Глубина

Пётр Морозов Майкоп
Что значит в человеке глубина? Может ли быть один человек более глубоким, чем другой? Может. Может, потому что каждый из нас «многослоен».
 Наш внутренний мир состоит из большого числа «слоев» и структур (так же как и головной мозг). Но что такое внутренний мир, каждый определяет по-своему. Кто-то считает, что это только наша душа — и ничего более. Для другого внутренний мир – это взаимосвязь психических процессов и реакций. Иные считают, что его нет вовсе. Что можно сказать о последних? Я бы определил их как людей не очень глубоких.
Но не осуждать я кого-то хочу или сравнивать, а открыть то, что увидел сам. А именно: каждый человек в разные периоды своей жизни может быть очень разным. У меня есть друг, с которым мы познакомились в то время, когда он только что покинул православный монастырь, где пребывал в качестве трудника. Как человек он был очень глубок. Он говорил о жизнеполагающих истинах, о смысле нашего существования, о Боге, о доброте. Он говорил это искренне. И не так, как будто был мудр. И не от каких-то настроений или желаний. Я был сильно поражен всем этим! И это общение оказало сильное влияние на меня, мое мировоззрение и знания. Но каким я увидел его спустя время… (Это была наша вторая встреча). В его словах уже не было той уверенности, той глубины. Он более переживал о житейском, часто курил и на какие-то серьезные темы разговаривать долго совсем не мог. Создавалось такое впечатление, что я общаюсь теперь  с Буратино. То есть с деревянным человеком.
Конечно, я здесь сильно преувеличиваю. И к друзьям я всегда отношусь очень внимательно.  Но как глухо, туго и неинтересно бывает мне со многими и многими людьми, которых я встречаю в жизни. В них ничего не спрятано. Просто ничего, что могло бы быть ценным не на уровне повседневных забот и конфликтов.
Откуда же берется в человеке эта самая глубина? Ценная для одних — и совсем не нужная другим. Я думаю, что, в первую очередь, из желания и потребности задумываться о происходящем, о смысле всего. О себе в этой огромной вселенной — и о Боге. О причинах и следствиях. Хочется ведь видеть больше, понимать больше, знать больше, чувствовать больше.
Но как приговор звучат девизы нынешних поколений: «Не думай ни о чем! Не задумывайся сам и не грузи других. Бери от жизни все! Занимайся сексом, работай и потребляй то, что тебе дают в красивой обертке».
Признаюсь честно, под все эти влияния попадаю и я сам. Но это, скорее, по личным причинам. Если бы я был более глубок, я бы сейчас писал эссе совсем на другие темы. И все же, что такое глубина в человеке? Зачем она нужна? Мое мнение на этот счет будет немного сложноизлагаемым. Дело в том, что все мы созданы по одному шаблону (по одному образу и подобию – говоря правильно). Эта структура  подобна конусу. Острие, являющееся для всех одинаковым, расширяясь, приобретает все больше частностей. И действительно, на первый взгляд, мы все очень разные и отличные друг от друга. Но чем глубже мы понимаем себя и других, тем больше мы видим общего, общечеловеческого. Глубоким будет человек тогда, когда что-то ценное, светлое и настраивающие на понимание оказывается спрятано у него внутри. Глубина – это то «место», где наши миры действительно могут пересекаться и влиять друг на друга (если они конечно есть, эти миры).
Однако это понимание — не для всех. Ведь во многих стремление к пониманию и размышлению находится в состоянии сна. А так мы все похожи. Осознавая что-либо и меняясь внутри себя самого, каждый из нас может стать и философом, и мудрецом, и святым, и просто светлым и честным человеком. Вопрос в том, нужно ли это нам. Проще ведь жить, как живешь, и ни о чем не задумываться. Быть поверхностным, а не глубоким. Доверяться и пользоваться самыми простыми и глупыми желаниями. Так можно даже добиться определенных успехов. Только успех этот будет не более чем успех деревяшки, говорящей куклы-Буратино, с которым даже не о чем говорить.
Я прошу, чтобы Господь расположил мое сердце к познанию жизнеполагающих истин и изменению меня в них. Потому что я могу и хочу быть глубоким человеком. Хочу знать Бога, хочу иметь понимание с другими людьми и не сходить с ума наедине с собой.

2013 год