Какой хоккей

Геннадий Генцлер
     Не скажу, что я был заядлым спортсменом или болельщиком, но наш советский хоккей когда-то захватил и меня. А потому озеровский комментарий частенько звучал из моего старенького телевизора. Особенно в дни олимпиад и чемпионатов мира, Европы или СССР. А уж знаменитая серия СССР-Канада вообще лишала сна. Вот так жизнь и проходила. Они хорошо играли, а я с удовольствием смотрел. Пока… Да, друзья, однажды пресловутое «пока» поселилось и в моём пытливом уме, открыв глаза на отнюдь не радужные перспективы, сбывающиеся с пугающей регулярностью и в наши дни.
     Шёл чемпионат СССР по хоккею с шайбой, в котором снова блистали ЦСКА, Динамо и прочие «крылышки» с «тракторами» и без. И лишь одна команда позорно болталась на том фланге турнирной таблицы, который тревожно отделял высшую лигу от первой. Это ленинградский СКА. Команда в общем-то неплохая, но в тот сезон в ней всё не ладилось.
А потому болельщики судачили не об очевидном факте вылетания СКА из высшей лиги, а о том, кто займёт его место.
     Чемпионат со скоростью шайбы по установившимся правилам летел к финишу безрадостному для СКА и его болельщиков, как вдруг правила поменяли. С той минуты команда-аутсайдер не вылетала в первую лигу, а должна была играть переходные матчи с претендентами из неё. Вот прямо так запросто взяли и поменяли правила игры. И тут же ввели их в действие. Претворили, так сказать, в жизнь, не дожидаясь конца чемпионата, как следовало бы ожидать. И СКА остался в высшей лиге.
     Кого-то это сильно порадовало, кого-то, возможно, огорчило. А меня навсегда отвратило от спорта. Если правила легко и просто подстраиваются под ситуацию, то это уже не спорт, а политика. Точнее, тот «хоккей, который нам не нужен». Эта незабвенная фраза Н. Н. Озерова как никакая другая отражает суть того, что отбрасывало назад, давило и уравнивало нас всех во времена СССР и их преемниках – показуха. Во главу угла поставили не мастерство, а росчерк пера. И смысл совершенствоваться и совершенствовать, ценить профессионализм и оценивать по результату рассеялся «как сон, как утренний туман».
     Хоккейные итоги, как последствия того росчерка пера и начальственного указания, нам всем хорошо и наглядно видны и сейчас.
     А только ли в хоккее?

Г. Л. ГЕНЦЛЕР,
член Союза журналистов РФ

Ночь на 16 апреля 2014 года