Полёты на планере

Николай Панов
В 17 лет меня приняли на планерное отделение авиаспортклуба ДОСААФ. Ну вот, подумал, теперь уж точно стану лётчиком. Четыре месяца "теории" прошли незаметно, а с апреля курсантов - первогодков начали возить на аэродром. Там, нас учили, в прямом смысле, "заносить хвосты" планерам. Наконец, обязательный прыжок с парашютом и первый вывозной полёт на планере. Началась лётная практика.

Курсанты - новички летали на планерах "Бланик". Он имел кабину - "спарку". Впереди сидел курсант, сзади - инструктор. В каждой кабине была ручка управления, педали, приборная доска. Управление было двойным. Почти, как на самолёте. Тянешь ручку управления на себя, планер поднимает нос и устремляется вверх. Отдаешь ручку от себя - опускает нос и скользит вниз. Одно "плохо", - не было на планере двигателя. Планер взлетал на тросу за самолётом, а отцепившись, медленно планировал к земле.

В отличие от самолёта, на планере не было шума. Лёгкий свист набегающего потока в кабине планера - это тишина, по сравнению с рёвом и гулом авиационного поршневого двигателя. Поэтому пилот планера не пользовался гарнитурой или шлемофоном. В кабине стоял динамик приёмника, а на плече пилота висел обыкновенный микрофон, посредством которого вели радиосвязь с руководителем полётов (РП).

Принцип полёта на планере прост. Находишь восходящий воздушный поток, т. н. "термик", становишься в правильный вираж и планер начинает набирать высоту. Набрал, снижаешься, ищешь новый "термик" и так, до бесконечности. Когда - то, по нескольку дней без посадки летали. Главное, чтобы "термики" были, а они, в основном, летом бывают. Поэтому планеры зимой редко летают. Опять же, "печки" в них не предусмотрены.

Первые дни полёты по "коробочке" над аэродромом. Взлёт - посадка. Взлёт - посадка. После пятого полёта начинаешь путать ручку выпуска закрылков и ручку выпуска интерцепторов. Инструктор "выгоняет" такого курсанта из кабины и зовёт другого. Сидишь куришь в "квадрате", пока, вся группа не отлетает. Потом всё начинается заново. Закрылки убрать, трос отцепить, закрылки выпустить, расчет уточнить интерцепторами. Посадка...

Наконец то, полетели с инструктором в зону. Высота 2000 метров. До облаков можно дотянуться рукой. Скользим по спирали вниз, потом тянем ручку управления на себя и планер начинает ползти по спирали вверх. Входим в облако и фонарь кабины начинает запотевать. Чувствуется прохлада. Тут, РП даёт команду: "Срочно покинуть зону. Ковёр!" Инструктор велит бросить управление и вводит планер в штопор. Виток, второй, третий... Только успеваю искать глазами на земле ориентиры. Уши заложило и я не слышу команды инструктора. Стрелка вариометра отклонилась вниз до упора, а на высотомере стремительно отматываются назад метры. Мы падаем вниз. На высоте 500 метров инструктор выводит планер из штопора и направляет его в район третьего разворота. А вот, и створ ворот. Четвертый разворот и мы на прямой. С силой дую в нос, чтобы отложило уши. Слух вернулся, но боль в ушах нестерпимая. Закрылки. Интерцепторы. Посадка...

Самое сложное, пожалуй, выдержать правильно режим полёта за буксировщиком. Як - 12 "тянет" планер на скорости 120 км/ч и приходится ручку управления отдавать от себя, иначе, "Бланик" взмоет вверх и поднимет хвост самолёта. Тогда всё. Амба обоим. Отцепился от буксира и вздохнул с облегчением: "Пронесло!" Скорость сразу сбавляешь до 70 км/ч и начинается свободное парение. Особенная благодать когда идёшь по замкнутому маршруту. Туда и обратно. Случается, что обратно не все дотягивают. Ищешь "термик", а его как назло, нет и нет. Посадка в "чистом" поле была, даже, одним из элементов программы обучения курсантов - планеристов.

Ну вот, 12 часов "вывозной" программы отлетал, готовься к самостоятельному вылету. Сначала по кругу. Взлёт - посадка. Потом на пилотаж в зону. Первый год обучения окончен. Зимой "теория", зачеты, а весной ты приходишь на аэродром, уже, спортсменом - планеристом. Однако, побывать в этом качестве мне не довелось. Я поступил в лётное училище гражданской авиации и в кабину планера больше не садился.