КИТАЙ.
07.10.2008. День пятый. Вторник. ;;; ;;;;;.
Ночной полёт тянулся долго. Дети волновались, не спали, не давали спать друг другу и нам.
В самолёте много украинцев говорящих по-русски, которые смотрят свысока на тех, кто изъясняется по-украински.
В самолёте, несмотря на ревнивую настойчивость зятя, внук попросился сидеть со мной. Нам раздали наушники и мы слушали музыку. Время от времени, он задавал вопросы и, когда я начинал рассказывать, часто говорил – «я знаю»!
Когда нам раздали еду, он не постеснялся и спросил есть ли палочки для еды – чопстики и с этих пор, всю поездку, старался есть ими. Поел он, несмотря на позднее время, хорошо.
Потом зять решил, что пришло время ему сидеть с сыном и он пытался мальчишку усыпить. Наклонившись к уху что-то угрожающе шептал, бил и щипал, пока тот не закрыл глаза, сделав вид, что уснул, а затем, в действительности уснул.
Проснулся разомлевший и завтракать уже не хотел.
Заполнили декларацию иностранцев ещё в самолёте. Все проверки прошли быстро, а на паспортном контроле представительная гидша - киевлянка пыталась пройти со своей группой вне очереди, но весёлый молодой таможенник её просто отправил в конец ряда. Она безропотно вернулась.
Потом он показал, что декларацию нужно разорвать надвое, одну часть вложить в паспорт на страничке где находится виза, а вторую дать ему и всё начало двигаться быстро. Когда дошла наша очередь его удивило имя нашей старшей внучки, потому что это имело смысл по-китайски. Паспортный контроль прошёл быстро и пока я, как замыкающий, его закончил, зять уже снимал чемоданы с конвейера (не то, что в Киеве).
На выходе нас уже ждал наш гид Ши Фэн, которому на вид лет 30 ростом око - ло 165 см. Потом, когда разговорились, оказалось, что он выпускник исторического факультета, но для того, чтобы понять его английский, нужно было поначалу очень напрягаться, переспрашивая и друг друга и его. Утомляет, но он знал о чём говорил!
Первым делом, нужно было расплатиться с Хэйди, и Ши Фэн завёз нас в банк - разменять доллары на юани. Процедура включает заполнение деклараций, проверку паспортов и билетов. Это заняло около 10 мин. на каждого, происходило в отдельно просматриваемом «закутке» с солдатом в охране, и Ши Фэном в предыдущем зале.
Набитые юанями, даже не заходя в машину, мы отправились к Хэйди, её «контора» находилась в этом же здании на 16 – м этаже.
«Контора» - комната, около 50 м. кв., в которой, кроме Хэйди, за загородками сидят ещё 4 молодых людей, которые делят с ней эту площадь, но по работе не связаны.
Я не видел, чтобы она считала деньги – возможно, какие - то коды на банковских наклейках, а может быть свидетельство Ши Фэна о том, что получив деньги, мы к ним не прикасались. Чуть позже они, рассматривали какую-то потёртую бумажку, оказавшуюся двумя юанями, которую Ши Фэн согласился взять.
По дороге в гостиницу наш гид рассказывал о той части Пекина по которой мы проезжали.
Оказывается, было 2 стены – внешняя (построенная Хубилаем – так китайцы пере -именовали монгольского императора – Кублай Хана), от которой остались только фрагменты и, известная всем, сегодняшняя.
Немного истории для глубины восприятия: Запретный город (Ту Кам Тхань) находится в самом сердце Пекина, но он отрезан от остального города рвами и пурпурно -красными стенами. Запретный Пурпурный город был предназначен для личных покоев императора. Единственными слугами, кому дозволялось находиться внутри, были евнухи, у которых, как известно, не было желания приставать к императорским наложницам. Однако все продумано! Только император и его приближенные имели право здесь находиться, а для простых смертных эта часть Пекина была недоступна.
Запретный город был центром Китайской империи, ну и, естественно, в глазах самих китайцев – всего мира. Запретный город должен был символизировать порядок, единство и гармонию вселенной и всего Китая. У китайцев все должно быть монументально, ров так ров, дворец так дворец, стена так стена. За стеной протяженностью 3.6 км находится императорский дворец построенный в 1406 г.
Во внешнем кольце города находились парки и пригороды с исчезающими сегодня «хутонгами» (Хутонги – самые старые и бедные районы Пекина). Только здесь можно увидеть диссонанс (или единение) между имперским Китаем древности и коммунистической реальностью нашего времени.
В один из моментов Ши Фэн увидел книгу которая у меня получилась при подготовке к поездке, узнал фотографии в ней и старался говорить точно. Он выпускник археологического факультета и, насколько можно было сравнить то что читал я, с тем что говорил он, мы получили хорошего и знающего гида.
Приехав в гостиницу, которая оказалась, как дочь и просила, европейского типа, мы заняли номера (нужно было оставит залог в 50 $), причём шофёр – здоровенный, косолапящий мужик не очень старался помочь с чемоданами.
Девушка у стойки не говорила по-английски и Ши Фэн помогал с переводом. Решили отдохнуть после бессонной ночи и встретиться в 11 чтобы пообедать.
От условий, которые Хэйди рекомендовала нам с «чаевыми» и обедами для гидов и шоферов, Ши Фэн сразу же отказался.
Он привёл нас в ресторан с круглыми столами посредине которых были круглые крутящиеся стёкла и сказал, что всё что они с шофёром съедят - включат в общий счёт. А затем начал объяснять что написано в меню и правила поведения за столом, которые приняты в Китае.
Оказывается, еду ставят на стекло поворотного стола перед старшим и, когда он поворачивает его от себя, остальные могут набирать.
Не понимая что за еда, и что за порции, мы заказали столько, что справиться со всем заказом не смогли.
Всё это обошлось в 1000 юаней (500 шекелей), что очень много, но при этом шофёр с гидом вдвоём насытились за 40 юаней. Потом, когда мы начали немного ориентироваться, наши обычные обеды стали стоить менее 200 юаней на семерых - больше не нужно было и все были сыты. Исключение составляли те разы, когда мы решали побаловать себя персональным обслуживанием в отдельных комнатах, как рыбном ресторане.
После обеда мы поехали в ламаистский храм Юнхэгун.
Ламаистский Храм Юнхэгун – Yonghegong.
Юнхэгун (Yonghegong) - самый известный буддийский монастырь в Пекине. Расположен он в северной части бывшего императорского города. Юнхэгун - ламаистский монастырь, то есть монастырь тибетского буддизма.
Свою историю Юнхэгун ведет с 1694 года, когда китайский император Канси построил здесь дворец для своего сына Юн-Цинвана. Когда Юн-Цинван занял императорский трон и стал править под девизом Юнчжэн ("гармония и справедливость"), за дворцом закрепилось название Юнхэгун, что с одной стороны может быть переведено, как "Дворец гармонии", а с другой стороны - может быть истолковано, как "дворец Юна, ставшего императором". После смерти Юнчжэна саркофаг с его телом некоторое время находился в одном из павильонов Юнхэгуна.
В 1746 году Юнхэгун был перестроен в храм, ставший ламаистским монастырем. Юнхэгун всегда выделялся среди других буддийских храмов Пекина: с самого начала он играл роль придворного храма.
Начиная с Цзянцзин, все китайские императоры раз в год проводили здесь церемонию поминовения предков. Юнхэгун и в настоящее время является действующим монастырем. Правда, если в прошлом здесь было более 500 лам-монахов, то сейчас их не более сотни. Юнхэгун занимает площадь около 57 тыс. кв. м. Он протянулся на 480 м с юга на север и на 120 м с запада на восток. Храм состоит из 3 мемориальных арок и 5 павильонов. В одном из павильонов находится 26-метровая статуя Будды из огромного сандалового дерева, которая в 1993 году была занесена в книгу рекордов Гиннеса.
Вход в храм Юнхэгун осуществляется с южной стороны через красочные ворота, по бокам которых установлены каменные львы. У выхода из павильона Вы можете увидеть вырезанное из сандалового дерева изображение горы с фигурами 500 учеников Будды из золота, серебра, бронзы, олова и железа.
Храм действующий и во многих павильонах запрещена съемка, зато на территории монастыря можно приобрести много сувениров и изделий из тибетского серебра.
Юнхэгун. Будда из цельного сандалового дерева.
(По поводу этой статуи старшая внучка заметила, что высота – куда ни шло, но ширина необъяснима).
Ну, а после ламаистского храма мы поехали в хутонг.
Хутонги – самые старые и бедные районы Пекина. В районе «ХУ ХАЙ» - или «заднее озеро» находится центральный хутонг. Те же невысокие дома, с двориками, которые реставрируют, да так, что каждое заглядывание показывает настоящую жизнь пекинцев. А вокруг есть кафе, ресторанчики, место для прогулок, и даже хутонги, которые превратились в «цимеры», которые нужно заказывать за год! А по ночам это место Пекина превращается в развлекательное, где, перед кафе «Старбакс», которое находится на входе района, можно увидеть как на улице танцуют салонные танцы. НО В ПОЛУТЁМНЫЕ БАРЫ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ГЛУБИНЕ ХУТОНГА НЕ СТОИТЬ ЗАХОДИТЬ! Техника ограбления туристов на Дальнем Востоке отработана и мы это видели в Тайланде.
Привезли нас к длинной очереди велосипедных рикш в форме, рассадили по двое, а я, как самый тяжёлый и непарный ехал в одиночестве. Рикш сопровождала на велосипеде невысокая, толстенькая, улыбчивая девочка которой нас передал Ши Фэн, оставшийся с шофёром у машины. Во время езды девочка, то отставая, то обгоняя демонстрировала нашу принадлежность к ней. В одном из мест наши рикши остановились где кто смог и девочка попросила нас следовать за ней. У неё было китайское имя, но назвалась она Деби.
Деби, заведя нас поглубже, рассказывала о хутонге. Сегодня ещё можно видеть что он выглядел когда-то как окраины городов юга СССР в середине прошлого столетия.
Закрытые воротами с калиткой, маленькие замкнутые дворики с досчатыми домиками, покрытыми толью, с полами, кое где деревянными, а в основном, глиняными, покрытыми самодельными дерюжными дорожками.
Но это мы увидим потом, когда она нас заведёт вовнутрь такого домика, а пока что Деби рассказывает нам о каменных домах, построенных недавно.
Стоят они на обустраивающейся асфальтированной улице, ширина которой около 5 метров. В жизни китайцев много символизма. И, строя дом, хозяева рассказывают тем, кто понимает китайскую семантику, о себе и своих намерения.
Если по обе стороны ворот стоят львы с лапой на барабане – значит в роду был военный, а если просто на ящике – значит чиновник, 4 шестиугольные балки выпирающие торцом над воротами – государственный служащий, 2 балки – простой чиновник или очень богатый человек. Принц или император – 12 балок. Цвет торцов, как и высота ворот, тоже имеет значение. Ранг чиновника показывается количеством ступенек (низенькая Деби поднялась на них).
На стенах у входа нарисованы картины говорящие о намерениях хозяев. Важно какая картина справа, а какая слева – об этом я не расспрашивал. Боялся запутаться.
Ну, а после этого мы зашли в «типичный» старый домик, который я описал раньше. Думаю, что это «приглаженный» демонстративный вариант. Живёт там человек 67 лет с интеллигентным, чистым и ухоженным лицом. Назвался электриком Раньше там жили и его дети, которые сегодня предпочли современную квартиру с удобствами(несмотря на то, что они очень маленькие). Прощаясь, мы пожали руки. Рука электрика гладкая, нерабочая. Возможно, жертва китайской революции, а, быть может, из бывших китайских ГБ. Я постоянно мысленно примеривал к нашим гидам погоны – подошли бы всем.
Возвращались назад на тех же рикшах – они нас узнали и рассадили в прежнем порядке. Деби нужно было дать 20 юаней, а рикшам по 10. Произошёл небольшой курьёз: зять перепутал бумажки в 5 юаней с 0,5 – они похожи, но разного размера.
После этого Ши Фэн повёз нас на «чайную церемонию». Это, оказывается, в том же здании, где находится офис Хэйди, она даже думала утром пекинскую утку отведать с нами, но что-то не сложилось.
В течение долгого времени чай ценили за его медицинские свойства. Но, начиная со времен правления пышной династии Тан (618-907гг н.э.), чай становится не только предметом почитания, но и товаром. Торговля чаем процветает. Высоко ценимый при дворе чай приобретает поклонников по всей империи, завоевывая сердца новообращенцев из Тибета и кочевников, живущих за пределами северных и восточных границ Китая, таких как монголы, турки и татары. Прожорливое правительство империи извлекает огромные барыши из этого пристрастия к чаю, введя налог на торговлю этим товаром. В это же время поэт Лу Йу сочинил пеан (т.е. победная песня), посвященный чаю, в форме "Ча -кинг", первой истории о чае. Целые поколения торговцев чаем боготворили Лу Йу и относились к нему, как к своего рода святому и покровителю. У него появилось огромное количество последователей, включая и Лу Тана, которого прозвали "чайный маньяк". Лу Тан был даосистским поэтом. Он родился в конце 8 века и вел уединенную жизнь в Хунане, где он стал одним из первых "чайных мастеров". Почитаемый своими современниками, Лу Тан посветил свою жизнь поэзии и приготовлению чая - занятиям, описанным им в его знаменитой стихотворной строке: "Не интересно мне бессмертье, ценю я только чая вкус..."
Во время правления династии Танг чай был воспет поэтами и унифицирован чайными мастерами. Чай становится основным напитком возвышенных натур. Гончарное искусство также получило свое развитие в этот период, развиваясь в направлении более изощренных форм и технологий. Начинают входить в употребление заварочные чайники и чашки из золота и серебра, но чайные мастера категорически запрещают использование чайных сервизов из металла. Обычно чай пили из больших деревянных чаш, воду кипятили в глиняных сосудах, а сам чай употребляли в форме листьев, порошка или брикета. Знатоки предпочитают именно брикеты, так как их можно разломать на большие или меньшие кусочки, которые перед использованием легко превращаются в порошок, как того требует технология приготовления.
На чайной церемонии нас мало и мы всё получаем сполна: сидим рядом, всё отдельно, всё лично. За другими столами сидят большие группы в два ряда.
А вот и виды чаёв и их свойства:
1. Джинс – смесь чёрного и зелёного (можно заваривать до 10 раз);
2. Жасминовый – он придаёт глазам блеск. Когда его, горячим, налили в фарфо -ровые чашки, рисунок на них изменил цвет. Жасмин не молотый и, если заваренными и использованными цветами натереть вокруг глаз, это снимает усталость.
3. Ещё один вид жасминового чая – в шариках диаметром 2-3 см. Его заливают кипятком, ждут 2-3 минуты, по происшествию которых он разворачивается.
4. Чёрный чай «Пуэр». Чем он старше, тем считается лучше. Хранят 2 -10 лет. Снимает давление, холистерол, а с мёдом помогает против запоров. На базарах продаётся в виде разных медальонов и кругов разного размера, где он стоит в виде пирамид.
Чайная церемония. Жасминовый чай, который развернулся из шарика.
5. Личи (помогает при анемии и менструациях).
6. Розовый (буквально маленькие розочки). В смеси с личи вкусный и естественно сладкий.
Потом нас познакомили с символами цвета:
Желтый – сила;
Красный – удача;
Голубой – воздух;
Чёрный – вода.
Ну, а затем завели в большой зал, в котором девочка, проводившая чайную церемонию, подвела нас к шкафам с разними видами чаёв, которые мы только что пробовали и полкам с разными видами чашек, чайничков и всяких приспособлений для чая, о которых мы не имели представления до этого дня.
С пакетами вышли на улицу и, соседняя дверь поманила нас «пекинской уткой».
Детали сервировки. Едим палочкам.
Ждать долго не приходится – утку приносят быстро и повар, в высоком колпаке, разделывает её рядом на переносном столике, отделяя мясо от костей и раскладывая его в несколько тарелок. Официант, обслуживающий наш стол, расставляет их и показывает что нужно положить в тарелку тоненький блин – они лежат стопками, на него кусочек утки, завернуть это конвертиком, чем полить или во что макнуть.
Еще в Израиле, зная о том, что китайцы любят острую пищу, старшая внучка попросила свою школьную подругу Чэн написать по-китайски «не остро» и эта бумажка путешествовала с нами всю поездку, где вызывая удивление, а где понимание.
Здесь всё было рассчитано на туристов и предусмотрено заранее – всё было в меру.
Очень достойно, вкусно и сытно.
Ужин был оплачен компанией, но не хватило рисовых блинов и дополнительные, которые мы попросили стоили 50 юаней.
Ну, а теперь домой – день был длинным и все устали. Если мы и думали выйти куда-то вечером, то сегодня никакого желания нет. Правда, карта куплена и я, пытаясь сориентироваться, расспрашиваю Ли Фэна. Мы недалеко от центра, но Пекин большой город – пешком далеко не уйдёшь, а такси на семерых нам не встречалось. Правда, если на мотороллере могут передвигаться четверо, то и в такси можно, наверное, затолкнуть всех нас.
Но не сегодня!
В гостинице у нас 3 комнаты, но с сегодняшнего дня между детьми начинается спор кто где спит, несмотря на то, что комната у них отдельная.
В номерах висят объявления о том, что есть каждая комната имеет ограничение в горячей воде – 50 литров. Мы подождали, пока дети выкупались и им хватило воды – комнаты почти рядом и они могли бы купаться у нас.
Ну, всё. День окончен в 11 часов. Пора спать.
Всю ночь пищал телефон, но двигаться не хотелось – утром оказалось, что Марина, которая поехала в Штаты послала SMS и хотела выяснить как прошёл первый день в Китае.
Прошёл отлично!
КИТАЙ.
08.10.2008. День шестой. Среда. ;;; ;;;;;.
Столовая в гостинице небольшая, мы не первые, но одни из первых. Мы единственные белые, но на входе выложены ложки и вилки отдельно от чопстиков. Завтрак простой, но неплохой. Контакт с официантками почти личный. Видно, что они стараются и даже подносят на наш стол сок, яичницу и бекон, но мы уже наелись и большая часть остаётся. Это может обидеть китайцев, сидящих за другими столами и на следующий день нас посадили в отдельную комнату.
Внук пользуется только чопстиками и с разговорником не расстаётся. Я приготовил и раздал каждому из нас запечатанную в нейлон бумажку, на которой напечатаны несколько десятков слов, но ему этого мало и он пытается говорить фразами. Маленькие круглолицые китаянки, которые не намного выше него ростом, ошарашены, но когда понимают, что он пытается говорить по-китайски, улыбаются и поправляют его.
С Ши Фэном мы договорились встретиться к 8, но в 7:45 он уже был в лобби гостиницы. Из дома до гостиницы он на автобусе и метро едет 50 минут.
Шофёр приехал ровно в 8:00.
Вчера зять выяснял сколько, по мнению нашего гида, нужно дать «тип» нашему шофёру и тот сказал, что 60 юаней и лучше расплачиваться в конце.
Все были в сборе и мы поехали на площадь Тяньаньмэнь.
Внешний туризм здесь почти не виден – китайцев достаточно для того, чтобы заполнить все существующие туристические ниши. По огромной площади вьются длинные змейки – очереди туристических групп в шапках с одинаковыми эмблемами каждая. Рядом с ними быстрым шагом проходит другие змейки – группы, несущиеся за своими гидами с флажками, на длинной палке – чтобы было видно издалека. То тут, то там, стоят группы, окружившие своего гида и внимательно выслушивающие объяснения. Просто гуляющих тоже немало, как и солдат в белых перчатках, стоящих во многих и самых неожиданных местах. Китайцы, видимо, подымают «перчаточную промышленность», потому что мы во многих местах видели шоферов, полицейских, солдат, уборщиков улиц в белых перчатках.
Наш внук, несмотря на всеобщую мельтешащую обстановку, ходит медленно, сосредоточено, как бы боясь расплескать, переполняющие его мысли и чувства.
Площадь Тяньаньмэнь была дворцовой площадью, расположенной за Трибуной Запретного города - Императорского Дворца. На востоке, западе и юге от Трибуны находится Запретный Дворец куда во времена императоров, живших во дворце, было запрещено для посещения простыми людьми.
Площадь Тяньаньмэнь (Tianan Men) - площадь Ворот небесного спокойствия находится в самом центре Пекина к югу от знаменитого Запретного города. Свой нынешний вид площадь получила в конце 1950-х годов в результате реконструкции центральной части города. В настоящее время эта площадь, протянувшаяся с севера на юг на 880 м, а с запада на восток - на 500 м, является одной из самых крупных площадей мира. С юга площадь ограничивают так называемые Передние ворота - Цзянмэнь (Quian Men), представляющие в настоящее время две отдельные башни. Эти ворота являются остатками крепостной стены окружавшей когда-то центральную часть Пекина, так называемый Внутренний город. В центре площади возвышается монумент Народным героям, открытый в мае 1958 года. Высота монумента с учетом основания равняется почти 38 м. К югу от монумента Народным героям находится мавзолей Мао Цзэдуна, где находится саркофаг с его телом. По-китайски он называется "Мао чжуси цзиняньтан" - Дом памяти Председателя Мао. Его открытие состоялось в первую годовщину смерти Мао Цзэдуна - 9 сентября 1977 года. С западной стороны на площадь Тяньаньмэнь выходит Дом народных собраний, в котором работает высший законодательный орган Китайской Народной Республики - Всекитайское собрание народных представителей. Кстати, по-китайски Дом народных собраний звучит, как "Жэньминь дахуйтан".
С восточной стороны площади находится комплекс зданий музеев Истории Китая и Истории китайской революции. В настоящее время эти музеи закрыты на ремонт. С северной стороны площадь ограничивают Ворота небесного спокойствия - Тяньаньмэнь (Tianan Men), которым площадь и обязана, собственно говоря, своим названием. Первые ворота на этом месте были построены еще в 1417 году, однако выглядели и назывались они тогда иначе. Существующие ворота были построены в 1651 году. Тогда же они и получили свое название. Ворота являлись составной частью стены Императорского города, разобранной в результате реконструкции города. Именно через ворота Небесного спокойствия идет дорога в императорскую резиденцию - Запретный город.
В южной части находятся две старые трибуны, сооруженные в 14 веке - Чжэняньмэнь и Сяньмэнь Цзянлоу. В целом площадь величественная, симметрическая, аккуратная, грандиозная.
Башня Тяньаньмэнь – главные ворота при династиях Мин и Цин с которых оглашались указы императоров. Величественная башня сооружена из цветных балконов, желтых черепиц и красных кирпичей. 1 октября 1949 года с верхней площадки Мао Цзэ дун провозгласил образование Китайской Народной Республики. В память об этом событии главный вход в эти ворота до сих пор украшается портретом Мао.
После 1989 власть сумела сделать с интеллигенцией и, пожалуй, с обществом в целом что-то такое, в результате чего все стали патриотичными, деловыми и "совершенно точно знать, что нужно для блага государства". Внешние обозреватели называют это "прагматическая консолидация на основе национального величия".
Вот и нам Ши Фэн настойчиво предложил сфотографироваться на фоне портрета Мао.
Запретный город-музей Гугун расположен в самом центре Пекина и был для 24 императоров династий Мин и Цин императорским дворцом.
Около 500 лет эти династии управляли страной.
Площадь Гугуна -720 тыс. кв. метров. Застройки составляют 150 тыс. кв. метров. Вся территория окружена кирпичными стенами красного цвета высотой 10 метров и длинной 3428 метров. Это настоящая крепость древних императоров.
Запретный город включает две части: переднюю и внутреннюю. В передней находятся три главных павильона: Тайхэдянь (Павильон Высшей Гармонии), Чжунхэдянь (Павильон Полной Гармонии) и Баохэдянь (Павильон Сохранения Гармонии). По обе стороны передней части расположены Вэньхуадянь (Павильон Выдающихся Ученых) и Уиндянь (Павильон Воинской Доблести), где устраивались торжества и церемонии.
Все три главных павильона стоят на белых мраморных постаментах.
Территория перед Тайхэдянь размером более 30.000 кв. м. выложена темно-серым кирпичом. Во время торжеств здесь находился караул с ритуальными принадлежностями, такими как зонты, флаги, топоры, веера и т.д. Всего 500 наименований ритуальных принадлежностей.
Сановники и военоначальники сидели на коленях у отметок разрядов, также посланники иностранных миссий сидели на установленных для них местах.
Во внутренней части находятся архитектурные ансамбли Цяньцингун (Дворец Ясного Неба), Цзяотайдянь (Палата Благополучия и Долголетия) и Куньнингун (Дворец Спокойствия Императрицы). Здесь император жил и отсюда управлял страной.
На севере от Куньнингуна находится императорский сад.
По обоим сторонам этих дворцов на востоке и западе находятся 6 павильонов, где жили наложницы. Каждый дворец включает два дворика: передний павильон для приёма гостей, в западном дворике – спальня и флигели.
Здесь же находится дворец Янсиньдянь – именно здесь жил и управляя отсюда страной император, а также дворец Чжайгун – (Дворец для соблюдения поста).
Отдельно были палаты для сыновей императора, а также жилые помещения для императрицы и для наложниц отца императора.
Внутри Гугуна, по одним источникам – 9000, а по другим – 10.000 помещений. Во дворце не все просто так, а с учетом китайской философии. В центре "Запретного города" расположены павильоны, но это не просто павильоны по принципу "как вздумается архитектору". В Китае во всем должна быть гармония. Тут находится “Павильон высшей гармонии”, в котором на троне восседал император (вы бы видели этот трон, на нем 5 китайский императора уместились бы), рядом “Павильон полной гармонии”, в котором грызлись между собой, создавая политические козни и планы члены политсобрания, и “Павильон сохранения гармонии”, где общались дипломаты и ученые.
Императорский трон, сделанный в династии Мин, на котором вырезаны 9 (символическая для китайцев цифра) золотых драконов. За троном стоит ширма с изображением драконов и золотой лакировкой.
Но на этом гармония не заканчивается. Каждый из павильонов был устроен так, что император всегда сидел, повернувшись лицом точно на юг и имея позади себя Полярную звезду. И вообще все здания построены по направлению с севера на юг симметрично относительно единой меридиональной оси. Фасады всех главных зданий обращены к югу. Тем самым Запретный город поворачивался спиной ко всем враждебным силам севера, к холодным ветрам из Сибири.
Вверху площадь перед Тайхэдянь с мраморными мостами. Внизу – центральный вход с тремя воротами. И так в любом месте запретного города. Центральные ворота закрыты и сегодня – они для императора. Жена императора входила в них лишь в день свадьбы. Боковые ворота использовались для входа по должностям и рангам.
На одном из павильонов надпись на китайском и монгольском, которая была написана после захвата власти в Китае Кублай-Ханом (Хубилаем) и основанием монгольской династии Юань (1271 – 1368 г.г.).
Позолоченные львы перед воротами дворца Янсиньдянь. Внук первым обратил внимание на различие между львом (императором) и львицей (императрицей). У льва под лапой шар – символ власти, а львицы львёнок.
За воротами Цяньцинмэнь находятся главные задние дворцы, откуда управляли страной цинские императоры, и жили их жёны и наложницы
У ворот стоят вот такие позолоченные чаны. Весят они 2 тонны, изготовлены из бронзы или чугуна и предназначены для воды на случай пожара во дворце. Таких чанов 300 и были они позолочены. Золочение каждого чана составляло 200 лян (лян – 37,3 гр. и на 1 лян можно было купить 192 л. риса).
Во время подавления восстания «боксеров» в 1901 году, когда, спасая остатки европейских посольств, в Пекин вошёл объединённый корпус сил, матросы ножами соскребали позолоту с чанов и многие из них выглядят облезлыми.
Один из многочисленных внутренних дворов. А это зал планирования страны – Цзяншаньшецзи - перед дворцом Цяньцингун. Это символ прочной страны. Он тоже стоит на белом мраморном постаменте.
Переполнившись впечатлениями от Гугуна, мы направились в знаменитый Храм Неба (Temple of Heaven).
Храм Неба находится в южном Пекине. Был возведён в 1420 году во времена правления династии Мин императором Юн Лэ. Общая площадь храма – 270 га.
Император появлялся здесь дважды в году – во времена молитвы о богатом урожае молился грозе и тучам и во время воспоминания предков.
Храм Неба – самый большой храм в Китае. Его архитектура является частью мирового наследия.
Храм Неба – это, в первую очередь круглое здание с трёхъярусной черепичной крышей, увенчанной позолоченной вышкой.
Главное, что есть внутри – великолепный зал Циняньдянь.
В 1998 Храм Неба был занесён ЮНЕСКО в реестр объектов мирового наследия.
Храм Неба.
Как я уже говорил, китайцы живут в мире, в котором символы играют огромную роль. Всё происходящее делится на главное и второстепенное. Стихии, например делятся на 5 главных: золото, вода, огонь, Земля, дерево, и 5 второстепенных: облака, ветер, дождь, Луна и молнии.
Для обозначения используются разные цвета, которые образуют молитвы и рассказы, которые я не берусь пересказывать, потому что и для нашего гида, как я уразумел, это тоже было затруднительно.
Уже перед самым выходом была круглая площадка с 9-кратным повторением сегментами.
Ну, а после этого нас повезли в самый классический китайский Парк Ихэюань, где находится знаменитый Летний дворец.
Первый Летний дворец был построен в 1153 году для отдыха императора во время жарких летних месяцев. Был перестроен практически заново в 1888 году императрицей Цыси на средства, собранные для создания китайского военно-морского флота.
Летний дворец, расположенный в 15 км. к северо-западу от центра Пекина, знаменит на весь мир прежде всего как классический китайский сад (парк Ихэюань) и включен в список всемирного наследия Unesco (ЮНЕСКО). Летний дворец в Пекине, построенный в 1750 г. и восстановленный в 1886 г., – шедевр садово-паркового искусства Китая, естественный ландшафт холмов и открытых водоемов дополняется павильонами, дворцами, храмами и мостами. Дворец делится на три части: территория для государственных дел с залом Милосердия и Долголетия, жилые кварталы императрицы с залами Нефритового журчания и Счастья и долголетия, и живописная местность с холлмом Долголетия и озером Куньмин. У подножия холма Долголетия на 728 метров тянется знаменитый Длинный коридор, внесенный в Книгу рекордов Гиннеса как самый длинный расписанный коридор в мире.
Искусственный холм (Ваньшоушань) был возведен из земли, вырытой при создании искусственного же озера Куньмин. У подножия холма на 728 метров тянется знаменитый Длинный коридор, внесенный в Книгу рекордов Гиннеса как самый длинный расписанный коридор в мире. У его восточной оконечности стоит Мраморная лодка, где императрица любила обедать.
Огромные просторы парка, тишина и спокойствие, тай-чи под тысячелетними деревьями, полное умиротворение. Там мы видели специальную штуковину, которую надо подкинуть ногой, а потом изловчиться и на ногу же поймать. И вспомнил я детство своё, когда мы проделывали нечто подобное с кусочком меха, к которому был пришит маленький кусочек свинца. Кое-где это называлось «маялка», а на Украине - «жонька». Специалисты могли бесконечное количество раз подбрасывать её внутренней и внешней частью стопы.
Сегодня это народный, в самом полном смысле слова, парк. Где тай-чи, а где народ поёт хором какие-то песни, а там играют во что-то, похожее на нарды. Народ развлекается, ест принесённое с собой или варёную кукурузу, которую можно здесь купить. Стараются не сорить, но их очень много, и можно видеть, что ухоженность не соответствует ожидаемой в императорском парке.
Очень интересен Длинный коридор, которым мы идём к Мраморной лодке: в какую бы дырку вы не залезли, на какую бы богом забытую балку не посмотрели, вы поймете, что богом это место и балка может и забыты, но не китайскими мастери. Везде рисунки, в абсолютно недоступных местах, на потайных карнизах, под крышами, за колонами – все разрисовано цветами, сценками из местной жизни, просто народными орнаментами, букашками, таракашками, как впрочем, наверное, элемент местной жизни. Остается очень приятный осадок.
А ведь всё это деревянное, но сохраняется благодаря покрытию особым лаком вначале самого дерева, а затем и рисунков на нём. Всё, видимо, вначале разрисовывалось, а лишь затем собиралось в единую конструкцию.
Я подозреваю, что на всю длину этого коридора, многосложные китайские мастера рассказали в цветах и рисунках какую-то длинную и интересную историю, понятную лишь знатокам.
На Мраморную лодку не пускали. Её можно было лишь осмотреть снаружи, что тоже впечатляет, зато наш Ши Фэн быстренько купил билеты на настоящую лодку – человек на 50, чтобы проплыть озером. Он же выстроил нас в начале очереди, которая восприняла это спокойно.
Вообще, нас воспринимали в течении всей поездки благосклонно – у китайцев, как мы постепенно выяснили осталась ностальгия по большим семьям, а тут трое детей сразу – это у них под запретом с 1979 года.
Заплыва пришлось ждать – немного штормило и местные шкиперы не брали на себя риск вывести своё плоскодонное «плав.средство» на открытое пространство озера.
Озеро Куньмин неспокойно и мы ждем, пока будет дано «добро» на выход.
Вид с озера Куньмин на жилые кварталы императрицы с залами Нефритового журчания и Счастья и долголетия, и холм Долголетия.
Ну, а после императорского великолепия пришло время осмотреть самую знамени -тую торговая улица Пекина Вангфуджинг (Wang -fujing), которая находится возле площади Тяаньмынь и одноименной станции метро.
По дороге видели олимпийский бассейн, часть олимпийской деревни и какую-то, довольно непонятную скульптуру.
Покупки и фотография у скульптуры рикши.
Ши Фэн привёз нас на улицу Вангфуджинг и оставил на пару часов.
Все пошли в магазины, а я остался на улице и закурил трубку, что было удивительно, для проходящих мимо китайцев. Были тут и европейцы, но и для них курящий, да ещё трубку тоже вызывал интерес.
Постепенно мне сносили пакеты с покупками, которые вначале можно было поместить в рюкзак, но потом он наполнился и пакеты стояли рядом. Сидел я на скамейках, постепенно перемещаясь за покупателями и наблюдая за прохожими.
Некоторые из них что-то ели с шашлычных палочек. Банан и засахарённое яблоко можно было узнать, но было и другое.
Видимо, где-то близко находился ночной базар, который мы видели на снимках во время подготовки к поездке и на который надеялись попасть.
В конце концов мы с Нариком и Ионном оказались вместе возле большого магазина игрушек, в котором они искали дополнительных чудищ для игры «Драконы и лабиринты». Чудища они не нашли, но внуку понравился вертолёт, который был настолько точно сбалансирован, что мог летать. Внук настолько заартачился в своей просьбе купить его, что зять, в наказание, отказался.
Всё это выяснилось на скамейке во время ожидания нашей женской части и после выяснения нюансов конфликта, Нарик согласился что был излишне суров с сыном, но пойти и купить вертолёт отказался – устал. Против воли отца я не хотел действовать, но когда конфликт был исчерпан, я пошёл и купил ребёнку игрушку.
Мы встретились с Ши Фэном, подошли к машине, чтобы разгрузиться и пошли на знаменитый ночной базар, который действительно был неподалёку.
Размышления. Как это можно есть?
Оказывается можно!
На длинном в несколько сотен метров тротуаре, отгороженном от проезжей части металлическим заборчиком, стоят на огне чаны с маслом и огромные кастрюли, в которых чего только не варят. Что было вкусно не могу сказать, но съедобно.
Так закончился и этот день!