Китай. Продолжение - 1

Иосиф Лиарзи
КИТАЙ.
07.10.2008. День  пятый. Вторник.  ;;;  ;;;;;.

Ночной  полёт  тянулся  долго. Дети  волновались, не  спали, не  давали  спать  друг  другу  и  нам.
В  самолёте  много  украинцев  говорящих  по-русски, которые  смотрят  свысока  на  тех, кто  изъясняется  по-украински.
В  самолёте, несмотря  на  ревнивую  настойчивость  зятя, внук  попросился  сидеть  со  мной. Нам  раздали  наушники  и  мы  слушали  музыку. Время  от  времени, он  задавал  вопросы  и, когда  я  начинал  рассказывать, часто  говорил – «я  знаю»!
Когда  нам  раздали  еду, он  не  постеснялся  и  спросил  есть  ли  палочки  для  еды – чопстики  и  с  этих  пор, всю  поездку, старался  есть  ими. Поел  он, несмотря  на  позднее  время, хорошо.
Потом  зять  решил, что  пришло  время  ему  сидеть  с сыном  и  он  пытался  мальчишку  усыпить.  Наклонившись  к  уху  что-то  угрожающе  шептал, бил  и  щипал, пока  тот  не  закрыл  глаза, сделав  вид, что  уснул, а  затем, в  действительности уснул.
Проснулся  разомлевший  и завтракать  уже  не  хотел.
Заполнили  декларацию  иностранцев  ещё  в самолёте. Все  проверки  прошли  быстро, а  на  паспортном  контроле  представительная  гидша - киевлянка  пыталась  пройти  со  своей  группой  вне  очереди, но  весёлый  молодой  таможенник  её  просто  отправил  в  конец  ряда. Она  безропотно  вернулась.
Потом  он  показал, что декларацию  нужно  разорвать  надвое, одну  часть  вложить  в  паспорт  на  страничке  где  находится  виза, а  вторую  дать  ему  и  всё начало  двигаться  быстро. Когда  дошла  наша  очередь  его  удивило  имя  нашей  старшей  внучки, потому  что  это имело  смысл  по-китайски. Паспортный  контроль прошёл  быстро  и  пока  я, как  замыкающий, его  закончил, зять  уже  снимал  чемоданы  с  конвейера (не  то, что  в  Киеве).
На  выходе  нас  уже  ждал  наш  гид  Ши  Фэн, которому  на  вид  лет  30  ростом  око - ло 165  см. Потом, когда разговорились, оказалось, что  он  выпускник  исторического  факультета, но  для  того, чтобы  понять  его  английский, нужно  было  поначалу  очень  напрягаться, переспрашивая  и  друг  друга  и  его. Утомляет, но  он  знал  о  чём  говорил!
Первым  делом, нужно  было  расплатиться  с  Хэйди, и  Ши  Фэн  завёз   нас  в  банк - разменять  доллары  на  юани. Процедура  включает  заполнение  деклараций, проверку  паспортов  и  билетов. Это  заняло  около  10  мин.  на  каждого, происходило  в  отдельно   просматриваемом  «закутке»  с  солдатом  в  охране, и  Ши  Фэном  в  предыдущем  зале.
Набитые  юанями, даже  не  заходя  в  машину, мы  отправились  к  Хэйди, её  «контора»  находилась  в  этом  же  здании  на  16 – м  этаже.
«Контора» - комната, около  50 м. кв., в  которой, кроме  Хэйди, за  загородками  сидят  ещё  4  молодых  людей, которые  делят  с  ней  эту  площадь, но  по  работе  не  связаны.
Я  не  видел, чтобы  она  считала  деньги – возможно,  какие - то  коды  на  банковских  наклейках, а  может  быть  свидетельство  Ши  Фэна  о  том, что  получив  деньги, мы  к  ним  не  прикасались. Чуть  позже  они, рассматривали  какую-то  потёртую  бумажку, оказавшуюся  двумя  юанями, которую  Ши  Фэн  согласился  взять.
По  дороге  в  гостиницу  наш  гид  рассказывал  о  той  части  Пекина  по которой  мы  проезжали.
Оказывается, было 2 стены – внешняя (построенная  Хубилаем – так  китайцы  пере -именовали  монгольского  императора – Кублай  Хана), от  которой  остались  только  фрагменты  и, известная  всем, сегодняшняя.
Немного истории для глубины восприятия: Запретный город (Ту Кам Тхань) находится в самом сердце Пекина, но он отрезан от остального города рвами и пурпурно -красными стенами. Запретный Пурпурный город был предназначен для личных покоев императора. Единственными слугами, кому дозволялось находиться внутри, были евнухи, у которых, как известно, не было желания приставать к императорским наложницам. Однако все продумано! Только император и его приближенные имели право здесь находиться, а для простых смертных эта часть Пекина была недоступна.
Запретный город был центром Китайской империи, ну и, естественно, в глазах самих китайцев – всего мира. Запретный город должен был символизировать порядок, единство и гармонию вселенной и всего Китая. У китайцев все должно быть монументально, ров так ров, дворец так дворец, стена так стена. За стеной протяженностью 3.6 км находится императорский дворец построенный в 1406 г.
Во  внешнем  кольце  города  находились  парки  и  пригороды  с  исчезающими сегодня  «хутонгами» (Хутонги – самые старые и бедные районы Пекина). Только  здесь  можно  увидеть  диссонанс (или  единение)  между  имперским  Китаем  древности  и  коммунистической реальностью  нашего времени.
В  один  из  моментов  Ши  Фэн  увидел  книгу  которая  у  меня  получилась  при  подготовке  к  поездке, узнал  фотографии  в  ней  и  старался  говорить  точно.  Он  выпускник  археологического  факультета  и, насколько  можно  было  сравнить  то  что  читал  я, с  тем  что  говорил  он, мы  получили  хорошего  и  знающего  гида.
Приехав в  гостиницу, которая  оказалась, как  дочь  и  просила, европейского   типа, мы  заняли  номера (нужно  было оставит  залог  в  50 $), причём  шофёр – здоровенный, косолапящий  мужик   не  очень  старался  помочь  с  чемоданами.
Девушка  у  стойки  не  говорила  по-английски  и  Ши  Фэн  помогал  с  переводом. Решили  отдохнуть  после  бессонной ночи  и  встретиться  в  11  чтобы  пообедать.
От  условий, которые  Хэйди  рекомендовала  нам  с  «чаевыми»  и  обедами  для  гидов  и  шоферов, Ши  Фэн  сразу  же  отказался.
Он  привёл  нас  в  ресторан  с круглыми  столами  посредине  которых  были  круглые  крутящиеся  стёкла  и  сказал, что  всё  что  они  с  шофёром  съедят -  включат в  общий  счёт. А  затем начал  объяснять  что  написано  в  меню  и  правила  поведения  за  столом, которые  приняты  в  Китае.
Оказывается, еду  ставят  на  стекло  поворотного  стола  перед  старшим  и, когда  он  поворачивает  его  от  себя, остальные  могут  набирать. 
Не  понимая  что  за  еда, и  что  за  порции, мы  заказали  столько, что  справиться  со  всем  заказом  не  смогли.
Всё  это  обошлось  в  1000  юаней (500  шекелей), что  очень  много, но  при  этом  шофёр  с  гидом  вдвоём  насытились  за  40  юаней. Потом, когда  мы  начали  немного  ориентироваться, наши  обычные  обеды  стали  стоить  менее  200  юаней  на  семерых - больше  не  нужно  было  и  все  были  сыты. Исключение  составляли  те  разы, когда  мы  решали  побаловать  себя  персональным  обслуживанием  в  отдельных  комнатах, как рыбном  ресторане.
После  обеда  мы  поехали в  ламаистский  храм  Юнхэгун.

Ламаистский Храм Юнхэгун – Yonghegong.

 


Юнхэгун (Yonghegong) - самый известный буддийский монастырь в Пекине. Расположен он в северной части бывшего императорского города. Юнхэгун - ламаистский монастырь, то есть монастырь тибетского буддизма.
 Свою историю Юнхэгун ведет с 1694 года, когда китайский император Канси построил здесь дворец для своего сына Юн-Цинвана. Когда Юн-Цинван занял императорский трон и стал править под девизом Юнчжэн ("гармония и справедливость"), за дворцом закрепилось название Юнхэгун, что с одной стороны может быть переведено, как "Дворец гармонии", а с другой стороны - может быть истолковано, как "дворец Юна, ставшего императором". После смерти Юнчжэна саркофаг с его телом некоторое время находился в одном из павильонов Юнхэгуна.
 В 1746 году Юнхэгун был перестроен в храм, ставший ламаистским монастырем. Юнхэгун всегда выделялся среди других буддийских храмов Пекина: с самого начала он играл роль придворного храма.
 Начиная с Цзянцзин, все китайские императоры раз в год проводили здесь церемонию поминовения предков. Юнхэгун и в настоящее время является действующим монастырем. Правда, если в прошлом здесь было более 500 лам-монахов, то сейчас их не более сотни. Юнхэгун занимает площадь около 57 тыс. кв. м.  Он протянулся на 480 м с юга на север и на 120 м с запада на восток. Храм состоит из 3 мемориальных арок и 5 павильонов. В одном из павильонов находится 26-метровая статуя Будды из огромного сандалового дерева, которая в 1993 году была занесена в книгу рекордов Гиннеса.
Вход в храм Юнхэгун осуществляется с южной стороны через красочные ворота, по бокам которых установлены каменные львы. У выхода из павильона Вы можете увидеть вырезанное из сандалового дерева изображение горы с фигурами 500 учеников Будды из золота, серебра, бронзы, олова и железа.
Храм действующий и во многих павильонах запрещена съемка, зато на территории монастыря можно приобрести много сувениров и изделий из тибетского серебра.
 

Юнхэгун. Будда из  цельного сандалового дерева.
(По  поводу  этой  статуи  старшая  внучка  заметила, что  высота – куда  ни  шло, но  ширина  необъяснима).

Ну, а  после  ламаистского храма  мы  поехали  в  хутонг.
Хутонги – самые старые и бедные районы Пекина. В районе «ХУ  ХАЙ» - или  «заднее  озеро»  находится  центральный  хутонг. Те  же  невысокие  дома, с  двориками, которые  реставрируют, да  так, что  каждое заглядывание  показывает  настоящую  жизнь  пекинцев. А  вокруг  есть  кафе, ресторанчики, место  для  прогулок, и  даже  хутонги, которые  превратились  в  «цимеры», которые  нужно  заказывать  за  год! А  по  ночам  это  место  Пекина  превращается  в  развлекательное, где, перед  кафе «Старбакс», которое  находится  на  входе  района, можно  увидеть  как  на  улице  танцуют  салонные  танцы.  НО  В  ПОЛУТЁМНЫЕ  БАРЫ, НАХОДЯЩИЕСЯ  В  ГЛУБИНЕ  ХУТОНГА  НЕ   СТОИТЬ  ЗАХОДИТЬ!  Техника  ограбления  туристов  на  Дальнем  Востоке  отработана  и  мы  это  видели  в  Тайланде.

Привезли  нас   к  длинной  очереди  велосипедных  рикш  в  форме, рассадили  по  двое, а  я, как  самый  тяжёлый  и  непарный  ехал  в  одиночестве. Рикш  сопровождала  на  велосипеде  невысокая, толстенькая, улыбчивая  девочка  которой  нас  передал  Ши  Фэн, оставшийся  с  шофёром  у  машины. Во  время  езды  девочка, то  отставая, то  обгоняя  демонстрировала  нашу  принадлежность  к  ней. В  одном  из  мест  наши  рикши  остановились  где  кто  смог  и  девочка  попросила  нас  следовать  за  ней. У  неё  было  китайское  имя, но  назвалась  она  Деби.
Деби, заведя  нас  поглубже,  рассказывала  о  хутонге. Сегодня  ещё  можно  видеть  что  он  выглядел  когда-то  как  окраины  городов  юга  СССР  в  середине  прошлого  столетия.
Закрытые  воротами  с  калиткой, маленькие  замкнутые  дворики  с  досчатыми  домиками, покрытыми  толью,  с  полами, кое  где  деревянными, а  в  основном, глиняными, покрытыми  самодельными  дерюжными  дорожками. 
Но  это  мы  увидим  потом, когда  она  нас  заведёт  вовнутрь  такого  домика, а  пока  что  Деби  рассказывает  нам  о  каменных  домах, построенных  недавно.
Стоят  они  на  обустраивающейся  асфальтированной  улице, ширина  которой    около  5  метров. В  жизни  китайцев  много  символизма. И, строя  дом, хозяева  рассказывают  тем, кто  понимает  китайскую  семантику,  о  себе  и  своих  намерения. 
Если  по  обе  стороны   ворот  стоят  львы  с  лапой  на  барабане – значит  в  роду  был  военный, а  если  просто  на  ящике – значит  чиновник, 4  шестиугольные  балки  выпирающие  торцом над  воротами – государственный  служащий, 2  балки – простой  чиновник  или  очень  богатый  человек. Принц  или  император – 12  балок. Цвет  торцов, как  и  высота  ворот, тоже  имеет  значение. Ранг  чиновника  показывается  количеством  ступенек (низенькая  Деби  поднялась  на  них).
На  стенах  у  входа  нарисованы  картины  говорящие  о  намерениях  хозяев. Важно  какая  картина  справа, а  какая  слева – об  этом  я  не  расспрашивал. Боялся  запутаться.      

Ну, а  после  этого  мы  зашли  в  «типичный»  старый  домик, который  я  описал  раньше. Думаю, что  это  «приглаженный»  демонстративный  вариант. Живёт  там  человек  67  лет  с  интеллигентным, чистым  и  ухоженным  лицом. Назвался  электриком  Раньше  там  жили  и  его  дети, которые сегодня предпочли  современную  квартиру  с  удобствами(несмотря  на  то, что  они  очень  маленькие). Прощаясь, мы  пожали  руки. Рука  электрика  гладкая, нерабочая. Возможно, жертва  китайской  революции, а, быть  может, из  бывших  китайских  ГБ. Я  постоянно  мысленно  примеривал  к  нашим  гидам  погоны – подошли  бы  всем.
Возвращались  назад  на  тех  же  рикшах – они  нас  узнали  и  рассадили  в  прежнем  порядке.  Деби  нужно  было  дать 20  юаней, а  рикшам  по  10. Произошёл небольшой  курьёз: зять  перепутал  бумажки  в  5  юаней  с  0,5 – они  похожи, но  разного  размера. 
После  этого  Ши  Фэн  повёз  нас  на  «чайную  церемонию». Это, оказывается, в  том  же  здании, где  находится  офис  Хэйди, она  даже  думала  утром  пекинскую  утку  отведать  с  нами, но  что-то  не  сложилось.

В течение долгого времени чай ценили за его медицинские свойства. Но, начиная со времен  правления пышной династии Тан (618-907гг н.э.), чай становится не только предметом почитания, но и  товаром. Торговля чаем процветает. Высоко ценимый при дворе чай приобретает поклонников по  всей   империи, завоевывая сердца новообращенцев из Тибета и кочевников, живущих за пределами  северных    и восточных границ Китая, таких как монголы, турки и татары. Прожорливое   правительство империи извлекает огромные барыши из этого пристрастия к чаю, введя налог на  торговлю этим товаром. В это же время поэт Лу Йу сочинил пеан (т.е. победная песня),  посвященный чаю, в форме "Ча -кинг", первой истории о чае. Целые поколения торговцев чаем  боготворили Лу Йу и относились к нему, как  к своего рода святому и покровителю. У него появилось огромное количество последователей, включая  и Лу Тана, которого прозвали "чайный маньяк".  Лу Тан был даосистским поэтом. Он родился в конце  8 века и вел уединенную жизнь в Хунане, где он  стал одним из первых "чайных мастеров". Почитаемый своими современниками, Лу Тан посветил  свою жизнь поэзии и приготовлению чая - занятиям, описанным им в его знаменитой стихотворной  строке: "Не интересно мне бессмертье, ценю я только чая вкус..."
Во время правления династии Танг чай был воспет поэтами и унифицирован чайными мастерами. Чай становится основным напитком возвышенных натур. Гончарное искусство также получило  свое развитие в этот период, развиваясь в направлении более изощренных форм и технологий. Начинают входить в употребление заварочные чайники и чашки из золота и серебра, но чайные  мастера категорически запрещают использование чайных сервизов из металла. Обычно чай пили из больших деревянных чаш, воду кипятили в глиняных сосудах, а сам чай употребляли в форме листьев, порошка или брикета. Знатоки предпочитают именно брикеты, так как их можно разломать на большие или меньшие кусочки, которые перед использованием легко превращаются в порошок, как  того требует технология приготовления.

На  чайной  церемонии  нас  мало  и  мы  всё  получаем  сполна: сидим  рядом, всё  отдельно, всё лично. За  другими столами сидят  большие  группы  в  два  ряда.
А  вот  и  виды  чаёв  и  их  свойства:
1. Джинс – смесь  чёрного  и  зелёного (можно  заваривать  до  10  раз);
2. Жасминовый – он  придаёт  глазам  блеск. Когда  его, горячим, налили  в  фарфо -ровые  чашки, рисунок  на  них  изменил  цвет. Жасмин  не  молотый  и, если  заваренными    и  использованными  цветами  натереть  вокруг  глаз, это  снимает  усталость.
3. Ещё  один  вид  жасминового  чая – в  шариках  диаметром  2-3 см. Его  заливают  кипятком, ждут  2-3  минуты, по  происшествию  которых  он  разворачивается. 
4. Чёрный  чай  «Пуэр». Чем  он  старше, тем  считается  лучше. Хранят  2 -10  лет. Снимает  давление, холистерол, а  с  мёдом  помогает  против  запоров. На  базарах  продаётся  в  виде  разных  медальонов  и  кругов  разного  размера, где  он  стоит  в  виде  пирамид.

   

   Чайная  церемония.  Жасминовый  чай, который  развернулся из  шарика.
 
5. Личи (помогает  при  анемии  и  менструациях).
6. Розовый (буквально  маленькие  розочки). В  смеси  с  личи  вкусный  и  естественно  сладкий.
Потом  нас  познакомили  с  символами  цвета:
Желтый – сила;
Красный – удача;
Голубой – воздух;
Чёрный – вода.
Ну, а  затем  завели  в  большой  зал, в  котором  девочка, проводившая  чайную  церемонию, подвела  нас  к  шкафам  с  разними  видами  чаёв, которые  мы  только  что  пробовали  и  полкам  с  разными  видами  чашек, чайничков  и  всяких  приспособлений  для  чая, о которых  мы  не  имели  представления  до  этого  дня.
С  пакетами  вышли  на  улицу  и, соседняя  дверь  поманила  нас  «пекинской  уткой».

            

      Детали  сервировки.             Едим  палочкам.
 

Ждать  долго  не  приходится – утку  приносят  быстро  и  повар, в  высоком  колпаке, разделывает  её  рядом  на  переносном  столике, отделяя  мясо  от  костей  и  раскладывая    его  в  несколько  тарелок. Официант, обслуживающий  наш  стол, расставляет  их  и  показывает что  нужно  положить  в  тарелку  тоненький  блин – они  лежат  стопками, на  него  кусочек  утки, завернуть  это  конвертиком, чем  полить  или  во  что  макнуть.
Еще  в  Израиле, зная  о  том, что  китайцы  любят  острую  пищу, старшая  внучка  попросила  свою  школьную  подругу  Чэн  написать  по-китайски  «не  остро»  и  эта  бумажка  путешествовала  с  нами  всю   поездку, где  вызывая  удивление, а  где  понимание.
Здесь  всё  было  рассчитано  на  туристов  и  предусмотрено  заранее – всё  было  в  меру.
Очень  достойно, вкусно  и  сытно.
Ужин  был  оплачен  компанией, но  не  хватило  рисовых  блинов  и  дополнительные, которые  мы  попросили  стоили  50  юаней.
Ну, а  теперь  домой – день  был  длинным  и  все  устали. Если  мы  и  думали  выйти  куда-то  вечером, то сегодня  никакого  желания  нет. Правда, карта  куплена  и  я, пытаясь  сориентироваться,  расспрашиваю  Ли  Фэна. Мы  недалеко  от  центра, но  Пекин  большой  город – пешком  далеко  не  уйдёшь, а  такси  на  семерых  нам  не  встречалось. Правда, если  на  мотороллере  могут  передвигаться  четверо, то  и  в  такси  можно, наверное, затолкнуть  всех  нас.
Но  не  сегодня!
В  гостинице  у  нас  3  комнаты, но  с  сегодняшнего  дня  между  детьми  начинается  спор  кто  где  спит, несмотря  на  то, что  комната  у  них  отдельная.
В  номерах  висят  объявления  о  том, что  есть  каждая  комната  имеет  ограничение  в  горячей  воде – 50  литров. Мы  подождали, пока  дети  выкупались  и  им  хватило  воды – комнаты  почти  рядом  и  они  могли  бы  купаться  у  нас.
Ну, всё. День  окончен  в   11 часов. Пора  спать.
Всю  ночь  пищал  телефон, но  двигаться  не  хотелось – утром  оказалось, что  Марина, которая  поехала  в  Штаты   послала  SMS  и  хотела  выяснить  как  прошёл  первый  день  в  Китае.
Прошёл  отлично!

                КИТАЙ.
08.10.2008. День  шестой. Среда.  ;;;  ;;;;;.

Столовая  в  гостинице  небольшая, мы  не  первые, но одни  из  первых. Мы  единственные  белые, но  на  входе  выложены  ложки  и  вилки  отдельно  от  чопстиков. Завтрак  простой, но  неплохой. Контакт  с  официантками  почти  личный. Видно, что  они  стараются  и  даже  подносят  на  наш  стол  сок,  яичницу  и  бекон, но  мы  уже  наелись  и  большая  часть  остаётся. Это  может  обидеть  китайцев, сидящих  за  другими  столами  и  на  следующий  день  нас  посадили  в  отдельную  комнату.
Внук  пользуется  только  чопстиками  и  с  разговорником  не  расстаётся. Я  приготовил  и  раздал  каждому  из  нас  запечатанную  в  нейлон  бумажку, на  которой  напечатаны  несколько  десятков  слов, но  ему  этого  мало  и  он  пытается  говорить  фразами. Маленькие  круглолицые  китаянки, которые  не  намного выше  него  ростом, ошарашены, но  когда  понимают, что  он  пытается  говорить  по-китайски, улыбаются  и  поправляют  его.
С  Ши  Фэном  мы  договорились  встретиться  к  8, но  в  7:45  он  уже  был  в  лобби  гостиницы. Из  дома  до  гостиницы  он  на  автобусе  и  метро  едет  50  минут.
Шофёр  приехал  ровно  в  8:00.
Вчера  зять  выяснял  сколько, по   мнению  нашего  гида, нужно  дать  «тип»  нашему  шофёру  и  тот сказал, что  60  юаней  и  лучше  расплачиваться  в  конце.
Все  были  в  сборе  и  мы  поехали  на  площадь  Тяньаньмэнь.
Внешний  туризм  здесь  почти  не  виден – китайцев  достаточно  для  того, чтобы  заполнить  все  существующие  туристические  ниши. По  огромной  площади  вьются  длинные  змейки – очереди  туристических  групп  в  шапках  с  одинаковыми  эмблемами  каждая. Рядом  с  ними  быстрым  шагом  проходит  другие  змейки – группы, несущиеся  за  своими  гидами  с  флажками, на  длинной  палке – чтобы  было  видно  издалека. То  тут, то  там, стоят  группы, окружившие  своего  гида  и  внимательно  выслушивающие  объяснения. Просто  гуляющих  тоже  немало, как  и  солдат  в  белых  перчатках, стоящих  во  многих  и  самых  неожиданных  местах. Китайцы, видимо, подымают  «перчаточную  промышленность», потому  что  мы  во  многих  местах  видели  шоферов, полицейских, солдат, уборщиков  улиц  в  белых  перчатках.
Наш  внук, несмотря  на  всеобщую  мельтешащую обстановку, ходит  медленно, сосредоточено, как  бы  боясь  расплескать, переполняющие  его  мысли  и чувства.
 
Площадь Тяньаньмэнь была дворцовой площадью, расположенной за Трибуной Запретного города - Императорского Дворца. На востоке, западе и юге от Трибуны находится Запретный Дворец куда во времена императоров, живших во дворце, было запрещено для посещения простыми людьми.
Площадь Тяньаньмэнь (Tianan Men) - площадь Ворот небесного спокойствия находится в самом центре Пекина к югу от знаменитого Запретного города. Свой нынешний вид площадь получила в конце 1950-х годов в результате реконструкции центральной части города. В настоящее время эта площадь, протянувшаяся с севера на юг на 880 м, а с запада на восток - на 500 м, является одной из самых крупных площадей мира. С юга площадь ограничивают так называемые Передние ворота - Цзянмэнь (Quian Men), представляющие в настоящее время две отдельные башни. Эти ворота являются остатками крепостной стены окружавшей когда-то  центральную часть Пекина, так называемый Внутренний город. В центре площади возвышается монумент Народным героям, открытый в мае 1958 года. Высота монумента с учетом основания равняется почти 38 м. К югу от монумента Народным героям находится мавзолей Мао Цзэдуна, где находится саркофаг с его телом. По-китайски он называется "Мао чжуси цзиняньтан" - Дом памяти Председателя Мао. Его открытие состоялось в первую годовщину смерти Мао Цзэдуна - 9 сентября 1977 года. С западной стороны на площадь Тяньаньмэнь выходит Дом народных собраний, в котором работает высший законодательный орган Китайской Народной Республики - Всекитайское собрание народных представителей. Кстати, по-китайски Дом народных собраний звучит, как "Жэньминь дахуйтан".
С восточной стороны площади находится комплекс зданий музеев Истории Китая и Истории китайской революции. В настоящее время эти музеи закрыты на ремонт. С северной стороны площадь ограничивают Ворота небесного спокойствия - Тяньаньмэнь (Tianan Men), которым площадь и обязана, собственно говоря, своим названием. Первые ворота на этом месте были построены еще в 1417 году, однако выглядели и назывались они тогда иначе. Существующие ворота были построены в 1651 году. Тогда же они и получили свое название. Ворота являлись составной частью стены Императорского города, разобранной в результате реконструкции города. Именно через ворота Небесного спокойствия идет дорога в императорскую резиденцию - Запретный город.
 В южной части находятся две старые трибуны, сооруженные в 14 веке - Чжэняньмэнь и Сяньмэнь Цзянлоу. В целом площадь величественная, симметрическая, аккуратная, грандиозная.

Башня  Тяньаньмэнь – главные  ворота  при  династиях  Мин  и  Цин  с  которых  оглашались  указы  императоров. Величественная  башня  сооружена  из  цветных  балконов, желтых  черепиц и  красных  кирпичей.  1 октября 1949 года с верхней площадки Мао Цзэ дун провозгласил образование Китайской Народной Республики. В память об этом событии главный вход в эти ворота до сих пор украшается портретом Мао.
После 1989   власть сумела сделать  с интеллигенцией  и, пожалуй,  с обществом в целом  что-то такое, в результате чего все стали патриотичными, деловыми и "совершенно точно знать, что нужно для блага государства". Внешние обозреватели называют это "прагматическая консолидация на основе национального величия".
Вот  и  нам  Ши  Фэн  настойчиво  предложил  сфотографироваться  на  фоне  портрета  Мао.

Запретный  город-музей  Гугун  расположен  в  самом  центре  Пекина  и  был  для  24  императоров  династий  Мин  и  Цин  императорским  дворцом.
Около  500  лет  эти  династии  управляли  страной.
Площадь  Гугуна -720  тыс.  кв.  метров. Застройки  составляют  150  тыс.  кв.  метров. Вся  территория  окружена  кирпичными стенами  красного  цвета  высотой  10  метров  и  длинной  3428  метров. Это настоящая  крепость  древних  императоров.
Запретный  город  включает  две  части: переднюю  и  внутреннюю. В  передней  находятся  три  главных  павильона: Тайхэдянь (Павильон  Высшей  Гармонии), Чжунхэдянь (Павильон  Полной  Гармонии)  и  Баохэдянь (Павильон  Сохранения  Гармонии). По  обе  стороны  передней части  расположены  Вэньхуадянь (Павильон  Выдающихся  Ученых)  и   Уиндянь (Павильон  Воинской Доблести), где  устраивались  торжества  и  церемонии.
Все  три  главных  павильона  стоят  на  белых  мраморных  постаментах.
Территория  перед  Тайхэдянь  размером  более 30.000 кв. м.  выложена  темно-серым  кирпичом. Во  время  торжеств  здесь  находился  караул  с  ритуальными  принадлежностями, такими  как  зонты, флаги, топоры, веера  и т.д. Всего  500  наименований  ритуальных  принадлежностей.
Сановники  и  военоначальники  сидели  на  коленях  у  отметок  разрядов, также  посланники  иностранных  миссий  сидели  на   установленных  для  них  местах.
Во  внутренней  части  находятся  архитектурные  ансамбли Цяньцингун (Дворец Ясного  Неба), Цзяотайдянь (Палата  Благополучия  и  Долголетия) и  Куньнингун (Дворец  Спокойствия  Императрицы). Здесь  император  жил  и  отсюда  управлял страной.
На  севере  от  Куньнингуна  находится  императорский  сад.
По  обоим  сторонам  этих  дворцов  на  востоке  и  западе  находятся  6  павильонов, где  жили  наложницы. Каждый  дворец  включает  два  дворика: передний  павильон  для  приёма  гостей, в  западном  дворике – спальня  и  флигели.

Здесь  же  находится  дворец  Янсиньдянь – именно  здесь  жил  и  управляя  отсюда  страной  император, а  также  дворец  Чжайгун – (Дворец  для  соблюдения  поста).
Отдельно  были  палаты  для  сыновей  императора, а  также  жилые  помещения  для  императрицы  и   для  наложниц  отца  императора.
Внутри  Гугуна, по  одним  источникам – 9000, а  по  другим – 10.000  помещений. Во дворце  не  все  просто так, а с учетом  китайской  философии. В центре "Запретного города"  расположены  павильоны, но  это  не  просто  павильоны  по  принципу "как  вздумается  архитектору". В  Китае  во всем  должна  быть  гармония. Тут  находится “Павильон  высшей  гармонии”, в  котором на  троне  восседал  император (вы  бы  видели  этот  трон, на  нем 5  китайский императора  уместились  бы), рядом “Павильон  полной  гармонии”, в  котором  грызлись между собой, создавая  политические  козни  и  планы  члены  политсобрания, и “Павильон сохранения гармонии”, где  общались дипломаты и ученые.

 

Императорский  трон, сделанный  в  династии  Мин, на  котором  вырезаны  9 (символическая  для  китайцев  цифра)  золотых  драконов. За  троном  стоит  ширма  с  изображением  драконов  и  золотой  лакировкой.
Но  на   этом  гармония  не  заканчивается. Каждый  из  павильонов  был  устроен так, что  император  всегда сидел, повернувшись  лицом  точно  на юг  и имея  позади  себя Полярную  звезду. И вообще  все  здания  построены  по направлению  с севера  на  юг симметрично  относительно  единой меридиональной  оси. Фасады  всех  главных  зданий обращены  к  югу. Тем  самым  Запретный  город  поворачивался  спиной  ко  всем враждебным  силам  севера, к  холодным  ветрам  из  Сибири.
 

Вверху  площадь  перед  Тайхэдянь  с  мраморными  мостами. Внизу – центральный  вход  с  тремя  воротами. И  так  в  любом  месте  запретного  города. Центральные  ворота  закрыты  и  сегодня – они  для  императора. Жена  императора  входила  в  них  лишь  в  день  свадьбы. Боковые  ворота  использовались   для  входа  по  должностям  и  рангам. 
   

На  одном  из  павильонов  надпись  на  китайском  и  монгольском, которая  была  написана  после  захвата  власти  в  Китае  Кублай-Ханом (Хубилаем)  и  основанием  монгольской  династии  Юань (1271 – 1368 г.г.).
Позолоченные  львы  перед  воротами  дворца  Янсиньдянь. Внук  первым  обратил  внимание  на  различие  между  львом (императором)  и  львицей (императрицей). У  льва  под лапой  шар – символ  власти, а  львицы  львёнок.
За  воротами  Цяньцинмэнь  находятся  главные  задние  дворцы, откуда  управляли страной  цинские  императоры, и  жили  их  жёны  и  наложницы
      
У  ворот  стоят  вот  такие  позолоченные  чаны. Весят  они  2  тонны,   изготовлены  из  бронзы  или  чугуна  и  предназначены  для  воды  на  случай  пожара  во  дворце. Таких  чанов  300  и  были  они  позолочены. Золочение  каждого  чана  составляло  200  лян (лян – 37,3  гр.  и  на  1  лян можно  было  купить  192  л.  риса).
Во  время  подавления восстания  «боксеров»  в  1901  году, когда, спасая  остатки  европейских  посольств, в  Пекин  вошёл  объединённый  корпус  сил, матросы  ножами  соскребали  позолоту  с  чанов  и  многие  из  них  выглядят  облезлыми.       
               
Один  из  многочисленных  внутренних  дворов. А  это  зал  планирования страны – Цзяншаньшецзи  - перед  дворцом  Цяньцингун. Это  символ  прочной  страны. Он  тоже  стоит  на  белом  мраморном  постаменте.
Переполнившись  впечатлениями  от  Гугуна, мы  направились в знаменитый  Храм    Неба (Temple of Heaven).
Храм  Неба  находится  в  южном   Пекине. Был  возведён   в  1420  году  во  времена  правления   династии  Мин  императором  Юн  Лэ. Общая  площадь  храма – 270  га.
Император  появлялся  здесь  дважды  в  году – во  времена  молитвы  о  богатом   урожае молился  грозе  и  тучам  и  во  время  воспоминания  предков.
Храм  Неба – самый  большой  храм  в  Китае. Его  архитектура  является  частью  мирового  наследия.
Храм  Неба – это, в  первую  очередь  круглое  здание  с  трёхъярусной  черепичной  крышей, увенчанной    позолоченной  вышкой.
 Главное, что  есть  внутри – великолепный  зал  Циняньдянь.
В  1998  Храм  Неба  был  занесён  ЮНЕСКО  в  реестр  объектов  мирового  наследия.

      

Храм  Неба.

Как  я  уже говорил,  китайцы  живут  в  мире, в  котором  символы  играют  огромную  роль. Всё  происходящее  делится  на  главное  и  второстепенное. Стихии, например  делятся  на  5  главных: золото, вода, огонь, Земля, дерево,  и  5  второстепенных:  облака, ветер, дождь, Луна  и  молнии.
Для  обозначения  используются  разные  цвета, которые  образуют  молитвы  и  рассказы, которые  я  не  берусь  пересказывать, потому  что  и  для  нашего  гида, как  я  уразумел, это  тоже  было  затруднительно.
Уже  перед самым  выходом  была  круглая площадка  с  9-кратным  повторением  сегментами.
Ну, а  после  этого  нас  повезли  в  самый  классический  китайский  Парк  Ихэюань, где  находится  знаменитый  Летний  дворец.
Первый Летний дворец был построен в 1153 году для отдыха императора во время жарких летних месяцев. Был перестроен практически заново в 1888 году императрицей Цыси на средства, собранные для создания китайского военно-морского флота.
Летний дворец, расположенный в  15  км. к  северо-западу  от  центра Пекина, знаменит на весь мир прежде всего как классический китайский сад (парк Ихэюань) и включен в список всемирного наследия Unesco (ЮНЕСКО). Летний дворец в Пекине, построенный в 1750 г. и восстановленный в 1886 г., – шедевр садово-паркового искусства Китая, естественный ландшафт холмов и открытых водоемов дополняется  павильонами, дворцами, храмами и мостами. Дворец делится на три части: территория для государственных дел с залом Милосердия и Долголетия, жилые кварталы императрицы с залами Нефритового журчания и Счастья и долголетия, и живописная местность с холлмом Долголетия и озером Куньмин. У подножия холма Долголетия на 728 метров тянется знаменитый Длинный коридор, внесенный в Книгу рекордов Гиннеса как самый длинный расписанный коридор в мире.
Искусственный холм (Ваньшоушань) был возведен из земли, вырытой при создании искусственного же озера Куньмин. У подножия холма на 728 метров тянется знаменитый Длинный коридор, внесенный в Книгу рекордов Гиннеса как самый длинный расписанный коридор в мире. У его восточной оконечности стоит Мраморная лодка, где императрица любила обедать.

Огромные просторы парка, тишина и спокойствие, тай-чи под тысячелетними деревьями, полное умиротворение. Там  мы  видели  специальную  штуковину, которую надо подкинуть ногой, а потом изловчиться и на ногу же поймать. И  вспомнил  я детство  своё, когда  мы  проделывали  нечто  подобное с  кусочком  меха, к  которому  был пришит  маленький  кусочек  свинца. Кое-где  это  называлось  «маялка», а  на  Украине - «жонька». Специалисты  могли  бесконечное  количество  раз  подбрасывать  её  внутренней  и  внешней  частью  стопы.
 
 
Сегодня  это  народный, в  самом  полном  смысле  слова, парк. Где  тай-чи, а  где  народ  поёт  хором  какие-то  песни, а  там  играют  во  что-то, похожее  на  нарды. Народ  развлекается, ест  принесённое  с  собой или  варёную  кукурузу, которую  можно  здесь  купить. Стараются  не  сорить, но  их  очень  много, и  можно  видеть, что  ухоженность  не  соответствует  ожидаемой  в  императорском  парке.
Очень  интересен  Длинный  коридор, которым  мы  идём  к  Мраморной  лодке: в какую бы дырку вы не залезли, на какую бы богом забытую балку не посмотрели, вы поймете, что богом это место и балка может и забыты, но не китайскими мастери. Везде рисунки, в абсолютно недоступных местах, на потайных карнизах, под крышами, за колонами – все разрисовано цветами, сценками из местной жизни, просто народными орнаментами, букашками, таракашками, как впрочем, наверное, элемент местной жизни.  Остается очень приятный осадок.
А  ведь  всё  это  деревянное, но  сохраняется  благодаря  покрытию  особым  лаком  вначале  самого  дерева, а  затем  и  рисунков  на  нём. Всё, видимо, вначале  разрисовывалось, а  лишь  затем  собиралось  в  единую  конструкцию.
Я  подозреваю, что  на  всю  длину  этого  коридора, многосложные  китайские  мастера  рассказали  в  цветах  и  рисунках  какую-то  длинную  и  интересную  историю, понятную  лишь  знатокам.
На  Мраморную  лодку  не  пускали. Её  можно  было  лишь  осмотреть  снаружи, что  тоже  впечатляет, зато  наш  Ши  Фэн  быстренько  купил  билеты  на  настоящую лодку – человек  на  50, чтобы  проплыть  озером. Он  же  выстроил  нас  в  начале  очереди, которая  восприняла  это  спокойно.
Вообще, нас  воспринимали  в  течении  всей  поездки  благосклонно – у  китайцев, как  мы  постепенно  выяснили  осталась  ностальгия  по  большим  семьям, а  тут  трое  детей  сразу – это  у  них  под  запретом  с  1979  года.
Заплыва  пришлось  ждать – немного  штормило  и  местные  шкиперы  не  брали  на  себя  риск  вывести  своё  плоскодонное  «плав.средство»  на  открытое  пространство  озера.
               
 
Озеро  Куньмин  неспокойно  и  мы  ждем, пока  будет  дано  «добро»  на  выход.


Вид  с  озера   Куньмин  на жилые кварталы императрицы с залами Нефритового журчания и Счастья и долголетия, и холм  Долголетия.

Ну, а  после  императорского  великолепия  пришло  время  осмотреть  самую знамени -тую торговая улица Пекина Вангфуджинг (Wang -fujing), которая  находится  возле  площади  Тяаньмынь и одноименной  станции  метро. 
          
По  дороге  видели  олимпийский  бассейн, часть  олимпийской  деревни  и  какую-то, довольно  непонятную  скульптуру.
   
Покупки  и  фотография  у  скульптуры  рикши.
Ши  Фэн  привёз  нас  на  улицу  Вангфуджинг  и  оставил  на  пару  часов.
Все  пошли  в  магазины, а  я  остался  на  улице  и  закурил  трубку, что  было  удивительно, для  проходящих  мимо  китайцев. Были  тут  и  европейцы, но  и  для  них  курящий, да  ещё  трубку  тоже  вызывал  интерес.
Постепенно  мне  сносили  пакеты  с  покупками, которые  вначале  можно  было  поместить  в  рюкзак, но  потом  он  наполнился  и  пакеты  стояли  рядом. Сидел  я  на скамейках, постепенно  перемещаясь  за  покупателями  и  наблюдая  за  прохожими.
Некоторые  из  них  что-то  ели  с  шашлычных  палочек. Банан  и  засахарённое  яблоко  можно  было  узнать, но  было  и  другое.
Видимо, где-то  близко  находился  ночной  базар, который  мы  видели  на  снимках  во  время  подготовки  к  поездке  и  на  который  надеялись  попасть.
В  конце  концов  мы  с  Нариком  и  Ионном  оказались  вместе  возле  большого  магазина  игрушек, в  котором  они  искали  дополнительных  чудищ  для  игры  «Драконы  и  лабиринты». Чудища  они  не  нашли, но  внуку  понравился  вертолёт, который  был  настолько  точно  сбалансирован, что  мог  летать. Внук  настолько  заартачился  в  своей  просьбе  купить  его, что  зять, в  наказание, отказался.
Всё  это  выяснилось  на  скамейке  во  время  ожидания  нашей  женской  части  и  после  выяснения  нюансов  конфликта, Нарик  согласился  что  был  излишне  суров  с  сыном, но  пойти  и  купить  вертолёт  отказался – устал. Против  воли  отца  я  не  хотел  действовать, но  когда  конфликт  был  исчерпан, я  пошёл  и  купил  ребёнку  игрушку.
Мы  встретились  с  Ши  Фэном, подошли  к  машине, чтобы  разгрузиться  и  пошли  на  знаменитый  ночной  базар, который  действительно  был  неподалёку.   
      
Размышления. Как  это  можно  есть?
      
Оказывается  можно!
На  длинном  в  несколько  сотен  метров  тротуаре, отгороженном  от  проезжей  части  металлическим  заборчиком, стоят на  огне  чаны  с  маслом  и  огромные  кастрюли, в  которых  чего  только  не  варят. Что  было  вкусно  не  могу  сказать, но  съедобно.
Так  закончился  и  этот  день!