Главная дорога жизни - дорога в Хадж

Эльмира Ибрагимова 3
 

С утра в доме чувствовалось особенное оживление. Накануне мама со старшей сестрой сделали в доме генеральную уборку, пекли пироги и готовили много еды.
Восьмилетний Мухаммад знал, что сегодня они пойдут в аэропорт встречать дедушку и бабушку, которые возвращаются из хаджа. Но не мог понять, почему мама так много готовит и волнуется, хватит ли еды на всех гостей?
- Мама, разве бабушка и дедушка возвращаются не одни? Они привезут с собой много гостей?
- Нет, сынок. Гости у нас будут из числа наших родных и близких. Они вместе с нами пойдут встречать наших стариков, и мы, конечно же, пригласим их к нам на ужин. И потом гости к нам будут приходить без приглашения и большим потоком.
- Я люблю гостей. Но мне интересно, почему они будут приходить к нам без приглашения?
- Паломников, совершивших хадж, близкие, родные, а порой и просто хорошие знакомые всегда провожают к святым местам и встречают оттуда особенно торжественно и с почетом. Ты же видел, как много людей пришло проводить наших стариков в хадж, когда они уезжали. Наверное, заметил, что и других паломников провожали целые группы.
- Да, я помню, ты показала мне тогда одну одинокую старушку, которую провожали в Хадж все жители ее села, живущие в Махачкале. А некоторые даже приехали из ее высокогорного района! И еще ты обещала рассказать мне ее особенную историю. А потом мы с тобой забыли об этом.
- Что ж, я выполню свое обещание прямо сейчас, сынок. Я с детства знаю эту женщину, она наша землячка. Хочу, чтобы и ты знал эту замечательную бабушку. Зовут ее тетя Джамилат. Всю свою жизнь она проработала медсестрой в нашей сельской больнице, а выйдя на пенсию, помогала землякам, делала им уколы, лечила травами, которые собирала каждое лето в большом количестве. А еще эта женщина известна тем, что все свои скромные сбережения она потратила на то, чтобы построить родник на перекрестке дорог. Этот родник до сих пор называют родником тети Джамилат. Она состарилась, но благодарные земляки помнят о том, как она лечила их, в любое время суток откликаясь на чью-то боль. Как в любую погоду, по бездорожью, пешком шла к больным в соседние села, чтобы сделать укол и помочь. Наши состоятельные земляки  решили отблагодарить этого светлого человека и помогли бабушке Джамилат и с оформлением документов, и материально. И пришли, чтобы проводить ее, целыми семьями, как самого родного человека.
-Хорошие у нас земляки, благодарные, - задумчиво сказал Мухаммад. - И бабушка эта очень хорошая. Я помню ее доброе лицо и улыбку. И как она плакала от радости перед отъездом.
- Ты правильно заметил, сын. Она плакала от радости, потому что сбылась главная мечта ее жизни – бабушка Джамилат отправилась в хадж. Она мечтала об этом с юных лет, но когда-то мусульмане даже мечтать не могли о таких благословенных для веры временах. Многие верующие прошлых лет так и умерли с этой мечтой, а некоторые шли в хадж пешком, преодолевая неимоверные трудности и не всегда достигая цели.
- Как хорошо, что сейчас другие времена и наши бабушка и дедушка смогли совершить паломничество. Они ведь тоже давно об этом мечтали, да, мама? Я никогда не видел их такими радостными, как в день отъезда в хадж. Даже тогда, когда мы всей семей ездили в Турцию, дедушка и бабушка не радовались так сильно, хотя и там посещали мечети и святые места.
- Конечно, родной. Хадж – самая сокровенная мечта каждого мусульманина. А дорога в хадж, Мухаммадик, – это главная в жизни дорога для человека. Нигде больше он не будет так близок к Аллаху и его Дому. Выполнение обрядов хаджа, посещение Мекки – это одна из самых главных пяти обязанностей мусульманина. Представляешь, какая радость приходит в сердце того, кто может себе позволить эту самую главную в жизни дорогу. Вот и мы должны порадоваться за дедушку и бабушку. И просить у Аллаха дать и нам всем такую возможность приближения к Нему. Это единственное место в мире, где люди не делятся ни по национальному, ни по расовому, ни по материальному, ни по социальному статусу. Перед Аллахом все равны. И в одном ряду нередко оказываются и короли, и простые рабочие. Они даже одинаково одеты, во все белое. Это лучшее напоминание людям о том, что все равны перед Всевышним. Хадж важен еще и тем, что мусульмане, собираясь в Мекке, могут порадоваться могуществу уммы Мухаммада, сплоченности и многочисленности мусульман, которые молятся у Каабы, в едином порыве поднимая руки к небу.
- Мамочка, я тоже хочу когда-нибудь побывать в святых местах. Но до этого хочу хорошо подготовиться к этому важному событию моей жизни. Ты ведь говоришь, там, в священной Мекке, у Каабы каждый человек чувствует Аллаха очень близко. И молится ему, и просит о милости. Я обязательно научусь правильно молиться, не буду пропускать ни один намаз, и даже утренний. Постараюсь выдержать все дни поста в месяц Рамазан, и вообще буду жить так, чтобы Аллах был мной доволен. Буду хорошо учиться, никого не стану обижать, буду помогать слабым, больным и старым. Дедушка часто рассказывает мне об исламе, а еще я буду читать больше книг о нашей вере, чтобы знать все правила жизни для мусульманина. Как ты думаешь, у меня получится задуманное, мама? Смогу я стать достойным того, чтобы поехать в хадж и быть еще ближе к Аллаху?
- Конечно, сын. У тебя все получится, и мы все тебе в этом поможем. Главное – твое желание и понимание ответственности, потому что хадж – это не туристическая поездка. Туда надо ехать подготовленным и многое в себе победившим. Все в твоих руках, мой дорогой сын. Есть такое выражение: «Дорогу осилит идущий». Сегодня ты сделал своим намерением первый шаг по этой самой главной дороге.
А теперь мы должны поторопиться. Сейчас за нами заедет папа, и мы отправимся в аэропорт. Бабушка и дедушка привезли нам много подарков, но главный их них – это баракат хаджа. Только о глубоком значении слова «баракат» я расскажу тебе в следующий раз.