО России в годы первой мировой войны. «Вопросы истории». 1974
Н. Корниш «Русская армия 1914 1918 гг.»

Лемке М.К. 250 дней в Царской Ставке (25-го сентября 1915 года – 2-го июля 1916 года). Пг., 1920.
Лихотворик Алексей "Восточно-Прусская операция 1914г.".
Малиновский Р. Я. Солдаты России. — М.: Воениздат, 1969.

Маниковский А.А. "Боевое снабжение русской армии в мировую войну". Изд. 2-е. Переработал и дополнил Е. З. Барсуков. ГВИЗ, 1930.

Рихтхофен, фон М. Красный истребитель. М., 2004.
Рохмистров В.Г. Авиация великой войны. М., 2004.
Сергеевский Б.Н. Пережитое. 1914. Белград, 1933

Степун Ф.А. Из писем прапорщика-артиллериста. — Томск: «Водолей», 2000.

Соболев Д. А., Хазанов Д.Б. Немецкий след в истории отечественной авиации. М. 2000
Ткачев В.М. Крылья России. Воспоминания о прошлом русской военной авиации. СПб.  2007.
Удет Э. Жизнь лётчика  Военная литература, 2003.

Ал. Успенский «В плену». Каунас 1931г.

Финне К.Н. Русские воздушные богатыри И.И. Сикорского. — Белград, 1930.

ФЛУГ В.  «X армия в сентябре 1914 г. Воспоминания участника».

Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.

Сайты:


http://army.armor.kiev.ua/hist/voen-oklad-1913.php
http://lemur59.ru/node/8918
http://www.airwar.ru/enc/bww1/im.html
http://vandeiker.mybb.ru/viewtopic.php?id=129
http://forum.a.evvaul.com/index.php?topic=49.20