ВладЫченька СвятЫй. Гл. 7

Кот Базилио 2
         Глава 7. Суд мирской и суд архиерейский.

Церковные суды функциональным назначением своим чем-то отдаленно напоминают светские.

Мирской суд – суд общей юрисдикции – имеет две ступени – инстанции. Первичный – как правило, организованный в соответствии с административно районным делением, принятым в Российской Федерации. И инстанция второго уровня – Верховный суд субъекта РФ – верховный суд республики, краевой или областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ. 

Суды первой инстанции принимают решения по существу рассматриваемого дела. Суды второй инстанции рассматривают кассационные или апелляционные жалобы на решения судов первой инстанции.

Церковный суд первой инстанции зовется Епархиальным судом. Второй инстанции – Общецерковным.

Вот на этих двух ступенях все сходство и заканчивается. А дальше идут одни различия.

Епархиальный суд – инструмент воздействия главы епархии на непокорных иерархов. Решение выносится заранее правящим Епископом. А затем разыгрывается некое действо, в котором принимают участие несколько уважаемых церковных чинов вверенной епархии, назначенных исключительно волею правящего архиерея в качестве судий. Никакой защиты у обвиняемого, естественно, нет.

Вот на такое судилище и был вызван протоиерей Георгий Зинченко 1 июля 2009 года. Когда формальности были соблюдены: имя, фамилия, год рождение и прочие данные, слово взял председательствующий (далее идут подлинные слова участников, записанные на диктофон):

– Мы хотели бы огласить предварительное решение суда, которое УЖЕ СУД ВЫРАБОТАЛ (выделено автором здесь и далее). Рассмотрев это дело, опросив свидетелей (ложь – К.Б.), чем мы сегодня целый день занимались. Вот. После беседы с благочинным, суд пришел к выводу, и принимает следующее решение, что вы виновны в происшедшем инциденте. Вы, именно вы! Вот и будучи виновным в этом инциденте, вы нарушили 7 АПОСТОЛЬСКОЕ ПРАВИЛО, которое запрещает поднимать руку на….

Оратор не закончил фразу и сделал паузу, а мы давайте посмотрим, в чем же обвиняют отца Георгия. В нарушении апостольского правила под  номером 7.
Что ж посмотрим, посмотрим….

Правило 7.
 
Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон святый день пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священнаго чина.

Что такое? Бред какой-то. Председательствующий явно что-то перепутал, но никто этого не замечает. Почему? Да потому что никто и понятия не имеет о чем там писано в правилах этих. Однако что же будет дальше?

Председатель продолжает настаивать на нарушении отцом Георгием именно 7 правила:

 – У 7 правила очень высокая планка… низвержение из сана…   Потому что там…
Мы понимаем, что может быть много градаций, но суд принял решение о том, что вы виновны…(ну, да… ну, да…. градаций много, но вот, понимаешь, выбора нет. - К.Б.)
И сейчас вот все эти члены суда, они просили меня сказать вам следующее: если вы приносите покаяние и принимаете решение собственноручно обратиться к правящему архиерею с прошением об отчислении вас за штат с правом перевода в другую епархию, суд будет ходатайствовать перед правящим архиереем.
Если вы не приносите покаяние, не соглашаетесь с решением суда, то материалы дела идут своим чередом. И какое примет решение архиерей в данном случае мы не знаем, но оно будет строгим, учитывая все обстоятельства. И поэтому мы по-братски просим вас до глубины души и сердца осознать то положение, в котором вы оказались, и принять правильное и взвешенное решение.
Если вы, еще раз повторюсь, пишите прошение, т.е. вы не вернетесь к священнослужению…

Тут косноязычный оратор опять, не договорив, сделал паузу. Чем воспользовался отец Георгий.

– В любом случае я лишаюсь сана?

Председательствующий:

– Нет. Если вы напишите прошение по собственному желанию зачисления вас за штат с правом перевода в другую епархию и приносите ….      
Суд будет ходатайствовать смягчить вам наказание (Ах, какое великодушие, как это по-христиански, ходатайствовать будет суд. – К.Б.). Ну, архиерей как рассудит, епитимью назначить или еще как-нибудь. Это его дело.
Но в любом случае основа для этого – это ваше искреннее покаяние.
А если вы будете упорствовать и настаивать, что вы ни в чем не виноваты, что вас оболгали и оклеветали, тогда пойдет целиком…
Самое главное вы должны понять, что суд признает вас виновным единогласно, в любом случае после опроса всех свидетелей….
Может быть вам зачитать опросы (опять ложь, потому что настоящих свидетелей, которые были, к сожалению, никто не опрашивал. Мало того, их не захотели слушать, когда они попытались рассказать, что же произошло. – К.Б.)?

Отец Георгий, естественно, об этом знает.

–  Можно вопрос… каких свидетелей?

Председательствующий:

– Вы знаете, какое дело совершено. Тут не обязательно говорить об этом (т.е. «не твово ума дело» - К.Б.) Есть показания…
Многих (!!!), в том числе благочинного. Его голос тоже не последний. Я вчера с ним лично разговаривал. Он настаивает на своей правоте и очень категорически. Вот такая ситуация.

Отец Георгий: То есть у меня с любой стороны выхода никакого нет. В епархии оставаться нельзя и священником быть нельзя.

Тут решил слово взять некто из членов суда (строгим голосом):

– Вы слышали, батюшка вам  огласил. Согласно сего рассмотренного дела, суд пришел к выводу виновности вашей. Вы понимаете или вам объяснить еще раз.

Отец Георгий: Понимаю.

Тот же голос:

– Вы виновны и признаны согласно 27 апостольскому правилу об извержении из церковного сана…
Это то решение, которое ни от нас зависит. Это церковная каноника так дает. Но как бы вам идя навстречу (какое благородство – К.Б.), если вы приносите раскаяние в совершившемся и пишите прошение о выводе вас за штат с переходом в другую епархию, вся коллегия церковного суда ходатайствует перед правящим архиереем, чтобы с миром вас отпустить и не пачкали ваше дело.

Обратите внимание: появилось обвинение в нарушении другого правила – 27. Что ж, посмотрим….

Правило 27.
 
Повелеваем епископа, или пресвитера, или диакона, биющаго верных согрешающих, или неверных обидевших, и чрез сие устрашати хотящаго, извергати от священного чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал.

Ага! Вот оно! Обычный член суда оказался грамотнее председателя. Либо имеет лучшую память. Очевидно, когда правящий архиерей или благочинный наставляли судей перед судом праведным, назвали правило, на которое нужно сослаться. Но для председательствующего, что 7, что 27, что 57 – все едино, так как ни о том, ни о другом, ни о третьем он понятия не имеет.

Отец Георгий: Можно это сейчас написать или когда?

Тот же голос, снисходительно:

– Пожалуйста. Вы можете написать это в любой момент и принести. Если сейчас, то лучше сейчас….
Две отдельные бумаги: чтобы сняли запрещение и с миром отпустили…
(Диктует): Приношу полное раскаяние в содеянном мною (без объяснения). Прошу меня простить и разрешить от запрещения в священнослужении. Да, да, правильно.
(Диктует): Признавая себя виновным в инциденте, происшедшем 22 мая 2009 года…

Отец Георгий: Но не я же виноват, милиция виновата…

Возмущенный голос:

– Тогда все оставляйте, мы даем заключение, и идите с Богом – вы лишаетесь сана. Все, батюшка, мы вам все зачитали, а вы до сих пор не поняли. Вы не пишите, что там даже было, вы пишите, когда это было и что это было…
В документах это есть….  Признавайте себя виновным….
Признавайте себя виновным….
Признавайте себя виновным в инциденте, происшедшем 22 мая 2009 года на территории Свято-Введенского прихода около 14 часов…

И отец Георгий, дав слабину, все написал, что требовалось. Поверил «братьям во Христе»: признал себя виновным. На том судилище и закончилось. Уложились меньше, чем в полчаса. На ходу, на скаку судьбу человека решила братия, не усомнившись ни в чем, ни на минуту.

И тут мой критически настроенный читатель подумает: а что это он его защищает? Священник напал на служителей закона! Где это видано! Почему он, и в самом деле, не хочет признать вины своей?

Отец Георгий попытался сказать, что не он виноват, милиция, но не потому, что он так считает. К этому времени светские власти уже провели свое следствие. Следователь прокуратуры по Темирханскому району Амерханян С.А. в результате проведенных следственных действий 12.06.2009 отказал в возбуждении против Георгия Зинченко уголовного дела по ст.ст. 318 и 319 УК РФ в виду отсутствия состава преступления.

А прихожане побывали у главного прокурора. И ответ официальный получили. И на милиционеров, проявивших излишнюю прыть, взыскание наложили. Но никому в Епархии и слышать об этом не хотелось. Потому что об этом не хотели слышать Архиепископ Пантелеимон и подручный его, подельник, благочинный отец Иоанн. А почему, скоро узнаем.


Продолжение Гл.8 http://proza.ru/2014/11/25/2281