Папины цветы

Ольга Пензарь
Весна. Яркое солнце заливало улицы, одаривая теплом  всех радующихся ей.
 Выбирая цветы сегодня, она отдавала предпочтение белым. Не важно, будут это хризантемы, лилии, розы. Она хотела белые! Большие яркие букеты, изящные маленькие, нежные веточки с нераскрывшимися соцветиями, все не то. Ее внимание привлек небольшой горшочек с фиалками.  Анютины глазки словно подставили свои головушки потоку солнечных лучей. Фиолетово желтые мордашки скромненько смотрели  на проходящих мимо покупателей. Это именно то, что нужно, подумала она, не ожидая такого поворота.
     Она слегка улыбнулась. Перед глазами возникла картина, где ее отец, сидя на крылечке с сигаретой в руках, любовался анютиными глазками. Голубые, желтые, фиолетовые, сиреневые, белые головки цветов пестрели, ненавязчиво привлекая внимание.
 «Погляди-ка, у них как будто мордашки. Они как будто смотрят» - улыбаясь, говорил он.
Порой ее отец шутливо, пренебрежительно бурчал – « Курай насадила всюду». Но в душе этот добрый веселый человек был тому рад. Воспринимал он красоту, много читал.
В их уютном собственном  дворе всегда было много цветов с ранней весны начиная с тюльпанов, нарциссов, до поздней осени с хризантемным разнообразием.  Гармонично вписывались тут и спортивный уголок с турником, и качели  для детей. Детей он любил. Они его тоже. И свои родные шестеро и чужие очень тянулись к нему. Часто в детстве они горланили песни, бывали на природе всей семьей. 
           Ее воспоминания дошли до трагического события Советского Союза. До развала. Ломка шла в умах, психике всех людей старшего поколения. Тяжело она давалась и ему. Потеряв работу, он искал новую, без задержек зарплат.   В то время он сильно поседел, стал непроизвольно прикладывать руку к груди в области  сердца. Рановато. Возраст еще не пенсионный, усмехаясь, думал он.  Ее отец никогда не жаловался.  Стараясь взять больше обязанностей по дому, оптимистично шутил, подбадривая домочадцев.
          Как-то раз летним вечером она вышла во двор. Отец смотрел на небо, думал, курил. С ним всегда было легко. Он все понимал. Они разговорились, так просто, невзначай задев тему спорта. Тогда он ее поразил.Его лирический настрой резко сменился на веселость.
"Сможешь?" - спросил он кивнув в сторону турника.
 Подтянувшись три раза дочь гордо отошла в сторонку - смогла же! Она знала, что он силен. Его мускулы проявлялись в действии.  Он подпрыгнул, ухватившись за турник, стал легко подтягиваться. Досчитав до семидесяти, она сбилась, просто продолжая разговаривать с ним.
 Гордость, восхищение и умиление смешались в ее душе! "Вот это папа!" - думала она. 
      Чуть позже на озере отдыхая всей семьей, взрослые решили доплыть до середины озера. Там был островок. Сестры запыхавшись, достигли цели. Она, плохо плавая, медленно гребла на  спасательном круге. И тут мимо нее спокойно загребая руками и разговаривая, проплыла мама. Весело смеясь, она доплыла до острова и повернула обратно, взяв на буксир дочь с баллоном.  Это событие тоже осталось яркой печатью  прошлого. А как мама пела! Это тоже оказалось сюрпризом для детей и внуков.
 В потоке быта они не раз неожиданно показывали свои возможности, восхищая детей.
 Как часто мы недооцениваем своих родителей! Обделяем вниманием, находя себе оправдание. А они без укора просто дарят нам свою любовь.
   
      От размышлений она вновь вернулась к воспоминаниям. Однажды зимним вечером, отец как обычно отпустил с  цепи дворовую собаку  погулять, и устало прислонился  к дереву. Света в округе не было. Электроэнергию давали на три часа в сутки.
 Отчаяние захлестывало его. Как прокормить семью?  Денег не хватало. 
В сумерках он увидел вернувшегося пса. Подошел. Бим принес свежую голову барана.   Отец забрал эту голову. Опалил, почистил, помыл и сварил, добавив картошки. Конечно же, он поделился этой добычей с добрым любимцем.  Но в душе все переворачивалось. Забрать у собаки для детей! …
Другого выхода тогда не было. Наверное он вспомнил свое голодное военное детство.
    Она часто вспоминала этот случай, представляя состояние отца.…  В горле вставал ком, и наворачивались слезы.
 А каково было отцу!? ...
Как много она стала понимать с годами. Не всегда мы имеем возможность сказать дорогим людям «Прости и спасибо».
Ей вспомнился вчерашний разговор с мамой. Пусть интернет, пусть скайп, пусть редкие встречи, но она есть! Она имела возможность видеть улыбку мамы и сказать ей «Здравствуй мамочка! Прости меня и спасибо. Спасибо тебе за все!»

  Поставив маленький горшочек папиных любимых цветов у креста, она утерла слезы.  Теперь ее «Прости», адресованное ему, растворялось в воздухе, а огромная любовь к отцу навсегда осталась в душе.