Если звезды зажигают

Борис Роланд
               
         Миракль      

                Действующие   лица:      

   ДИОГЕН
   ЭРИДАН
   БОТЕЙН
   МИРА -   его  жена
   ГРЕЗ  -    его  сын   
   РОБОТ – 1 !      
   РОБОТ -  2    !  2  актера
   РАБОЧИЙ –1 !
   РАБОЧИЙ– 2 !   
   ПРОХОЖИЕ - вечно  куда–то  спешат. Характеры и типы по усмотрению режиссера.
   ЗВЕЗДЫ  - участвуют, зритель их не видит, но не должен о них забывать.         

Действие происходит  между  настоящим и будущим в городе, который легко узнать, если  оглянуться  по сторонам. В нем живут люди, которых мы знаем, а  нет – можно легко узнать, набравшись смелости  заглянуть в себя. Если  мы не потеряли эту  способность.  Только узнав, не надо показывать пальцем, потому что есть опасность, что указующий  перст, если не будет отсечен – обернется в наш собственный лик.


                Д е й с т в и е  1          
                Картина 1          

  Поздний вечер. Площадь, вдали дома. Кое-где освещены окна.                Слева стена одноэтажного уютного домика. Перед ним растут                Пышные кусты роз. Справа у дома зажигается уличный фонарь.                Входит ЭРИДАН, старательно подметает возле домика, поливает                цветы, поглядывая на одинокий свет в его окне. Пробегают несколько запоздавших прохожих, скрываются. Свет в окне гаснет.  Эридан задумчиво смотрит в погасшее окно, вздыхает и шепчет: « Спокойной ночи, любимая!» Уходит.   
Ночь. Все огни в домах погашены. Звезды и одинокий фонарь.                Тихо… Справа появляется ДИОГЕН. Тащит за собой тележку.                Останавливается посредине площади.         

ДИОГЕН  (устанавливает звездоскоп)  Должна  быть здесь. (Смотрит в него) Да, свет  яркий! Все верно. (Отбрасывает борта тележки – получается домик. На стену вешает умывальник и полотенце. Напевает). 
                Нам много ль надо?
                Нет: ломоть хлеба,
                С ним каплю молока,
                А солью будет небо
                И эти облака.    ( Хлебников)    
ДИОГЕН.  Вот так. (Смотрит в звездоскоп)  Свет  максимальный…А вчера мы чуть не разминулись с тобой. Но почему ты привела меня сюда? Я шел, как ты велела, на юг. И вдруг…так круто изменилось направление. Сегодня мы опять вместе. Ты светишь мне – и на душе спокойно. ( Задумчиво читает)         
                Невозмутимый  строй во всем,
                Созвучье  полное в природе –
                Лишь в нашей призрачной свободе
                Разлад мы с нею сознаем.    ( Тютчев)   

                Звезды  гаснут.   Горит  одинокий  фонарь.

                К а р т и н а 2         

Утро. Большая  комната. Полированные секции вдоль стен с                дорогой посудой и безделушками. Огромный телевизор, тесно от                мебели. Вещи…они громоздятся, блестят полированными                поверхностями. Посреди комнаты большой стол, вокруг стулья.
Несколько раз пробегают по комнате из различных дверей                БОТЕЙН, МИРА, ГРЕЗ. Вначале они в спальных костюмах, затем                одеты в соответствующий текущему сезону времени деловой наряд.
               

БОТЕЙН (садится за стол, кричит в кухню) Мира, завтрак! Да поживей! Грез к столу!   
МИРА  (входит, садится)  Сейчас  принесут.
ГРЕЗ    (входит, весело) Успеха и удачи!
БОТЕЙН Успеха и удачи! (Мире) Думаю, сегодня, наконец-то решится все…Лучше, конечно, второй  вариант.   
МИРА.  Скорей бы…я так устала  ждать.
БОТЕЙН.  Дорогая, я все делаю, как видишь.
МИРА. Да, дорогой, ты у меня молодец! (Мечтательно) Только бы нам выпал второй  вариант…
БОТЕЙН.  Ради тебя я готов на все.
МИРА. (Мечтательно) О, столица! Высший свет! Неужели все это у меня будет…
ГРЕЗ (удивленно)  Мама, ты о чем?   
МИРА.  Пока для тебя, мой  мальчик, это большой секрет. 
ГРЕЗ (Вдруг негромко, но твердо) Я никуда отсюда не уеду!         
БОТЕЙН.  Это почему же?
ГРЕЗ.  А мое дерево.
БОТЕЙН. У тебя  будет много новых деревьев.
ГРЕЗ.  Мне на надо другого.
БОТЕЙН. Будет еще больше и лучше.
ГРЕЗ.  Н о  т а к о г о  – не будет!
МИРА. Тебе же отец  сказал, что будет много и лучше.
ГРЕЗ.  Лучшего не бывает! 
БОТЕЙН.  Рыба  ищет где глубже, а человек где лучше. 
ГРЕЗ.  Я не рыба.
БОТЕЙН (Заметно раздражаясь) Искать лучшего – это высший закон человеческой жизни. И это лучшее – надо завоевать! Запомни  это! Пойми: если у нас теперь два робота – будет четыре.    
ГРЕЗ  А мое дерево?!.. Его же нельзя  забрать с собой. Оно навечно приросло корнями к этой земле. И я люблю его.
БОТЕЙН. Что стоит твое дерево с двумя новыми роботами. У твоего дружка Фриза их три. Если все сложится удачно, то у нас будет их четыре. Одного я отдам тебе в полное  владение.    
ГРЕЗ.  Я не могу без моего дерева!
МИРА. Сынок, мы купим тебе сразу много: больших, красивых, ветвистых…
ГРЕЗ (нервно) Я…я  сам его посадил! Я сам его вырастил. Ты помнишь, оно болело – и я сам его выходил. Теперь оно прекрасное!       
БОТЕЙН.  Успокойся!  Мы  купим тебе еще прекраснее.
ГРЕЗ.  Но  т а к о г о   не будет!
БОТЕЙН (теряет терпение)  Замолчи!   
МИРА (Грезу) Не разрушай  нервные клетки отца! Ты же видишь, как он много работает…и все для нас, для тебя. Чтобы твоя жизнь становилась все лучше и надежней.   
ГРЕЗ.  Мне на надо другой жизни без моего дерева!   
БОТЕЙН (взрывается)  Молчать!..  Почему не несут завтрак?   
МИРА (кричит в кухню)  Скорее несите!      
БОТЕЙН (раздраженно) Не кажется ли тебе, дорогая, что наши роботы забарахлили?
МИРА.  Уже столько  лет без капитального ремонта. 
      
  Входят РОБОТЫ с подносами. Расставляют приборы, раскладывают еду.                Закончив, перебрасывают полотенца через руку и замирают за спинами хозяев. Оба хрипучим голосом: «Приятного аппетита».    
БОТЕЙН.   Почему ты не сдаешь их в бытремонт?   
МИРА.  А как мы  будем без них? 
БОТЕЙН.  Раньше ты  как-то обходилась.
МИРА. Словно сам не знаешь, как быстро человек привыкает к удобствам…Ничего, ничего… как-нибудь дотянем  до лучших времен, которые ты  мне обещаешь. Сразу купим новых четыре.      
БОТЕЙН.  А эти куда?   
МИРА. Сдадим в утиль.
БОТЕЙН. Ты еще не получила, а уже становишься  транжиркой.   
МИРА.   Два переезда равносильны  одному пожару, говорят французы.
БОТЕЙН  Но мы же не горим…(задумчиво) Да, если сегодня решится…
МИРА.  Но переезд нас ждет во всех случаях.
БОТЕЙН.  Это мелочи…что-то соли маловато.   
РОБОТ (протягивает соль) Пожалуйста.
ГРЕЗ  (резко отодвигает от себя тарелку)  Я никуда не поеду!
БОТЕЙН. Тебя никто не спрашивает. Ясно!   
ГРЕЗ   Я…я…
МИРА. Не разрушайте  друг другу нервные клетки. Этот дефицит нам  пока не по карману.
БОТЕЙН (вскакивает, рассерженно ходит по комнате) Нет! Вы только вслушайтесь в эти идиотские аргументы! Какое – то дерево! Черт знает что! (Мире)  И это разве мой  сын?! И в кого он только  уродился? Может, ты знаешь?!
МИРА (растеряно) А как же еще? Это твой, твой  сын!   
БОТЕЙН. Мой?! Что-то не похоже! Я работаю, стараюсь, добиваюсь успехов. И все ради того, чтобы он не знал тех трудностей, которые выпали на мою долю. Я хочу, чтобы он, закончив школу, имел надежную материальную базу и был независим. Чтобы уверенно вошел в высший свет. (Кричит в лицо Греза) Все это я делаю для тебя!.. Сейчас же прекрати всякие пререкания! Молчать! Я кому сказал: молчать! 
МИРА. Папочка, только не расстраивайся! Видишь, он молчит. Он уже все понял.
БОТЕЙН. Разве так молчат?! Ты  посмотри в эти глаза. ( Кричит) Убери свои глаза! Немедленно убери! 
               
                ГРЕЗ молча  поднимается и отходит.      

МИРА (Грезу)  Ты  куда?   
ГРЕЗ.  Уношу  свои глаза.
МИРА. Ты еще не поел. 
ГРЕЗ.  Сыт по горло. Накормили. (Подходит к секции, что-то ищет) 
МИРА.  Что ты  там ищешь?
ГРЕЗ  Интенсификатор  учебной памяти.
МИРА. Ты  вчера опять оставил его в ванной комнате. Сколько раз тебе можно повторять: клади все на место. Попользовался – и сразу на место. (Идет в ванную, приносит) Вот  он. Дай-ка я тебе его сама…сама, а то перепутаешь. (Грез подставляет ей голову, она надевает на него шапочку, вкладывает Интенсификатор) Вот так… запомни, наконец.       
БОТЕЙН (Мире) Подай-ка и мой.
МИРА.  Какую программу  заложить?
БОТЕЙН. Сегодня на совещании решается наш вопрос…предстоит трудный поединок.
МИРА.  Может, увеличить дозу агрессивности?   
БОТЕЙН  (Смотрит на Греза) Он мне ее сегодня добавил предостаточно.
ГРЕЗ (в дверях) Я пошел.
БОТЕЙН. Подожди, я тебя подвезу.
ГРЕЗ. Тогда тебе придется везти и мои глаза…Уж лучше я сам  их понесу. (Убегает)
БОТЕЙН. (вдогонку кричит) От дурных глаз ноги страдают!      
МИРА. Перестань, наконец! Ты с самого утра своим настроением портишь цвет моего лиц! А у меня сегодня  серьезная встреча. И я должна соответственно выглядеть.   
БОТЕЙН. Ты со мной?
МИРА. На новом месте, я надеюсь, у меня будет своя  машина. ( Улыбается) А пока продолжай  выполнять функции моего шофера.
БОТЕЙН. Тогда поторапливайся – опаздываем.
МИРА. Сейчас…Ко мне! (К ней подходят роботы, застывают. Она берет кассеты, вставляет в них) Все убрать, обед приготовить к трем часам (Ботейну) Какую серию обеда ты  сегодня предпочитаешь? 
БОТЕЙН. Мою любимую…237 
МИРА (включает программу)  Все в порядке…Пошли.       

Уходят. Роботы вместе хрипуче: «Успеха и удачи!» Начинают убирать со стола. Сцена поворачивается.

                К а р т и н а   3      

    Утро. Площадь. По привычной дороге спешат люди. Наталкиваются на домик Диогена. Находу чертыхаются, негодуют: «Дурак! Осел! Нашел место! Куда  смотрит главный  смотритель?!»  ДИОГЕН встает, не отвечает. Делает зарядку, Умывается, садится завтракать: хлеб, лук, молоко.   Вбегает ГРЕЗ, останавливается, смотрит удивленно на него.    

ДИОГЕН.  Доброе утро, мальчик!
ГРЕЗ   Успеха и удачи!
ДИОГЕН. Ты  почему не здороваешься?
ГРЕЗ.  Так я же сказал: успеха и удачи.
ДИОГЕН. Кто тебя так научил здороваться?
ГРЕЗ  Отец.
ДИОГЕН.  Это ему помогает?
ГРЕЗ. Да. Он все время повышается.
ДИОГЕН (недоуменно) Куда повышается?
ГРЕЗ. Делает карьеру.
ДИОГЕН. Что это?
ГРЕЗ (все больше удивляясь) Как вы этого не понимаете? Ну, он теперь станет не просто начальником, а начальником над начальниками,
ДИОГЕН. Кем? Кем?
ГРЕЗ.  Раньше он руководил служащими, а теперь, если ему сегодня повезет на совещании, будет руководить начальниками, которые руководят этими служащими.
ДИОГЕН.  Это и называется делать карьеру?
ГРЕЗ.  Чего здесь непонятного?
ДИОГЕН (помолчав)…Ты  завтракал?
ГРЕЗ.  Не успел.
ДИОГЕН. Прошу  к столу. Держи (делит свой завтрак пополам)
ГРЕЗ. Это и весь ваш завтрак?
ДИОГЕН. А почему ты вышел голодным  из дому? 
ГРЕЗ. Отец  был не в настроении. 
ДИОГЕН.  Понимаю…это повлияло на твой  аппетит.
ГРЕЗ Отца должны перевезти в столицу.
ДИОГЕН. Это связано с его карьерой?
ГРЕЗ. Да… а я не хочу уезжать.
ДИОГЕН. Почему?
ГРЕЗ  Я не могу оставить свое дерево.
ДИОГЕН. Ты  сам его посадил.
ГРЕЗ.   Откуда  вы знаете?
ДИОГЕН. А как же иначе…Оно пустило в этой земле корни, приросло навечно. А ты любишь его.
ГРЕЗ  (возбужденно) Да! Да! Да! 
ДИОГЕН. А что говорит твоя  звезда? 
ГРЕЗ. Какая звезда?
ДИОГЕН. Твоя звезда.
ГРЕЗ. У меня нет звезды. Дендрарий есть, а звезды…
ДИОГЕН.  У каждого человека есть звезда. Она указывает ему правильный путь в жизни. Разве тебе об этом никто не говорил?      
ГРЕЗ. Нет.
ДИОГЕН. Чему же тогда тебя учат в школе?   
ГРЕЗ. О, многому! Для того, чтобы сделать хорошую карьеру, надо очень много знать. (Тараторит)  Надо знать, что 2х2=4, формула воды Н2О, восстание Спартака было в 75 году до нашей эры, квадрат гипотенузы равен…
ДИОГЕН (прерывает)  А про твою звезду?
ГРЕЗ (не останавливаясь, на одном дыхании)  Звезды – это самые главные тела во Вселенной, в них  заключено  90% всего наблюдаемого нами вещества… каждая звезда – это массивный газовый шар, излучающий собственный  свет, в отличие от планет, которые светят отраженным солнечным светом. По своей природе звезды родственники Солнцу. Оно – ближайшая к земле звезда. Все другие звезды далеки от нас. Самая близкая к солнечной системе  называется Просима Кентавра. Она находится от нас на расстоянии  примерно 1,3 парсек…Звезды  различаются по массе, размерам, плотности, светимости и химическому  составу….
ДИОГЕН.  А какое  расстояние до твоей  звезды?
ГРЕЗ. Моей?!   Все звезды  общие.
ДИОГЕН. Да, все должно быть общим между людьми. Но у каждого  человека есть своя звезда.
ГРЕЗ У вас есть своя  звезда?!
ДИОГЕН. Да. И она привела меня сюда…Как только родился человек – в небе вспыхивает его звезда. Она указывает ему всегда верный путь в жизни. Следуй за ней – и никогда не ошибешься, куда бы ни забросила тебя судьба. Если твоя звезда начала тускнеть, значит, ты что-то не так делаешь в жизни. А когда погасла звезда – оборвалась жизнь человека.
ГРЕЗ. Что, и у меня есть своя звезда?
ДИОГЕН. Да, и мы ее  найдем.
ГРЕЗ (подбегает к звездоскопу) Уже не при помощи этого?
ДИОГЕН. Да. Это звездоскоп.
ГРЕЗ. Покажите  мне ее скорей.
ДИОГЕН. Не торопись.
ГРЕЗ. Понимаю, надо дождаться ночи.
ДИОГЕН. Свою звезду человек должен видеть всегда.
ГРЕЗ. Так в чем же дело?
ДИОГЕН. Я должен познакомиться с тобой.
ГРЕЗ. Меня зовут Грез.
ДИОГЕН. Имя человека не самое главное. Я знал одного по имени Рада…но он мало принес радости людям.
ГРЕЗ. Понимаю…вы хотите узнать про мои успехи. Я учусь почти на отлично. У меня две четверки: по пению и физкультуре. Только по поведению удовлетворительно.
ДИОГЕН. Что это значит? Ты  всех удовлетворяешь, так?
ГРЕЗ (растерянно) Я… не убегаю даже со скучных уроков, не пререкаюсь со старшими, выполняю любое общественное поручение.
ДИОГЕН. И все это делаешь от души?
ГРЕЗ. Что значит от души?
ДИЛГЕН. Грез, ты еще очень юн, и душа твоя только-только начинает прорастать…
ГРЕЗ. Вы что – идеалист? Разве вы не знаете, что вымысел о душе уже давно отвергнут нами. Это все измышления мракобесов от религии.  С ними давно уже покончено.
ДИОГЕН. Делать от души – значит жить по велению своего сердца.
ГРЕЗ. Я очень стараюсь.
ДИОГЕН. А вот  стараться  не надо.
ГРЕЗ. Это почему же?
ДИОГЕН. Когда человек начинает очень стараться делать то, что не принимает душа – он перестает быть самим собой.
ГРЕЗ (удивленно) Как-то странно вы рассуждаете, Все взрослые только и твердят: надо стараться …стараться хорошо учиться, правильно вести себя, стараться поступить в институт, стараться сделать карьеру.
ДИОГЕН. И у тебя все получается?
ГРЕЗ (все более недоумевая)  А за что мне ставят пятерки! 
ДИОГЕН. Выходит – за старание.
ГРЕЗ (уклончиво) Как положено – так и делаю. (Смеется)  Чудной вы какой-то! Ведь по другому никак нельзя – без этого не сделаешь карьеру. И как вы этого не понимаете?!          
   
  Появляется ЭРИДАН. Подметает площадь, приближается к ним,                прислушивается к разговору.

ДИОГЕН. А сам ты хотел бы по-другому?
ГРЕЗ (оглядываясь настороженно, шепотом) Конечно…
ДИОГЕН. Что же тебе мешает?
ГРЕЗ. Вы что, с луны  свалились?
ДИОГЕН. Да.
ГРЕЗ.  В  самом деле, оттуда?
ДИОГЕН. Да, неделю назад был там.
ГРЕЗ. Ну, вы и даете! (Говорит быстро, заученно) Луна – это всего-навсего спутник земли. Анализ лунного грунта доказывает полное отсутствие в поверхностном слое луны  органических соединений. Луна полностью лишена воды, она – всего лишь стартовая площадка для межпланетных кораблей…вообщем, вопрос с луной у нас уже давно решен.
ДИОГЕН. И что же тебе ясно? 
ГРЕЗ (чуть раздраженно) Вы что, экзаменуете меня?
ДИОГЕН (растеряно) Я хочу узнать тебя. Ты же сам просил показать тебе твою звезду.
ГРЕЗ (теряя к нему интерес) Ничего вы не можете. Все это сказки! Чушь! (Подхватывает портфель, отбегает)  Вас, знаете, куда надо отправить?    
ДИОГЕН (спокойно) Знаю. Моя звезда всегда указывает мне верный путь.
ГРЕЗ (махнул рукой, крутит пальцем вокруг  виска и убегает)    
ЭРИДАН (подходит) Ты чего это  тут устроился?
ДИОГЕН (улыбается) Теперь я живу здесь.
ЭРИДАН. А прописка  имеется?
ДИОГЕН. Что?
ЭРИДАН. Прописка, спрашиваю, на жилплощадь имеется?
ДИОГЕН.  Это мой  дом.
ЭРИДАН (усмехается) Ладно, назовем это дом. А кто тебе позволил здесь жить? 
ДИОГЕН.  Звезда.
ЭРИДАН. Кто? Кто?
ДИОГЕН. Звезда.
ЭРИДАН. Что-то я не припомню такой  фамилии…Это что, новый начальник? Так был я вчера в жилхозе – там никаких смещений по службе не произошло. Нету такого.   
ДИОГЕН. Когда  я родился, моя звезда…
ЭРИДАН (строго) Что-то ты  темнишь, парень! Как кличут тебя?
ДИОГЕН. Диоген.
ЭРИДАН. Диоген, говоришь…Ладно, вот какое дело, Денис…
ДИОГЕН. Меня зовут Диоген.
ЭРИДАН. Все верно. По-нашему, значит, Денис. Так вот какое дело, Денис: документик у тебя имеется?
ДИОГЕН (трудно проговаривает) Д…д ..ооокуметик?
ЭРИДАН. По нему мне надо удостоверить твою незнакомую в наших местах личность.
ДИОГЕН. Так я ведь сам перед тобой.
ЭРИДАН. Сам себя для барышень оставь. А мне покажи документик.
ДИОГЕН. Нет у меня такого.
ЭРИДАН. А как же ты живешь без документика? Такого не положено!
ДИОГЕН. Ты  что, своим глазам не веришь?
ЭРИДАН. Ты может чего того (крутит пальцем у виска)? Или по-нашему не понимаешь?
ДИОГЕН. Тебя понимаю, а чего ты хочешь - не пойму.
ЭРИДАН. Я ж тебе доступно, по-нашенски объясняю. Раз ты живешь, существуешь, так сказать, значит, документик на это дело у тебя  должен иметься. Сечешь, о чем я?
ДИОГЕН (Пожимает плечами). Извини…но…
ЭРИДАН   Ты есть кто такой?
ДИОГЕН   Я – Диоген.
ЭРИДАН. Это тебя так нарекли, Денис.  А каким путем живешь? 
ДИОГЕН.  Как указывает мне моя звезда,
ЭРИДАН.  (повышает голос) Опять ты за свое! Сказано тебе: нет у нас такого в жилхозе. Указание есть, а Звезды  нет. Нету!  Ясно?!   
ДИОГЕН. Она вместе со мной вошла в мир и вместе со мной уйдет.      
ЭРИДАН.  (подозрительно) Ой, темнишь, парень. Может, ты  сбежал откуда-то, а?
ДИОГЕН. Я шел за своей  звездой.
ЭРИДАН. Откуда шел?
ДИОГЕН.  С луны.
ЭРИДАН (пятясь, машет руками) Лады…лады… пусть будет и так
ДИОГЕН. Почему ты мне не веришь?
ЭРИДАН (поспешно) Верю…теперь верю
ДИОГЕН. Вот и хорошо…Человек должен верить человеку.  Иначе погаснет его звезда. Она есть только у тех, с кем правда. А где твоя звезда?
ЭРИДАН (растеряно) Меня этим делом не награждали, хоть и работаю я исправно. Мой участок в городе самый передовой. Меня даже на почетной доске повесили.
ДИОГЕН. Как это повесили?
ЭРИДАН. Во как, по самую грудь и при орудии. И еще именные часы подарили. А вот насчет звезды (ухмыляясь) Представляешь – дворника звездой награждают. Вот смеху-то было бы! 
ДИОГЕН. Ты потерял свою звезду.
ЭРИДАН. Я ж тебе толком объясняю: мне такой награды не положено.
ДИОГЕН. Не может быть.
ЭРИДАН. Вот я перед тобой, видишь, и без всякой звезды. Ты же вон без документа, а живешь!.. Вот кабы я был космонавтом или академиком или начальником – тут уж другое дело…Правда, и по моей работе, как я стараюсь, могли бы и мне ее дать. А вот видишь, какая несправедливость – дворнику не положено.
ДИОГЕН. Всем положено. Так повелось еще от Адама.
ЭРИДАН. Ты мне брось эту чушь нести! Адама – мадама. Ты мне еще и про Агдам загни. Так было такое вино Агдам, а вот Адам…
ДИОГЕН. Не веришь? Приходит сегодня вечером, и мы найдем твою звезду.    
ЭРИДАН. А ежели ее нет?
ДИОГЕН. Значит, и тебя нет.
ЭРИДАН. Ты что такое мелешь? Вот он я весь перед тобой, видишь?
ДИОГЕН. Тогда это уже не ты.
ЭРИДАН. А кто ж тогда? 
ДИОГЕН. Приходи вечером – узнаем.
ЭРИДАН (крутит пальцем вокруг виска) Кто-то из нас не того…(уходит)
ДИОГЕН (садится к звездоскопу, весело напевает)  Нам много ль надо? Нет, ломоть хлеба, с ним каплю молока, а солью будет небо и эти облака.            

  Гудок автомобиля. Долго, напористо. Мигает свет. Диоген                продолжает невозмутимо смотреть в звездоскоп. Хлопает дверца  машины. Входит рассерженный БОТЕЙН.      

БОТЕЙН (приближается) Эй ты! Кому говорят? Мне надо проехать. Убери свою железяку! (Диоген молча  продолжает работать) Ты что, глухой?! Я ему полчаса сигналю, а он в ус не дует.   
ДИОГЕН. Извините, одну минутку…сейчас…вот, вот…яснеет…сейчас узнаем…
БОТЕЙН.  Убери немедленно! Я  спешу на важное заседание.
ДИОГЕН (продолжает рассуждать сам с собой) Ты указала мне путь на это место. Я пришел точно. А вот для чего – не пойму. 
БОТЕЙН.  Ты  с кем это разговариваешь?
ДИОГЕН. Со своей звездой.
БОТЕЙН. Какая  к черту днем звезда?
ДИОГЕН. Она всегда светит на моей вершине.
БОТЕЙН (усмехаясь) Ты что-новогодняя елка?
ДИОГЕН (оборачиваясь) А у тебя  разве нет своей  звезды?
БОТЕЙН. Повторять чужие шутки – пошло.
ДИОГЕН. (задумчиво) И у него нет звезды…Что за странная местность? Без звезд – и все живые. ( Ботейну) И у тебя нет звезды?   
БОТЕЙН. Сделаю карьеру – и мне дадут.
ДИОГЕН. Как же ты живешь без звезды?
БОТЕЙН. Не хуже других.
ДИОГЕН. А верно ли живешь?
БОТЕЙН. Стараюсь жить не хуже других – вот и вся вера.
ДИОГЕН. А в согласии ли с душой?
БОТЕЙН. Брось эту религиозную чепуху! Мы с ней давно покончили.
ДИОГЕН. Неужели никто из вас здесь не знает про свою звезду?   
БОТЕЙН (уверенно) Наши космические корабли побывали уже на всех планетах. Скоро и до звезд доберемся…так что узнаем. А по мне лично: все эти звезды и планеты сплошная  мертвятина. Лично мне там делать нечего. Воды там нет. А я даю людям воду.   
ДИОГЕН. Ты что – источник?
БОТЕЙН. (гордо) Я – старший региональный комиссар по водоснабжению, ясно?! (Взрывается) Убери свой хлам – мне ехать надо!         
ДИОГЕН (продолжает  спокойно работать. Вдруг радостно) Ах, вот оно что! Рядом с моей звездой зажглась еще одна. Какая молодая и бойкая. Как мечется! Так…так… вот почему моя звезда начала волноваться. Появилась новая активная звезда рядом – и сработал закон возмущенных  звезд. Значит, мой путь требует поправки. Семнадцать градусов…Но чья это звезда?    
БОТЕЙН (потерял терпение) Тьфу…сумасшедший (круто уходит).      
               
Диоген продолжает работать. Слышится стук дверцы машины,                взрывается  мотор. Звук удаляющейся  машины.       

                К а р т и н а    4

Квартира  Ботейна. Роботы  убирают в комнате.

ГРЕЗ (вбегает, насвистывая. Что-то ищет. Кричит в кухню).  Мама, где мой дендрарий?
МИРА (входит) Ты опять не положил его на место. И вообще, хватит смотреть всякую чепуху. Тебя  время приобретать качества настоящего мужчины. Возьми лучше отцовскую программу « Алгебра делового человека». 
ГРЕЗ (упрямо) Где  мой дендрарий?
МИРА.  Какая  серия?
ГРЕХ. Восток.
МИРА (приносит)  Возьми…Что-то отца долго нет…
ГРЕЗ (Насмешливо) Забыла…У  него опять очень важная засидалка.
МИРА.  Да, сегодня  решается для нас очень главный  вопрос.
ГРЕЗ. Ты, наконец,  мне скажешь, что это такое?
МИРА. Пусть для тебя это будет неожиданным подарком. Увидишь - это очень здорово…Мы  расширим свои владения.
ГРЕЗ (радостно) И расширим земляной участок возле дома?
МИРА. Ты угадал мой  мальчик.
ГРЕЗ (весело прыгает) Вот здорово! Значит, я смогу посадить большой сад возле моего дерева! Ты знаешь, мама, что я сделаю…разобью весь участок на зоны и разведу растительности всех континентов. Представляешь: весь земной шар в микромире! ( Целует мать) Вот спасибо! Вот здорово! Вот это настоящий подарок!
МИРА. Все  сделаешь, как хочешь. У тебя будут большие возможности. Только бы сегодня  все для нас положительно решилось. (Смотрит на часы) Почему  он задерживается? Пойду   проверю , как с обедом( Выходит). 

   ГРЕЗ закладывает в шлем программу, включает телевизор, удобно                садится  в кресло.

ГОЛОС (Звучит)  По учению буддийской секты Дзен, назначение лучших японских садов не в том, чтобы детально воспроизвести пейзаж в миниатюре. Их задача – лишь наметить на крохотном пространстве атмосферу гор и воды. Поэтому разбить сад надо так, чтобы  он не казался творением рук человеческих. Садовник, следующий  этим наставлениям, не собирается навязывать собственных замыслов естественным формам. Он непрестанно трудиться в саду: подстригает, разравнивает, расчищает…Но, делая это, он как бы  является  частью природы, а не силой, действующей извне. Он не вторгается в природу, потому что он сам природа; создавая сад, он как будто не участвует в его создании. Поэтому сад одновременно и сказочно живописен и предельно естественен».  ( Балден Джингра)   
БОТЕЙН (входит. Возбужденно, весело).  Успеха и удачи! (Грез не видит его. Он подходит, выключает телевизор, снимает с него шлем, целует) Где мама?    
ГРЕЗ. У тебя  положительно решилось?
БОТЕЙН. Да!  Лучше не бывает!
ГРЕЗ (вскакивает, кричит) Ура! Мама! Ура!   
МИРА (вбегает) Это правда?!
БОТЕЙН. Видишь…устами младенца  глаголет истина!
МИРА.  Ты  у меня молодец! Я всегда верила в тебя!
БОТЕЙН. Дорогая, я тебя ни разу  не подвел.
МИРА. Да, ты  человек слова…Я теперь в этом убеждаюсь все больше!
БОТЕЙН. А раньше, что - сомневалась?
МИРА. Милый, ты мне не даешь для этого повода…Ну, рассказывай, рассказывай! 
БОТЕЙН (Важно усаживается в кресло). Сядем перед дорогой.
ГРЕЗ.   Какая  дорога?
БОТЕЙН Нам предстоит большая  счастливая дорога.
МИРА. Ну, рассказывай же. Не тяни…
БОТЕЙН (весело дурачась) А почему бы ни  растянуть миг удовольствия. Мы столько лет с тобой об этом мечтали. Сядьте! Поскорее сядьте, а то, когда  узнаете – упадете от восторга.
МИРА. Не мучай же нас.
БОТЕЙН (Победителем) Только когда сядете! (Мира и Грез садятся, смотрят на него. Он говорит медленно, растягивая слова). Итак…вопрос наш решился еще лучше, чем мы с тобой мечтали, дорогая. Меня назначили Главным заместителем Главного смотрителя воды. Это значит, мы переезжаем не просто в столицу, а в самый ее  центр!
МИРА  В самый - пресамый?!
БОТЕЙН. Да. И у нас будет огромный дом в лучшем районе города. Машину для переезда я уже заказал. Приступаем срочно к сборам.
ГРЕЗ. А участок земли?
БОТЕЙЕН. Какой  участок?   
ГРЕЗ Мама сказала, что ты получишь большой участок для дендрария.
БОТЕЙН. Ничего нам этого теперь не надо. Вся  столица – наш участок.
ГРЕЗ (медленно, испуганно) А мой дендрарий… мой…
БОТЕЙН (весело) Будешь ходить в Центральный ботанический  сад. Ты будешь от него в восторге.
ГРЕЗ. А мой?
БОТЕЙН. Да что он стоит в сравнении с Главным садом нашей страны! Кстати, наш дом расположен напротив.
ГРЕЗ (глухо, напористо) А мое дерево?
БОТЕЙН. Нашел о чем беспокоиться. Хочешь иметь лучшее – надо уметь жертвовать. Так устроена жизнь, дорогой мой мальчик. И с этим нельзя не считаться, если ты  продвигаешься…
ГРЕЗ (глухим шепотом)  Н е   х о ч у …
БОТЕЙН (встает) Вопрос  решен! Мне дали на сборы двадцать четыре часа.
ГРЕЗ (пятится от него) Я никуда не поеду!
БОТЕЙН. Не тебе это решать.
ГРЕЗ  (взрывчато) Нет! Нет! Нет!
БОТЕЙН (кричит)  Замолчи! (Мире) Начинаем собираться! Подай обед, а я включу  роботов на программу  сборов. 
               
 Мира выходит. Ботейн включает роботов на программу сборов. Они начинают собирать.

ГРЕЗ (выключает роботов) Нет!
БОТЕЙН (угрожающе) Немедленно включи!
ГРЕЗ (сует руки в карманы) Нет!
БОТЕЙН (взорвался) Ах, ты так! (Включает роботов) Взять! Связать! Уложить!
      
  Ботейн и роботы вяжут Греза, укладывают на диван. Грез кричит.

БОТЕЙН. Так-то будет лучше, мой мальчик! (Включает роботов на программу сборов). Успокоишься, привезу тебя на место, сам увидишь, как там все удивительно хорошо. И будешь меня еще благодарить. Так и скажешь: «Какой я был дурак, папочка!»    
ГРЕЗ (кричит) Какой же ты  дурак, папочка!
БОТЕЙН (Подбегает к нему, затыкает рот салфеткой) Молчать! Я заставлю тебя молчать. Заставлю слушать меня. Я научу тебе понимать, что такое настоящая жизнь. Да, на новом месте ты  все поймешь и сам…
ДИОГЕН (Быстро входит) Извините, мне кажется, что здесь кто-то звал на помощь!
БОТЕЙН.  Да, нужен носильщик.
ДИОГЕН. Пожалуйста, я готов помочь.
БОТЕЙН.  Начинайте отсюда.
ДИОГЕН. (Поднимает ковер) Тяжелый…и зачем вам столько ковров?
БОТЕЙН. Мне нужен носильщик, который не задает лишних вопросов. Хочешь заработать - носи молча.
ДИОГЕН Я пришел к вам помогать, а не зарабатывать.
БОТЕЙН Ладно, не набивай себе цену. Я тебя не обижу.
ДИОГЕН (Замечает связанного Греза) Что с ним?
БОТЕЙН Ты опять задаешь лишние вопросы.
ДИОГЕН (подходит к Грезу). Что с тобой, мальчик? (Грез мычит. Диоген вытаскивает кляп у него изо рта) Что с тобой?   
ГРЕЗ. Они  хотят увезти меня отсюда! А я не могу жить без моего дерева!
ДИОГЕН. (начинает его развязывать) Сейчас я помогу тебе.
БОТЕЙН. (отталкивает его) Не вмешивайся!
ДИОГЕН.  Почему вы не считаетесь с желанием человека?
БОТЕЙН. Это мой  сын!
ДИОГЕН.  Он - человек.
БОТЕЙН. Не вмешивайся в семейную жизнь! Не нарушай закон о неприкосновенности семьи.
ДИОГЕН.  Каждый человек  свободен в выборе своего пути в жизни.
БОТЕЙН (кричит). Слушай! Ты сам напросился заработать! Я тебе поставил условия, обещал, что не обижу тебя. Кто платит – тот заказывает музыку…Проваливай  отсюда!
ГРЕЗ.  Этот человек не хочет уезжать.
ГРЕЗ.  Не хочу!
ДИОГЕН.  Надо прислушиваться к голосу души.
БОТЕЙН. Я знаю лучше, что ему надо. Я его отец.
ГРЕЗ.   Спасите меня!
ДИОГЕН (Развязывает его). Сейчас, сейчас…потерпи..
БОТЕЙН (Бросается к нему). Не сметь! Прочь из моего дома! (Включает роботов) Убрать его!
РОБОТЫ.  Слушаемся…(Хватают Диогена и выбрасывают его за дверь)
ГРЕЗ.   Сила  есть – ума не надо!
БОТЕЙН. Я  сказал молчать! (Затыкает ему в рот кляп)
МИРА (вбегает).  Что случилось? Кто это был?
БОТЕЙН (нервно расхаживает). Какой-то проходимец. Но нам уже он не опасен…черт возьми, сутками работаешь…стараешься…добиваешься..и вот…Надо же…собственный сын палки в колеса ставит.       
МИРА. Дорогой, успокойся…ты просто устал…выдержать такое напряжение…Прими успокоительные (Усаживает его в кресло, наливает капли, заставляет выпить) 
БОТЕЙН.  Дай и ему (показывает на Греза)
МИРА.  Что ты с ним сделал?!
БОТЕЙН.   Надо заставить его понимать главное в жизни. Для его же пользы  я стараюсь…Дай  и ему, пусть проспится.
МИРА. (подходит к Грезу, вытаскивает кляп.)
ГРЕЗ (кричит).  Не хочу никуда ехать!
МИРА. (вливает в его открытый рот капли) Надо, надо, мой  мальчик…Надо слушать папочку. Он у нас все знает, как надо. Он деловой человек…Поспи, успокойся…Что-то и я очень устала…нервы… всегда эти нервы…приму и сама…перед дальней дорогой  надо хорошо отдохнуть
БОТЕЙН.  Поставь будильник.
МИРА (заводит будильник).  Когда  будет машина?
БОТЕЙН (засыпая, сонным голосом). Успеем… я заказал грузчиков…надо успокоиться…сегодня такой был трудный  день…Молчать… (засыпает) 
МИРА (смотрит на уснувшего Греза). Успокоился мой мальчик. (Развязывает). Спи, дорогой мой, спи…утро вечера мудренее (Включает успокаивающую музыку, выпивает капли, садится в кресло, закрывает глаза. Медленно гаснет свет)

                Д е й с т в и е   2

                К а р т и н а 5

             Ночь, Площадь.  Диоген у звездоскопа.

ДИОГЕН. Как хорошо устроен мир: у каждого человека есть своя звезда и она указывает ему верный путь в жизни. Если твоя звезда начала тускнеть – значит, ты сбился с пути. Живешь не по велению своего сердца. А счастье – это   состоянии души…Но как бывает трудно порой следовать за своей звездой. Помнишь, моя звезда, как я однажды изменил тебе…Мне и сейчас страшно вспоминать твой почерневший обугленный лик. Но я нашел в себе силы…покаялся. О, как ты вспыхнула! Ты  простила меня. И я  вижу теперь тебя всегда, и в кромешной тьме и в яркий солнечный полдень…Но зачем ты привела меня сюда, в этот странный  город, где люди ничего не знают о своей  звезде? Как живут они, не зная, что происходит с их душой?  Рядом с моей звездой зажглась новая – такая молодая и уже  начинает тускнеть. Ты хочешь, чтобы я не дал ей погаснуть, да?.. Свет разгорается – значит, я рассуждаю верно. Но кто этот новый пришелец на земле, судьбе которого угрожает опасность? По моим расчетам он где-то рядом…Искать…надо искать…   

 Медленно, прогуливаясь, входит БОТЕЙН. Смотрит на Диогена.                Нерешительно подходит.

БОТЕЙН.  Не помешаю?
ДИОГЕН.  Взгляните на небо. Разве звезды  мешают друг другу.
БОТЕЙН  (садится  рядом, говорит, словно извиняясь). Не спится что-то…
ДИОГЕН. В такую ясную звездную ночь грех спать. Сегодня звезды наливаются откровенностью…беспощадной откровенностью.
БОТЕЙН (усмешливо). Вы, видимо, последний из астрологов, оставшихся на нашей планете. Неужели в наш суперкосмический век вы еще  способны верить в этот миф? 
ДИОГЕН.  Вы слышали про академика  Вернадского?
БОТЕЙН.  Говорят, вроде жил когда-то такой  чудак.
ДИОГЕН. Люди охотнее  смеются над мудрецами, чем прислушиваются к их советам. А вот послушайте, что он писал (Достает книгу, читает) «Древние интуиции великих религиозных созданий человечества о тварях земли, в частности и о людях,  как Детях Солнца, гораздо ближе к истине, чем думают те, которые видят в тварях земли только эфемерные создания слепых и случайных изменений живого существа, земных сил. Твари земли являются созданием сложного космического процесса, необходимой и закономерной частью стройного космического механизма…»   
БОТЕЙН. Мало ли какая чушь приходит в голову человека! Надо жить сегодняшним днем, настоящим. Вы что, не знаете одну из главных формул жизни: человек сам кузнец  своего счастья?
ДИОГЕН.   В этом я  с  вами согласен.
БОТЕЙН   (скептически). Так что вам еще надо.
ДИОГЕН.   Все дело в понимании счастья.
БОТЕЙН.  Ну, а это уж проще пареной репы. Если я добился успехов лучше, чем другие – значит я счастливее их. Это всемирный  человеческий опыт.
ДИОГЕН.  А состояние души?
БОТЕЙН. Да бросьте вы эту чушь! Положение человека в обществе определяет состояние его души.
ДИОГЕН.   Вы счастливый  человек?
БОТЕЙН.   Я добиваюсь всего, чего хочу!
ДИОГЕН.   А вы уверены, что всего, чего вы добиваетесь, это и есть ваше?
БОТЕЙН.   Раз я добился этого – значит это мое.
ДИОГЕН.   И вас никогда не посещали сомнения?
БОТЕЙН.   Сомнения…(задумался) Кажется, однажды такое со мной было. Но я переборол эти пережитки в себе и сделал так, как надо. И теперь всегда все складывается так, как я хочу.
ДИОГЕН.   Не желаете это проверить?
БОТЕЙН (скептически). Это как же?…Не при помощи ли этой вашей железки?
ДИОГЕН.  Это звездоскоп.
БОТЕЙН. Ладно, от нечего делать, можно и убить время. Все равно меня мучает бессонница. (Азартно) Давайте развлечемся!
ДИОГЕН.   Вы знаете, где расположена ваша звезда?
БОТЕЙН.   Моя звезда?.. Вы и правда  чудак! Мое то - что я осязаю.
ДИОГЕН.  (бормочет)  да…странный  город… странные люди….(Ботейну) Вот бумага и карандаш. Напишите годы  и  месяцы вашего рождения и ваших родителей. ( Ботейн пишет)  Написали?  Сложите и отнимите от этого числа десять. 
БОТЕЙН.  Почему именно десять?
ДИОГЕН.  Количество планет в нашей системе.
БОТЙН.  А почему вы не учитываете 100 000 малых планет- астероидов и других метеорных тел?
ДИОГЕН. Потому что они обломки планет, и при сближении с большими планетами происходит резкое изменение их орбит.
БОТЕЙН.   Но ведь и они занимают место в пространстве.
ДИОГЕН.   Они не самостоятельные и лишены настоящего свечения.
БОТЕЙН.   Ладно, пусть будет так…Дальше.
ДИОГЕН. Разделите полученный результат на ваш теперешний возраст с точностью до сегодняшнего дня…От полученного отнимите  семь…
БОТЕЙН.   Почему именно семь?
ДИОГЕН.   Это святая  цифра древних.
БОТЕЙН (усмешливо). А…семь чудес света. Я стою теперь перед созерцанием восьмого чуда (Делает расчеты).
ДИОГЕН. Решили? Дайте. (Налаживает звездоскоп) Так…еще немного…вот… вот она…Смотрите.
БОТЕЙН (смотрит). Где, где она?
ДИОГЕН.  Видите слева от Созвездия  Рыб небольшое зодиальное созвездие Овна. Когда-то оно называлось Золотым Руном, и даже Юпитер Амона. Видите рядом со звездой Овна тусклую звезду? Это ваша  звезда: Ботейн.
БОТЕЙН. Но почему же она такая тусклая? Вон рядом с ней такая маленькая звезда…а как ярко светит!
ДИОГЕН.  Это новая звезда…числится пока в созвездии под номером 41
БОТЕЙН.  Чья это звезда?
ДИОГЕН.  Мне это еще предстоит узнать.
БОТЕЙН.  Почему же моя такая тусклая…как в чреве  Барана?
ДИОГЕН.  Это вы видите ее  такой.
БОТЕЙН.  На самом деле  она ярче?
ДИОГЕН.  И для вас когда-то была яркой.
БОТЕЙН.  Когда?
ДИОГЕН Сейчас будем это устанавливать (вертит ручки звездоскопа) 45…35…30…27…
БОТЕЙН.  Что вы считаете?
ДИОГЕН. Спускаемся по вашему возрасту. Так, 25…25…Начинает светлеть. Блеск стал  ярким и постоянным.
БОТЕЙН. (нетерпеливо отталкивает его)  Дайте же мне посмотреть!  Как горит! Пылает! Так что же с ней случилось?!
ДИОГЕН.  Это случилось с вами.
БОТЕЙН.  Со мной?!
ДИОГЕН. Теперь давайте разберемся…Вспомните главное событие, которое с вами произошло  в 24 года.
БОТЕЙН (медленно вспоминает). Мне этого никогда не забыть…Я закончил институт и поступил в аспирантуру…и Мира дала согласие стать моей женой.
ДИОГЕН.   В тот миг вы были счастливы?
БОТЕЙН.  Я любил ее …долго…много лет…и вот, наконец, она дала  свое согласие…
ДИОГЕН.   При каких обстоятельствах это произошло?
БОТЕЙН. Я увлекся  минералогией – это была моя главная страсть в жизни…У меня были успехи, опубликовали несколько десятков моих работ. Поступив в аспирантуру, я собрался уехать в экспедицию и там продолжить свои исследования…но (долгое  молчание)
ДИОГЕН.  Так что же произошло?
БОТЕЙН.   Мира мне сказала: «Выбирай: я или эти булыжники».
ДИОГЕН.  И вы выбрали ее.
БОТЕЙН.   Ведь я любил ее…понимаете?
ДИОГЕН.  Но вы же любили и минералогию.
БОТЕЙН.  Да, это была моя страсть…Но у меня  не было выбора: ее условия были жесткие.
ДИОГЕН.  А вы тогда не задумывались, почему она поставила их?
БОТЕЙН. Чудак вы! Разве человек может думать о чем-то еще, когда любимая женщина дала согласие стать его женой…Тогда это уже не любовь.
ДИОГЕН.  А она вас любила?
БОТЕЙН.  (растеряно) Мне кажется, что она и сейчас меня любит…
ДИОГЕН.  (напористо)  А тогда?
БОТЕЙН. Вы задаете странные вопросы. Разве в молодости, в такой критической ситуации,  возможно анализировать чувства. Она дала согласие – и это было главным.
ДИОГЕН. Смотрите  в звездоскоп и отвечайте на мои вопросы…Вспомните, что она тогда сказала?
БОТЕЙН.   Она сказала, что согласна стать моей женой…
ДИОГЕН. Постарайтесь вспомнить подробнее.  Важно каждое слово, жест…
БОТЕЙН.  Она говорила, что любит меня (кричит) Почему она тускнеет?!
ДИОГЕН.   Звезда  всегда тускнеет при неверном ответе…Вспоминайте же.
БОТЕЙН.   Она сказала что-то про надежность…Разгорается!
ДИОГЕН.   Продолжайте!  Не давайте ей  погаснуть.
БОТЕЙН. Да…да…это…Она сказала, что моя наука – для жизни дело ненадежное. И еще она сказала: «Ты способный человек…даже талантливый. Зачем ты тратишь себя на эти мертвые камни? Мужчина должен заниматься надежным, перспективным делом. Я должна быть уверена  в твоем будущем. Жена должна чувствовать себя за мужем, как за каменной стеной». Здесь она  рассмеялась и шутливо добавила: «Только, если стена это будет построена не из твоих булыжников»  (молчит).   
ДИОГЕН.   Дальше.
БОТЕЙН. Дальше…Я  бросил аспирантуру и пошел работать по водной системе. Вы сами понимаете: с каждым годом вода становится дефицитом. Это было перспективное дело. Мне предложили хорошее место. А сегодня я почти достиг вершины: меня  назначили Главным заместителем Главного смотрителя воды…
ДИОГЕН.  А минералогия? 
БОТЕЙН.  Иногда  вспоминается…но, к счастью, все реже…Помню, первые годы очень мучался…
ДИОГЕН.  А теперь? 
БОТЕЙН. Наивный вы однако человек. Благодаря своему упорству, я взобрался на вершину – и это теперь обеспечит меня всеми жизненными благами…И потом: я обещал Мире  - и сдержал слово…со мной…мы  вместе…и я уверен в ее любви…
ДИОГЕН.  Посмотрите  в звездоскоп.
БОТЕЙН.  (смотрит)  Погасла!  Почему она погасла?
ДИОГЕН.  Вы изменили ей – и она стала  мертвой.
БОТЕЙН  (бодрясь). Зато я живой…и  я добился …
ДИОГЕН.  Вместе с ней погас и ваш свет.
БОТЕЙН.  Мой свет…(Молчит, потом обреченно). Говорите, погасла моя  звезда? (Вдруг встрепенулся, словно ожил, и уверенно говорит) Что такое звезда? Газовый шар, светящийся в бесконечном космическом пространстве…А  на земле жить мне, а не ей. (Молчит. Тишина. Раздается звук  шагов) Кажется, кто-то идет…это Мира…ее шаги я узнаю за версту…Не говорите ей, что видели меня…Мне вдруг очень захотелось побыть одному  (отходит и прячется).   

                Диоген   смотрит в звездоскоп, напевая.   

МИРА.   (входит  поспешно) Извините, вы случайно не видели моего мужа?
ДИОГЕН.  Вашего не видел.
МИРА.      Вы знаете моего мужа?
ДИОГЕН.  Вашего не знаю
МИРА.      А кого вы видели?
ДИОГЕН. Высокого красивого мужчину с опущенными плечами и погасшим взором… у него тут, на щеке, родинка.
МИРА.     Это и есть мой муж.
ДИОГЕН.   Нет, это не ваш муж.
МИРА   (смеется). Вы что, лучше меня знаете моего мужа?   
ДИОГЕН.  Это вы сделали его своим мужем.
МИРА.     Что за чушь вы мелете?
ДИОГЕН.  Рассказала его звезда.
МИРА.       Вы  можете узнать и про моего настоящего мужа?
ДИОГЕН.   Если хотите.
МИРА.   Прямо вот так, сразу?
ДИОГЕН.  Сейчас  для этого самый  благоприятный  звездный  час.
МИРА    (смеется). И  что для  этого надо?
ДИОГЕН.  Честно отвечать на мои вопросы.
МИРА  (кокетливо) Веселенькая история …Ночь, незнакомый  мужчина… и я должна исповедоваться перед ним.
ДИОГЕН.    Вы будете отвечать своей  звезде.
МИРА.    Хорошо…я  согласна…но при одном условии.
ДИОГЕН.   Вы всегда ставите условие?
МИРА.   По необходимости…Значит так: вы расскажите мне все, о чем говорили с моим мужем.
ДИОГЕН.   Вы сами в своих ответах  услышите все, что хотите знать.
МИРА (колеблясь). Ладно…Вы довольно забавный человек…у вас подкупающие глаза…
ДИОГЕН.   Спасибо…
МИРА.     Поверьте мне. Женщины в этом не ошибаются.
ДИОГЕН.   Вот вам вопросы…Решите и дайте мне ответ.
МИРА.   Мистика  какая-то …ну, да ладно. (Решает, отдает листок)
ДИОГЕН  (настраивает звездоскоп).  Вам дана была удивительная звезда. Правда, переменная. Она находится в созвездии Кита…
МИРА.  Вы сами, мужчины, внушаете это нам:  постоянно говорите о нашей переменчивости (смеется).
ДИОГЕН.  В максимум блеска она становится ярчайшей звездой созвездия. Зато в минимуме блеск ее ослабевает до 10-звездной  величины…Смотрите на нее и отвечайте.
МИРА.   (смотрит в звездоскоп)  Почему она такая  бледная?
ДИОГЕН.   Сейчас будем выяснять (крутит ручки)  30…25…20…стоп.
МИРА.   Какая красавицы! Королева! 
ДИОГЕН.  Такой  вы  были в двадцать лет.
МИРА.   А сейчас (дает себя рассмотреть)
ДИОГЕН.   Нет.
МИРА  (обиженно, лукаво).  Разве так говорят женщине?
ДИОГЕН.   Мы с вами ищем истину…так что на время забудем про пол…
МИРА  (все еще заигрывая).  Ну, разве это мужчина, который  может забыть, что рядом с ним женщина.
ДИОГЕН (бесстрастно). Вспоминайте: что было для  вас самое примечательное в этом возрасте?
МИРА.  Вы, право, какой-то непонятный…О чем мечтает женщина в 20 лет…Я любила…
ДИОГЕН.   Кого?
МИРА.     Конечно же  мужчину!
ДИОГЕН   И вышли за него замуж?
МИРА.   Ну, знаете…это уже другое дело.
ДИОГЕН. Почему?
МИРА. Для семейной жизни нужна надежность, а не любовь.
ДИОГЕН.  Смотрите в звездоскоп.
МИРА.  Она тускнеет!  Что вы  сделали с ней?
ДИОГЕН.   Это вы ее погасили.
МИРА.  Но ведь только что она так ярко горела!
ДИОГЕН.   Да, вам была дана такая  яркая  звезда, но вы сами…
МИРА  (уверенно перебивает).  Я сделала так, как требуется для хорошей жизни. Я хотела, чтобы у моего будущего ребенка был солидный отец и обеспеченное будущее.
ДИОГЕН.    И вы ни о чем не жалеете?
МИРА.   Нет!
ДИОГЕН.   А любовь?
МИРА.   Жизнь дается одна на всю жизнь…И мой  муж любит меня.
ДИОГЕН.   Но лишь от взаимной любви рождаются  красивые и счастливые дети.
МИРА.   Я родила  ребенка по любви.
ДИОГЕН.   Как же так…вы же  сами…
МИРА   (усмехается). Вы беретесь открывать судьбы людей, а не знаете таких простых вещей…Я родила  ребенка по любви…Что, вам не ясно?
ДИОГЕН.   Не понимаю.
МИРА (нервно смеется).  Неужели так  трудно догадаться? 
ДИОГЕН.   Рассказывайте…ваша  звезда  гаснет.
МИРА.   Я не хочу, чтобы  она погасла! Что я должна  сделать?
ДИОГЕН.   Рассказывайте правду…и только правду!
МИРА.  Правду…зачем?  А можно как-нибудь по-другому?
ДИОГЕН.   Правда – одна.
МИРА.   Кому нужна эта правда…с  ней трудно…хлопотно жить…
ДИОГЕН. Она нужна для того, чтобы вы могли понимать своего сына. Чтобы не погасла его звезда. Вы хотите счастья  своему ребенку?
МИРА.   Я – мать!
ДИОГЕН.   Тогда не дайте погаснуть его звезде.
МИРА.  Хорошо (смотрит в звездоскоп)  Я родила  своего сына от любимого человека. (Вскрикивает) Разгорается!.. Да, я любила его…в день свадьбы я сбежала к нему…и мы  любили друг  друга…Горит! Горит!       

   Показывается БОТЕЙН, приближается осторожно, прислушивается.                На пути задевает пустое ведро. Громыхание.   

МИРА  (резко оборачивается).  Ты?! Ты?…
БОТЕЙН.   Мира…ты…ты…
МИРА   (наигранно весело).  А, вот ты где,  полуночник!  А я проснулась – тебя нет…испугалась и пошла искать тебя.  (Подходит к нему, поднимает ему воротник плаща, обнимает, гладит). Миленький, как ты весь дрожишь…весь холодненький…лапушка моя…замерз-то как…совсем льдинкой стал…Идем быстрее домой, а то простынешь…я  согрею  тебя… у  тебя может случиться насморк.   (Ботейн безвольно идет с  ней, что-то бормочет. Мира, как больного, ведет его). И что за глупости бродить одному по ночам….(Уходят)      
ДИОГЕН  (смотрит  вслед) У них есть звезды…но зачем я  это открыл им? 

 Появляется ЭРИДАН. Стоит поодаль. Кашляет несколько раз,                чтобы привлечь внимание Диогена.

ДИОГЕН.  (оборачивается) А, это ты, дружище! 
ЭРИДАН.  (смущенно)  Добрый вечер…доброй  ночи…уж не знаю, как сказать по такую пору. Вообщем, желаю здравия! 
ДИОГЕН.   Милости прошу к моему шалашу!
ЭРИДАН (приближается)  Ты уж извини меня…Я тут вчерась, может, что лишку наговорил…
ДИОГЕН   Ты  был искренен – а это самое главное между людьми. 
ЭРИДАН    Ты  и вправду на меня не в обиде?
ДИОГЕН    Садись. Я ждал тебя.
ЭРИДАН    Ждал?
ДИОГЕН  Когда наступает звездный  час, в своем ярчайшем блеске являются звезды - и человеком овладевает беспокойство. Человек должен встретить свою звезду под открытым небом. Но люди забыли об этом. Они просыпаются, тревожно ворочаются в своих нагретых постелях, тупо уставясь в непроницаемый потолок. Они мучаются от бессонницы…но редко кто из них  наберется мужества выйти на улицу, чтобы  встретить свою звезду: теплая  постель сковала движения их душ. И они обречены никогда не узнать свет своей  звезды…
ЭРИДАН  Видишь, я пришел.
ДИОГЕН  Я верил, что ты придешь…Сейчас мы найдем твою звезду.
ЭРИДАН  (шепотом) Только потише об этом говори.
ДИОГЕН  Чего ты испугался?
ЭРИДАН Нельзя, чтобы об этом узнали люди. Они ведь всякое могут подумать обо мне. Тут о тебе уже всякое  поговаривают.
ДИОГЕН  Говорят всегда о тех, кто в пути.
ЭРИДАН  Но раз говорят люди - это уже общественное  мнение.  А ты знаешь, какая это страшная сила…Объявят тебя  мертвым – впору  умереть.
ДИОГЕН   Однажды великий  мудрец  Платон засомневался, как и ты, может ли он, вопреки общественному  мнению, следовать за велением своей души. И ответил ему его учитель Протагор: «Делай свое дело и познавая самого себя. И пусть люди говорят, что им угодно».
ЭРИДАН   Я  простой  человек – где уж мне до них.
ДИОГЕН Мудрец тот, кто следует движению своей звезды…Вот тебе вопросы. Ответь на них и дай мне ответ. (Идет с звездоскопу, спотыкается)
ЭРИДАН  (вдруг с усмешкой)  Ты хочешь показать мне мою звезду, а не видишь, что у тебя  под ногами.
ДИОГЕН Не отрывающие взглядов от дороги, чтобы не споткнуться, рискуют никогда не увидеть свою звезду.   
ЭРИДАН (считает, бормочет, протягивает листок) Так, что ли? 
ДИОГЕН  (берет листок) Так…(вертит ручки звездоскопа) Твоя  звезда в созвездии Эридан. Звезда пятой величины…расположена между Ригелем и Менкором…Это двойная звезда…Видишь, одна из них светит ярким голубовато-белым цветом. А вторая топазово-желтая…совсем поблекла. 
ЭРИДАН  Покажи…покажи…да… а может, у тебя что-то неладно с оптикой?
ДИОГЕН   (крутит ручки)  40…30…25…23…вот и вторая  заблестела…
ЭРИДАН   Смотри ты! Верно…отчего так?
ДИОГЕН   Вспомни, что произошло в  твоей  жизни в 23 года?   
ЭРИДАН   Я  чуть не покончил с собой.
ДИОГЕН   Ты потерял интерес к жизни?
ЭРИДАН   Я потерял Миру…мы  любили друг друга.
ДИОГЕН   Значит, ты  муж Миры.
ЭРИДАН   Нет…Она вдруг вышла замуж за другого.
ДИОГЕН   (уверенно) Ты  муж Миры.
ЭРИДАН  Да нет же, тебе говорят! Она вышла  замуж за другого? (начинает злиться)  Да как ты этого не понимаешь?
ДИОГЕН   Этого не понимаю.
ЭРИДАН  Так вникни и пойми! Я любил ее, она любила  меня…мы  любили друг друга…А она вдруг вышла замуж за другого…не за меня.
ДИОГЕН   Понимаю…но муж Миры – ты!
ЭРИДАН  Чудак ты какой-то однако. Какой я ей муж, если она живет с другим  мужчиной.
ДИОГЕН   Она не живет. Она устроилась.
ЭРИДАН   У них есть сын.
ДИОГЕН   Откуда ты это знаешь?
ЭРИДАН  (показывает) Это  их дом.
ДИОГЕН   А где ты живешь?
ЭРИДАН   Я  всегда  живу  рядом с ней.
ДИОГЕН   Они уезжают…
ЭРИДАН   Знаю… я уже уволился с работы
ДИОГЕН   А это зачем?
ЭРИДАН   Я  всегда живу  рядом с ней…я не могу жить без нее.
ДИОГЕН    А ты знаешь, куда они уезжают?
ЭРИДАН   Знаю…я все про нее знаю.
ДИОГЕН    А как с работой?
ЭРИДАН   Дворники везде  нужны. А у меня  похвальные грамоты - везде примут.
ДИОГЕН    У  тебя  есть профессия?    
ЭРИДАН Это - самая  удобная  для меня. Я могу ее видеть с утра до вечера…когда захочу…Видишь, только вокруг ее дома растут розы. Я всегда их сажаю, где она живет. Это ее любимые цветы.
ДИОГЕН  А кем ты  мечтал стать в молодости?
ЭРИДАН   Я  мечтал стать ее  мужем.
ДИОГЕН   Ну… кем ты  хотел работать?
ЭРИДАН   Мне все равно что делать – лишь бы быть с ней рядом.
ДИОГЕН   Но ведь и ты когда-то мечтал стать летчиком, ученым, врачом…
ЭРИДАН  Мне это все равно…Ну, как ты не понимаешь?  Мы  любили друг друга! А с милым…вот ты  счастлив в своем шалаше?
ДИОГЕН  Мы  всегда с ним вместе в пути к моей звезде
ЭРИДАН   Значит, ты понял меня.   
ДИОГЕН (размышляет вслух) Да…верно. Всякое живое существо, наделенное свободной  энергией, движется «само по себе», по своим внутренним потребностям. Человек обладает этой внутренней энергией в достаточном количестве, чтобы двигаться за своей  звездой, вопреки направлению тяжести. И тогда он светится, как бриллиант. Большая часть, отражаясь в его шлифованных гранях, попадая вовнутрь, преломляется и вырывается наружу после внутренних отражений, создавая тем самым красоту его свечений…Но многие люди, неукоснительно подчиняясь догме, приобретают недостатки  « разумных машин»…
 
   Эридан  внимательно его слушает. Во время монолога Диогена                появляется ГРЕЗ, осторожно приближается к звездоскопу. Смотрит                в него, начинает отчаянно крутить ручки. Эридан замечает его,                осторожно приближается и хватает.

ГРЕЗ  (вырывается и кричит) НЕ хочу!  Пустите  меня! Я не хочу!…

                Под его несмолкаемый  крик  резко гаснет  свет.


                К а р т и н а   6

    Дом Ботейна. Все по-прежнему на своих  местах, как в картине 4.                Трещит  будильник. Грез на диване.      

ГРЕЗ   (кричит)  Я не хочу! Я не хочу уезжать!  Не хочу!
МИРА (вскакивает, подбегает к нему) Грез, сынок, что с тобой?
БОТЕЙН (просыпается) Что случилось?
ГРЕЗ (оглядывается и успокаивается) Значит, я спал и все это мне только приснилось.
БОТЕЙН  И мне приснился  страшный  сон…этот страшный сон (смеется) Представляешь: будто ты и наш дворник того…ха-ха!
МИРА   Так это был сон…
БОТЕЙН   И тебе он тоже приснился?
МИРА   Да… (натянуто смеется) Будто дворник мой  муж, а тебя нет со мной.
БОТЕЙН   (настороженно ехидно) И что вы с ним делали?
МИРА   Говорили о тебе.
БОТЕЙН Странно…меня вовсе нет, а вы говорили обо мне (со слащавой усмешкой)  Что, вы не могли найти другого занятия.
МИРА  Он был такой обходительный…он принес  мне розы…он сказал, что любит меня…
БОТЕЙН  И чем ты его отблагодарила?
ГРЕЗ   Так, значит, вот как все это было!
БОТЕЙН  Ты это о чем?
ГРЕЗ   А  ты  сам разве ничего не знаешь?
БОТЕЙН   О чем я должен знать?
ГРЕЗ   О себе.
БОТЕЙН   Кто знает о себе лучше, чем сам человек.
ГРЕЗ   Звезда.
БОТЕЙН   Так и ты с ним?..
ГРЕЗ   Да… поговорили.
БОТЕЙН   И что он тебе наговорил?
ГРЕЗ   Про мою звезду.
МИРА   (растерянно) И все же, что он тебе сказал?
ГРЕЗ    (уклончиво) Будто бы  ты жена дворника.
МИРА   (показывает на Ботейна)  А кто же тогда он?
ГРЕЗ    Сын Барана.
БОТЕЙН  Что ты сказал?!
ГРЕЗ    Сначала ты родился от звезды, а потом стал сыном Барана…и вокруг тебя стало темно, как в чреве  Барана.
БОТЕЙН  Тогда  ты  чей  сын?
ГРЕЗ    Меня  родила звезда.
МИРА   (натянуто смеется) Значит – я звезда.
ГРЕЗ   Нет. Звезда я, а ты – жена дворника.
БОТЕЙН  Что ты там такое мелешь?!
ГРЕЗ    Вы же сами просили меня рассказать мой  сон.
МИРА    Тебе это действительно приснилось?
ГРЕЗ   (рассуждает) Значит так…перед сном я ничего этого не знал…потом заснул…вы  меня усыпили…значит из-за вас этот сон…
БОТЕЙН  Почему же и мне такое приснилось…
МИРА    Странно -  и мне…
БОТЕЙН Да, странный сон…у всех одно и тоже (Мире) Может, ты перепутала  лекарство?   
МИРА  Нет…вот они…мы  всегда ими пользуемся…Раньше ничего подобного не было (Подходит к окну)  Там никого нет…

                Ботейн  и Грез  подходят и смотрят   в окно.

ГРЕЗ   (кричит) Да вон же он! Вон! Я вижу его!  (убегает)
МИРА    Вернись!  Нельзя этого!  Вернись!  (бежит за ним)
БОТЕЙН  (медленно в раздумье выходит за ними)  А может это не сон…

                Гаснет  свет

                К а р т и н а   7

                Площадь.  Звездоскоп

ГРЕЗ   (вбегает) Вот он!  (смотрит в звездоскоп)  Звезда! Моя  звезда! Я вижу ее! Как ярко она горит.      
МИРА (вбегает, оттесняет его) Дай мне посмотреть! (смотрит) Нет…темно…это был сон…
ГРЕЗ    А у меня есть звезда…Она горит! Ярко горит! Я пойду за тобой, моя звезда!    (убегает)
БОТЕЙН (появляется, размышляет вслух) Здесь стоял его домик…вот здесь…здесь стояло ведро…висело полотенце…у него было какого-то странного цвета лицо…словно  рассвет  наступает…( кричит)  Диоген! 
МИРА   Его нет!  Нет! Это был  сон! Всего лишь сон!
БОТЕЙН  Нет, это не сон…я  слышал его, видел…Я видел свою звезду… я слышал, как громыхало ведро. Грез, погоди, я с тобой!  (убегает)   
МИРА (медленно  уходит)  А ведь это не сон…

Вдали  слышны  голоса  Греза и Ботейна: «Диоген!» Входят двое рабочих. Первый  чем-то очень напоминает Диогена.    

ПЕРВЫЙ     Да вот же он!  Стоит на месте, голубчик!
ВТОРОЙ    (зло) Если бы пропал теодолит – я бы тебе голову оторвал!
ПЕРВЫЙ     (весело)  Кому он здесь нужен!
ВТОРОЙ      (ворчливо) Кому…кому…Такой  всегда найдется…
ПЕРВЫЙ  На звезды что ли смотреть…Да кто на них сейчас смотрит…Одни астрономы, да и то только в рабочее время.
ВТОРОЙ   При чем тут звезды? Угол как без него выставишь? А нам здесь надо  под стройку площадку спланировать.
ПЕРВЫЙ    (весело) Я тебе на глаз любой угол выставлю.
ВТОРОЙ   (продолжает ворчливо) Украли бы – не расплатился.  Знаешь, сколько он стоит?
ПЕРВЫЙ  Заработаем! Были бы руки и желание. Давай  поживей – сегодня надо успеть еще и этих загрузить (показывает на дом Ботейна)
ВТОРОЙ    Ты с ним хорошо договорился?   
ПЕРВЫЙ    Он сказал: «Не обижу».       

                Сложили теодолит. Уходят. Слышится песня.      

                Нам  много ль надо?
                Нет: ломоть хлеба,
                С ним каплю молока,
                А  солью будет небо
                И эти облака.            

                ЗАНАВЕС.  На  нем  карта   звездного неба