Вступление Часть 1

Кузьмин Иван Николаевич
Я решился написать очерк собственной  биографии, следуя настоятельным пожеланиям своих родственников и знакомых. При этом я хорошо сознаю, что, как автор,  вряд ли способен к сколько-нибудь глубоким философским обобщениям. Слабость моя и в том, что я не обладаю даром  красочно отобразить пережитое.  Вместе с тем, я был непосредственным  свидетелем и даже участником  ряда крупных исторических событий и был знаком со многими выдающимися людьми. Описывая эти события и этих людей, и воспроизводя обстановку того времени я надеюсь, что тем самым  смогу “унавозить почву” для солидного исследователя эпохи и внести свой вклад в историческую фактографию.

Что касается композиционного построения книги,  то я хотел бы сопровождать чисто биографические сведения и данные, непосредственно относящиеся к  моей службе, рассмотрением окружающей обстановки в более широком плане. Не уверен, что мне удалось достичь оптимального сочетания этих разнородных планов.

Работая над своей биографией, я осознал, что жизнь моя прошла на солнечной стороне. Конечно, юношеская мечта стать биологом не состоялась. Однако я более  полувека достойно служил в Советской Армии и в КГБ СССР. Эти полвека воинской службы включали  двадцать с лишним лет   работы  в эпицентре холодной войны в Берлине на посту заместителя начальника и начальника информационного подразделения аппарата советской внешней разведки. В этом качестве я отвечал, в частности, за обмен информацией по политическим, военным и экономическим вопросам  с одной из наиболее результативных спецслужб мира – разведкой МГБ ГДР и за обработку этой информации. Следует подчеркнуть, что материалы немецких друзей в существенной мере раскрывали планы и замыслы противника в отношении нашей страны и других социалистических стран. Естественно, что,  работая на данном участке, я постоянно сознавал исключительную важность задачи, которую мне было поручено выполнять. А это было источником высочайшей мотивации.
    
В качестве заместителя начальника, а затем начальника информационного подразделения аппарата КГБ СССР в Берлине, а также кафедры информационной работы Краснознаменного института КГБ имени Ю.В.Андропова мне  довелось возглавлять два коллектива энтузиастов - сотрудников самой высокой квалификации; эта работа давала большое  удовлетворение и позволяла в полной мере использовать собственные знания и профессиональный опыт.

Часть сотрудников этих коллективов в последующем успешно трудились на оперативной работе, а трое из них одно  время возглавляли резидентуры КГБ в крупных странах. Некоторые  продвинулись по службе в других государственных учреждениях или достигли успеха в бизнесе.

Отдельно следует отметить, что, начав работу в информационном подразделении аппарата КГБ в Берлине, сформировался талантливый журналист и выдающийся политический деятель нашей страны Владимир Николаевич Марков. Ряд лет он был председателем правления Российского информационного агентства “Новости”, а последние годы жизни был главным политическим советником В.С.Черномырдина, вместе с которым в 1990 году вел переговоры с президентом Сербии Милошевичем.

Я благодарен судьбе, которая подарила мне светлую творческую старость. Уже после выхода в отставку в шестьдесят шесть лет я четырнадцать лет работал ведущим научным сотрудником в Институте актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России. В 72 года защитил диссертацию на степень доктора политических наук, а в 75 лет  стал профессором.  Опубликовал ряд монографий, научных докладов и статей. Состоял членом трех диссертационных советов. Воспитал целую плеяду молодых ученых. Под моим научным руководством  защитили диссертации около двадцати аспирантов и соискателей. Являлся организатором и участником многочисленных международных научных семинаров и конференций. Принимал участие в работе Российско –германской Комиссии по современной истории, в 2002 году выступал с содокладом на Нобелевском симпозиуме в  Осло.  И сегодня, в свои  86 лет, несмотря на физическую немощь,  пишу эти  воспоминания, сохранив ясность мысли и хорошую память

Моя служба во взрослом возрасте с 1948 по 2001 год протекала в Восточном Берлине (24 года – пять долгосрочных командировок от двух до семи лет) и в Москве (27 лет), 6 лет по линии ГРУ генерального штаба Советской Армии и 45 лет в КГБ СССР. То есть, половину своего продуктивного возраста я жил и работал в Германской Демократической Республике и полюбил эту страну и ее жителей. Крушение ГДР стало для меня тяжелым ударом, тем более, что я видел Восточную Германию в качестве образца лучшей жизни и у себя дома.

ГДР являлась стратегической союзницей СССР и в этом плане имела приоритет по сравнению со всеми другими странами социалистического содружества. Приоритет ГДР обеспечивался целым рядом факторов. На ее территории, на линии непосредственного соприкосновения с блоком НАТО находилась наиболее мощная группировка советских вооруженных сил – Группа советских войск в Германии в составе 19 танковых и механизированных дивизий, а также 5 авиационных дивизий. По объему внешней торговли ГДР являлась важнейшим партнером Советского Союза. Между руководителями КПСС и СЕПГ долгие годы, вплоть до воцарения Горбачева, отмечались  единомыслие и взаимная поддержка.