* * *
В 1956 году, накануне профессионального праздника, строители Даугавпилса заканчивали большую стройку. Был возведен учебный корпус Педагогического института. Это было большое четырехэтажное здание, возле которого состоялся митинг строителей, преподавателей и студентов института.
- Вот сюда и пойдут учиться наши младшие сестрички, - сказала Мария.
- А мы почему не можем? – спрашивала ее Янина.
- А нам семью кормить надо, не до учебы.
Даугавпилс переживал настоящий строительный бум, и было трудно найти улицу, где не возводились бы новые жилые дома и культурно-бытовые объекты. Облик города менялся на глазах. Нижние этажи жилых зданий отводились под магазины, столовые и кафе. Под окнами домов, люди разбивали небольшие огородики.
Мария развернула газету «Красное знамя» и начала читать вслух. Янина закуталась в теплый чадар и закрыла глаза, от монотонного бормотания сестры она погрузилась в сон.
- Я хочу разбить небольшой огород перед домом, там, где цветы, - сказала Мария между делом, и Янина открыла глаза. - Надо позвать пастора Эгилса, спросить разрешения на землю.
- Что ты там собираешься выращивать? Картошку или топинамбур? – усмехнулась сестра.
- Нынче на фабрике мало платить стали, так будет еще и от огорода польза, все равно цветы толку не приносят, только как самолюбование.
На следующий день к ним домой пожаловал пастор Эгилс. Проходя по улице, где стоял невысокий двухэтажный кирпичный дом, в котором жили сестры Ананич, он заметил мужчин с пилой.
- Кто такие эти люди и что они собираются делать? – спросил он у Марии, входя в квартиру и направляясь к окну.
- Я вызвала, чтобы спилить вон ту огромную березу возле дома.
- Зачем?
- Она слишком большая и загораживает весь свет в окнах. Но дело в другом…
Пастор Эгилс повернулся к Марии и внимательно посмотрел на нее.
- Вот как?
- Я хочу использовать палисадник возле дома для выращивания овощей. Собственно поэтому вас и попросила зайти.
- Этот твое право, - сказал пастор. – Но только березу не трогай.
- Почему?
- Это не просто дерево, в нем душа Пресвятой Девы Марии.
Мария послушала священника и поспешно вышла на улицу, чтобы отправить мужиков обратно.
- В каждом человеке есть свое дерево, на котором произрастают и горькие и сладкие плоды жизни, - говорил пастор Эгилс, когда она возвратилась. - Почва для дерева – это фундаментальное невежество.
- Что вы имеете в виду? – не понимала девушка.
- У каждого такого дерева есть 4 корня, - начал пастор. - Первый корень называется Асмита – это собственная индивидуальность, личность, эго. Ошибка, заключается в том, что, наблюдая что-то, человек рассматривает самого себя как видящего и наблюдающего, каковым на самом деле является, это лишь его субъективное мнение под названием Я, а не сознание, которое совершенно не принадлежит этому телу.
Дальше идут два корня Рага-Двеша - это личные симпатии и антипатии к людям и предметам, основанные на ранее испытанных удовольствиях и страданиях. То есть бесконечное стремление и влечение к людям и предметам, и потом противоположность этому отвращение или неприятие к ним же.
И четвертый корень называется Абхинивеша – это стремление человека к обладанию, которое чаще всего можно встретить к привязанности к телесному воплощению жизни. Корень этот своеобразная одержимость, то есть комплекс страхов, который поддерживается одним самым главным страхом, страхом смерти.
Когда пастор Эгилс ушел, Мария еще долго пребывала в задумчивости, но сестре решила не рассказывать о березе и об этом разговоре, сказала только, что права на землю они получили.
* * *
В один из дней Мария была на фабрике, а Янина сидела дома. Она сходила в Храм и разговорилась с одним молодым прихожанином. Пригласив его домой, она напоила того чаем, сказав, что у нее есть к нему одно важное дело.
- Надо спилить большую березу.
- И правильно, - отвечал молодой человек. – Зима скоро, нужно дрова, чтобы отапливать Храм, а нынче дорого заказать из лесу.
- Все на нужды пойдет, - обрадовалась Янина.
К вечеру Мария вернулась с работы, увидев, что возле дома пустота.
- А где береза? – спросила она у сестры.
- Ко мне приходил прихожанин, он спилил ее для нужд Храма, так что не пропало зря дерево твое.
- Зачем ты позволила ему спилить это дерево?! – Возмутилась Мария.
- Ну как, оно же загораживало свет в окнах, да и зачем оно на твоем огородике, корнями своими толстыми всю почву подняло, не растет ничего посмотри.
- Ничего ты не понимаешь…Это было необычное дерево.
- Да дерево, как дерево, не переживай.
Марии ничего не оставалось, как смириться с этим фактом, что березы больше нет.
- Это березу знали с 1950 года, - сказала она сестре, когда они заходили в дом.
– Представляешь, сколько она повидала.
- Да уж…
- Не даром говорят, что в ней душа Самой Девы Марии.
- Не переживай, на нужды Храма пошла.
В 1957 году закончилось строительство Телевышки, расположенной в районе Новое Строение. Это предвещало новую эпоху телевидения, но позволить себе телевизор пока еще никто не мог. Телевышка была видна со всех районов города и эта была самая высокая постройка Даугавпилса, которую сразу же именовали достопримечательностью города.
Недалеко от нее проводился аукцион. Теперь такие аукционы решили устраивать раз в год, когда морской корабль останавливался в порту Риги. Оттуда через железнодорожную станцию товары последним делом попадали в Даугавпилс. Среди заморских товаров было много красивых вещей.
Сестры всегда посещали аукцион, где можно было пообщаться с соседями и поговорить о новых веяниях моды. Это больше походило на рынок, когда собиралось слишком много женщин, хотя здесь царили строгие правила аукциона.
Вдруг, Мария увидела статую Девы Марии, покрытую алебастром.
- Вот это красота! – воскликнула она. – Яня, посмотри на это совершенство!
- Ого!
- Делайте свои ставки, господа.
Узнав, сколько стоит эта белоснежная статуя сестры приуныли. Мария поспешно сбегала домой, взяла заначку, припрятанную в банке с мукой. Когда она развернула пакет с деньгами, то опечалилась еще больше, статуя стоила почти столько же, сколько она скопила за год.
Девушка медленно побрела, сунув деньги в карман передника.
Все же сестрам удалось выкупить статую, потратив все свои сбережения.
Когда мужчины несли статую к дому, к Янине обратился молодого человек:
- Помнишь ли ты меня?
- Нет, не помню…
Сестры остановились и внимательно посмотрели на молодого человека.
- Я в прошлом году спилил на этом месте огромную березу. Вот она, - и указал на статую.
- Святые угодники!
Продолжение: http://www.proza.ru/2014/11/27/1292
(Daugavpils, 1956-1957)