Педагогика и тарелки

Ирина Литвинова
У школьницы Юрьны была домашняя обязанность мыть после обеда  посуду - грязные тарелки, ложки, вилки,чашки и кастрюли, оставшиеся от завтрака и обеда.

На обед приходили с работы молодые папа и мама, обедали вместе с первоклашкой и опять уходили на работу. А раз Юрьна уже школьница, то и обязанности у неё взрослые – посуду мыть, в магазин ходить,  не только паркет с папой к праздникам натирать, танцуя на одной ноге со специальной мягкой щеткой на другой.

За мытьем посуды можно много разных полезных дел сделать, например, положить рядом на стол учебник и разучивать стихи, распевая их на подходящий мотивчик.  И посуду помоешь, и стихи выучишь, красота!

Мыть посуду каждый день, похоже, одну Юрьну из всего двора заставляли. Остальные счастливчики ждали первоклашку на улице под окном её кухни на первом этаже, всячески дразня певицу и кидая камушки в открытую форточку. 

Обидно Юрьне было до слёз. Все кругом вольные дети, а она подневольная, да еще и дразнятся, орут на улице, кривляются, позорят, друзья называется!

Однажды Юрьна  не выдержала и устроила родителям бунт. Сразу после обеда.  То ли от обиды, то ли устала после школы, но мыть посуду отказалась, ну, хоть на «один-единственный разочек». Папа и мама входить в Юрьнино тяжелое положение  не спешили.

Юрьна рыдала, размазывая слёзы по лицу, а папа и мама, вместо того, чтобы пожалеть несчастную бедную девочку, наоборот начали смеяться. Чему тут смеяться? - еще сильнее загоревала первоклашка  и усилила мощность звука. Заревела в голос.

Не подействовало. Родители по-прежнему веселились. Юрьна обессилила и стихла, даже всхлипнуть сил не осталось. Тогда непутевые родители, наконец, сообразили приласкать несчастную, посочувствовать и погладить дочь по голове.  Первоклашка подумала, что дело налаживается, что добилась своего, мыть посуду не заставят, вздохнула с облегчением и уже было начала улыбаться, когда услышала:

- Ну что, успокоилась? А теперь вставай и иди мыть посуду.

Нельзя передать словами, какую обиду  на «злых» родителей пережила Золушка, какое отчаяние поселилось в душе бедного несчастного ребенка-сироты.  Выходит,  родители у неё чужие, родные бы так не поступили.

Юрьна рыдала, слизывала слёзы, пела и мыла посуду одновременно.  Концерт, который закатила сирота, разучивая очередной стих, слышал весь двор. Солистку традиционно дразнили приятели, организовав  комический  хор малолеток на стихи Пушкина.

Оценить педагогический ход родителей Юрьна смогла  тогда, когда уже училась на первом курсе института, а  её младшая сестра пошла в первый класс. Приехав домой на каникулы, студентка обнаружила, что Алёнку не заставляют мыть посуду. 

Вызвала родителей на серьезный разговор.  Объяснила, что они совершают фатальную ошибку, и, если дело немедленно не поправить, из сестры ответственного человека не получится. Родители молча покивали, как-бы соглашаясь, но пропустили мудрые слова дочери мимо ушей.

Алёнка, может быть, и была не против помыть посуду, и даже мыла в качестве взрослой игры, но родители оттаскивали дитя от раковины. Дитя росло отважное, ходило в лютый мороз без варежек, испытывая организм на прочность.

Руки у дитя были в вечных не проходящих красных цыпках. Добрые папа и мама устраняли дитя от вредной для кожи рук воды, одновременно сами устраняясь от педагогического процесса.

Слова студентки оказались  пророческими. Родители получили от младшей дочери всё, что заслужили странным воспитанием,  и отошли в мир иной раньше срока. 

Юрьна до сих пор удивляется, как так получилось, что воспитывали сестер одни и те же родители, а вышло, что абсолютно разные,  и если бы тогда, на первом курсе, настояла на своем,  жизнь сестры сложилась благополучнее и успешнее.

Алёнка  не повзрослела, и усвоила странные понятия о жизни, порядке и о чистоте. Каждый раз, приезжая на дачу, Юрьна первым делом моет горы грязных тарелок, поставленных друг на друга и, из соображений гигиены, тщательно упрятанных сестрой в холодильник. Ей не трудно помыть посуду за сестрой, ей  трудно и горько сознавать, что судьба родного человека не сложилась во многом из-за педагогических ошибок родителей.

Может быть, ей это только кажется, может быть, не в этом дело, но печальный факт налицо.  Брать ответственность за свои поступки младшая  сестра  так и не научилась, попросту переложив ответственность с родителей на старшую сестру.  И старшей пришлось бы  гораздо легче, если  бы речь шла только о таких пустяках, как  немытые тарелки.