Дважды рожденная

Ли Балт
* * *

В 1956 году, накануне профессионального праздника, строители Даугавпилса  заканчивали большую стройку.   Был возведен учебный корпус Педагогического института.  Это было большое четырехэтажное здание,  возле которого состоялся митинг строителей, преподавателей и студентов института.

- Вот сюда и пойдут учиться наши младшие сестрички, - сказала Мария.

- А мы почему не можем? – спрашивала ее Янина.

- А нам семью кормить надо, не до учебы.

Даугавпилс переживал настоящий строительный бум, и было трудно найти улицу, где не возводились  бы новые жилые дома и культурно-бытовые объекты. Облик города менялся на глазах. Нижние этажи жилых зданий отводились под магазины, столовые и кафе. Под окнами домов, люди разбивали небольшие огородики.

Мария развернула газету «Красное знамя» и начала читать вслух. Янина закуталась в теплый чадар и закрыла глаза, от монотонного бормотания сестры она погрузилась в сон.

- Я хочу разбить небольшой огород перед домом, там, где цветы, - сказала Мария  между делом, и  Янина открыла глаза.  -  Надо позвать пастора Эгилса, спросить разрешения на землю.

- Что ты там собираешься выращивать? Картошку или топинамбур? – усмехнулась сестра.

-  Нынче на фабрике мало платить стали, так будет еще и от огорода польза, все равно цветы толку не приносят,  только как самолюбование.


На следующий день к ним домой пожаловал пастор Эгилс. Проходя по улице, где стоял невысокий двухэтажный кирпичный дом, в котором жили сестры Ананич,  он заметил мужчин с пилой.

- Кто  такие эти люди и что они собираются делать? – спросил он у Марии, входя в квартиру и направляясь к окну.

- Я вызвала, чтобы спилить вон ту огромную березу возле дома.

- Зачем?

- Она слишком большая и загораживает весь свет в окнах. Но дело в другом…

Пастор Эгилс повернулся к Марии и внимательно посмотрел на нее.
 
- Вот как?

- Я хочу использовать палисадник возле дома для выращивания овощей. Собственно поэтому вас и попросила зайти.

- Этот твое право, - сказал пастор. – Но только  березу не трогай.

- Почему?

- Это не просто дерево, в нем душа Пресвятой Девы Марии.

Мария послушала священника и поспешно вышла на улицу, чтобы отправить мужиков обратно. 

- В каждом человеке есть свое дерево,  на котором произрастают и горькие и сладкие плоды жизни,  - говорил пастор Эгилс, когда она возвратилась.  -  Почва для дерева – это фундаментальное невежество.

- Что вы имеете в виду? – не понимала девушка.

- У каждого такого дерева есть 4 корня, - начал пастор. -  Первый корень называется Асмита – это  собственная индивидуальность, личность, эго. Ошибка, заключается в том, что, наблюдая что-то, человек рассматривает самого себя как видящего и наблюдающего, каковым на самом деле является, это  лишь его субъективное мнение под названием Я, а не сознание, которое совершенно не принадлежит этому телу.

Дальше идут два корня Рага-Двеша -  это личные симпатии и антипатии к людям и предметам, основанные на ранее испытанных удовольствиях и страданиях.  То есть бесконечное  стремление и влечение к людям и предметам, и потом противоположность этому  отвращение или неприятие к ним же.

И четвертый корень называется Абхинивеша  –  это стремление  человека к обладанию, которое чаще всего можно встретить к привязанности к телесному воплощению жизни.  Корень этот  своеобразная одержимость, то есть комплекс страхов, который поддерживается одним самым главным страхом, страхом смерти.

Когда пастор Эгилс ушел, Мария еще долго пребывала в задумчивости, но сестре решила не рассказывать о березе и  об этом разговоре, сказала только, что права на землю они  получили.
 

*  *  *
В один из дней  Мария была на фабрике, а Янина сидела дома.  Она сходила в Храм и разговорилась с одним молодым прихожанином. Пригласив его домой, она напоила того чаем, сказав, что у нее есть к нему одно важное дело.

- Надо спилить большую березу.

- И правильно, - отвечал молодой человек. – Зима скоро, нужно дрова, чтобы отапливать Храм, а нынче дорого заказать из лесу.

- Все на нужды пойдет, - обрадовалась Янина.

К вечеру Мария вернулась с работы, увидев, что возле дома пустота.


- А где береза? – спросила она у сестры.
- Ко мне приходил прихожанин, он спилил ее для нужд Храма, так что не пропало зря дерево твое.

- Зачем ты позволила ему спилить это дерево?! – Возмутилась Мария.

- Ну как, оно же загораживало свет в окнах, да и зачем оно на твоем огородике, корнями своими толстыми всю почву подняло, не растет ничего посмотри.

- Ничего ты не понимаешь…Это было необычное дерево.

- Да дерево, как дерево, не переживай.

Марии ничего не оставалось,  как  смириться с этим фактом, что березы больше нет.

- Это березу знали с 1950 года, - сказала она сестре, когда они заходили в дом.

– Представляешь,  сколько она повидала.

- Да уж…

- Не даром говорят, что в ней душа Самой Девы Марии.

- Не переживай, на нужды Храма пошла.

В 1957 году закончилось строительство Телевышки,  расположенной в районе Новое Строение. Это предвещало новую эпоху телевидения, но позволить себе телевизор пока еще никто не мог.  Телевышка была видна со всех районов города и эта была самая высокая постройка Даугавпилса, которую сразу же именовали достопримечательностью города.

Недалеко от нее проводился аукцион. Теперь такие аукционы  решили устраивать раз в год, когда морской корабль останавливался в порту Риги. Оттуда  через железнодорожную станцию товары последним делом  попадали в Даугавпилс.  Среди заморских товаров  было много красивых вещей.

Сестры всегда посещали аукцион, где можно было пообщаться с соседями и поговорить о новых веяниях моды. Это больше походило на рынок, когда собиралось слишком много женщин, хотя здесь царили строгие правила аукциона.

Вдруг, Мария увидела статую Девы Марии, покрытую алебастром.

- Вот это красота! – воскликнула она. – Яня, посмотри на это совершенство!

- Ого!

- Делайте свои ставки, господа.

Узнав,  сколько стоит эта белоснежная статуя сестры приуныли. Мария поспешно сбегала домой, взяла заначку,  припрятанную в банке с мукой.  Когда она развернула пакет с деньгами, то опечалилась еще больше, статуя стоила почти столько же, сколько  она скопила за год.

Девушка медленно побрела, сунув деньги в карман передника.

Все же сестрам удалось выкупить статую, потратив все свои сбережения.

Когда мужчины несли статую к дому,  к Янине обратился молодого человек:

- Помнишь ли ты меня?

- Нет,  не помню…

Сестры остановились и внимательно посмотрели на молодого человека.

- Я в прошлом году спилил на этом месте огромную березу. Вот она, - и указал на статую.

- Святые угодники!



Продолжение: http://www.proza.ru/2014/11/27/1292
(Daugavpils,  1956-1957)