Исповедь дочери

Людмила Лигай
        Она  не могла  уснуть. Уже  которую ночь!  Перед ней  проплывала  вся  ее жизнь:  детство, юность, замужество, уход мужа.. И страшный день, когда ушла мама..
           Навсегда! Просто уснула вечером. А утром , почему то не хлопотала, как всегда  на кухне…Инсульт … Ушла из жизни тихо, как и жила всю жизнь, никого не тревожа..

          Их,  детей, у мамы было двое. Дочь и сын.  С детства, как  казалось Тане, мама любила  только  ее  младшего  брата. Все его проделки оставались для него безнаказанными . Но зато Таню, за его малейший рев , за шишку на лбу, за разбитые коленки  братика ругали, ставили в угол. Было очень обидно.  Таня  молча глотала слезы.

      Тогда  она  не понимала , что такая участь у всех старших детей. Что родители не могут не любить своих детей, особенно такие, как ее  мать. И только тогда,  когда у  нее  родились  свои дети , она поняла , что зря была обижена на маму всю жизнь. А теперь ее нет… Она ушла. И никогда теперь не вернется назад, никогда!

       Всю свою жизнь Таня  была обижена на мать.  Ей казалось,  что она обделяет  ее во всем … А сейчас, вспоминая прошлое, понимала,  как же мать любила  их. Она работала на двух , трех работах ,только , чтобы ее дети одевались не хуже других . Чтобы никогда не засматривались на чужой стол, чтобы ни в чем не нуждались. А  Таня не понимала , почему брату она купила крутые джинсы , а ей нет?  Обида, за которую, сейчас,  при воспоминании, у Татьяны  перехватывало  дыхание.

       - Доченька, а ты подожди немного, хорошо..Коленька уже взрослый, ему надо одеваться не хуже ,чем его друзья,» - заглядывая дочке в глаза , оправдывалась мама. 
          От обиды Таня тогда  разревелась и убежала в свою комнату и прорыдала там  до самого вечера.

             «Прости меня, мамочка, прости , если ты меня слышишь, если ты меня видишь, прости… Я не видела , или не хотела видеть, что ты годами ходила в одной и той же одежде . Что , с радостью одевала те вещи , которые я не хотела носить , потому что они вышли из моды… Ты носила мои рваные колготки , говорила …

          - Не выбрасывай их, доченька, оставь, мне  пойдет, под брюками  -  не видно.» - Перехватило дыхание. Воспоминания , воспоминания…
         Когда от них  ушел отец, Таня с братом   не очень переживали.  Он почти не занимался  ими, утром уходил на работу,  приходил домой поздно.  Часто уезжал в командировку и его неделями не было дома..
 
        Таня  не могла понять, почему  мать все ночи плачет. Почему  совсем забросила  их  и целыми днями сидела , молча глядя в одну точку.
 Она уговаривала,  злилась,  ругала мать, кричала  что у  нее  нет гордости:
            - Ты , знаешь, почему тебя папа бросил?  Да потому, что ты совсем перестала следить за собой! Одеваешься, как деревенская баба, ходишь в старье!  Погляди на свою соперницу!  Какая красивая, ухоженная, а ты? -               
             Мать смотрела на дочь , полными слез глазами,  затем молча отворачиваясь, уходила в свою опустевшую спальню,  и запиралась…

         « Гадина, какая же я гадина… Не могла понять , что мы , ее дети , сделали ее такой! Чтобы я и братишка  ни в чем не нуждались , она забыла о том , что она Женщина! Только теперь,  когда от меня ушел муж, мамочка , я понимаю тебя, твою боль!  Сердце кажется, мамочка , у меня  сейчас остановится от боли!  Мамочка, прости меня ,  твою глупую дочь, прости за то , что не могла понять тебя - женщина женщину…»  - рыдания сотрясали все тело молодой женщины -
           « А теперь тебя нет..Никогда я не увижу тебя, никогда ты не придешь ко мне , не обнимешь меня, не заглянешь мне в глаза и не спросишь:
        - Доченька, как ты? У тебя все нормально? Как твое сердечко?»

     - Никогда . в течении всей жизни , Таня  не слышала от матери, что она устала.  Что у нее какие то проблемы.  Она ограждала  детей  от всех своих переживаний  и всю свою жизнь, молча , в душе , переносила всю тяжесть одинокой, брошенной женщины:  «Как же тебя удавалось это, мама?»

      Ночь…Все давно спят..Дети выросли…Разлетелись…Тишина давит так оглушающе, что  закладывает уши…Огромный дом.. столько  комнат  … и все пустые…В некоторые.. Таня вообще не заходила. Зачем? Там никого нет! Нет матери , которая жила со ней долгие годы , выслушивая  все упреки , которыми  дочь  осыпала ее.  Вспоминала прошлое. выливала всю свою злость на ней, на самом близком и родном человеке.  Беспомощно  мать молча  смотрела на Таню. Глаза ее наполнялись слезами . А  ей хотелось еще больнее  задеть мать..
      ЗАЧЕМ!  Теперь слезами горю не поможешь… А ЭТО горе! Ее ГОРЕ!  Которое не искупить перед собою ничем…которое будет жечь, съедать , болеть всю ее  жизнь:
        - Мамочка, милая, родная , любимая !  Как же мне жить с этим! Я знаю, что ты меня давно простила за все, но когда я смогу …простить..себя…»
               
                2014 г.