Ислам Каримов и Норсултан Назарбаев

Революционарио Шер
СОВМЕСТНЫЕ ПРОЕКТЫ В УСТРАНЕНИИ ВНЕШНИХ УГРОЗ
 
Официальная пресса Узбекистана информировала, что 24-25 ноября 2014 года по приглашению Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева его узбекский коллега Ислам Каримов посетит Казахстан с официальным визитом. Это будет восьмой по счету официальный визит главы государства, не считая контакты двух персон на различных мероприятиях межгосударственного характера. Узбекский МИД сообщил, что «в ходе встреч и переговоров на высшем уровне будет обсужден широкий круг вопросов, касающихся дальнейшего развития плодотворного узбекско-казахстанского сотрудничества в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной и других областях. Главы государств также обменяются мнениями по актуальным региональным и международным проблемам». Российская «Независимая газета» считает, что «Ислам Каримов ищет возможности восстановления подпорченных отношений с Россией из-за выхода из ОДКБ и сближения с США, и решил заручиться поддержкой Назарбаева»[1].

Автор материала, вероятно, мало знаком с Исламом Каримовым, точнее, с его внешнеполитическими действиями, так как узбекский президент не нуждается в посредниках при установлении определенных отношений с Москвой или какой-либо иной страной. Это было видно за все годы его правления, когда он мог неожиданно развернуться от одной стороны и стать другом для другой. Ташкент с легкостью создавал Договор о коллективной безопасности, выходил из него, потом вновь участвовал и опять разрывал контакты с этой военно-интеграционной группировкой; точно также он поступал с ГУУАМ, ЕвроАзЭС, этим самым демонстрируя миру свою особую восточную политику с партнерами и соседями. Дело в том, что И.Каримов пропускает внешнюю политику других государств через собственное «я», отождествляя личную персону с Узбекистаном, и поэтому видя выгоды и перспективы лишь с точки зрения главы республики. Поскольку каждому правителю характерны свои психологические характеристики, то и внешние действия фактически отражают внутреннюю суть хозяина «Ок Сарая», порой не всегда совпадая с интересами самой же республики. Это было не раз, и это будет при контактах с президентом Казахстана, который более прагматичен и осторожен, осознавая ответственность перед казахским народом и регионом.
В отношении Кремля у Каримова нет определенной программы, так как он то публично высказывается в негативной форме к президенту Украины Петру Порошенко, то заявляет, что находится в прострации и нуждается в более интенсивных контактах с Владимиром Путиным, то заменяет узбекского посла в России З.Пулатходжаева на Акмаля Камалова, то с распростертыми руками встречает всех эмиссаров из США и Западной Европы, которые создают определенный пояс недоверия» к Москве и пытаются сподвигнуть узбекского лидера к поддержке антироссийских санкций. И Ислам Каримов умеет лаврировать между интересами, при этом оставаясь «сухим» в «мутной воде». Его цели не столько поддержать того или иного, сколько получить выгоду от борьбы главных игроков в мировой политике. Как заявил один из экспертов в Аппарате президента Узбекистана, «когда слоны между собой дерутся, слонятам лучше быть в стороне и мирно глотать бананы, за которые и борятся старшие». Иначе говоря, Ислам Абдуганиевич в меньшей степени заинтересован быть втянутым в большую геополитическую игру/войну».

С другой стороны, возросшее беспокойство И.Каримова ситуацией как в Центральной Азии, так и на постсоветском пространстве стало заметно в последнее время, когда он зачастил на различные саммиты (ШОС, СНГ), и встречался с президентами Туркменистана, Таджикистана, начал усиливать связи с узбекским генералом Рашидом Дустумом в Афганистане. Несомненно, его тревожат события 2014 года, а именно:

- ухудшение внутриполитической обстановки в Афганистане после вывода коалиционных войск США и Европы и возможности нового витка панисламистского движения в Центральной Азии за счет привлечения интереса к региону боевых структур с Ближнего Востока (ИГИЛ);
- усложнения ситуации на юго-востоке Украины и поддержки Москвой сепаратистских движений Донбасса и Луганска, а также в других частях СНГ[2], что прямо и косвенно влияет на внутренню обстановку государств Центральной Азии;
- усиление скрытной борьбы в Каракалпакстане против Ташкента в идее независимости от «метрополии» и возможности подключения к ней тех каракалпаков, которые проживают на территориях Казахстана и Туркменистана;
- ухудшения экологической обстановки в регионе Приаралья, что становится детонатором для политической борьбы населяющих там народов;
- продолжение борьбы стран за трансграничные воды и строительство гидротехнических объектов, существенно влияющих на экономику и благополучие Узбекистана[3].

Нельзя скидывать со счетов и предстоящие парламентские и президентские выборы в Узбекистане, и И.Каримову также важно знать, какую позицию может занять Астана в отношении одного из «долгожителей во власти» на постсоветском пространстве – признает или проигнорирует, поскольку выдвижение действующего президента на новый срок – это очередное нарушение Конституции. Но для Норсултана Назарбаева, естественно, важно не столько это, сколько дальнейшая прогнозируемость политики Ташкента и выстраивание более четких контуров сотрудничества с Узбекистаном. Скорее всего, казахстанская сторона будет более настойчивой в рассматривание межгосударственных экономических отношений и развертывания трансконтинентальных коммуникацийс учетом интересов и Астаны, поскольку Центральная Азия становится важным звеном в логистике и транзите товаров из Юго-Восточной Азии на Ближний Восток и в Западную Европу, причем зачастую в обход России[4].

С экономической точки зрения отношения между Казахстаном и Узбекистаном не так уж и плохи: по итогам 2013 года объем двустороннего товарооборота составил $3 244,0 млн.[5]; приграничная торговля, особенно, не учитываемая статистикой достигает $1 млрд. Казахстан становится вторым «поглотителем» узбекских трудовых мигрантов на пространстве СНГ, более предпочтительным из-за схожей культуры, языка, ментальности и традиций и менее репрессивной, по сравнению с российской, миграционной политики. За истекший период состоялось 7 визитов Президента Республики Узбекистан И.А.Каримова в Казахстан и 7 визитов Президента Казахстана в Республику Узбекистан, на которых подписывались важнейшие документы. Узбекский президент может предложить коллеге присоединиться и активно участвовать в проекте транспортной магистрали Узбекистан – Туркменистан – Иран – Оман. Особый вопрос – это экспорт и потребление углеводородного сырья, электроэнергии, водных ресурсов, которые становятся первостепенными для всего региона.

Политическая сторона – это ситуация в Афганистане и возможность совместного противодействия экстремистским тенденциям в Центральной Азии; ранее ти вопросы И.Каримов обсуждал с Эмомали Рахмоновым и Гурбангулы Бердымухамедовым, поскольку Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан являются первыми «буферными» странами; второй эшелон – это Казахстан и Кыргызстан, причем серьезными вооруженными силами располагают лишь Ташкент и Астана. Вероятнее всего, именно о совместных проектах в сфере борьбы с военными угрозами будут поднимать лидеры двух государств. Здесь стоит уточнить, что совмещение интересов ИДУ с ИГИЛ является фактором, формирующим будущие сценарии конфликтов на религиозной основе на территории Центральной Азии, с перекройкой не только границ, но и переформатированием режимов. Не обойдут вниманием и распределение военной техники и аммуниции, что передают армии США и Европы для центрально-азиатских республик. Узбекистан в большей части нуждается в современном вооружении, так как текущие ресурсы[6] уже не соответствуют условиям предотвращения внешних опасностей.
 
Резо Чедия специально для e-center.asia

---------------------------------------------------------
[1] http://www.ng.ru/cis/2014-11-21/7_karimov.html
[2] Приднестровье, Абхазия, Нагорный Карабах.
[3] Нужно отметить, что это в большей степени касается Узбекистана, так как соседи – Казахстан, Таджикистан, Кыргызтан и Туркменистан в большей степени обеспечены водными ресурсами.
[4] Что также является тревожным сигналом для Москвы.
[5] В 2011 году этот показатель составлял $2,7 млрд.
[6] Большая часть боеприпасов советского производтва имеют утраченный ресурс действия; техника морально и физически устарела.