Советские женщины - летчики-истребители

Олег Каминский
       В  Великой  Отечественной  войне  участвовало  около  800  тысяч  женщин  Советского  Союза.  Большинство  из  них  служили  в  госпиталях   (61%  среднего  медперсонала  составляли  женщины),  в  подразделениях  связи  (80%),  дорожных   войсках  (почти  половина  состава)  и  в  других  войсках,  в  том  числе  зенитчиками  и  снайперами.  Кстати,  о  женщинах-снайперах  наслышаны  многие.  Немало  известно  также  о  «ночных  ведьмах»,  -  летчицах,  летавших  на  «кукурузниках»  По-2.  А  вот  о  том,  что  наши  отважные  девушки  воевали  даже  на  истребителях,  мало  кто  знает. 

       Даже  сам  факт  существования  в  годы  войны  женщин-истребителей  обычно  вызывает  у  многих  удивление.  Девушки?  На  истребителях?!  Да  не  может  этого  быть!  И,  действительно,  пилотировать  истребитель,  да  ещё  вести  на  нем  воздушный  бой,  хрупким  девушкам  гораздо  сложней,  чем  крепким  мужчинам.  Спору  нет  -  психологическое  отличие  мягких  по  характеру  девушек  от  грубых  и  агрессивных  мужчин  очень  велико.  Так  уж  заложено  природой,  что  мужчины  рождаются  с  бойцовским  характером  и,  с  детства  активно  участвуя  в  драках,  они  приобретают  необходимые  навыки  боя.  Девушки  же,  привыкшие  играть  в  куклы  и  прочие  «дочки-матери»,  имеют  весьма  смутное  представление  о  том,  как  надо  вести  себя  в  бою.  И,  если  при  обучении  летчиц  полетам  на  самолетах  в  мирное  время  особых  проблем  не  возникало,  то  их  неприспособленность  к  ведению  боевых  действий  в  годы  войны  явно  бросалась  в  глаза.             

       Так,  в  сентябре  1942  года  после  прибытия  восьми  девушек-летчиц  на  фронт  под  Сталинградом,  командир  434-го  истребительного  авиаполка  майор  И.  И.  Клещев  лично  проверил  технику  пилотирования  летчиц  и  провел  с  ним  учебные  бои.  Выяснилось,  что  пилоты-девушки  неплохо  обучены  пилотированию  истребителя,  выполнению  взлета  и  посадки.  Но  их  подготовка  к  боевым  действиям  страдала  серьезными  недостатками:  они  не  умели  тактически  грамотно  вести  воздушный  бой,  маневрировать  на  вертикалях,  эффективно  применять  оружие.

       Вообще,  женщины,  волею  судьбы  оказавшись  в  чуждой  для  них  атмосфере  армии,  создают  много  проблем.  Немало  хлопот,  особенно  поначалу,  доставляет  не  знание  девушками  элементарных  воинских  порядков.  К  казарменному  положению  и  строгой  дисциплине  они  тоже    привыкают  гораздо   хуже  мужчин.  Сказывается  также  и  специфика  женских  коллективов  —  в  них,  как  правило,  не  обходится  без  проявлений  зависти,  интриг  и  ссор.  Чисто  мужское   окружение,  в  котором  приходиться  находиться  женщинам  в  течение  длительного  времени,   также  создавало  немало  проблем.

       Если  же  говорить  конкретно  о  летчицах,  то  их  пребывание  на  фронте  серьезно  осложнялось  частым  отсутствием  условий  для  элементарной  личной  гигиены  и  чисто  по  физиологическим  причинам.  Вот  что,  например,  пишет  в  своих  воспоминаниях  бывший  лётчик-истребитель Д.  П.  Панов:  «Участие  в  войне  женщин-авиаторов  было  настоящим  варварством.  Мало  того,  что  на  аэродромах,  как  известно – открытых  пространствах,  женщине  не  так-то  легко  сходить  по  малой  или  большой  нужде,  что  лётчики-мужчины  решают  относительно  просто.  Тем  более  не  предусмотрено  никаких  удобств  в  самолётах.  Для  летчиц  даже  сшили  комбинезоны  специального  покроя  с  отстегивающейся   нижней  частью.  А  уж  месячные  циклы,  во  время  которых  женщину  и  близко  не  стоит   подпускать  к  самолёту,  наших  отцов-командиров,  вообще  не  интересовали…»

       Было  много  и  других  проблем,  связанных  с  пребыванием  женщин  на  фронте.  Впрочем,  хватит  говорить  об  этом.  Расскажем  лучше  о  возникновении  женского  истребительного  полка  и  об  участии  в  войне  женщин-истребителей. 
   
       Итак,  инициатором  создания  женских  авиаполков  выступила  знаменитая  летчица  Герой  Советского  Союза  майор  Марина  Михайловна  Раскова.  Она  пользовалась  покровительством  многих  членов   Политбюро  ЦК  ВКП  (б),  нередко  посещала  Кремль.  В  первые  дни  войны  Раскова  получила  сотни  писем  от  летчиц  с  просьбами  помочь  им  попасть  в  действующую  армию.  Дело  в  том,  что,  подав  свои  заявления  в  военкоматы,  многие  из  девушек  так  и  не  смогли  добиться  отправки  на  фронт,  тем  более  в  авиацию.

       Тогда  у  Расковой  возник  план:  внести  предложение  в  правительство  об  использовании  женских   летно-технических  кадров  в  боевых  действиях  на  фронте.  Правительство  поддержало  инициативу  Расковой,  хотя,  не  вызывает  сомнения,  что  решение  об  организации  женских   частей  имело  больше  пропагандистский  фактор,  чем  ожидание  от  этого  реального  эффекта.  Ведь  если  даже  многочисленные  кадровые  соединения  ВВС  Красной  Армии,  понесшие  огромные  потери  в  боях  первого   периода  войны,  не  смогли  обеспечить  господства  в  воздухе,  то  надеяться  на  то,  что  это  сделает  горстка  хрупких  девушек,  было  бы,  по  крайней  мере,  наивно.  Наоборот,  мужчины,  как  правило,  с  удивлением  и  недоверием  относились  к  самой  идее  формирования  женских  летных  частей.  «Наломают  дров»  —  таков  был  распространенный  мужской  вердикт.

       И  всё  же  в  октябре  1941  года  было  принято  решение  сформировать  женские  авиационные  части,  в  том  числе  истребительный  полк.  Сотни  советских  девушек  с  огромным  энтузиазмом  восприняли  это  решение.  Естественно,  пилотировать  истребители  мечтало  большинство девушек,  но  в  истребительный  полк  отбирали  самых  лучших,  после  тщательной  проверки  техники   пилотирования.  Вскоре,  9  декабря  1941  года  полк  был  уже  сформирован  и  получил   порядковый  номер  «586».  В  состав  586-го  полка  вошли  первые  25  девушек,  сдавших  строгий  экзамен  по  материальной  части  истребителя  Як-1.  В  числе  первых  летчиц,  которых  допустили  к  полетам  на  истребителях,  были  Раиса  Беляева,  Лилия  Литвяк,  Евгения  Прохорова,  Валерия  Хомякова  и  другие. 

       28  января  1942  года,  после  окончания  летчицами  курса  наземной  подготовки,  в  полк  стали  поступать   долгожданные  истребители,  и  к  10  февраля  в  составе  двух  эскадрилий  их  числилось  24  машины.  В  конце  января  начались  тренировки  на  Як-7,  а  уже  потом  —  на  Як-1.  Тренировки   показали  довольно  высокий  уровень  подготовки  летчиц  и  их  огромное  желание  быть  не  хуже   мужчин. 

       23  февраля  1942  года  полк  выполнил  первый  боевой  вылет  по  прикрытию  моста  через Волгу.  В  апреле  полк  намеревались  отправить  в  Москву  для  участия  в  ПВО  столицы,  но,  видимо,   командование,  наученное  горьким  опытом  первого  периода  войны,  решило  поберечь  женский   полк,  уготовив  ему  более  спокойную  жизнь,  и  решило  использовать  его  в  системе  ПВО  тылового  города  Саратов. 

       25  апреля  женский  586-й  полк  вошел  в  подчинение  144-й  истребительной  авиационной  дивизии  ПВО,  и  приступил  к  патрулированию  над  железнодорожными  объектами  в  районе  Саратова.  Чаще  всего  высотами  патрулирования  являлись  5.000-6.000  метров.  К  сожалению,  «Яки»,  не  имели  гермокабин,  поэтому  девушки  должны  были  не  только  грамотно  использовать  кислородные  приборы,  но  и  обладать  отменной  выносливостью.

       Вскоре  немецкая  авиация  стала  совершать  налеты  на  Саратов.  Первая  настоящая  боевая  тревога  в  полку  прозвучала  в  ночь   на  25  июня,  когда  около  дюжины  Хе-111  сбросили  бомбы  в  районе  аэродрома,  а  также  на   находившийся  рядом  завод  шарикоподшипников.  В  следующую  ночь  налет  повторили  уже  около   30  машин,  разрушивших  один  из  цехов  завода.  Один  из  налетов  на  Саратов  произошел  в  ночь  на  28  июля.  В  сентябре  налеты  Люфтваффе  на  Саратов  стали  регулярными:  только  с  20  по  25  сентября  немецкие  самолеты  шесть  раз  бомбили  объекты  Саратова  и,  надо  признать,  нанесли  существенный  урон.  Долгое  время  летчицам  586-го  полка  не  удавалось  сбить  ни  одного  вражеского  самолета.  Наконец,  ночью  24  сентября  1942  года,  в  22  часа  10  минут,  заместитель  командира  эскадрильи  лейтенант  В.  Д.  Хомякова  одержала  первую  воздушную  победу  «женского»  586-го  полка,  сбив  Юнкерс-88.  Но  это  был  не  первый  вражеский  самолет,  сбитый  женщиной. 

       Первым  самолетом,  сбитым  женщиной,  следует  считать  Юнкерс-88,  сбитый  сержантом  Лилией  Литвяк  над  Сталинградом  13  сентября  1942  года.  Она  же  в  паре  со  старшим  лейтенантом  Раисой  Беляевой  в  том  же  бою  сбила  Мессершмитт-109.  Обе  летчицы  были  «родом»  из  586-го  полка,  но  одержали  победы  уже  будучи  зачисленными  в  штат  437-го  истребительного  полка.  Они  и  ещё  шесть  летчиц  (Екатерина  Буданова,  Мария  Кузнецова,  Клавдия  Нечаева,  Антонина  Лебедева,  Клавдия  Блинова,  Ольга  Шахова)  буквально  три  дня  назад,  при  не  совсем  ясных  обстоятельствах,  покинули  свой  полк  в  Поволжье  и  прибыли  на  фронт  под  Сталинградом.  Дальнейший  боевой  путь  этих  летчиц  сложился  по-разному:  некоторых  в  приказном  порядке  удалось  отправить  обратно  в  «женский»  полк,  других  разбросали  по  «мужским»  авиаполкам.             

       В  дальнейшем,  боевая  деятельность  летчиц  586-го  полка,  продолжавших  прикрывавать  объекты  тылового  Саратова,  а  затем  Воронежа,  Курска,  Киева  и  других  городов,  протекала  довольно  спокойно,  без  особых  сложностей.  Встречи  с  немецкими  самолетами  были  не  частым  явлением,  к  тому  же  бои,  в  основном,  велись  с  одиночными  разведчиками,  поэтому,  к  счастью,  большинство  девушек  благополучно  провоевали  до  самого  конца  войны.  При  этом,  в  1945  году  боевых  вылетов  полк  уже  не  производил,  так  как  самолето-пролетов  авиации  противника  в  районах,  охраняемых  полком  не  было  отмечено. 

       Судьба  же  девушек,  оставшихся  во  фронтовой  авиации,  и  оказавшихся  в  самом  пекле  боев  с  асами  Люфтваффе  оказалась  трагической:  все  они  были  сбиты.  Первой  17  сентября  1942  года  погибла  Клавдия  Нечаева,  17  июля  1943  года  не  вернулась  из  полета  Антонина  Лебедева,  через  два  дня  19  июля  погибла  Екатерина  Буданова,  1  августа  1943  года  пропала  без  вести  легендарная  Лилия  Литвяк,  а  сбитая  4  августа  1943  года  Клавдия  Блинова  попала  в  плен…
 
       Каковы  же  конкретные  результаты  боевой  деятельности  женщин-истребителей?  Считается,  что  летным  персоналом  «женского»  586-го  истребительного  авиационного  полка  за  время  войны  было  произведено  4.419  боевых  вылетов;  в  том  числе  1.159  вылетов  -  для  прикрытия  военно-промышленных  объектов  и  патрулирования  в  их  зоне;  310  вылетов  -  для  прикрытия  боевых   порядков  наземных  войск;  174  вылета  -  для  прикрытия  наземных  войск  во  время  их   передвижения  по  железным  и  шоссейным  дорогам;  49  вылетов  -  для  сопровождения  к  цели  наших  штурмовиков  и  бомбардировщиков;  301  вылет  -  для   сопровождения  особо  важных  транспортных  самолётов  Ли-2  к  линии  фронта;  16  вылетов  -  для   разведки  войск  противника;  а  также  более  2.000  вылетов  для  выполнения  других  боевых  заданий   командования.  При  этом,  во  время  штурмовок  вражеских  войск  было  уничтожено  на  земле  2   самолёта,  4  танка,  1  автоцистерна,  1  легковая  и  19  грузовых  автомашин  с  грузами,  10  конных   повозок,  подавлено  2  батареи  зенитной  артиллерии  и  1  зенитно - пулемётная  точка,  рассеяно  и   истреблено  до  2-х  батальонов  живой  силы  врага.  В  воздухе  было  проведено  125  воздушных  боёв  и  сбито  38  самолётов  противника  (11   разведчиков,  14  бомбардировщиков,  12  истребителей,  1  транспортный  самолет).  Надо  заметить,  однако,  что  полк  был  не  полностью  «женским»:  в  нём  воевало  немало  летчиков-мужчин  и  большая  часть  успехов  принадлежит  им.   

       Теперь  по  поводу  количества  сбитых  вражеских  самолетов,  которое  является  приоритетным  при  определении  эффективности  действий  истребительных  полков.  Во  всех  публикациях  по  586-му  полку  «кочует»  цифра  в  38  сбитых  вражеских  самолетов.  Эта  же  цифра  указана  и  в  историческом  формуляре  полка,  хотя  предшествующими  записями  там  же  и  не  подтверждается.  Тем  более,  не   подтверждается  оперативными  и  отчетными  документами  вышестоящих  штабов.  На  самом  же  деле,  общее  количество  воздушных  побед,  засчитанных  полку  по  документам  всего  19,  из  них  чисто  «женских»  -  8.  Самые  результативные   летчицы  -  Галина  Бурдина  и  Раиса  Сурначевская,  которым  было  засчитано  по  2  личные  победы  и  по  1  в  составе  групп  (правда,  у  Сурначевской  2  личные  сначала  были  записаны  как  4  в  паре).   Еще  3  самолета  сбито  совестными  женско-мужскими  парами  (командир  полка  Александр  Гриднев   с  Валентиной  Лисицыной,  Галиной  Бурдиной  и  Раисой  Сурначевской).

       Довольно  скромными  были  и  результаты  девушек,  воевавших  в  других  полках.  Лишь  Екатерине  Будановой  и  Лилие  Литвяк  удалось  добиться  заметных  успехов,  правда,  спор  о  количестве  сбитых  ими  самолетов  ещё  продолжается.  Надо  заметить,  что,  оценивая  результаты  боевой  работы  летчиц,  подходить  к  ним  с  чисто  «мужской  меркой»,  конечно,  не  стоит,  так  как  женщина  на  истребителе  всё  же  гораздо  менее  боеспособна,  чем  мужчина.

       В  целом,  количество  вражеских  самолетов,  сбитых  летчицами,  не   очень  велико,  но,  на  это  были  и  объективные  причины.  В  частности,  586-й  полк  всю  войну  находился  в  составе  авиации  ПВО,  где  интенсивность  боевых  действий  была  гораздо  ниже,  чем  во   фронтовой  авиации.  Тем  не  менее,  отважные  девушки  сделали  все,  что  смогли,  зачастую   летая  в  плохих  метеоусловиях  и  на  больших  высотах.  Летчицам  приходилось  атаковать   достаточно  живучие  двухмоторные  вражеские  самолеты.  Случалось,  в  боях  с  хорошо  вооружеными  Юнкерсами-88  и  Хейнкелями-111,  девушки  выполняли  по  четыре-пять  атак,  несмотря  на  яростный  ответный  огонь  вражеских  стрелков,  наносившим  иногда  нашим  летчицам  тяжелые   ранения.  Свой  высокий  класс  летчицы  подтвердили  и  в  ночных  вылетах,  находя  и  сбивая   самолеты  противника,  как  это  было  в  случаях  с  Валерией  Хомяковой  и  Галиной  Бурдиной.

       Но  главное,  ожидать  от  хрупких  девушек  чего-то  большего,  было  бы  большой  ошибкой.   Маневренные  воздушные  бои  на  истребителях,  требующие  недюжинной  силы  и  большой   выносливости,  были,  скажем,  прямо,  делом  «неженским».  Поэтому  участие  женщин  в  войне  в  качестве  летчиков-истребителей  должно  остаться  в  нашей  памяти,  прежде  всего,  символом  героизма  и  самоотверженности  наших  женщин,  настоящих  патриоток  нашей  Родины. 

       Приложение: Список известных воздушных побед 586-го истребительного авиационного полка (список не претендует на полноту и абсолютную достоверность):

24.09.1942     22.05     1        Ю-88        10 км юго-вост. Саратов                л-т Хомякова В. Д.
Примечание:
По данным немецких документов был сбит Ju 88 A-4 WNr. 144010 F1+HR из состава 7./KG.76. Весь экипаж самолета во главе с командиром эскадрильи обер-лейтенантом Герхардом Мааком погиб.            

19.03.1943     около 10.00     4/2     До-215      ж. д. ст. Касторная (вост. Курск)                мл. л-т Памятных Т. У.
19.03.1943     около 10.00     4/2     До-215      ж. д. ст. Касторная (вост. Курск)                мл. л-т Сурначевская Р. Н.
Примечание:
По данным немецких документов в тот день при налете на Касторную были повреждены два Хе-111 из состава 1./KG.55. Самолет обер-фельдфебеля Ганса Ляйтля получил повреждение правого мотора, а у самолета фельдфебеля Фолльмера был подожжен левый мотор, но оба самолета вернулись на свой аэродром. Из членов экипажей был ранен штурман капитан Гейнц Людвиг Бона. Легко поврежден (на 10%) был также один Хе-111 из состава 1./KG.27, его бортстрелок обер-ефрейтор Йозеф Зюссбауэр был ранен.

29.04.1943     1        Ю-88         дер. Озерки (вост. Курск)                м-р Гриднев А. В.
29.04.1943     1/2     Ю-88         дер. Озерки (вост. Курск)                мл. л-т Олькова И. И.
29.04.1943     1/2     Ю-88         дер. Озерки (вост. Курск)                мл. л-т Яковлева О. А.
Примечание:
Данными немецких документов потери Ю-88 не подтверждаются.

14.06.1943     около 10.30     1/2     Ю-88         Кромы (юго-зап. Орел)                м-р Гриднев А. В.
14.06.1943     около 10.30     1/2     Ю-88         Кромы (юго-зап. Орел)                мл. л-т Лисицына В. М.
14.06.1943     около 10.30     3       ФВ-190      Кромы (юго-зап. Орел)                м-р Гриднев А. В.
Примечания:
В том числе два ФВ-190 столкнулись друг с другом во время воздушного боя.
Данными немецких документов потери Ю-88 и ФВ-190 не подтверждаются.

23.01.1944     около  09.30     1        Ю-88         юго-вост. Пирогово (южнее Киев)                к-н Дураков Н. К.

04.02.1944     около  14.30     1/2       Ю-52        на аэродроме                л-т Демченко А. Н.
04.02.1944     около  14.30     1/2       Ю-52        на аэродроме                ст. л-т Памятных Т. У.

09.02.1944     16.15 - 17.30     1/2     Ю-52        2 км юго-вост. Корсунь-Шевченковский          м-р Гриднев А. В.
09.02.1944     16.15 - 17.30     1/2     Ю-52        2 км юго-вост. Корсунь-Шевченковский          мл. л-т Бурдина Г. П.
09.02.1944     16.15 - 17.30     1        Ме-109     3-5 км юго-зап. Корсунь-Шевченковский         м-р Гриднев А. В.
09.02.1944     16.15 - 17.30     1        Ме-109     3-5 км юго-зап. Корсунь-Шевченковский         мл. л-т Бурдина Г. П.

11.02.1944     около  17.00     1/2     Ю-52        Корсунь-Шевченковский                м-р Гриднев  А. В.
Примечание:
В Журнале боевых действий полка никаких данных о воздушном бое нет. Записало лишь, что на аэродроме Корсунь-Шевченковский был подожжен один самолет Ю-52.

09.04.1944     20.36 - 23.58     1        Ю-88        15 км юго-зап. Коростень                мл. л-т Бурдина Г. П.

21.04.1944     1        Ю-88        Коростень-Житомир                к-н Дураков Н. К.

11.05.1944     1/2     Хе-177     7 км юго-зап. Луцк                м-р Гриднев А. В.
11.05.1944     1/2     Хе-177     7 км юго-зап. Луцк                л-т Сурначевская Р. Н.

05.06.1944     1/2     Хе-111     Жмеринка (юго-зап. Винница)                л-т Королев Н. Н.
05.06.1944     1/2     Хе-111     Жмеринка (юго-зап. Винница)                л-т Панкратова К. Л.
Примечание:
По данным открытой печати два немецких летчика были взяты в плен.

11.07.1944     1/2     Ю-188      Новоград-Волынск (сев.-зап. Житомир)             л-т Королев Н. Н.
11.07.1944     1/2     Ю-188      Новоград-Волынск (сев.-зап. Житомир)             мл. л-т Цокаев Г. К.
Примечание:
По данным немецких документов был сбит Ju 188 F-1 WNr. 280048 T5+KK из состава 2.(F)/100. Весь экипаж самолета во главе с унтер-офицером Германом Бакхаусом пропал без вести.
По данным советских наградных документов четыре немецких летчика были взяты в плен.