Рецензия на спектакль театра им. Моссовета Царство

Антон Шиханов
Юродство царя доведено до гротеска. Безумный и своевольный, немощный и подозрительный, Иван IV, тем не менее, нужен своей стране. Он хочет уйти - его не отпускают. Такое в отечественной истории будет еще не раз. Так уж повелось, что на Руси любили юродивых. Божьи люди...
Бояре напыщенны и безынициативны; впрочем, так же невзрачна и игра артистов. Кажется, на сцене лишь один актер, чьи глаза то полны боли, то искрятся недоумением и сарказмом. Они воспаленно-красные, ищущие. Иван IV живет; он безумен, но реален. Его ноги сплетаются в замысловатые кренделя, он не ходит, а двигается в соответствии с тем внутренним миром, что царит внутри Царя. Кажется, такой правитель опасен - со странной гордостью он заставляет блаженного сына Федора записывать имена умерщвлённых по его приказу, но... финал спектакля показывает, что доброта приводит к разброду в умах, брожению в массах и краху царств...
Иоанн Васильевич умер... Умер, без покаяния. Да и нужно ли оно ему? Кажется, что замаливать грехи за него будет новый царь, Федор. Но способен ли тот править? Он ребячлив и доверчив, добр и не злопамятен. И тоже юродлив! Но его юродство другого цвета. Оно белое! О чем зрителю тут же докладывают. Все просто - правление Отца окрашено в черный цвет (таковы и костюмы), а Сына - в белый. Игра Виктора Сухорукова безупречна. Его герой искрится светом. Тембр голоса резонирует любовь... Перед нами непосредственное дитя, заблудшее в политику. Кажется, он любит всех, но... Опять-таки, как будет в истории нашей страны еще не раз, монарх, слишком доверяющий своему фавориту, низвергается с небес на землю.
Если бы не игра Александра Яцко и Виктора Сухорукова, спектакль вполне можно было бы назвать провальным. Не скрою, Екатерина Гусева очень гармонична в роли любящей царицы, а Валерий Яременко в роли беспринципного интригана Годунова. Но, невнятное музыкальное сопровождение, с вкраплениями совершенно неуместной балалайки, бестолковая игра второстепенных персонажей могли бы поставить крест на всем спектакле.