О пользе графомании

Люба Мельник
Кому он нужен, этот русский письменный? О пользе графомании

Это мне так кажется, или очень безграмотен стал народ? Ни чины, ни звания, ни возраст, ни пол – ничто не устанавливает границы этой безграмотности.

Впрочем, чему удивляться, все объяснимо. В старину люди довольно рано переставали писать.

В школе надо было быть грамотным – за соблюдение правил пятерки ставили. Получишь диплом о высшем образовании – и прощай, оружие! За стенами вуза ни книги особо не были нужны (разве только развлечься очередным «Вечным зовом» в толстом журнале?), ни тем более умение писать.

В иной избе, если деток школьного возраста не водится, – уж и тетрадного листа не найдешь, чтоб записку нацарапать, типа: «Я на усадьбе, картошку тяпаю». Да и удобнее ж просто гаркнуть, чтоб информация неслась с посада красного на посад глухой.

Письменным классом были, естественно, писатели, журналисты, подвид – рабселькоры, ученые в замках воздушных.

О, сочинители протоколов – милиционеры в кителях серых (параллельно – писатели в белых халатах, авторы историй болезней).

Вольнолюбцы-нарушители дисциплины, создатели романтических объяснительных.

Мелочь всякая – производители документации по всяким собраниям и совещаниям: комсорги-парторги, выборные и нанятые секретарши...

Основной вид сочинительства для масс был – переписка с родными. Мобильник сейчас эту нишу занял и рингтонит оттуда.

О том, что дочь брата выходит замуж, мы узнаем не из лично доставленного приглашения, а из профиля племяшки ВКонтакте. Там же и фотки будущего родственника посмотрим. Пробежимся по стене – погрустим от детского умения материться без повода...

Да, так о писательстве и грамотности. Вернее, о сочинительстве в широком смысле, о готовности мысли свои на публику вылить в виде более или менее связного текста.

Сейчас такого сочиняющего народа – тьмы, тьмы и тьмы. Самородки попадаются – читать бы да перечитывать.

По сию пору страдаю об одной блогерше, в некий момент случайно залетевшей в ШЖ. Кажется, та феечка звалась Лидочкой? Как писала! Как пришло в голову – так и вылилось, выпелось, спонтанная речь, что называется.

Брильянт чистейшей воды, после встречи с ней в джойсове «Улиссе» не метод видишь, а зеркало. А то еще случилась поэтесса из Одессы – при желто-зелененькой аватарке. Наши-то, местные-то (снобы!) чаянно или нечаянно обидели ее – и она аннигилировалась, так жаль. Успела ли я копирнуть ее стих о пушкинской Натали?..

Но это лирическое отступление, занесло. Итак, в СССР писателей имелось много, но меньше, чем сейчас, – трудоемким, не в пример нынешнему, был процесс писания, не говоря об издании.

И значит, все те безграмотные и малограмотные, что о языковых нормах и правилах, стилях и методах спокойно забывали за порогом школы или вуза, – без писательства спокойно жили. Они были читателями.

Грань меж писательством и читательством была четкой, как Берлинская стена. Сейчас читатели – еще и писатели. Сидят в Сети и пишут. Вот туточки, в ШЖ, сидят и пишут: на граммы той руды, что попадает в выпуски интернет-журнала, приходятся архивные залежи из тонн пустой породы.

Так что причина описанного в начальном абзаце роста безграмотности – и соответствующих страданий граммар-пуритан о порче языка – просто-напросто в росте востребованности русского письменного. Эти изменения обусловлены практикой.

Если 80 процентов русскоязычных предпочитают кофе числить в среднем роде – так оно и будет, и пусть остальные проценты заткнутся. И мягкий знак в «заткнутся» независимо от контекста поставить придется, если этого захочут (так!) 80 процентов.

Но мы, составляющие эти самые ничтожные 20 процентов, придем почитать тексты легиона новопрославленных писателей. И прочтем, и скажем им: «Кофе – мужского рода! А «захочут» – это не стиль автора, а его безграмотность». И отмывайтесь-оправдывайтесь, большевики!

Мне нравятся эти процессы. Нет, не кофе в среднем роде нравится, а сам процесс вовлеченности масс в создание текстов. Людям нравится писать – вот что замечательно.

Снижение среднестатистической грамотности идет за счет роста востребованности русского письменного. Язык письменный – все ж новая ступень по сравнению с языком устным.

Чтоб что-то сказать – даже думать не надо. Чтоб написать – подумать приходится.

То, что описал Пушкин, способен почувствовать простой смертный:

...И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут...

И пусть чувствуют, и пусть осознают свои порывы и ощущения, пусть пишут – они делают то, что им нравится, и что не запрещено законом.

У меня был к этому тексту хороший эпиграф. Призыв другого нашего классика, Сергея В. Воробьева: «Пешите лучше!».

Спустя минуты размышлений одумалась: сути текста больше соответствует краткое и побудительное: «Пешите!»

Пишите-пишите, друзья! Ошибетесь с запятыми или с какими жы-шы – добрые люди помогут, навтыкают так, что по-олбански гутарить разучитесь.